Интегрированный урок математики и окружающего мира
«Арифметические действия над числами. Страна в годы Великой Отечественной войны»
Тип урока: урок - закрепление знаний и способов действий.
Вид урока: путешествие в историю, посвящённую 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Цель урока:
1.Закрепление изученного материала через историческое прошлое нашей Родины.
2.Развивать личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
3. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому страны.
УУД
Личностные:
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
- проявлять эмоциональное отношение к истории своей страны, к событиям ВОВ, проявлять уважение и хранить память о защитниках Родины;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение формулировать и удерживать учебную задачу;
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение контролировать свои действия и действия другого;
- умение владеть способом самооценки.
- умение выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
Коммуникативные:
-стремление к сотрудничеству, принятию правил общения и оказанию взаимопомощи во взаимодействии;
- умение высказывать собственное мнение;
- умение понимать основание действий другого.
Познавательные:
- умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами;
- умение анализировать, выделять существенное, обобщать, классифицировать по заданным признакам;
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Планируемые предметные результаты:
Знать приемы сложения, вычитания, умножения и деления с натуральными числами.
Уметь применять полученные знания на практике.
Используемые технологии:
современная технология оценивания, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Приемы работы:
Деятельностный подход к обучению.
Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие:
Развитие воображения, мышления, памяти, способность понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.
Организация пространства:
Коллективно-учебный диалог, парная, индивидуальная работа.
Оборудование: презентация, ПК, мультимедиапроектор, рабочая тетрадь, карточки, листы самооценки, эталоны.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Встали. Обернулись так, чтобы дотянуться взглядом до самой дальней точки. Запомните её. Еще сильнее повернитесь. Получилось дальше взглядом дотянуться?
Видите, человек всегда может расширять свои возможности. Ведь у вас была одна точка, а вы добились еще больше.
Я желаю вам на уроке, чтобы вы добились гораздо большего, расширили свои знания на данном уроке математики.
2. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка д/з (взаимообмен тетрадями).
2. Запись даты в тетрадях.
- Урок математики. Запишите в тетрадях 23 января, классная работа. (Слайд 1)
3. Устный счет.
- Зачем мы изучаем математику?
-Математика-гимнастика для ума. Математика приводит в порядок мысли.
Итак, проведем традиционную разминку – устный счет.
- Вычислите значение следующих выражений (Слайд 2)
9 000 : 3000 • 500 + 400 + 41 = 1941
5 • 9 + 1000 + 900 = 1945
- Какие числа получились?
- Что эти даты означают в истории нашей страны?
- Какую годовщину мы отмечаем 9 мая?
- Почему из года в год мы празднуем этот день?
3. Формулирование темы урока
- Назовите тему урока, исходя из задания из устного счета. (Слайд 3)
- Назовите задачи урока.
- Через закрепление знаний, умений и навыков сегодня мы попытаемся вспомнить памятные даты, события Великой Отечественной войны. Выполняя те или иные упражнения, вы будете себя оценивать с помощью листа самооценки по тем же критериям.
4. Закрепление пройденного материала.
1. Решение уравнений по вариантам. (Слайд 4)
х + 200 • 5 = 1 022 у • (6 000: 2) = 18 000 а – (118 : 2) = 1 882
- Правильность решения уравнения проверите по эталону.
Назовите корни уравнений. Что означают эти числа?
(Слайд 5) Вывод: Рано утром 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз, нанеся массированный удар по военным и стратегическим объектам и многим городам.
2. Чтение и запись многозначных чисел в пределах миллиарда.
- Наш противник был готов к войне, как говорится «вооружен до зубов» (Слайд 6)
Прочитайте на карточках небольшую информацию о начале ВОВ и запишите в тетрадь числа.
- Проверим. Выходим к доске зачитываем информацию и изображаем ее числом.
- В день начала ВОв у границ Советского Союза находились: 5.500.000 немецких солдат, 47.260 орудий и миномётов, 4.950 германских танков, 3.712 самолётов.
Физкультминутка
1. «Бросок гранаты» (имитация метания)
2. «Бинокль» - осмотреть местность (танки, самолеты)
3. «Летят снаряды» - присесть, голову закрыть руками
3. Решение задач.
- Одной из величайших в истории по героизму и стойкости стала оборона Ленинграда. Много горьких цифр описывают эту войну, но Ленинградская блокада стала одним из страшнейших моментов ВОв. (Слайд 7)
- Кто может ответить, что такое блокада?
- Блока́да (англ. blockade) – Окружение города, крепости, армий войском неприятеля с целью отрезать их от внешнего мира и этим принудить их к сдаче.
- С 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года город Ленинград) был взят в кольцо-блокаду. В планах гитлеровских оккупантов было стереть с лица земли город и уничтожить всех ленинградцев. Осаждённый Ленинград 872 дня боролся за жизнь. ... И хотя противнику не удалось взять Ленинград с ходу, город оказался отрезанным от Большой земли. Жители оказались без продуктов и воды. Умирали дети, взрослые. Снабжение могло осуществляться отныне только по воздуху или Ладожскому озеру.
- Какой продукт был самым главным?
(Слайд 8) Да и хлебом его назвать было трудно – прогорклая масса. Крохотный кусочек хлеба, который состоял из 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 20% муки – вот каким был ленинградский блокадный хлеб. Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. А мы порой не бережем хлеб.
Во время блокады Ленинграда всем жителям города выдавался хлебный паёк, то есть определённая норма хлеба в сутки.
Решив следующую задачу, вы узнаете ежедневную норму хлеба для нерабочего населения. (самостоятельное решение)
Во время блокады ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, а для нерабочего населения – вдвое меньше. Сколько граммов составляла норма хлеба для нерабочего населения? Какую часть буханки хлеба весом 1 кг составляет эта норма?
Решение: 1) 250 : 2 = 125 (г) – норма для нерабочего населения
2)1000 : 125 = 8 (ч.) – от буханки хлеба
Ответ: 125 граммов, 8 часть. (Слайд 9)
- Военные действия шли не только на суше, на море, но и в воздухе. Решите задачу про воздушные суда. (Слайд 10)
Истребитель ЯК-9, скорость которого 600км/ч, некоторое расстояние пролетел за 2ч . Какой путь преодолеет за это же время истребитель МИГ-3, скорость которого 640 км/ч. Какой из самолетов пролетит большее расстояние и на сколько?
Решение: 1) 600 х 2 =1200 (км) — пролетел ЯК-9
2) 640 х 2 = 1 280 (км) — пролетел МИГ-3
3) 1 280 – 1 200 = 80 (км)
Ответ: на 80 км больше пролетит МИГ-3
4. Арифметические действия над числами.
- Много дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Давайте узнаем, сколько это дней и ночей? Решите пример. (Слайд 11)
(20 000 – 5 820) : 20 • 2 = 1418
- Сколько дней продолжалась Великая Отечественная война?
- 1418 дней…Наша страна одержала Великую Победу над фашистской Германией. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил Германии. 9 мая мы отмечаем как праздник Победы. (Слайд 12)
- Посмотрите на эти цифры: (Слайд 13)
27 000 000 (погибло граждан за время ВОв)
11633 (удостоены звания Героя Советского Союза)
7 000 000 (за годы ВОв награждены орденами и медалями)
1 710 (разрушено городов)
70 000 (разрушено деревень)
32 000 (разрушено фабрик и заводов)
Это колоссальные потери!
Итог урока.
- Удалось кому-то из вас расширить свои знания?
Рефлексия.
- Покажите с помощью «мишени» своё отношение к уроку.
- Что на вас больше всего произвело впечатление?
- Какие цифры поразили?
- Что можете сделать вы, чтобы такое никогда не повторилось?
Вывод: Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 млн. жизней советских людей. Но невиданная стойкость и героизм на полях сражений, мужественная борьба партизан и подпольщиков за линией фронта, почти круглосуточный, неустанный труд в тылу помогли одержать великую победу. (Слайд 14)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.