Интегрированный урок по алгебре и информатике
При конструировании современного урока все чаще используются различные формы и методы организации обучения. Потому современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только педагога, но и обучающихся. Для достижения этой задачи мы выбрали проведение интегрированного урока. Такой урок позволяет интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, они дают возможность применить полученные знания на практике.
Тема: «Линейная функция и её график»
Класс: 7
Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме, выявить уровень усвоения обучающимися знаний и умений.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Задачи:
Образовательная: по алгебре:
– отработка с обучающимися возможностей применения знаний умений и навыков, полученных на уроках для построения графика линейной функции;
по информатике:
- использование программных средств для построения графика линейной функции;
Развивающая:
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развитие логического мышления, творческих способностей;
- отработка метапредметных компетентностей обучающихся, при работе с числовой и графической информацией средствами компьютерных технологий (ИКТ), отработка уверенного владения инструментарием ИКТ.
Воспитательная:
- формирование умения слушать и вступать в диалог, обсуждении возникающих проблем;
- повышение мотивации к обучению через нетрадиционное проведение урока; воспитание личностных качеств, необходимых для самооценивания.
Методы обучения:
· Словесные (беседа, опрос)
· Наглядные (демонстрация презентации, справочные материалы)
· Практические (работа за ПК (построение графиков линейной функции в программе Graph и MS Excel))
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: компьютер с ОС Windows XP, презентация «Линейная функция», офисные программы в том числе, MS Excel, Graph, раздаточный материал (карточки), проектор, экран.
Этапы урока:
1.Организационный момент (2 мин).
2.Проверка домашнего задания (5 мин)
3.Практическая работа и задача (10 мин)
4. Здоровьесберегающая пауза (2 мин)
5.Мини-исследовательская работа. (14 мин)
6.Обобщение материала (5 мин)
7.Подведение итогов урока (2 мин)
Ход урока:
Учитель математики- Ганко Наталья Викторовна
Учитель информатики- Костин Дмитрий Евгеньевич
1.Организационный момент: Здравствуйте, садитесь.
Учитель информатики: -Добрый день, ребята! Урок, который состоится сегодня – необычный. Необычен он тем, что в нем будут сочетаться два предмета: алгебра и информатика. Это интегрированный урок.
Учитель математики: Сегодня наш урок обобщающего повторения по теме: “Построение графика линейной функции” проходит в компьютерном классе. Для более продуктивной работы над материалом урока мы с вами будем использовать компьютер.
Поэтому цель нашего урока сегодня обобщить знания по теме «Линейная функция» с помощью компьютерных технологий.
2.Проверка домашнего задания
1.Дайте определение функции.
2.(слайд 1)
3.Что является графиком линейной функции?
4.Сколько точек необходимо, чтобы построить прямую?
Учитель математики. Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. Давайте последуем совету писателя на сегодняшнем уроке: будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни.
Учитель информатики: объясняет и показывает как работать с электронными таблицами.
Учитель информатики.
Построить график функции y=2x+5
Графиком линейной функции является прямая, которую можно построить по двум точкам. Заполним табличку
В ячейку с первым значением «y» введем формулу и используем маркер автозаполнения.
В итоге получили табличку:
Создаём график
Выбираем: ВСТАВКА — > ТОЧЕЧНАЯ -> ТОЧЕЧНАЯ С ГЛАДКИМИ КРИВЫМИ И МАРКЕРАМИ
По графику отвечаем на вопросы.
Учитель информатики. Давайте сделаем вывод. (Как легче построить график и ответить на вопросы: в тетради или при помощи компьютера?)
Работают по алгоритму, выполняя задание за компьютером.
3.Практическая работа и задача
Учитель информатики: Работа на компьютере в программе Graph
Построить графики функций:
y=-2x y=x+2
Учитель информатики: Построили?! У всех так поучилось? Назовите координату точки пересечения графиков.
Учитель математики. Обратите внимание на экран.
Анализируют, делают выводы.
Отвечают на вопросы по готовым чертежам.
Учитель математики:
Известный польский математик Гуго Штейнгаус шутливо утверждает, что существует закон, который формулируется так: математик сделает это лучше. А именно, если поручить двум людям, один из которых математик, выполнение любой незнакомой им работы, то результат всегда будет следующим: математик сделает ее лучше.
Представьте себе задачу: На складе было 500 тонн угля. Ежедневно стали увозить по 30 тонн угля. Сколько тонн угля будет на складе через х дней? Составим математическую модель решения этой задачи.
у = 500 – 30х (записываем на доске)
Вычислим значение при х=2 и х=5
Составим таблицу значений с шагом 1 для х и у. Построим график.
Дополнительные вопросы:
1) Сколько тонн угля останется на складе, если его вывозить 7 дней?
2) Хватит ли угля на 20 дней?
4.Здоровье-сберегающая пауза
Учитель математики. После интенсивной работы нужно потянуться и распрямить свой позвоночник. Мы засиделись. Встанем. Выпрямимся. Начинаем нашу разминку.
1) Ось абсцисс. Раз. Два. Три. Четыре.
2) Ось ординат. Раз. Два. Три. Четыре.
3) k – положительное. Наклон вправо. Потянулись.
4) k – отрицательное. Наклон влево. Потянулись.
Молодцы!!!
Выполняют разминку повторяя движения за учителем.
5.Мини-исследовательская работа: MS Excel
Анализируют, отвечают на вопросы и делают выводы.
6.Обобщение материала
Учитель математики: Из проделанной Вами работы, какой вывод можно сделать???
Математика- это поэзия, как говорил Павел Кикоть- доцент МГИУ (МАСИ), кандидат физико-математических наук.
Послушаем стихотворение «О линейной функции», которое приготовили ребята.
Стихотворение о линейной функции.
Функция линейная
Совсем не здоровенная,
... и все...
И больше ничего.
Но это только кажется,
Что все легко и вяжется,
Ведь главные у функции-
Есть два таких числа…
Чтоб мы не заблудились
В координатной плоскости
Они как два гаишника
За движением глядят.
КА смело нам укажет,
Что за приключения
Нам с вами предстоят.
Ведь от ее характера и от ее одежды
Зависит – толи в горку, иль с горки нам бежать.
А БЭ за нас волнуется,
БЭ просто нам подскажет
Как правильно и верно
Дорогу перейти.
И судя по строительству
Графиков линейных
Сказать мы можем смело
Что числа те важны.
И если вдруг окажемся
В координатной плоскости
Преграды этой функции
Мы сможем одолеть.
7.Подведение итогов урока
Учитель математики: Ребята, а какая цель была перед нами поставлена в начале урока? Цель достигнута?
Отвечают: тема: линейная функция и её график очень интересный материал, пригодиться в дальнейшем в учебе и в жизни.
ЛИТЕРАТУРА
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.