Интегрированный урок: биология + литература + искусство с ИТК "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее"
Оценка 4.8

Интегрированный урок: биология + литература + искусство с ИТК "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее"

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
doc
биология
11 кл
09.06.2017
Интегрированный урок: биология + литература + искусство с ИТК                          "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее"
презентация, сопровождающая весь материал урока. Много интересного и красочного.
Эндокринология.doc
Интегрированный урок: биология + литература + искусство с ИТК                     "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее"  Цель:    раскрыть нарушения, связанные с гипо­ и гиперфункцией желез внутренней секреции; познакомиться с мерами профилактики заболеваний эндокринной системы; показать успехи медицины в лечении эндокринных заболеваний. Оборудование:      таблица "Железы внутренней секреции человека", опорный конспект прошлого урока, карточки­задания (приложение 2) презентации учащихся мультимедийная установка и презентация по теме (приложение 1). "Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но и для того, чтоб научиться делать". (М. Горький) (слайд 1) Учитель: Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня урок­конференция. Я предлагаю вам отправиться на симпозиум врачей­эндокринологов. Но, прежде  чем попасть на эту конференцию, мы должны выдержать экзамен. Ведь все  тематические конференции тем и отличаются от всех остальных, что на них  присутствуют исключительно профессионалы своего дела, которые много знают  в своей области, которым есть чем поделиться с коллегами, и есть что обсудить. На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали регуляцию деятельности  организма человека. Давайте проверим, насколько внимательно вы занимались и как усвоили материал по теме. ­ Какие системы органов принимают участие в регуляции работы нашего  организма? (нервная и гуморальная) ­ Что входит в состав нервной системы человека? (головной и спинной мозг, а так же нервные окончания по всему телу) ­ С помощью чего нервная система регулирует работу органов? (нервные  импульсы) ­ Что относится к гуморальной регуляции? (железы внутренней секреции) ­ Почему ЖВС называют маленькими органами большого значения? (несмотря на  малые размеры они очень важны для работы организма в целом) ­ К какой группе веществ относят гормоны и почему? ( к БАВ, т.к. начинают  работать в малых концентрациях) ­ Какова их роль в организме? (регуляция обмена веществ и управление работой  органов) ­ С помощью чего ЖВС регулируют работу организма? (гормоны) ­ Как называются органы, на которые действуют гормоны? (органы­мишени) ­ Что происходит с гормонами, после того как они отработали в организме? (они  разрушаются) ­ Как называется наука, изучающая работу ЖВС? (эндокринология) Учитель: Ну что ж, я думаю, что мы с вами готовы к тому, чтобы попасть на конференцию  врачей­эндокринологов, выслушать их доклады и поучаствовать в их  обсуждении. Прежде всего ­ немного истории. Ученик 1:    История развития науки эндокринологии уходит далеко в прошлое, когда еще  древние естествоиспытатели и врачи пытались выяснить принципы работы  органов. В 1628 году в Италии родился мальчик, которого звали Марчелло Мальпичи.  Впоследствии он стал всемирно известным морфологом. И одной из заслуг  Мальпичи стало то, что среди различных органов человека он заметил особые  образования, получившие название желез. Их функция на протяжении двух  столетий оставалась загадкой. Только в 1830 году немецкий физиолог и гистолог И. Мюллер выяснил их  истинное назначение ­ он показал, что эти железы выполняют секреторную  функцию, то есть вырабатывают специфические продукты, необходимые для  работы организма. Среди них Мюллер выделил особые органы, обильно  снабжаемые кровью ­ сосудистые узлы, надпочечники, селезенку, щитовидную  железу, плаценту, вилочковую железу. Теперь мы знаем, что почти все они  являются железами внутренней секреции. В 1849 году немецкий профессор А.Бертольд наблюдал развитие симптомов  кастрации у каплунов (петушков), которые после удаления половых желез по  внешнему виду скорее напоминают курицу: у них уменьшается гребешок,  исчезает агрессивность, они жиреют и мясо становится очень нежным. После  пересадки Бертольдом в брюшную полость каплунам семенников, животные опять приобретали признаки мужского организма. И потому, 1849 год считается  годом рождения науки эндокринологии. В 1855 году французский физиолог К.Бернар разделил железы на железы  внешней и внутренней секреции.   (слайд 2, 3) Учитель: Наблюдения и эксперименты позволили постепенно раскрыть роль и значение  каждой железы в жизнедеятельности организма. Большое влияние на развитие научных исследований оказало развитие  биохимии. Биохимики изучили химию гормонов и пути их образования в  организме. Это позволило не только понять сущность многих неясных ранее  заболеваний, но и найти пути профилактики и лечения их, разработать новое  направление в лекарственной терапии ­ лечение гормонами, создать эти гормоны химическим путем вне организма человека. Следующую часть нашей конференции можно назвать: "Гормоны: добро и зло.  Формула здоровья". ­ На доске ­ репродукция картины "Джоконда" (слайд 4) Сотни лет не перестает восхищать людей портрет этой молодой женщины,  знаменитой своей загадочной улыбкой. Ее называют Джокондой или Моной  Лизой, хотя имя, изображенной на картине женщины до сих пор не известно. Это одна из немногих завершенных картин Леонардо да Винчи. По мнению некоторых ученых, изображенная на картине женщина страдала  расстройством функций щитовидной железы ­ эндемическим зобом. По мнению восточных врачевателей железы внутренней секреции, являлись  приемниками и трансформаторами космической энергии, вливающейся в  невидимые каналы (чакры) и поддерживали жизненные силы человека.  Считалось, что слаженную работу "желез судьбы" могут расстроить катастрофы, происходящие по воле злого рока. События ХХ столетия подтвердили  пророчества врачей и мудрецов далекого прошлого. После Первой Мировой  войны в России и Германии ученые зафиксировали невиданный ранее рост числа заболеваний токсическим зобом и сахарным диабетом, свидетельствовавшем о  заболеваниях эндокринной системы. Во время Второй Мировой войны после  сильных бомбежек британских городов у многих англичан развилась болезнь  щитовидной железы, которую врачи тут же окрестили "зобом бомбоубежищ". Я хочу предоставить слово ученым­ эндокринологам, занимающимся именно  работой щитовидной железы. Эндокринолог ­ ученик 2: Это заболевание известно под названиями базедова болезнь и диффузный  токсический зоб. Его характерными признаками являются равномерное  разрастание щитовидной железы, т.е. наличие зоба, и так называемое  пучеглазие (внешность меняется так, что говорят: "У него глаза на выкате"). Так  же у больных наблюдается повышенное сердцебиение, потливость и нервные  расстройства. Причины этой болезни неизвестны, но отмечается, что  заболевание, как правило, передается по наследству и чаще всего поражает  женщин. Щитовидная железа сильно увеличена, в результате в ней появляются  множественные узелки, иногда один большой узел и симптомы гипертиреоза  ясно видны. Часто в организме обнаруживают химическое вещество, известное  как стимулятор щитовидной железы длительного действия. Оно представляет  собой один из иммуноглобулинов, который по неизвестным причинам начинает  вырабатываться иммунной системой человека. Возможно, что выработка этого  вещества начинается при воздействии еще какого­то фактора, а его влияние на  щитовидную железу является не более чем побочным эффектом (демонстрация  фотографии больной базедовой болезнью). (слайд 5)  Эндокринолог ­ ученик 3: Еще одним распространенным заболеванием щитовидной железы является  микседема. В отличие от базедовой болезни функция щитовидной железы  понижена, в кровь поступает мало гормона тироксина. Микседема развивается у  взрослых и проявляется в заторможенности, постоянной сонливости, заметном  ухудшении памяти и снижении работоспособности. Человек становится вялым,  ему даже в теплую погоду становится холодно. Это объясняется тем, что ткани  организма поглощают мало кислорода и производят мало тепла, поэтому кожа у  таких людей всегда сухая и холодная. (слайд 6) При врожденной недостаточности, первым страдает от недостатка гормонов  мозг. Он остается недоразвитым, и если срочно не принять меры, у ребенка  развивается болезнь ­ кретинизм ­ умственная отсталость. Тормозится и  физическое развитие, ребенок плохо держит голову, поздно начинает сидеть и  ходить. Как правило, развивается кретинизм у детей, матери которых страдают  расстройством работы щитовидной железы. (слайд 7) Учитель: На столах у вас находятся карты­определители данных  заболеваний   (приложение 2), они еще пригодятся нам в течение сегодняшнего  урока, вы можете пользоваться ими при постановке диагнозов заболевания. ­ вы видите репродукции изображений людей с нарушениями функций щитовидной  железы и без них. Определите больных людей. Объясните, по каким признакам вы  провели отбор? (из предложенных картин и репродукций выбираются Леонардо да  Винчи "Джоконда", Питер Пауль Рубенс "Портрет Сусанны Фоурмент",  фотографии Н. Крупской,  (слайд 8) ­ Попробуйте поставить диагноз "Джоконде" (скорее всего гипотиреоз, т.к. пучеглазие  не наблюдается, а бровей и ресниц практически нет (по картам­определителям),  наблюдается и одутловатость). ­ Предположите, почему и жена и свояченица великого фламандского живописца П.П. Рубенса страдали эндемическим зобом? (Голландия является "страной риска" по  показателю заболеваний щитовидной железы). ­ Представьте, что вы находитесь на приеме у врача­эндокринолога. Внимательно  прочитайте описание болезни. Проанализируйте текст. Поставьте диагноз.  Предложите варианты лечения: " Больная А., 48 лет, умер муж, после этого тяжело заболела гриппом. Чтобы  закалиться, съездила на море. Жалобы: стала раздражительной, учащенное  сердцебиение, боль в области сердца, одышка при физической нагрузке, похудела, стала  плохо спать, часто бросает в пот, диарея. При вытянутых руках мелко дрожат  пальцы, увеличились и стали блестеть глаза (это все признаки базедовой болезни). (слайд 9) Учитель: Следующими железами, на которые я бы хотела обратить ваше внимание,  являются надпочечники. Они уже знакомы вам, но более подробно об их работе  вы узнаете у нашего следующего коллеги. Эндокринолог ­ ученик 4: Основные гормоны надпочечников ­ адреналин и норадреналин. Мы можем  наблюдать две крайности в работе надпочечников: гиперфункцию и  гипофункцию. Гиперфункция надпочечников ведет к изменению вторичных половых признаков, нарушению обмена веществ, увеличению количества сахара в крови. Развивается болезнь Иценко­Кушинга с характерным ожирением лица и туловища,  повышением артериального давления, разрыхлением костной ткани, что  приводит к самопроизвольным переломам костей. Гипофункция надпочечников ведет к атрофии. Корковый слой вырабатывает  недостаточное количество гормона кортина. Результатом атрофических  изменений надпочечников является бронзовая или Аддисонова болезнь. Для нее  характерно общее нарушение обменных процессов, отсутствие аппетита, тошнота и рвота. боли в области живота. Больной быстро теряет в весе, наступает  истощение, появляются темные пятна на слизистых оболочках губ и десен,  нарушается обмен солей между кровью и тканями тела. Кожа лица и открытых  частей тела приобретает цвет старой бронзы. К разрушению ткани  надпочечников могут приводить различные заболевания, чаще всего туберкулез  надпочечников, кровоизлияния в надпочечники, их гнойное воспаление и  опухоли. (слайд 10) Учитель: ­ Я прочитаю вам отрывок из рассказа И.С.Тургенева "Живые мощи". "Я приблизился ­ и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое  человеческое существо, но что это было такое? Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая ­ ни дать, ни взять икона  старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать ­ только зубы  белеют и глаза, да из­под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос. У  подбородка на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как  палочками, две крошечные руки, тоже бронзового цвета. Я вглядываюсь,  попристальнее: лицо не только не безобразное, даже красивое, ­ но страшное,  необычайное: (далее героиня рассказывает о том, что с нею случилось) :Я глядь в сторону, да, знать, спросонья оступилась, так прямо с рундука и полетела  вниз ­ да об землю хлоп! И, кажись, не сильно я расшиблась, потому ­ скоро поднялась  и к себе в комнату вернулась. Только словно у меня внутри ­ в утробе ­ порвалось: ­ С того самого случая, продолжала Лукерья, стала я сохнуть, чахнуть; чернота на  меня нашла; трудно мне стало ходить, а там уже ­ и полно ногами владеть; ни  стоять, ни сидеть не могу; все бы лежала". ­ Ответьте на вопросы:  Каким заболеванием страдала Лукерья? (Аддисонова болезнь)  По каким признакам вы смогли поставить диагноз? (потемнение кожи,  сильное похудание, слабость, повышенная утомляемость, боли в суставах,  бессонница)  Предположите возможную причину возникновения заболевания. (травма  спины с возможным повреждением надпочечников)  Если события, описанные в рассказе, происходили бы в наши дни, можно  ли было ли вылечить Лукерью?(да, достаточно было бы ввести  недостающие гормоны надпочечников) Не менее важной железой нашего организма является гипофиз, и я хочу  предоставить слово следующим выступающим. Эндокринолог ­ ученик 5: Уже давно известно, что гипофиз выделяет 8 гормонов. Один из них ­ гормон  роста ­ стимулирует рост скелета, активизируют биосинтез, способствует  увеличению размеров тела. Впервые предположения о выделении гипофизом  специфического гормона роста было высказано в 1921 году американскими  учеными Эвансом и Лонгом. Соматотропный гормон определяет рост человека,  сначала увеличивая его, а затем обеспечивая постоянство этого важного  показателя. Мальчик­с­пальчик, Дюймовочка, гномы, дядя Степа, Гулливер и лилипуты ­ эти  сказочные герои имели прототипов в реальной жизни. Карликовость может быть наследственно обусловленной, и тогда при рождении обнаруживается малый  рост ребенка ­20­25 см при массе 500­1500 г. Эта патология ­ гипофизарный  нанизм. Такие дети рождаются в срок, все пропорции тела у них сохранены,  развитие протекает нормально и дальше. Они могут заниматься трудовой  деятельностью, способны к деторождению. Продолжительность жизни ­ как у  всех людей. В жизни их называют лилипутами. (слайд 11) Одним из самых известных карликов был Йозеф Борувлаский ­ "Граф",  родившийся в 1739 г. в Польше. При рождении его рост был 20 см, в возрасте  одного года ­ 35 см, в 25 лет ­ 89 см. В день его 30­летия его рост был равен 1 м.  Прожил он 98 лет. Самый низкорослый карлик ныне проживает в Санта­Доминго  (Доминиканская республика). Он родился в 1968 г., в 1987 г. его рост был 72 см, а вес ­ лишь 6,81 кг. Остальные члены его семьи имеют обычные размеры. Эндокринолог ­ ученик 6: Гигантизм ­ это увеличение роста из­за повышенной продукции гормона роста.  Обычно это происходит при развитии опухоли гипофиза, которая при отсутствии  лечения приводит к гибели больного в возрасте 20­30 лет. Если гиперфункция  гипофиза возникла в детском возрасте, то размеры тела увеличиваются  пропорционально. Рост людей, страдающих гигантизмом, может превышать 2,5  м. (слайд 12) Самый высокий мужчина, Роберт Уэдлоу, родился в США в 1918 г. В 22 года его  рост составлял 272 см и весил он 199 кг. Скончался он в 1940 г. Самой высокой женщиной (231,7 см) считается Сэнди Аллен. Родилась она в  Чикаго в 1955 г. и весила 2,91 кг. В 1977 г. ей была сделана операция, после  которой женщина перестала расти. Эндокринолог ­ ученик 7: Если увеличение секреции соматотропного гормона возникает в зрелом  возрасте, когда рост тела закончился, то это приводит к заболеванию,  называемому акромегалией. У больных наблюдается общее ожирение, увеличение размеров нижней части лица (нос расширен, губы утолщены, язык не помещается  во рту), стоп и кистей рук. Рост при этом остается нормальным, поскольку в этом  возрасте кости уже утрачивают способность к росту. Увеличение продукции  соматотропина влечет за собой нарушение синтеза других гормонов. В 1958 г. умер Роберт Ходжес, самый тяжелый в мире человек. В 32 года при  росте 180 см он имел массу 468 кг. Окружность его талии превышала 3 м, а  предплечья ­ 1 м. Чудовищная масса тела Роберта Ходжеса была следствием  нарушения деятельности гипофиза после перенесенного в детстве коклюша.   (слайд 13) Учитель: Значение гормона роста для человека велико. Издавна считается, что чем  человек выше, тем он сильнее и выносливее. Существует множество сказаний и  легенд о богатырях ­ великанах и малышах ­ гномах, о титанах и кавказских  богатырях Нартах. ­ Выберите из предложенных вам репродукций людей с признаками гигантизма и  карликовости. ­ В каких литературных произведениях герои являются гигантами (великанами) или  карликами?(гиганты: Голова в сказке "Руслан и Людмила", "Гулливер в стране  лилипутов", гиганты в древнегреческой мифологии, богатыри в "Сказке о царе  Салтане"; карлики: "Дюймовочка", "Оле Лукойле", Мальчик­с­пальчик, гномы, эльфы,  малыши и малышки у Носова, Карлсон).  (слайд 14) 1. Померкла степь. Тропою тёмной Задумчив едет наш Руслан И видит: сквозь ночной туман Вдали чернеет холм огромный И что­то страшное храпит. Он ближе к холму, ближе ­ слышит: Чудесный холм как будто дышит. :Пред ним живая голова. Огромны очи сном объяты; Храпит, качая шлем пернатый.  (А.С.Пушкин "Руслан и Людмила".) 2. В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, поднимет вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор.  (А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе  Гвидоне Салтановиче  и о прекрасной царевне Лебеди"). 3. Он хотел было протереть глаза, но не мог поднять руку; хотел сесть, но не мог  пошевелиться. Тонкие веревочки опутывали всё его тело от подмышек до колен;  руки и ноги были крепко стянуты веревочной сеткой, веревочки обвивали каждый палец. Даже длинные волосы : были туго намотаны на маленькие  колышки, вбитые в землю, и переплетены веревочками. (Д. Свифт "Путешествия  Гулливера"). 4. Скорлупка грецкого ореха была её колыбелькой, голубые фиалки ­ периной, а  лепестки розы ­ одеялом. (Х­К Андерсен "Дюймовочка"). 5. В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой  огурец. Коротышки были неодинаковые: одни из них назывались малышами, а другие ­  малышками. (Н. Носов "Незнайка"). 6. ­ Спокойствие, только спокойствие! ­ Карлсон приподнялся на подоконнике и  громко произнес: ­ Идет Карлсон, который живет на крыше, ­ лучшая в мире  нянька. (А. Линдгрен "Три повести о Малыше и Карлсоне".) ­ Объясните причины данных изменений в росте сказочных героев.(недостаток или  избыток гормонов роста)  Нарушения же гормонального аппарата нашего организма, безусловно, не  ограничивается теми заболеваниями, которые мы рассмотрели. Их значительно  больше. Причины многих из них до сих пор неясны. Есть и давно изученные, но не побежденные. (слайд 15) Я хочу, чтобы к следующему уроку вы подготовили сообщения по следующим  темам:    1 ряд: "Поджелудочная железа и болезнь: сахарный диабет". 2 ряд: "Половые железы и заболевания, связанные с недостаточностью их  работы". 3 ряд: "Великие карлики и великаны". (слайд 16) Я хочу пожелать вам здоровья, вам и вашим близким. Что бы все те  неприятности, о которых мы говорили сегодня обошли вас стороной. Мы заканчиваем нашу пресс­конференцию, и пусть она была не настоящей,  возможно, когда­то кто­нибудь из вас побывает на настоящей такой  конференции, а возможно и будет на ней основным докладчиком. Я искренне  желаю Вам этого. А пока, большое вам спасибо, за урок и поддержку. До свидания. ­ Если остается время, проводится дополнительное закрепление изученного. ­  Диагностическая лаборатория (приложение 3)

Интегрированный урок: биология + литература + искусство с ИТК "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее"

Интегрированный урок: биология + литература + искусство с ИТК                          "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее"

Интегрированный урок: биология + литература + искусство с ИТК "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее"

Интегрированный урок: биология + литература + искусство с ИТК                          "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее"

Интегрированный урок: биология + литература + искусство с ИТК "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее"

Интегрированный урок: биология + литература + искусство с ИТК                          "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее"

Интегрированный урок: биология + литература + искусство с ИТК "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее"

Интегрированный урок: биология + литература + искусство с ИТК                          "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее"

Интегрированный урок: биология + литература + искусство с ИТК "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее"

Интегрированный урок: биология + литература + искусство с ИТК                          "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее"

Интегрированный урок: биология + литература + искусство с ИТК "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее"

Интегрированный урок: биология + литература + искусство с ИТК                          "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее"

Интегрированный урок: биология + литература + искусство с ИТК "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее"

Интегрированный урок: биология + литература + искусство с ИТК                          "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее"

Интегрированный урок: биология + литература + искусство с ИТК "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее"

Интегрированный урок: биология + литература + искусство с ИТК                          "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее"

Интегрированный урок: биология + литература + искусство с ИТК "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее"

Интегрированный урок: биология + литература + искусство с ИТК                          "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017