Интегрированный урок литературы и музыки "Гармония в музыке и человеческих отношениях". 6-й класс
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка +1
6 кл
23.04.2018
Цели:
• Формирование представлений о гармонии, того, в чем она заключается.
• Усиление межпредметных связей.
• Расширение сферы получения информации учащимися, подкрепление мотивации обучения через привлечение знаний, умений, полученных при изучении других предметов.
• Воспитание единства, атмосферы содружества, дружелюбия в учебном коллективе, эмоциональной отзывчивости, умения сопереживать чувствам, настроениям в музыке.
• Активизация эмоционального отклика на музыку, развитие творческих способностей.
Оборудование: портреты А.Грина и В.А.Моцарта, магнитофон. Доска оформлена опорными словами, которые учащиеся должны ввести в свою речь: трепетная, задушевная, взволнованная, лирическая, решительная, мужественная, драматическая; чуткость, доверие, мечтательность, взаимопонимание, душевная тонкость; цинизм, пошлость, примитивность.
Гармония в музыке и человеческих отношениях.doc
Интегрированный урок литературы и музыки
"Гармония в музыке и человеческих отношениях". 6-
й класс
Цели:
Формирование представлений о гармонии, того, в чем она заключается.
Усиление межпредметных связей.
Расширение сферы получения информации учащимися, подкрепление мотивации обучения через
привлечение знаний, умений, полученных при изучении других предметов.
Воспитание единства, атмосферы содружества, дружелюбия в учебном коллективе, эмоциональной
отзывчивости, умения сопереживать чувствам, настроениям в музыке.
Активизация эмоционального отклика на музыку, развитие творческих способностей.
Оборудование: портреты А.Грина и В.А.Моцарта, магнитофон. Доска оформлена опорными словами, которые
учащиеся должны ввести в свою речь: трепетная, задушевная, взволнованная, лирическая, решительная,
мужественная, драматическая; чуткость, доверие, мечтательность, взаимопонимание, душевная тонкость;
цинизм, пошлость, примитивность.
Учебники: «Музыка» Авторы: Т.И.Науменко, В.В.Алеев, Дрофа 2010. Учебникхрестоматия В.Я.Кровиной, М.:
Просвещение, 2009.
Ход урока
Учитель (или ученик) начинает урок с чтения стихотворения А.Дементьева «Гармония». Ученикам, прослушавшим
стихотворение, предлагается ответить на вопрос:
– Какое слово должно стоять первым в теме урока?
И был пустой и странногулкий зал,
И звуки в нём разрозненно витали –
Там мальчик неумело на рояле
Искал мотив и клавиши терзал.
Мелодия ломалась и рвалась,
Она сама себя не узнавала
Всего полтона ей недоставало,
Чтобы вернуть утраченную связь.
И некая душа, томясь тоской,
В своих потёмках сумрачно плутала
Ей, кажется, полшага не хватало,
Чтоб обрести смиренье и покой…
Лукавая гармония сквозь мрак
Блистает нам – а в руки не даётся,
И вечно до неё нам остаётся
Лишь полутон, полмига, полушаг…
После ответов учащихся учитель открывает слово «гармония» в теме урока «Гармония в музыке и человеческих
отношениях» и эпиграф, который объясняют ученики:
Проникая в тайны гармонии, научись выражать более тонкие оттенки чувств.
Роберт Шуман
Учащиеся, объясняя слова Р.Шумана, самостоятельно формулируют цели урока:
1. Выясняем значение понятия гармония в музыке и литературе;
2. Учимся выражать свои чувства и мысли на основе литературных и музыкальных произведений. Учитель: Что мы понимаем под музыкальной гармонией?
Ответы учащихся: Благозвучие как порядок в царстве звуков, аккордов, ладов.
Далее учащиеся слушают древнегреческий миф о Гармонии и готовятся отвечать на вопрос:
Учитель: Как проявляются характеры героев: Гармонии и Кадма?
Ученики делают вывод, что Гармония красивая, но коварная, а Кадм мужественный , ради любви идет на
необдуманные поступки, завладев ожерельем теряет семью и понимает, что всему виной жадность, коварство,
глубоко переживает потерю любимых детей, готов нести наказание.
– Найдите ответ на вопрос в учебнике музыки параграф 17, стр.79:
В чем смысл древнегреческого мифа о гармонии?
Ответы учащихся:
1. В Гармонии соединяются коварная разрушительная сила Ареса и сила вечной любви и красоты
Афродиты;
2. Гармония достигается в развитии , борьбе ,становлении образа;
3. Музыкальная гармония строится на противоположностях света и тени, радости и грусти.
Учитель: Прослушайте симфонию №40В.А.Моцарта, одного из самых гармоничных композиторов, и среди карт
настроений выберите ту, которая соответствует услышанному музыкальному произведению. Объясните свой
выбор.
Ответы учащихся: Сначала простая, выразительная, теплая, потом энергичная, взволнованная.
Обобщение учителя: Внимание композитора сосредоточено на человеческой личности. Мир человека
предстает сложным, глубоким, это мир напряженных исканий гармоничности, разумной ясности. Симфония
проникнута сознанием несовершенства мира. В музыке редко встречаются произведения, в которых бы
выражалось одно настроение. Чаще музыкальная гармония строится на противоположности светлого и тайного,
печального и радостного, всего того, чем так полна человеческая жизнь. Мы с вами прочитали первую главу
«Алых парусов» А.Грина. Сейчас работаем в группах на основе выполненного домашнего задания. (На
обсуждение ученикам дается 5 минут.)
Выступления представителей групп.
1й ряд – 1я группа «Ассоль»
1. Выберите из текста главы детали портрета Ассоль. Как в нем проявилась душевная красота девочки и
авторское отношение к ней?
(нервное, доброе личико, забавно напевала матросские песни, взволнованный голосок , стиранное много раз
ситцевое платье, худенькие загорелые ноги, темные волосы, с оттенком грустного вопроса глаза, кроткая
улыбка . Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки.)
На основе деталей портрета ученики делают вывод, что автор с большой симпатией относится к Ассоль. Это
выражается с помощью слов с уменьшительноласкательными суффиксами, сравнения.
2. Какие черты характера Ассоль мы видим в ее поступках?
(поступки: погоня за упущенной яхтой, помощь отцу, разговор с волшебником состояние души: отсутствие подруг,
попытки сближения с детьми Каперны, синяки, царапины, плач).
Вывод учащихся. На основе поступков Ассоль можно говорить о ее доброте, желании дружить. Самое главное
в характере Ассоль, по мнению учеников, умение видеть в обычном необычное. Это творческая, ранимая натура.
3. Как отец отнесся к мечте Ассоль об алых парусах?
(«Не стоит отнимать у тебя такую игрушку. Много ведь придется в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и
хищных парусов: издали – нарядных и белых, вблизи – рваных и наглых»).
Учащиеся отмечают, что отец не стал разрушать ее мечту, бережно отнесся к ее внутреннему миру.
2й ряд – 2я группа «Лонгрен» 1. Найдите слова и выражения, которыми автор выражает переживания Лонгрена после смерти жены .
Как это характеризует героя?
(Мертвея, Лонгрен наклонился, потупился и стал крутить ус; стал еще замкнутее и нелюдимее; стал работать,
опрокидывал стакан водки; гостей он не выносил; не посещал никого, делал всю домашнюю работу, ничего не
покупал в лавке Меннерса).
Ученики отмечают, что переживания Лонгрена автор показывает с помощью глаголов. Мы видим, какие
изменения произошли с Лонгреном под ударами судьбы. Он любил Мери и тяжело переживал ее смерть,
старался уйти в работу.
Индивидуальная работа ученика к уроку «Значение имени». Ученик рассказывает, что Лонгрен в переводе
означает «понурен».
2. Выберите те слова, которыми описано состояние Лонгрена в эпизоде с тонущим Меннерсом. Какова
нравственная позиция Лонгрена? Почему он не спас Меннерса?
(Трубка задымилась сильнее, не сказав ни слов, набрав воздуха и глубоко вздохнув, сказал: «Черную игрушку я
сделал».
– Она так же просила тебя! Думай об этом пока еще жив, Меннерс, и не забудь!)
Вывод: Лонгрен – сильный человек, он сам дает оценку своему поступку, сам себя осудил, но подругому
поступить он не мог.
3. Как показано отношение отца к Ассоль? Докажите текстом. Сделайте вывод о характере Лонгрена.
(Лонгрен взял расчет, простился с товарищами, хотя к бригу был привязан сильнее, чем иной сын к матери, и
стал растить Ассоль. Как только Ассоль научилась ходить, он, поблагодарив соседку, сосредоточил всю свою
любовь, помыслы на маленьком существе. Стал делать игрушки и продавал в городские магазины. Это позволяло
жить в рамках умеренной экономии. По вечерам он рассказывал ей сказки. Она забавно напевала матросские
песни, сидя у отца на коленях).
Вывод учеников: Лонгрен относился к Ассоль с душевной тонкостью, чуткостью. Он вырастил ее в любви.
Учитель предлагает прослушать из аудиохрестоматии к учебнику В.Я.Коровиной фрагмент текста «Любимым
развлечением Ассоль…» и ответить на вопрос:
Учитель: Каковы отношения Лонгрена и Асссоль?
На основе прослушанного отрывка ученики делают вывод, что у Лонгрена и Ассоль свой особый мир, мир любвь,
взаимопонимания, овеянный сказкой и песней.
– Почему жители Каперны не поют песен и не рассказывают сказок?
Ответы учащихся: Они злые, не умеют общаться.
Учитель обобщает ответы учеников: Музыка – искусство общения. А чувствовать и понимать музыку и
литературу способен не каждый, а только человек с красивой душой.
3й ряд – 3я группа «Жители Каперны»
1. Дайте характеристику Меннерсу. Как автор показывает нам его непривлекательность?
(Меннерс держал лавку и считался состоятельным человеком. Соглашался дать денег, но требовал за это
любви. Меннерс рыдал от ужаса, заклинал матроса бежать к рыбакам, позвать на помощь, обещал деньги,
угрожал и сыпал проклятьями).
Вывод учащихся: Меннерс – трус. Он не ценит семейных уз, не способен помочь бескорыстно. Своим поведением
он вызвал у Лонгрена презрение.
2. Какими изображены жители Каперны?
(Редкий из их способен был помнить оскорбление более тяжкое, чем перенесенное Лонгреном, и горевать так
сильно, как горевал он, им было отвратительно, непонятно, поражало их, что Лонгрен молчал; он поступал
иначе, чем они; рыбаки умолкали в его присутствии, отходя в сторону, как от зачумелого; Ассоль росла без
подруг; дети гримасничали, высовывали языки). Вывод учащихся: Жители Каперны жили в ссорах, в оскорблениях, в сплетнях, в обидах.
Индивидуальное задание «Значение названия» Капер – это пират или разбойник. Он грабит всякого
самовольно.
3. Какими словами выражается авторское осуждение жителей Каперны?
(Окрики взрослых, пересуды, кривотолки, характер страшного запрета, истерический характер сплетни;
швыряли грязью, ел человеческое мясо, делали фальшивые деньги)
Вывод учеников: Жители Каперны жили своей пошлой, грубой жизнью, руководствовались примитивным
здравым смыслом, им была чужда чуткость, душевная тонкость семьи Лонгрена.
Учитель: Жители Каперны не понимали жизни семьи Лонгрена. Не случаен вопрос Ассоль: «Почему они нас не
любят?» Как на этот вопрос ответил отец?
– Надо уметь любить, а они этого не умеют.
Итоги урока
Учитель: На чем строится гармония в человеческих отношениях?
Ответы учеников: На любви, на взаимопонимании, на умении дружить.
Учитель: Важно какими быть?
Ответы учеников: Добрыми, чуткими, умеющим придти на помощь друг другу.
В конце урока учитель проводит с учащимися рефлексию:
Учитель: Закончите предложения:
Сегодня я узнал на уроке……
Было интересно узнать……..
Было трудно……………..
Я выполнял задания……..
Я смог……………..
Мне захотелось……
Меня удивило……
Интегрированный урок литературы и музыки "Гармония в музыке и человеческих отношениях". 6-й класс
Интегрированный урок литературы и музыки "Гармония в музыке и человеческих отношениях". 6-й класс
Интегрированный урок литературы и музыки "Гармония в музыке и человеческих отношениях". 6-й класс
Интегрированный урок литературы и музыки "Гармония в музыке и человеческих отношениях". 6-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.