Первые в космосе
1. Пояснительная записка
1.1. Тематическое направление: духовное и нравственное воспитание.
1.2. Тема воспитательного мероприятия: «Первые в космосе». Экскурсия посвящена одному из важнейших событий для мировой науки «Дню космонавтики», первому полету человека в космос. В работе рассказывается о людях, благодаря которым наша страна, наш гражданин преодолел пределы Земли, и тех, кто осваивает космическое пространство сейчас. Однако основной упор делается не на сам полет, а на духовно-нравственных качествах людей, сделавших так, чтоб этот полет стал возможным, качествах, позволяющим людям делать грандиозные открытия и становится «первыми» в своем деле.
1.3. Целевая аудитория: 14-15 лет/ 8 класс.
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя. Воспитательное мероприятия «Первые в космосе» имеет большое значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя, является одним из запланированных мероприятий о дружбе, взаимопомощи, сотрудничестве, доброте. Данная разработка тесно связана с межличностными взаимоотношениями в классном коллективе, помогает воспитывать в них чувство команды, показывает, как важны нравственные качества личности для становления человека, для его самоопределения в обществе. К данному внеклассному мероприятию материал подобран с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса.
1.5. Цель мероприятия: обеспечение всестороннего и гармонического развития обучающегося.
Задачи: сформировать чувства нравственности, патриотизма, российской гражданской идентичности, стратегических принципов выбора жизненного пути на примере основателей космонавтики; воспитать чувства гордости за свою Родину и ее достижения в области космонавтики; развить представления о важности сотрудничества и взаимодействия, командной работы.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
Метапредметные:
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению, учитывать разные мнения, формировать собственное мнение и позицию.
Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, строить сообщение в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, выделять существенную информацию.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действий.
1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия: экскурсия. Выбор обусловлен возрастными особенности учащихся, ведь для того, чтобы заинтересовать подростка, важно погрузить его в пространство заполненное интерактивом, ведь статичная информация воспринимается ими намного сложнее.
1.7. Основные методы и приемы: показ, беседа, анализ, игра, частично-поисковый, наглядный.
1.8. Необходимые ресурсы: инфоматы и стенды исторического парка «Россия – моя история», коробка, пионерский галстук, шоколад «MilkyWay», морковь, скрепки, стол, гелиевый шарик и обычный воздушный шарик, секундомер.
1.9. Данное воспитательное мероприятие было приурочено «Дню космонавтики». Может быть проведено как в историческом парке «Россия –моя история», так и в любом другом музее космонавтики, где находятся письма и воспоминания Юрия Алексеевича Гагарина, Константина Эдуардовича Циолковского, Сергея Павловича Королева. Также, и в школьном пространстве, при соответствующей подготовке.
2. Основная часть.
2.1. Данное мероприятие проходило в историческом парке «Россия – моя история» в г. Тюмень на 3 этаже. Перед проведением была заготовлена коробка с необходимыми вещами и установлена при входе в зал. Гелиевый и воздушный шары привязаны к инфомату, возле стенда К.Э. Циолковского. В купольном зале установлен стол и заготовлены скрепки и секундомер.
2.2. Конспект мероприятия.
1 этап. Организационно-мотивационный.
Встреча участников занятия при входе в зал у турникета. Ребятам предлагается посмотреть на предметы находящиеся в коробке, в ней находятся: морковь, пионерский галстук и шоколад «MilkyWay».
Учитель: Ребята скажите, что объединяет эти 3 предметы?
Ученики: Высказывают предположения.
Учитель: Запомним, и вернемся к ним в конце нашей экскурсии. Приглашаю Вас пройти в зал.
2 этап. Актуализация знаний и погружение в тему.
Начинается экскурсия у стенда «Ракетостроение», посвященного изобретению К.Э. Циолковским ракеты. Возле стенда весит два шара: гелевый и обычный, он заранее надут и завязан лентой так, чтобы можно было легко ее отвязать
Учитель: Мы с Вами сейчас находимся в зале, посвященном зарождению космонавтики. Давайте отправим в полет два воздушных шара (отпускает гелиевый и обычный шарик). Скажите почему шары полетели по-разному?
Ученики: Высказывают предположения.
Учитель: За счет чего шарики приходят в движение?
Ученики: Высказывают предположения.
Учитель: Этот тип движения называется реактивным. Первым, кто теоретически обосновал применение реактивного движение для космических полетов, был Циолковский Константин Эдуардович. Его идеи воплотил в жизнь первый конструктор ракетостроения Королев Сергей Павлович (указывает на соседний стенд с изображением С.П. Королева), построив первый космический корабль. Наш воздушный шарик полетел за счет отделения воздуха от него, что отделяется от ракеты при полете? (при затруднении у учащихся указывает на стенд, на котором подписаны ступени ракеты)
Ученики: Высказывают предположения.
Учитель: Космонавты называют их морковками. Ну что, поехали дальше.
Учитель проводит ребят в купольный зал и подводит к инфомату «Первый отряд космонавтов»
Учитель: Ракета была сконструирована, необходимо было найти для нее пилота. Обратите внимание на экран, скажите какие требования предъявлялись к космонавтам?
Ученики: Возраст не старше 35 лет, рост не выше 170 см, вес не более 70 кг.
Учитель: Ну еще у них конечно же должен был быть хороший вестибулярный аппарат. Как Вы думаете, кто из Вас прошел бы эту проверку? Давайте попробуем. Ваша задача будет заключаться в следующем: закрыв глаза необходимо сделать три оборота вокруг себя, а затем пройти по прямой линии приставляя пятку к носку. Давайте для начала попробуем порепетировать. Молодцы.
Учитель: Но как Вы считаете, достаточно ли было иметь хорошие физические данные для того, чтобы стать первым космонавтом?
Ученики: Высказывают предположения.
Учитель: Давайте постараемся узнать, каким же был человеком Юрий Алексеевич Гагарин.
Переход к инфомату Юрий Гагарин.
3 этап. Изучение нового материала.
Учитель: Прошу Вас, используя воспоминания самого космонавта, его друзей, родных, выделить, какими человеческими качествами он обладал. Обращаю внимание, что информация инфомата дублируется на экране, поэтому, кто-то работает непосредственно здесь, а остальные ищут информацию на экране, а для того, чтобы все было удобно работать, нужно работать сообща, во взаимодействии.
Учитель: Каким
же человеком был Юрий Алексеевич Гагарин?
Ученики: Высказывают свое мнение, подкрепляя его выдержками из воспоминаний
и характеристик.
Учитель: Если обобщить все сказанное, хорошим человеком был Юрий Гагарин?
Ученики: Да.
Учитель: Конечно, а значит, чтоб стать первым, и не обязательно в космосе, нужно быть прежде всего хорошим человеком.
Учитель: Юрия Гагарина признали во всем мире. Он был желанным гостем во всех его уголках. В честь первого полета в космос и первого космонавта было впущено множество марок в разных странах. Что свидетельствовало о значимости этого события. (Демонстрирует книгу с марками, посвященными полёту в космос)
Учитель: В письме своей жене Валентине перед полетом он писал (Учитель перелистывает информацию на инфомате до письма к жене и читает из этого письма фразу) «когда-то еще в детстве прочитал Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца».
.
Учитель: А вы знаете, кто такие пионеры?
Ученики: Пионер значит первый.
Учитель: Поэтому Юрий Гагарин по праву считается пионером, первопроходцем космоса. Но как вы думает, смог бы он стать первым в одиночку?
Ученики: Высказывают предположения.
Учитель: Конечно же нет, он говорил «Это не моя личная слава, разве я бы мог проникнуть в космос будучи одиночкой. Это слава нашего народа»
Переходят к столу, учащиеся становятся вокруг него.
Учитель: А сейчас, я предлагаю Вам немного поиграть. Правила игры следующие: я кладу на стол небольшое количество скрепок, каждый игрок должен собрать как можно больше скрепок; каждые 20 секунд количество скрепок, лежащих на столе, будет удваиваться. Поехали…
Учащиеся обычно хватают все скрепки и на столе ни остается ни одной…
Учитель: Вы все проиграли… Давайте еще раз внимательно послушаем инструкцию к игре. (еще раз проговаривает правила).
При необходимости, если и во 2 раз на столе не останется ни одной скрепки, учитель повторяет правила еще раз.
Учитель: Скажите, в каком случае скрепок у Вас стало больше?
Ученики: Когда стали договариваться, делится…
Учитель: Т.е. только тогда, когда Вы стали действовать, как одна команда. Какой вывод можно сделать из этой игры.
Ученики: Высказывают предположения.
Учитель: 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком, полетевшим в космос. А как Вы думаете, развивается ли космонавтика сейчас?
Ученики: Конечно развивается, люди и сейчас продолжают летать в космос и осваивать его.
Кто-нибудь может назвать имена космонавтов-современников?
Ученики: Отвечают на вопрос.
Учитель: Приглашаю Вас пройти в следующий зал, в котором мы и познакомимся с современными исследователями космоса.
Проходят в следующий зал. Подходят к инфомату «Космос ждет».
Учитель: Прошу Вас, используя информацию представленную здесь, ответить мне на следующие вопросы: На каких космических кораблях летают современные космонавты? Кто они покорители космоса сегодня?
Ребята работают с информацией на стенде и инфомате.
Ученики: Отвечают на вопросы.
Учитель: Значит, космонавтика продолжает развиваться и благодаря людям, работающим в этой отрасли, каждый день разгадываются тайны ранее недостижимого нам космоса, нашей Галактики, которая называется?..
Ученики: Млечный путь.
4 этап. Заключительный.
Учитель: Давайте вернемся к нашим предметам. Теперь Вы можете сказать, что означает каждый из этих предметов? что их объединяло?
Ученики: Высказывают предположения.
Учитель: Спасибо за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.