Технологическая карта урока музыки для обучающихся 7 класса по теме «Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Оценка 4.7

Технологическая карта урока музыки для обучающихся 7 класса по теме «Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
10.12.2024
Технологическая карта урока музыки для обучающихся 7 класса по теме «Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин».
ТК_Иван Сусанин(2).docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа №12»

 

Рассмотрено:

МО учителей

музыки и ИЗО,

физической культуры,

протокол от 05.09.2024 №2

 

 

Технологическая карта урока музыки для обучающихся 7 класса

по теме «Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин».

 

 

Разработчик:

Озиева Алина Андреевна,

учитель музыки

 

г.Нижневартовск, 2024

 

Тема урока: «Интегрированный урок Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» (II действие)

 

Тип урока: Актуализация знаний и умений

 

Цель:

Образовательная:

Углубление знаний у обучающихся по теме «Опера «Иван Сусанин» и умение применять знания для решения учебных задач.

 

Воспитательная:

Воспитание положительного отношения к учению и познавательной деятельности.

Воспитание у обучающихся понимания значимости нравственных, эстетических свойств музыки оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин».

 

Развивающая:

Развитие умения взаимодействовать друг с другом в группах, умения представлять результаты совместной деятельности.

Развитие умений обобщать полученные знания, отличать национальные особенности музыки, развивать музыкальную память.

 

Задачи.

1.      Продолжить знакомить обучающихся с оперой «Иван Сусанин» (II действие), её музыкальными особенностями и характеристиками героев.

2.      Мотивировать обучающихся к дальнейшему процессу самопознания, самовоспитания и саморазвития в области музыкального образования.

3.       Активизировать познавательную деятельность у обучающихся через активные и интерактивные формы обучения и реализовать их функции: обучающую, воспитательную, развивающую, психоэмоциональную, коммуникативную.

 

Оборудование.

Проектор, экран, компьютер, презентация,  фрагменты из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»; портрет М.И.Глинки, фотографии,            иллюстрирующие его биографию.

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

 

Организационный момент (самоопределение к деятельности)

 

Задача: воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений обучающихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

Музыкальное приветствие:. Здравствуйте, ребята.

Здравствуйте!

Личностные:

Формирование основных моральных норм.

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

 

Регулятивные:

Организация своих действий.

Определение своего рабочего места под руководством учителя.

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Актуализация знаний и умений. Мотивация к учебной деятельности.

 

 

 

 

Постановка учебной задачи. Целеполагание

 

 

Задача: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне, побуждение к тематической беседе, активизация интеллектуального потенциала.

На прошлом уроке мы с вами изучали оперу. Что это была за опера и кто автор?

Верно, чему посвящена опера?

 

 

На сегодняшнем уроке мы продолжим разговаривать на эту тему.

 

М.Глинка «Иван Сусанин».

Героическому подвигу Сусанина!

Регулятивные:

Воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, возможность предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума.

Планирование достижения целей через решение ряда последовательных задач частного характера.

 

Коммуникативные:

Умение воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения.

Формулирование своего мнения, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах.

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение знаний и умений в новой ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сейчас мы разделимся на две команды. Придумайте название команд, но они должны быть связанны с оперой.

За каждый правильный ответ дается очко в виде квадрата. Какая команда наберет больше очков, та и победит.

 

 Вы уже сказали, что опера является творением Глинки, а были ли ещё попытки написания оперы?

А кто ещё сделал попытку?

 

Катерино Альбертович Кавос (30 октября 1775 — 10 мая 1840) — русский композитор и дирижёр.

 

Какое первое название оперы, в каком году была первая постановка?

 

Мы уже говорили, что многие виды искусства взяли за основу историю Сусанина для воплощения своего творчества. Почему же? Что такого сделал Иван Сусанин?

 

 Высокое самоотвержение Сусанина есть великий подвиг, делающий славу русскому имени; поэзия должна и может брать его своим содержанием. Сусанина можно сделать героем песни, эпического рапсода, баллады, поэмы, оперы.

 

А в какой исторический период происходят события оперы?

Что такое смута?


В 1613 году народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

           

Согласно официальной версии, в конце 1612 или в начале 1613 года, в Смутное время, Сусанин отказался сообщить о местонахождении Михаила Фёдоровича «польским и литовским людям», искавшим его в Костромском уезде. За это он был подвергнут «великим немерным пыткам», от которых скончался.

 

 

 

 

 

Какое  литературное произведение в основе оперы «Иван Сусанин»?

 

Вспомнить с прошлого урока, кто такой Рылеев?

 

 

 

 

А кем был сам Иван Сусанин?

 

Обычный крестьянин, пожертвовал собой, спасая отчий дом. С другой стороны, Минин и Пожарский, лидеры ополчения, взяли на себя ответственность и объединили народ для победы над захватчиками. О чём говорят вот эти два примера подвига?

 

 

 

 

 

Правильно вы думаете, а кто ещё в опере является примером подвига?

Что он сделал?

 

 Что такое эпилог, какой хор звучит в нем?

 

Вы молодцы ребята, перейдём ко второму заданию.

 

По описанию нужно догадаться о какой теме идет речь. Каждой команде читается одно определение, команда должна определить тему и назвать ее. За правильный ответ -  1 очко.

 

Задание для первой команды:

Мелодическая линия очень проста, в ней преобладает плавное, поступенное движение. Несмотря на довольно быстрый темп, музыка величава. Торжественность и эпическая сила придают ей черты марша. Сам Глинка называл эту музыку гимном – маршем. С предельной выпуклостью и чёткостью здесь воплощён богатырский образ русского народа.

 

Задание для второй команды:

Музыка своей простотой и естественностью близка русским народным песням. Мирный и спокойный её характер усиливается аккомпанементом в духе колыбельной. По словам самого Глинки, эта музыка «выражает тихую, беззаботную жизнь… характер её наивный, как и характер самого героя»

 

Отлично поработали, мы вспомнили полученные знания с прошлого урока. Дальнейшая наша работа будет заключаться в драматургии оперы, которая построена на двух темах. Как вы считаете, какие это две темы? Вспомните, с кем идёт война.

Верно. Драматургия оперы построена на конфликте двух сил, изображённых с помощью контрастных музыкальных тем - русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки.

 

Опера открывается интродукцией -  картиной, в которой представлен образ  русского крестьянства. Послушайте и скажите, какой характер, какая мысль излагается в интродукции. Что Глинка пытается показать?

 

Слушание интродукции.

Увертюра начинается величественным вступлением. Взволнованность и динамичность ее основного, быстрого раздела предвосхищает драматические события оперы.

В первом акте значительное место занимают хоры. Интродукция «Родина моя» — величавая народная сцена; основная мелодия хора, словно подсказанная широким раздольем русских просторов, напоминает народную песню.

 

Бал в замке польского короля Сигизмунда. Поляки хвастают своими победами, но появляется гонец и сообщает, что Минин и Пожарский собирают народное ополчение, чтобы разгромить врага. Большой отряд поляков собирается в поход.

 Польский бал открывается блестящим полонезом. Затем  здесь исполняются ещё три танца - краковяквальс и мазурка .

Второй акт резко контрастирует с первым. Здесь основное место занимают блестящие бальные танцы. За торжественным полонезом следует энергичный, стремительный краковяк; плавный, легкий вальс сменяется темпераментной мазуркой. 

Послушайте Польский полонез и ответьте, как Глинка характеризует поляков, какой характер у музыки.

 

Слушание Польский полонез

 

 

 

 

 

Почему Глинка выбирает именно эти танцы для характеристики польского войска?

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

.

 

Кавос!

 

 

«Жизнь за царя» - 1836 год

 

 

 

 

 

 

Отдал жизнь за Родину! Он увёл поляков в тернистые леса, чтобы они не добрались до Минина и Пожарского и будущего наследника престола.

 

 

 

Смуты в стране.

Сму́тное вре́мя, или Сму́та — период в истории России с 1598 года по 1613 год, ознаменованный стихийными бедствиями, сопровождающийся многочисленными случаями самозванства, гражданской, русско-польской и русско-шведской войнами.

 

 

 

 

 

 

 

Рылеев поэма «Иван Сусанин»

Русский поэт, общественный деятель, декабрист.

 

 

 

 

 

 Обычным крестьянином.

Не важно, крестьянин ты или важная персона, ты можешь помочь родине и совершить подвиг, вне зависимости от твоего статуса. Каждый человек важен стране.

 

 

 

 

 

Ванечка!

Ответы детей

 

Заключение, хор «Славься!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хор «Славься»

 

 

 

 

 

 

«Песня Вани»

 

 

Русских и поляков!

 

 

 

 

 

 

 

 

Этой сценой композитор утверждает, что народ - главное действующее лицо в опере. Широкая, напевная мелодия «Родина моя, русская земля, бури  мчатся  над тобой» звучит здесь в партии хора. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во втором действии звучит танцевальная музыка. Этими танцами Глинка характеризует гордых и надменных поляков.Второе действиеполностью посвящено полякам, тем самым Глинка проявляет уважение к образу врага.

Музыка выражает самонадеянность, гордыню, надменность польской Шляхты, хор в Полонезе - заносчивость и алчность. Глинка использует приёмы. характерные для военной музыки. Это медные инструменты, фанфарные интонации, пунктирный ритм.

 

 

 

Коммуникативные:

Восприятие музыки как искусство интонируемого смысла, стреление понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения.

Умение выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению.

Умение воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения.

Умение выражать свое мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах.

Умение вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благоприятный тон диалога.

 

Личностные:

Проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России.

Знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры.

Готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социальноисторических особенностей этики и эстетики.

Восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе.

Формирование трудолюбия в учебе, настойчивость в достижении поставленных целей,

интереса к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства.

Понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества.

 

Регулятивные:

Умение понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию. Способность регулировать способ выражения собственных эмоций.

Умение уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам,

 проявлять открытость.

 

Познавательные:

Умение самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования.

Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования.

 

Предметные результаты:

Осознание принципов универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывной связи музыки и жизни человека, всего человечества.

Умение рассуждать на заданную тему, воспринимать российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление.

Получение знаний о достижениях отечественных мастеров музыкальной культуры, воспитание чувства гордости за них.

 

 

5.

Обобщение и систематизация знаний

 

 Давайте сравним две эти темы и сделаем вывод.

Как у нас охарактеризованы поляки и русские?

 

 

Глинка большой новатор в том, что соединил номера хореографии, развернутые балетные действа, с хором.

В чём контраст русских и поляков?

 

 

 

 

 

 

Глинка назвал свое творение «отечественной героико-трагической оперой», сделав главным героем произведения, активным участником событий народ, придав опере эпический размах, насытив ее действие массовыми хоровыми сценами. Личные судьбы отдельных героев предстают в неразрывной связи с судьбами родины. Широкие картины жизни народа, быта, русской природы сочетаются в опере с глубоким раскрытием многогранных характеров.

 

Поляки охарактеризованы при помощи танцев: полонез, краковяк, мазурка, вальс. Поляки в опере почти не поют, т. е. их характеристика -оркестровая. Русские в опере охарактеризованы при помощи вокальных номеров.

 

Вокальная партия поляков основана на речетативных интонациях в отличие от напевности  вокальных партий  крестьян-поселян и воинов-ополченцев.  Таков музыкальный контраст в опере образов русских и поляков.

 

 

Личностные:

Проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России.

Знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры.

Готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социальноисторических особенностей этики и эстетики.

 

Коммуникативные:

Умение выражать свое мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах.

Умение воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения.

 

Познавательные:

Умение самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования.

Умение самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования.

 

6.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Домашним заданием будет изобразить на рисунке тему русских и поляков. Покажите как вы видите два этих народа. На фоне вы можете слушать темы, которые мы сегодня проходили, они будут вашей подсказкой.

 

Личностные:

Знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру.

Интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства.

 

Познавательные:

Умение самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования.

 

7.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №12»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №12»

Тема урока: «Интегрированный урок

Тема урока: «Интегрированный урок

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормируемые

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормируемые

Применение знаний и умений в новой ситуации

Применение знаний и умений в новой ситуации

Применение знаний и умений в новой ситуации

Применение знаний и умений в новой ситуации

Правильно вы думаете, а кто ещё в опере является примером подвига?

Правильно вы думаете, а кто ещё в опере является примером подвига?

Отлично поработали, мы вспомнили полученные знания с прошлого урока

Отлично поработали, мы вспомнили полученные знания с прошлого урока

Большой отряд поляков собирается в поход

Большой отряд поляков собирается в поход

Глинка большой новатор в том, что соединил номера хореографии, развернутые балетные действа, с хором

Глинка большой новатор в том, что соединил номера хореографии, развернутые балетные действа, с хором

Обобщение и систематизация знаний

Обобщение и систематизация знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2024