Интегрированный урок по химии, географии, истории и информатике "Нефть - универсальный источник углеводородов"
Оценка 4.6

Интегрированный урок по химии, географии, истории и информатике "Нефть - универсальный источник углеводородов"

Оценка 4.6
doc
03.05.2022
Интегрированный урок по химии, географии, истории и информатике "Нефть - универсальный источник углеводородов"
Нефть.doc

                                                                                                                        

План-конспект интегрированного урока по учебным дисциплинам «Химия», «География», «Информатика», «Всемирная история» (рассчитан на 2 урока)

 

Тема.   «Нефть – универсальный источник углеводородов»

 

Тип урока:  интегрированный (химия, география, информатика, всемирная история)  

 

Цель образовательная:

- изучить состав нефти и основные способы её переработки;

- раскрыть сущность причины остроты энергетической проблемы в мире;

- выявить причины влияния энергетической проблемы на мировое общество;

- изучить районы нефтедобычи и нефтепотребления, основные грузопотоки нефти;

- проанализировать влияние нефтяного загрязнения на географическую оболочку Земли;

развивающая:

- развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы;

- развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;

- развивать умения работать с картой, анализировать её, выделять главное;

воспитательная:

- развивать познавательный интерес к дисциплинам;

- формировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире;

- формировать экологическую культуру и интерес учащихся к проблемам ресурсообеспечения;

- актуализировать  знания, полученные на уроках химии, географии, всемирной истории по данной теме.

 

Ход урока

 

         1. Орг. момент

         2. Видеоролик (Получение нефти)

 

Преподаватель химии:

− Как вы думаете, что станет темой обсуждения сегодня на уроке?

− Обоснуйте актуальность темы.

 

Слайд 2

         Тема урока: «Нефть – универсальный источник углеводородов»

                                   (запись в тетради)

         Цель урока: актуализировать, обобщить и систематизировать знания учащихся о нефти как об универсальном источнике углеводородов путем генерализации материала интегрируемых учебных дисциплин «Химия», «География», «Информатика», «Всемирная история».

 

Преподаватель химии:

         Слово нефть появилось в русском языке в XVII в. и происходит от арабского «нафата»«извергать». Нефть и нефтяное дело имеют многовековую историю. Знакомство с удивительно замечательной жидкостью произошло несколько тысяч лет до н.э. При раскопках городов поселений древнего Египта были найдены светильники, в которых содержались остатки высохшего нефтебитума. 6 − 8 тыс. лет назад на берегах Евфрата находились нефтяные промыслы. В Европе асфальт, продукт окисления нефти, был известен 4 − 5 тыс. лет назад.

         В середине XIX в. нефть использовалась для освещения в ряде городов на Ближнем Востоке, Южной Италии. В начале XIX в. в России, а в середине XIX в. в Америке из нефти путём возгонки был получен керосин. Он использовался в лампах. До середины XIX в. нефть добывалась в небольших количествах из колодцев вблизи естественных выходов её на поверхность.   Современный уровень цивилизации и технологии был бы немыслим без этой дешевой и обильной энергии, которую представляет нам нефть. Нефть является наиболее титулованным видом полезных ископаемых. Её величают и «королевой энергетики», и «царицей плодородия». А её королевский сан в органической химии – «черное золото».

 

Слайд 3

                    «Королева энергетики»

Нефть       «Царица плодородия

                    «Черное золото»

 

Преподаватель химии:

         Нефть создала новую отрасль промышленности – нефтехимию.

         Итак, что же такое нефть? С точки зрения химии, нефть – природная смесь газообразных, жидких и твердых УВ, различной молекулярной массы, содержащих от 5 до 50 атомов углерода. Кроме углерода в состав нефти входит сера, азот.

Слайд 4 (запись в тетради)

           С  –  82 – 87 %            

           H  − 11 – 15 %

           S  −  0,01 – 6 %

           О  − 0,2 %

           N  − 0,01 – 3 %

 

         УВ – основные компоненты нефти и природного газа (алканы, алкены, арены).

 

         Почему состав нефти нельзя выразить одной формулой?

 

Слайд 5 (запись в тетради)

Физические свойства нефти

         Нефть – маслянистая жидкость, с характерным специфическим запахом, от светло-бурого до черного цвета, не имеет постоянной температуры кипения, нерастворима в воде, но растворяется в бензине, бензоле. При охлаждении застывает. Температура застывания различна и зависит от содержания парафина. Различия в физических свойствах обуславливаются внутренним строением нефти.

         Для получения из нефти ценных продуктов её перерабатывают. Рассмотрим способы переработки нефти.

 

Слайд 6 (запись в тетради)

 

Способы переработки нефти

 


              физический (первичная)                       химический (вторичная)

 

                           перегонка                                                крекинг

               (разделение на фракции)

 

 

            Слайд 7  (Перегонка нефти)

         Осуществляют перегонку в современных установках. Перегонка нефти осуществляется в установке, которая состоит из трубчатой печи, ректификационной колонны и холодильника. В печи нефть нагревают до 350°. Она кипит, и её большая часть превращается в пар, который по подземному устройству попадает в ректификационную колонну.

         Колонна представляет собой огромное цилиндрической формы сооружение высотой 40 м, диаметром 3-4 м, похожее на башню. Внутри устройство простое и чрезвычайно остроумное. По всей высоте оно разделено горизонтальными перегородками – тарелками. В середине тарелок есть отверстие, как в чудо-печке. Самое замечательное в колонне – это способность разделить УВ на группы, одновременно переводя из парообразного состояния в жидкое.

         Разделение нефти на фракции происходит следующим порядком. Самые тяжелые составные части нефти, которые не испарились, остаются внизу колонны, образуя фракционный мазут. В нижней тарелке накапливается тяжелая маслянистая жидкость – газойль – дизельное топливо. Более легкие пары проникают выше и постепенно оседают и собираются на тарелках. Т. о. каждый вид нефтепродуктов – мазут, газойль, керосин, лигроин, бензин – находят в колонне свою тарелку.

 

         Слайд 8 (Заполнить таблицу)

 

Фракции нефти

Температура кипения

Углеродный состав

Применение

 

 

 

 

 

Преподаватель химии:

         Такое разделение нефти на отдельные фракции основано на том, что нефть – смесь УВ с разной температурой кипения. Это физический метод переработки нефти. Каждая фракция имеет большое значение.

          Как вы думаете, выход какой фракции нужно увеличить? Почему?

 

         Сообщение (Бензин)

         Бензин – используется как авиационное, автомобильное топливо. Качество его определяется стойкостью к детонации. Под детонацией понимают взрывное горение бензина при сжатии, что недопустимо. Детонацию в основном вызывают УВ нормального (неразветвленного) строения. Разветвленные, непредельные, ароматические УВ снижают вероятность детонации. Детонационную стойкость характеризуют октановым числом. Её повышают, добавляя антидетонаторы, например, тетраэтил свинца. Однако он очень ядовит и сильно загрязняет атмосферу. Для увеличения октанового числа проводят ароматизацию-риформинг бензинов в присутствии платинового катализатора. Ароматические УВ значительно повышают ОЧ.

         Например, АИ – 95

          А – ароматические УВ

          И – ОЧ определено исследовательским методом

          95 – 95% изооктана и 5% н-гептана

Вопросы:

Чем определяется качество бензина?

Что такое детонация?

Какие УВ вызывают детонацию?

Какие УВ снижают детонацию?

Что означает октановое число?

Как его повысить?

Расшифруйте марку бензина АИ –95.

 

Преподаватель химии:

         При прямой перегонке нефти выход бензина составляет всего 5-25%. А как увеличить выход бензина? Фракция бензина содержит легкие УВ С5 – С11. Ученые переоткрыли способ разлагать тяжелый мазут и превращать его в летучий бензин. 

 

         Видеоролик (Крекинг)

 

         Различают крекинг термический и каталитический. Оба они являются химическими.

 

         Слайд 11 (запись в тетради)

 

Крекинг

                                                                                                   

                         термический                                    каталитический    

        C8H18      t   C4H10 + C4H8         CH3 – CH2 – CH2 – CH AlCl3 CH3 – CH – CH3

         октан           бутан     бутен                         н-бутан                                                                                                         

                                                                                                                                         CH3

                                                                                                                                    изобутан

 

 

Преподаватель химии:

         Термический – расщепление происходит при высоких температурах (470°-550°) и повышенном давлении. Образуется много непредельных УВ. Получается бензин устойчивый к детонации, но неустойчивый при хранении.

         Каталитический – используются катализаторы алюминосиликатов. Процесс протекает быстро, образуется меньше непредельных УВ. Бензин устойчив к детонации, более устойчив к хранению.

         Кроме крекинг-бензина в процессе крекинга получают удивительное многообразие веществ, имеющих большое значение.

 

         Слайд 12 (Портрет Д.И. Менделеева)

         «Нефть не топливо. Топить можно и ассигнациями».

 

 

 

Преподаватель химии:

         Еще Д.И. Менделеев ясно понимал, каким прекрасным материалом для различных химических производств является нефть и нефтепродукты. Изучая нефтяные месторождения, он заявил о недопустимом использовании нефти только как топлива. «Топить можно и ассигнациями», − писал он в одной из статей. Менделеев резко возражал А.Нобелю, который настаивал на нефтяном отоплении. Он этим подчеркнул значимость нефти. Более 80% всей добытой нефти в мире используют для получения топлива. Но запасы нефти не бесконечны. Ученые ищут разные способы получения топлива.

         Нефть бесценный дар природы. Роль и значение нефти в нашей жизни огромны. С отдаленных времен люди применяли нефть и в лечебных целях, и в строительстве. Известно, что египтяне употребляли нефть при изготовлении особых составов для бальзамирования трупов.

 

         Слайды 13,14 (Нефтепродукты)

 

Преподаватель химии:

         В наши дни нефть – богатейшее сырье для химической промышленности. Из нефти получают парафин для свечного и спичечного производства, вазелин, бензин и толуол – для производства взрывчатых веществ, гудрон – для пропитки шпал и изготовления изоляции электрических кабелей, нефтяной кокс – для отопления, короче, около 6000 различных видов продуктов, используемых в промышленности и быту. Не будет преувеличения, если скажем, что современная цивилизация основана на нефти.

         Продукты переработки нефти широко используются, но они создали большие экологические проблемы.

 

         Слайды 15,16,17 (Экологические проблемы)

         В результате сгорания топлива в атмосферу выбрасываются ядовитые вещества, вредные для здоровья человека.

 

         Слайд 18 (СО)

         СО – ядовитый газ, без цвета, без запаха. При вдыхании связывается с гемоглобином крови. Небольшие концентрации приводят к головокружению, головной боли, тошноте, чувству усталости, замедленным реакциям у водителей. Высокие концентрации – к смерти.

 

         Слайд 19 (Альдегиды)

         Альдегиды – органические вещества, раздражающе действуют на глаза, дыхательные пути, поражают почки, печень.

 

         Слайд 20 (Оксиды азота)

         Оксиды азота – растворяясь в воде, образуют кислоты HNO2 и HNO3, являющиеся причиной кислотных дождей. Они образуются и в органах дыхания, разъедают их.

 

         Слайд 21 (Сажа)

         Сажа – действует на органы дыхания, как любая пыль. Но самое страшное, что на их поверхности оседают канцерогенные вещества (бензпирен), приводят к онкологическим заболеваниям.

 

         Слайд 22 (Свинцовые соединения)

         Свинцовые соединения – яды, поражающие ЦНС, желудочно-кишечный тракт, нарушают процессы обмена веществ, накапливаются в организме до опасных концентраций. Вблизи магистралей накапливаются в почве и растениях.

 

         Слайд 23 (Сернистый газ)

         Сернистый газ. С парами воды в атмосфере образуется H2SO4. Длительное вдыхание его вызывает нарушения деятельности нервной системы.

 

         Таким образом, продукты переработки нефти отрицательно действуют на организм человека, но без автомобиля трудно представить себе жизнь людей, поэтому необходимо искать безопасные виды топлива либо изменять конструкцию двигателей, чтобы сделать их более безопасными для человека.

 

 

Преподаватель географии:

 

Слайд  24

Обобщая вышесказанный материал, можно сделать вывод, что нефть играет огромную роль в обществе,  она активно используется как сырье для развития химической промышленности, так и в виде топлива.

На слайде представлена диаграмма «Структура мирового энергопотребления (в процентах)». Определите, какое место в структуре мирового энергопотребления занимает нефть? Какие виды топлива опережают ее? Почему еще недавно нефть занимала первое место в структуре мирового энергопотребления, а сейчас лишь третье? Отметьте в конспектах место нефти в структуре мирового энергопотребления и ее долю (Нефть занимает третье место в структуре мирового энергопотребления, ее доля  составляет 15,1%).

Слайд  25

Внимательно рассмотрите карту «Разведанные запасы нефти по странам мира». Равномерно ли распределены запасы нефти? Каковы общие запасы нефти? Какие страны являются лидерами по запасам нефти?

 

Слайд  26

Обобщая вышесказанное, с помощью  материала представленного на слайде, выпишите в конспекты страны-лидеры по разведенным запасам нефти (Саудовская Аравия, Канада, Иран, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Венесуэла, Россия).

Слайд  27

Внимательно рассмотрите карту «Добыча нефти по странам мира». Какова ежегодная добыча нефти, какие страны лидируют по добыче?

Слайд  28

Обобщая вышесказанное, с помощью диаграммы представленной на слайде, выпишите в конспекты страны-лидеры по добыче нефти (Саудовская Аравия, Россия, США, Иран, Китай, ОАЭ).

Слайд 29

Страны-нефтедобытчики из развивающихся стран объединились в международную организацию ОПЕК. О данной организации рассказывает учащийся, который заранее подготовил сообщение по указанной теме. (В состав ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Штаб-квартира расположена в Вене.

Официально ОПЕК, как организация, была создана на конференции 10-14 сентября 1960 года, прошедшей в Багдаде.

В настоящее время членам ОПЕК принадлежат около двух третей мировых запасов нефти и примерно 40% от её добычи, что дает организации немалое влияние на мировую экономику.

Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран — участниц организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.

Министры энергетики и нефти государств-членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.)

Слайд 30

Так как запасы нефти распределены неравномерно, возникает необходимость транспортировки нефти из одних стран в другие. Обратите внимание на представленную карту «Основные грузопотоки нефти». Укажите из каких стран и регионов и куда направляется нефть.

Слайд 31

Выпишите в конспект с помощью  материала представленного на слайде основные грузопотоки нефти (Персидский залив – Япония; Персидский залив – Западная Европа; Персидский залив – США; Карибский бассейн – США; Юго-Восточная Азия – Япония; Северная Африка – Зарубежная Европа; Россия – Зарубежная Европа).

Слайд 32

Рассмотрите столбиковую диаграмму «Экспорт нефти». Какие страны лидируют по данному показателю? Выпишите их в свой конспект (Саудовская Аравия, Россия, ОАЭ, Норвегия, Иран, Кувейт, Венесуэла).

Слайд 33

Перед вами карта-анаморфоза «Импорт нефти», где размеры объектов искажены пропорционально отображаемым на карте показателям. Откройте атлас 11 класса на страницах 26-27,  сравните политическую карту атласа и карту на слайде. Назовите страны-лидеры по импорту нефти.

Слайд 34

С помощью текста, представленного на слайде, выпишите в конспект страны-лидеры по импорту нефти (США, Япония, Германия, Франция, Республика Корея, Италия).

Слайд 35

Так как большая часть нефти транспортируется морским путем, наиболее остро перед человечеством встает проблема загрязнения вод Мирового океана. Вы видите карту, где изображены районы нефтяного загрязнения Мирового океана коричневым цветом. Какой океан подвергся наибольшему загрязнению? С чем это связано?

Слайд 36, 37

Более 1,5 млрд. т нефти перевозится ныне морским путём – океан связывает воедино нефтяные месторождения с основными потребителями.

Ежегодно в Мировой океан сбрасывается от 2 до 20 млн. т.  Более 30% поверхности океана покрыто нефтяной пленкой. Особенно загрязнены воды Средиземного моря, Атлантического океана и их берега.

Пленка не пропускает кислород, и живые организмы гибнут от удушья. Комочки мазута прилипают к мелким животным, которыми питаются рыбы и усатые киты. От такого “обеда” одни рыбы гибнут от отравления, другие насквозь пропитываются нефтью и становятся непригодными в пищу человека из-за неприятного запаха и вкуса.

Все компоненты нефти токсичны. Они могут циркулировать по пищевым цепям и попадать в организм человека.

Нефть попадает в море в результате аварий танкеров, перевозящих нефть. Хотя таких аварий очень много, они составляют всего 12 % от всех источников загрязнения. Больше всего нефти (27 и 30 %) попадает в море в результате разгрузки танкеров. Их промывают морской водой, которую затем сливают в море.

Слайд 38

При сжигании астрономического количества топлива увеличивается содер­жание углекислого газа в атмосфере, что вы­зывает парниковый эффект — задержку тепла атмосферой. Примерно 30 % энергии, идущей от солнца, отражается либо от обла­ков, либо от поверхности Земли. Остальные 70 % поглощаются облаками и поверхнос­тью. Поглощенная энергия вновь излучает­ся в инфракрасном диапазоне. Большая часть этого излучения задерживается так называемыми парниковыми газами: мета­ном, оксидами азота и углерода(1У), озоном и фторхлоруглеродами.  Сжигание топлива приводит к увеличе­нию содержания углекислого газа, а утечка газа при добыче нефти и угля — к увеличе­нию содержания метана в атмосфере.

  Кроме того, при сгорании топлива обра­зуются оксиды углерода, азота, серы, вызы­вающие кислотные дожди. От этого умень­шается плодородие почв, страдают леса, разрушаются памятники архитектур, ухудшается здоровье людей.

Слайд 39

Эко­логическими бедствиями сопровождаются повреждения нефтепроводов. Почва, пропитанная нефтепродук­тами и нефтью, теряет плодородие на мно­гие десятки лет, и ее очень трудно восста­новить.

Слайд 40

Но экологические проблемы не являются единственными, с которыми столкнулось человечество на современном этапе развития. В последние десятилетия остро стоит проблема истощения мировых запасов нефти. Перед вами карта-анаморфоза «Истощение мировых запасов нефти». Укажите страны, для которых характерна проблема истощения нефти.

 

         Преподаватель истории:

 

         Слайд 41 (Энергетическая проблема)

 

         1.Энергетическая проблема.

1.1. Сущность энергетической проблемы – истощение, нехватка энергоресурсов в мире

 

1.2. Время возникновения энергетической проблемы  – середина 1970-х гг.

Энергетическая проблема впервые возникла в 1970-е гг., вместе с экономическим кризисом 1974-1975гг., когда арабские  нефтедобывающие страны резко повысили цены на нефть. Дело в том, что в первые годы после Второй мировой войны цены на нефть диктовал Международный нефтяной картель, где сильны были позиции нефтяных монополий США: картель покупал нефть  у экспортеров – развивающихся стран – по низким ценам            (в 1970г. – за1кубометр – 22$), а продавал по высокой цене.Такое положение не устраивало развивающиеся страны, которые  с целью  защиты своих  политических интересов, борьбы с нефтяными монополиями и согласованной политики в области экспорта нефти создали в 1960г. Организацию стран-экспортёров нефти (ОПЕК). В состав ОПЕК входят Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Абу-Даби, Венесуэла, Индонезия, Ливия, Нигерия, Алжир, Эквадор. Учитывая резкое увеличение спроса на энергоресурсы на мировом рынке, страны ОПЕК в 1972-1973 гг. подняли цены на нефть в 4 раза, что привело к перебоям в снабжении нефтью ряда капиталистических стран, а в дальнейшем к её острой нехватке.

Сегодня в мире топливо пока добывается, электростанции работают безостановочно и мировое хозяйство функционирует в быстром режиме, однако энергетическая проблема остаётся острой.

 

1.3. Причины остроты энергетической проблемы:

1) растёт разрыв между ростом потребления нефти  развитыми  странами и её запасами;

2) происходят негативные экологические последствия.

 

         В современном мире наблюдается тенденция перехода к разработке месторождений сырья, менее продуктивных или расположенных в труднодоступных районах со сложными природными условиями, что удорожает добычу. Стоит иметь в виду, что эксплуатация нефти с буровых платформ на шельфе Мирового океана обходится дороже, чем на богатейших месторождениях Ближнего Востока.

         Истощение  энергоресурсов заставляет вырабатывать ресурсосберегающую политику, использовать  вторичное сырьё, переходить к энергетике на неисчерпаемой основе: ядерная энергетика, солнечная радиация, тепло Земли.

         2.От чего зависят цены на нефть сегодня?

 

         Нефть с экономической и политической точек зрения – и финансовое богатство, и оружие, и обширный импорт иностранной продукции, и возможность достижения высокого уровня жизни людей, и иностранная военная интервенция, и политическая помощь.

         Сегодня цена на нефть занимает умы множества людей. Практически всех, от простого обывателя до глав государств или какого-нибудь арабского шейха, занимает вопрос: сколько стоит нефть? и сколько она будет стоить завтра?

         На формирование цены нефти на мировом рынке влияет множество факторов. Фундаментальным фактором является соотношение спроса и предложения. Но, кроме того, значительное влияние оказывает рост мировой экономики, геополитические риски и другие факторы, такие как погодные условия в районах добычи, запасы нефти, изменение курсов валют, объемы инвестиций, возможности по увеличению объемов добычи, решения ОПЕК.

 

Описание: Мировая цена на нефть

 

 

 

         Слайды 42-43 (Причины влияния нефтяной проблемы на международные отношения)

         3. Причины влияния нефтяной проблемы (нефтяного фактора) на международные отношения:

3.1. Рост цен на нефть в мире

3.2. Противоборство между ведущими странами  за контроль над нефтью

3.3. Подавляющая масса стран – основных потребителей нефтепродуктов (Западная Европа, Япония, США) или практически лишена собственных нефтяных месторождений, или располагает ими в недостаточном количестве.

3.4. Заинтересованность всех стран мира в обеспечении энергетической безопасности как составляющей национальной безопасности. Этим объясняется усиление  контроля США и стран Запада  над функционированием мирового нефтяного рынка, прежде всего в ценах на нефть, активизация их деятельности в районах основных  нефтяных месторождений земного шара, использование при этом военной силы и создание напряжённых ситуаций в регионах богатых нефтью: межгосударственные конфликты, войны, вмешательство во внутренние дела неугодных государств и их правителей. Стоит иметь в виду, что Персидский залив остаётся главным объектом  внимания США, так как, во-первых, он  обладает крупнейшими запасами нефти в мире, во-вторых, он обеспечивает выход и контроль над всеми  прилегающими  регионами: Центральной Азией, Средним и Дальним Востоком, Южной и Юго-Восточной Азией, Южным Средиземноморьем. (Так, американская экономика потребляет ¼ всех производимых в мире объёмов нефти, из них менее половины добывается внутри страны, а значит она зависит  от любых  происшествий на мировом рынке нефти). В условиях роста энергопотребления США постоянно увеличивают импорт нефти из-за рубежа. К 2020г.  уже 64% внутреннего спроса на нефть в США будут удовлетворяться  за счёт импортных поставок. Есть прогнозы экспертов, что США к 2015г. столкнуться с энергокризисом, вызванным ростом потребления энергоресурсов в других странах, особенно в Китае, Индии, Европе.

3.5. Появление в зоне Персидского залива в последней четверти XX в. политических режимов, которые стали открыто враждовать друг с другом и с внешними силами. (А это значит, что Запад столкнулся с необходимостью отстаивать свои интересы в регионе с помощью вооружённых сил.)

3.6. Ведущая роль исламского фактора (усиление исламских ценностей, увеличение  числа исламских государств, религиозно-политических организаций, в том числе террористических) в общественно-политической жизни стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и его влияние на политическую стабильность стран Запада.

 

         Слайд 44 (Основные проявления нефтяной проблемы в международных отношениях)

         4.Основные проявления нефтяной проблемы  в международных отношениях.

4.1. Доктрина Картера (1980г.), согласно которой регион Персидского залива был объявлен зоной американских интересов  с готовностью использовать вооружённые  силы в случае необходимости.

4.2. Ирано-Иракская война (1980 – 1988гг.)

         Причина стремление обеих стран контролировать важный нефтеносный и стратегический район в Персидском заливе.

         После исламской революции в Иране (1979г.) обострились отношения между Ираном и Ираком, которые сопровождались пограничными столкновениями. Иракское правительство хотело вернуть занятые Ираном острова. В 1980г. Ирак разорвал достигнутые договорённости, его войска перешли границу и продвинулись вглубь Ирана. Руководитель Ирана Аятолла Хомейни  объявил священную войну против Ирака, хотел разгромить Ирак и создать там исламское государство. Военные действия проходили с переменным успехом. В 1988г.  страны заключили перемирие. Иран потерял 600 тыс. человек, а Ирак – 800тыс. человек.

 

         Слайд 45

4.3. Война Ирака с Кувейтом (1990 – 1991гг.)

На долю Кувейта приходится 13% мировых запасов нефти и газа. Ирак обвинил Кувейт в том, что он присваивает иракскую нефть. После  срыва переговоров с Кувейтом 2 августа 1990г. Ирак оккупировал  Кувейт. Руководитель Ирака С.Хусейн  заявил о присоединении Кувейта к Ираку, стал грозить войной Израилю. Совет Безопасности ООН потребовал от Ирака вывести войска из Кувейта. Однако С.Хусейн  не выполнил это требование, и тогда в январе 1991г. была проведена военная операция «Буря в пустыне» против Ирака, в которой принимали участие войска США, Турции, Саудовской Аравии, Англии, Франции и других стран. 28 февраля 1991г. Ирак был вынужден признать своё поражение и уйти из Кувейта.

 

         Слайд 46

4.4. Военная операция войск США и их союзников в Ираке. Свержение режима С.Хусейна (2003г.)

Руководство США считало, что Ирак скрывает оружие массового поражения (ядерное) и покровительствует международным террористам. Была поставлена задача свергнуть режим С.Хусейна. В марте 2003г. США и их союзники начали войну против Ирака без санкций Совета Безопасности ООН. Американские войска заняли Ирак, С.Хусейн был арестован и казнён. В стране установлена новая политическая система. Американские войска были выведены только из Ирака в конце 2011г. Однако обстановка в Ираке остаётся нестабильной, часто проходят в Ираке террористические акты.

         Слайд 47

4.5. Гражданская война в Ливии (февраль-октябрь 2011г.) и военные действия стран НАТО в Ливии (весной-летом 2011г.)

Ливия занимает 17 место по объёму производства нефти в мире, здесь сосредоточены самые крупные нефтяные запасы  в Африке.

Антиправительственные выступления  в Ливии в феврале 2011г. против режима М.Каддафи, существовавшего более 40 лет (1969-2011), переросли в гражданскую войну в Ливии. Не сумев свергнуть М.Каддафи руками ливийских повстанцев, Запад решил помочь им своими ракетами и боевыми самолётами. Франция, США, Англия, Италия, Канада участвовали в бомбардировке Ливии (сентябрь 2011г.). Цель иностранного вмешательства в дела Ливии – смена режима, неугодного Западу. В итоге режим М.Каддафи был свергнут, власть оказалась у Национального Переходного Совета (НПС). Сегодня Ливией руководит Всеобщий Национальный Конгресс (учредительная ассамблея) Ливийской  республики.

Особенно это было выгодно США: дестабилизация этого региона, лишение ЕС одного из источников углеводородов вело к снижению курса евро и повышению курса доллара.

Франция по Соглашению с НПС (июль 2011г.) получила 35% ливийской нефти в обмен на постоянную поддержку со стороны французского правительства новых ливийских властей.

 

         Слайд 48

4.6. Гражданская война в Сирии (начало осенью 2011г.)

         Причина – недовольство населения авторитарным правлением Б.Асада, доминированием представителей алавитов во властных и военных структурах, коррупция в верхах.

         Антиправительственные выступления переросли  в открытый  вооружённый конфликт между сирийскими правительственными войсками и боевиками сирийской оппозиции. США и их союзники активно поддерживали оппозицию в Сирии, чтобы обеспечить удобный политический режим управления Сирией и поставку (транзит) ближневосточных углеводородов через Сирию в Европу.

         В результате за 25 месяцев  гражданской войны в Сирии погибло 70 тыс. человек, а 1млн. граждан стали беженцами.

         Слайд 49

         Вывод.

         Таким образом, политическое, военное, идеологическое  вмешательство США и стран Запада в дела регионов, богатых или связанных с нефтью, осуществляется во имя сохранения контроля над торговлей стратегическим сырьём мирового значения – нефтью, а также во имя удержания политической ситуации в указанных регионах. Кроме того, угроза вмешательства западных стран, США, «экспорт демократии» ведут к новому витку гонки вооружений, прежде всего атомного оружия как средства сдерживания.

тест

 

Задание 1

Вопрос:

Укажите страны-лидеры по запасам нефти.

 

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Кувейт

2) Саудовская Аравия

3) Ирак

4) Беларусь

5) Испания

 

Задание #2

Вопрос:

Укажите соединения, повышающие детонационную стойкость бензина

 

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) н-алканы

2) УВ разветвленного строения

3) арены

4) тетраэтилсвинец

 

Задание #3

Вопрос:

Определите причины влияния нефтяной проблемы на международные отношения

 

Выберите несколько из 10 вариантов ответа:

1) усиление исламского фактора в общественно-политической жизни стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и его влияние на политическую стабильность стран Запада

2) нефть - самый широко используемый энергоресурс в мире

3) подавляющая масса стран - потребителей нефти: Западная Европа, США, Япония или лишена собственных запасов нефти, или располагает ими в недостаточном количестве

4) ослабление влияния исламского фактора  в общественно-политической жизни стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии

5) большинство стран мира располагает большими запасами нефти

6) появление в зоне Персидского залива в конце ХХ в. политических режимов, которые открыто враждуют друг с другом и с внешними силами

7) падение цен на нефть в мире

8) огромное значение энергоресурсов в мировой политике вызывает противоборство между странами за контроль над ними

9) заинтересованность государств в обеспечении энергетической безопасности как составляющей национальной безопасности

10) рост цен на нефть в мире

 

Задание #4

Вопрос:

Суть энергетической проблемы в мире заключается

 

Выберите несколько из 3 вариантов ответа:

1) в истощении энергоресурсов, их нехватке

2) в загрязнении окружающей среды

3) в нехватке продовольствия и воды

 

Задание #5

Вопрос:

Определите основные проявления нефтяной проблемы в международных отношениях

 

Выберите несколько из 7 вариантов ответа:

1) Докрина Картера (1980г.)

2) Ирано-Иракская война (1980-1988г.)

3) «Холодная война» (1946-1991г.)

4) Вооруженное вторжение США в Ирак (2003)

5) Вмешательство США и стран Западной Европы в Гражданские войны в Ливии (февраль - октябрь 2011) и Сирии (осень 2011)

6) Война Ирака с Кувейтом (1990-1991г.)

7) Вторая мировая война (1939-1945г.)

 

Задание #6

Вопрос:

Выберите основные грузопотоки нефти.

 

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Южная Америка - Северная Европа

2) Персидский залив - страны Западной Европы

3) Австралия- Южная Африка

4) Карибский бассейн - США

5) Персидский залив - Япония

 

Задание #7

Вопрос:

Выберите страны-импортеры нефти

 

 

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Таджикистан

2) Аргентина

3) Япония

4) США

5) Республика Корея

 

Задание #8

Вопрос:

Энергетическая проблема остается острой, так как

 

Выберите несколько из 3 вариантов ответа:

1) растет разрыв между ростом потребления энергоресурсов развитыми странами и запасами энергоресурсов

2) продолжается «холодная война»

3) происходят негативные экологические последствия

 

Задание #9

Вопрос:

В состав нефти входят вещества

 

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) ароматические углеводороды

2) циклоалканы

3) алкины

4) алканы

 

Задание #10

Вопрос:

Выберите страны-экспортеры нефти

 

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Италия

2) Россия

3) Эквадор

4) ОАЭ

5) Саудовская Аравия

 

Задание #11

Вопрос:

Укажите источник энергии, занимающий третье место в структуре энергопотребления.

 

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) торф

2) горючие сланцы

3) каменный уголь

4) нефть

5) природный газ

 

Задание #12

Вопрос:

Процессы вторичной переработки нефтепродуктов применяют для получения

 

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) бензина

2) ароматических УВ

3) непредельных УВ

4) тепловой энергии

 

Задание #13

Вопрос:

Укажите источники сырья для получения органических соединений

 

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) нефть

2) древесина

3) природный газ

4) уголь

 

Задание #14

Вопрос:

Укажите фракции, выделяемые из нефти при перегонке

 

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) бензин

2) лигроин

3) синтез-газ

4) керосин

 

Ответы:

1) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 3;

2) (1 б.) Верные ответы: 2; 3; 4;

3) (1 б.) Верные ответы: 1;

4) (1 б.) Верные ответы: 2; 4; 5;

5) (1 б.) Верные ответы: 3; 4; 5;

6) (1 б.) Верные ответы: 1; 3;

7) (1 б.) Верные ответы: 2; 3; 4;

8) (1 б.) Верные ответы: 2; 4; 5;

9) (1 б.) Верные ответы: 4;

10) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 3;

11) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 3; 4;

12) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;

 


Скачано с www.znanio.ru

План-конспект интегрированного урока по учебным дисциплинам «Химия», «География», «Информатика», «Всемирная история» (рассчитан на 2 урока)

План-конспект интегрированного урока по учебным дисциплинам «Химия», «География», «Информатика», «Всемирная история» (рассчитан на 2 урока)

Химия», «География», «Информатика», «Всемирная история»

Химия», «География», «Информатика», «Всемирная история»

Слайд 5 ( запись в тетради)

Слайд 5 ( запись в тетради)

Фракции нефти Температура кипения

Фракции нефти Температура кипения

Различают крекинг термический и каталитический

Различают крекинг термический и каталитический

Преподаватель химии:

Преподаватель химии:

Сернистый газ. С парами воды в атмосфере образуется

Сернистый газ. С парами воды в атмосфере образуется

ОПЕК входят 12 стран: Иран ,

ОПЕК входят 12 стран: Иран ,

Мирового океана. Вы видите карту, где изображены районы нефтяного загрязнения

Мирового океана. Вы видите карту, где изображены районы нефтяного загрязнения

Истощение мировых запасов нефти»

Истощение мировых запасов нефти»

Истощение энергоресурсов заставляет вырабатывать ресурсосберегающую политику, использовать вторичное сырьё, переходить к энергетике на неисчерпаемой основе: ядерная энергетика, солнечная радиация, тепло

Истощение энергоресурсов заставляет вырабатывать ресурсосберегающую политику, использовать вторичное сырьё, переходить к энергетике на неисчерпаемой основе: ядерная энергетика, солнечная радиация, тепло

Слайды 42-43 (Причины влияния нефтяной проблемы на международные отношения) 3

Слайды 42-43 (Причины влияния нефтяной проблемы на международные отношения) 3

Ближнего Востока, Юго-Восточной

Ближнего Востока, Юго-Восточной

ООН. Американские войска заняли

ООН. Американские войска заняли

Кроме того, угроза вмешательства западных стран,

Кроме того, угроза вмешательства западных стран,

Задание #4 Вопрос: Суть энергетической проблемы в мире заключается

Задание #4 Вопрос: Суть энергетической проблемы в мире заключается

Выберите несколько из 5 вариантов ответа: 1)

Выберите несколько из 5 вариантов ответа: 1)

Выберите несколько из 5 вариантов ответа: 1) торф 2) горючие сланцы 3) каменный уголь 4) нефть 5) природный газ

Выберите несколько из 5 вариантов ответа: 1) торф 2) горючие сланцы 3) каменный уголь 4) нефть 5) природный газ

Верные ответы: 2; 4; 5; 9) (1 б

Верные ответы: 2; 4; 5; 9) (1 б
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2022