Интегрированный урок литературы и музыки "Гармония в музыке и человеческих отношениях". 6-й класс
Оценка 4.8

Интегрированный урок литературы и музыки "Гармония в музыке и человеческих отношениях". 6-й класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка +1
6 кл
23.04.2018
Интегрированный урок литературы и музыки "Гармония в музыке и человеческих отношениях". 6-й класс
Цели: • Формирование представлений о гармонии, того, в чем она заключается. • Усиление межпредметных связей. • Расширение сферы получения информации учащимися, подкрепление мотивации обучения через привлечение знаний, умений, полученных при изучении других предметов. • Воспитание единства, атмосферы содружества, дружелюбия в учебном коллективе, эмоциональной отзывчивости, умения сопереживать чувствам, настроениям в музыке. • Активизация эмоционального отклика на музыку, развитие творческих способностей. Оборудование: портреты А.Грина и В.А.Моцарта, магнитофон. Доска оформлена опорными словами, которые учащиеся должны ввести в свою речь: трепетная, задушевная, взволнованная, лирическая, решительная, мужественная, драматическая; чуткость, доверие, мечтательность, взаимопонимание, душевная тонкость; цинизм, пошлость, примитивность.
Гармония в музыке и человеческих отношениях.doc
Интегрированный урок литературы и музыки "Гармония в музыке и человеческих отношениях". 6- й класс Цели:  Формирование представлений о гармонии, того, в чем она заключается.   Усиление межпредметных связей. Расширение сферы получения информации учащимися, подкрепление мотивации обучения через  привлечение знаний, умений, полученных при изучении других предметов. Воспитание единства, атмосферы содружества, дружелюбия в учебном коллективе, эмоциональной  отзывчивости, умения сопереживать чувствам, настроениям в музыке. Активизация эмоционального отклика на музыку, развитие творческих способностей.   Оборудование: портреты А.Грина и В.А.Моцарта, магнитофон. Доска оформлена опорными словами, которые  учащиеся должны ввести в свою речь: трепетная, задушевная, взволнованная, лирическая, решительная,  мужественная, драматическая; чуткость, доверие, мечтательность, взаимопонимание, душевная тонкость;  цинизм, пошлость, примитивность. Учебники: «Музыка» Авторы: Т.И.Науменко, В.В.Алеев, Дрофа 2010. Учебник­хрестоматия В.Я.Кровиной, М.:  Просвещение, 2009. Ход урока Учитель (или ученик) начинает урок с чтения стихотворения А.Дементьева «Гармония». Ученикам, прослушавшим  стихотворение, предлагается ответить на вопрос: – Какое слово должно стоять первым в теме урока? И был пустой и странно­гулкий зал, И звуки в нём разрозненно витали – Там мальчик неумело на рояле Искал мотив и клавиши терзал. Мелодия ломалась и рвалась, Она сама себя не узнавала ­ Всего полтона ей недоставало, Чтобы вернуть утраченную связь. И некая душа, томясь тоской, В своих потёмках сумрачно плутала ­ Ей, кажется, полшага не хватало, Чтоб обрести смиренье и покой… Лукавая гармония сквозь мрак  Блистает нам – а в руки не даётся, И вечно до неё нам остаётся Лишь полутон, полмига, полушаг… После ответов учащихся учитель открывает слово «гармония» в теме урока «Гармония в музыке и человеческих  отношениях» и эпиграф, который объясняют ученики: Проникая в тайны гармонии, научись выражать более тонкие оттенки чувств. Роберт Шуман Учащиеся, объясняя слова Р.Шумана, самостоятельно формулируют цели урока: 1. Выясняем значение понятия гармония в музыке и литературе; 2. Учимся выражать свои чувства и мысли на основе литературных и музыкальных произведений. Учитель: Что мы понимаем под музыкальной гармонией? Ответы учащихся: Благозвучие как порядок в царстве звуков, аккордов, ладов. Далее учащиеся слушают древнегреческий миф о Гармонии и готовятся отвечать на вопрос: Учитель: Как проявляются характеры героев: Гармонии и Кадма? Ученики делают вывод, что Гармония красивая, но коварная, а Кадм мужественный , ради любви идет на  необдуманные поступки, завладев ожерельем теряет семью и понимает, что всему виной жадность, коварство,  глубоко переживает потерю любимых детей, готов нести наказание. – Найдите ответ на вопрос в учебнике музыки параграф 17, стр.79: В чем смысл древнегреческого мифа о гармонии? Ответы учащихся: 1. В Гармонии соединяются коварная разрушительная сила Ареса и сила вечной любви и красоты  Афродиты; 2. Гармония достигается в развитии , борьбе ,становлении образа; 3. Музыкальная гармония строится на противоположностях света и тени, радости и грусти. Учитель: Прослушайте симфонию №40В.А.Моцарта, одного из самых гармоничных композиторов, и среди карт  настроений выберите ту, которая соответствует услышанному музыкальному произведению. Объясните свой  выбор. Ответы учащихся: Сначала простая, выразительная, теплая, потом энергичная, взволнованная. Обобщение учителя: Внимание композитора сосредоточено на человеческой личности. Мир человека  предстает сложным, глубоким, это мир напряженных исканий гармоничности, разумной ясности. Симфония  проникнута сознанием несовершенства мира. В музыке редко встречаются произведения, в которых бы  выражалось одно настроение. Чаще музыкальная гармония строится на противоположности светлого и тайного,  печального и радостного, всего того, чем так полна человеческая жизнь. Мы с вами прочитали первую главу  «Алых парусов» А.Грина. Сейчас работаем в группах на основе выполненного домашнего задания. (На  обсуждение ученикам дается 5 минут.) Выступления представителей групп. 1­й ряд – 1­я группа «Ассоль» 1. Выберите из текста главы детали портрета Ассоль. Как в нем проявилась душевная красота девочки и авторское отношение к ней? (нервное, доброе личико, забавно напевала матросские песни, взволнованный голосок , стиранное много раз  ситцевое платье, худенькие загорелые ноги, темные волосы, с оттенком грустного вопроса глаза, кроткая  улыбка . Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки.) На основе деталей портрета ученики делают вывод, что автор с большой симпатией относится к Ассоль. Это  выражается с помощью слов с уменьшительно­ласкательными суффиксами, сравнения. 2. Какие черты характера Ассоль мы видим в ее поступках? (поступки: погоня за упущенной яхтой, помощь отцу, разговор с волшебником состояние души: отсутствие подруг, попытки сближения с детьми Каперны, синяки, царапины, плач). Вывод учащихся. На основе поступков Ассоль можно говорить о ее доброте, желании дружить. Самое главное в характере Ассоль, по мнению учеников, умение видеть в обычном необычное. Это творческая, ранимая натура. 3. Как отец отнесся к мечте Ассоль об алых парусах? («Не стоит отнимать у тебя такую игрушку. Много ведь придется в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и  хищных парусов: издали – нарядных и белых, вблизи – рваных и наглых»). Учащиеся отмечают, что отец не стал разрушать ее мечту, бережно отнесся к ее внутреннему миру. 2­й ряд – 2­я группа «Лонгрен» 1. Найдите слова и выражения, которыми автор выражает переживания Лонгрена после смерти жены .  Как это характеризует героя? (Мертвея, Лонгрен наклонился, потупился и стал крутить ус; стал еще замкнутее и нелюдимее; стал работать,  опрокидывал стакан водки; гостей он не выносил; не посещал никого, делал всю домашнюю работу, ничего не  покупал в лавке Меннерса). Ученики отмечают, что переживания Лонгрена автор показывает с помощью глаголов. Мы видим, какие  изменения произошли с Лонгреном под ударами судьбы. Он любил Мери и тяжело переживал ее смерть,  старался уйти в работу. Индивидуальная работа ученика к уроку «Значение имени». Ученик рассказывает, что Лонгрен в переводе  означает «понурен». 2. Выберите те слова, которыми описано состояние Лонгрена в эпизоде с тонущим Меннерсом. Какова  нравственная позиция Лонгрена? Почему он не спас Меннерса? (Трубка задымилась сильнее, не сказав ни слов, набрав воздуха и глубоко вздохнув, сказал: «Черную игрушку я  сделал». – Она так же просила тебя! Думай об этом пока еще жив, Меннерс, и не забудь!) Вывод: Лонгрен – сильный человек, он сам дает оценку своему поступку, сам себя осудил, но по­другому  поступить он не мог. 3. Как показано отношение отца к Ассоль? Докажите текстом. Сделайте вывод о характере Лонгрена. (Лонгрен взял расчет, простился с товарищами, хотя к бригу был привязан сильнее, чем иной сын к матери, и  стал растить Ассоль. Как только Ассоль научилась ходить, он, поблагодарив соседку, сосредоточил всю свою  любовь, помыслы на маленьком существе. Стал делать игрушки и продавал в городские магазины. Это позволяло жить в рамках умеренной экономии. По вечерам он рассказывал ей сказки. Она забавно напевала матросские  песни, сидя у отца на коленях). Вывод учеников: Лонгрен относился к Ассоль с душевной тонкостью, чуткостью. Он вырастил ее в любви. Учитель предлагает прослушать из аудиохрестоматии к учебнику В.Я.Коровиной фрагмент текста «Любимым  развлечением Ассоль…» и ответить на вопрос: Учитель: Каковы отношения Лонгрена и Асссоль? На основе прослушанного отрывка ученики делают вывод, что у Лонгрена и Ассоль свой особый мир, мир любвь,  взаимопонимания, овеянный сказкой и песней. – Почему жители Каперны не поют песен и не рассказывают сказок? Ответы учащихся: Они злые, не умеют общаться. Учитель обобщает ответы учеников: Музыка – искусство общения. А чувствовать и понимать музыку и  литературу способен не каждый, а только человек с красивой душой. 3­й ряд – 3­я группа «Жители Каперны» 1. Дайте характеристику Меннерсу. Как автор показывает нам его непривлекательность? (Меннерс держал лавку и считался состоятельным человеком. Соглашался дать денег, но требовал за это  любви. Меннерс рыдал от ужаса, заклинал матроса бежать к рыбакам, позвать на помощь, обещал деньги,  угрожал и сыпал проклятьями). Вывод учащихся: Меннерс – трус. Он не ценит семейных уз, не способен помочь бескорыстно. Своим поведением он вызвал у Лонгрена презрение. 2. Какими изображены жители Каперны? (Редкий из их способен был помнить оскорбление более тяжкое, чем перенесенное Лонгреном, и горевать так  сильно, как горевал он, им было отвратительно, непонятно, поражало их, что Лонгрен молчал; он поступал  иначе, чем они; рыбаки умолкали в его присутствии, отходя в сторону, как от зачумелого; Ассоль росла без  подруг; дети гримасничали, высовывали языки). Вывод учащихся: Жители Каперны жили в ссорах, в оскорблениях, в сплетнях, в обидах. Индивидуальное задание «Значение названия» Капер – это пират или разбойник. Он грабит всякого  самовольно. 3. Какими словами выражается авторское осуждение жителей Каперны? (Окрики взрослых, пересуды, кривотолки, характер страшного запрета, истерический характер сплетни;  швыряли грязью, ел человеческое мясо, делали фальшивые деньги) Вывод учеников: Жители Каперны жили своей пошлой, грубой жизнью, руководствовались примитивным  здравым смыслом, им была чужда чуткость, душевная тонкость семьи Лонгрена. Учитель: Жители Каперны не понимали жизни семьи Лонгрена. Не случаен вопрос Ассоль: «Почему они нас не  любят?» Как на этот вопрос ответил отец? – Надо уметь любить, а они этого не умеют. Итоги урока Учитель: На чем строится гармония в человеческих отношениях? Ответы учеников: На любви, на взаимопонимании, на умении дружить. Учитель: Важно какими быть? Ответы учеников: Добрыми, чуткими, умеющим придти на помощь друг другу. В конце урока учитель проводит с учащимися рефлексию: Учитель: Закончите предложения:  Сегодня я узнал на уроке……  Было интересно узнать……..  Было трудно……………..  Я выполнял задания……..  Я смог……………..  Мне захотелось……  Меня удивило……

Интегрированный урок литературы и музыки "Гармония в музыке и человеческих отношениях". 6-й класс

Интегрированный урок литературы и музыки "Гармония в музыке и человеческих отношениях". 6-й класс

Интегрированный урок литературы и музыки "Гармония в музыке и человеческих отношениях". 6-й класс

Интегрированный урок литературы и музыки "Гармония в музыке и человеческих отношениях". 6-й класс

Интегрированный урок литературы и музыки "Гармония в музыке и человеческих отношениях". 6-й класс

Интегрированный урок литературы и музыки "Гармония в музыке и человеческих отношениях". 6-й класс

Интегрированный урок литературы и музыки "Гармония в музыке и человеческих отношениях". 6-й класс

Интегрированный урок литературы и музыки "Гармония в музыке и человеческих отношениях". 6-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018