Интегрированный урок литература + музыка "Слово о полку Игореве" в русском искусстве. Опера А.П. Бородина "Князь Игорь". (9-й класс)
Оценка 4.8

Интегрированный урок литература + музыка "Слово о полку Игореве" в русском искусстве. Опера А.П. Бородина "Князь Игорь". (9-й класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка +1
9 кл
23.04.2018
Интегрированный урок литература + музыка "Слово о полку Игореве" в русском искусстве. Опера А.П. Бородина "Князь Игорь". (9-й класс)
Цель: представить древнерусский памятник литературы в другом виде искусства – музыке, вызвать интерес к «Слову…» через межпредметные связи; способствовать формированию эстетического вкуса, воспитывать патриотическое отношение к родине. Задачи: познакомить с оперой А.П.Бородина «Князь Игорь»; выявить сходство и различие в сюжете «Слова…» и оперы, закрепить знания по содержанию текста, обобщить сведения, связанные с идеей «Слова…» и его значением в русском искусстве. Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний (по тексту «Слова…»); урок-интеграция. Метод: исследовательский (сравнительный анализ сюжета текста и оперы). Оборудование: текст «Слова о полку Игореве» (в переводе Н.Заболоцкого), иллюстрации И. Билибина и И.Глазунова «Князь Игорь», В.М.Васнецова «Богатыри», портрет композитора А.П.Бородина, проектор для показа эпизодов оперы,
Опера А.П. Бородина.doc
Интегрированный урок литература + музыка "Слово о полку Игореве" в русском искусстве. Опера А.П. Бородина "Князь Игорь". (9-й класс) Цель:  представить древнерусский памятник литературы в другом виде искусства – музыке, вызвать интерес к  «Слову…» через межпредметные связи;  способствовать формированию эстетического вкуса, воспитывать  патриотическое отношение к родине. Задачи:  познакомить с оперой А.П.Бородина «Князь Игорь»;  выявить сходство и различие в сюжете  «Слова…» и оперы, закрепить знания по содержанию текста, обобщить  сведения, связанные с идеей  «Слова…» и его значением в русском искусстве.  Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний (по тексту «Слова…»); урок­интеграция. Метод: исследовательский (сравнительный анализ сюжета текста и оперы). Оборудование:  текст «Слова о полку Игореве» (в переводе Н.Заболоцкого), иллюстрации  И. Билибина и  И.Глазунова «Князь Игорь», В.М.Васнецова «Богатыри»,  портрет композитора А.П.Бородина, проектор для  показа эпизодов оперы, ХОД УРОКА 1. Слово учителя литературы  о значении «Слова…»  в русском искусстве. «Слово о полку Игореве» –  выдающийся памятник древнерусской литературы. До сих пор  он волнует современных исследователей,  писателей, ученых, художников, музыкантов. В литературе книга переведена  на десятки языков  (в том числе английский, японский) и вошла в золотой фонд  мировой литературы. На русском  языке – 25 переводов поэтов  19 и 20 века. Мотивы «Слова…»  отразились в  творчестве русских поэтов  –  от Пушкина до современных поэтов.     В живописи.  Поход  князя Игоря на половцев изображали  великие художники: Виктор Васнецов, Владимир  Фаворский, Илья Глазунов, Иван  Билибин. В своих героях художники подчеркивали лучшие нравственные  качества. В музыке.  Великий русский  композитор 19 века, Александр Порфирьевич Бородин  (1833­1887), написал оперу  «Князь Игорь». 2. Озвучивание задач урока 3. Слово учителя музыки о композиторе и его опере. Повторение и запись терминов  «опера», «ария»,  «либретто». Опера – музыкально­драматическое  произведение, в котором герои поют в сопровождении оркестра. (Синтез  слова, сценического действия и музыки).   Ария – законченный по построению эпизод в опере, является музыкальной характеристикой героя Либретто – литературный текст оперы, балета. Опера  «Князь Игорь» – образец национального героического эпоса в оперном искусстве. 4. Постановка главного вопроса урока:  в чем  сходство и различие в сюжете текста и оперы? 5. Заполнение таблицы (правый столбец) по ходу просмотра фрагментов оперы. Наблюдение над различиями в  сюжете и сравнительный анализ (работа с текстом). «Слово о полку Игореве» Опера А.П.Бородина «Князь Игорь» –  различия: 1 часть: сборы в поход. Затмение  солнца.   2 часть: «златое» слово Святослава. Ария Игоря. Он чувствует свою вину в гибели  воинов. 3 часть: плач Ярославны Половецкие пляски                возвращение Игоря из плена Игорь сначала отказывается от побега.               прославление Игоря и князей.   Вывод:  А.П.Бородин творчески обогатил, расширил сюжет «Слова…». Через музыку композитору удалось   более глубоко передать переживания князя Игоря, Ярославны. Игорь в опере осознает свою вину перед  князьями и дружиной, он не столь самонадеян, как в «Слове…». 6. Подведение итогов – В чем заключается главное сходство в финале?  (Прославление Игоря, князей,  несмотря на поражение в  битве с половцами).   – В чем заключается идея «Слова…»? Сохранена ли она в опере?   (В «Слове…» к объединению русских князей  призывает Святослав,  а в опере эта мысль прослеживается в арии Игоря и финале). Обращение к картине В.М.Васнецова «Богатыри»:  Русская земля – основной художественный образ «Слова…»  и  картины. Вера в победу и добро,  в силу Русской земли сильна  и в творчестве неизвестного автора  «Слова…», и   художника  В.М.Васнецова, и композитора  А.П.Бородина. К сожалению, предоставить фрагменты из оперы на представляется возможным, т.к. опера записана на диск  целиком и возможности вырезать фрагменты нет.  Предоставляем аудиофайлы оперы

Интегрированный урок литература + музыка "Слово о полку Игореве" в русском искусстве. Опера А.П. Бородина "Князь Игорь". (9-й класс)

Интегрированный урок литература + музыка "Слово о полку Игореве" в русском искусстве. Опера А.П. Бородина "Князь Игорь". (9-й класс)

Интегрированный урок литература + музыка "Слово о полку Игореве" в русском искусстве. Опера А.П. Бородина "Князь Игорь". (9-й класс)

Интегрированный урок литература + музыка "Слово о полку Игореве" в русском искусстве. Опера А.П. Бородина "Князь Игорь". (9-й класс)

Интегрированный урок литература + музыка "Слово о полку Игореве" в русском искусстве. Опера А.П. Бородина "Князь Игорь". (9-й класс)

Интегрированный урок литература + музыка "Слово о полку Игореве" в русском искусстве. Опера А.П. Бородина "Князь Игорь". (9-й класс)

Интегрированный урок литература + музыка "Слово о полку Игореве" в русском искусстве. Опера А.П. Бородина "Князь Игорь". (9-й класс)

Интегрированный урок литература + музыка "Слово о полку Игореве" в русском искусстве. Опера А.П. Бородина "Князь Игорь". (9-й класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018