Интегрированный урок математики и литературы по мотивам сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок». Урок-сказка "Числа в русской сказке". 6-й класс
Оценка 5
Разработки уроков
doc
математика +1
6 кл
23.04.2018
Детская природа требует наглядности.
К.Д.Ушинский.
Цель урока: актуализация и закрепление знаний.
Планируемые результаты:
• Предметные: обобщить и закрепить знания обучающихся по темам, изученным в курсе математики 6 класса “Пропорциональность”, “Делимость чисел”, “Отрицательные числа”, “Формулы и уравнения”, продолжить формирование навыка решения задач, умения решать нестандартные задачи;
• Личностные: актуализировать имеющиеся знания в новой (нестандартной) ситуации, продолжить развития логического мышления учащихся; Проявляют мотивацию к познавательной деятельности при решении задач с практическим содержанием;
• Метапредметные: Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку учено–познавательной деятельности , уметь работать самостоятельно с учебником, принимать решения.
Время реализации урока: 1 урок (45 минут)
Аннотация к уроку: данное занятие является уроком решения задач.
Тип урока: урок-практикум.
Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности, обобщение знаний по изученной теме.
Формы организации работы детей: фронтальная беседа, групповая и индивидуальная работа.
Числа в русской сказке.doc
Интегрированный урок математики и литературы по
мотивам сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок».
Урок-сказка "Числа в русской сказке". 6-й класс
Детская природа требует наглядности.
К.Д.Ушинский.
Цель урока: актуализация и закрепление знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: обобщить и закрепить знания обучающихся по темам, изученным в курсе математики 6
класса “Пропорциональность”, “Делимость чисел”, “Отрицательные числа”, “Формулы и уравнения”,
продолжить формирование навыка решения задач, умения решать нестандартные задачи;
Личностные: актуализировать имеющиеся знания в новой (нестандартной) ситуации, продолжить
развития логического мышления учащихся; Проявляют мотивацию к познавательной деятельности при
решении задач с практическим содержанием;
Метапредметные: Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку учено–
познавательной деятельности , уметь работать самостоятельно с учебником, принимать решения.
Время реализации урока: 1 урок (45 минут)
Аннотация к уроку: данное занятие является уроком решения задач.
Тип урока: урокпрактикум.
Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности, обобщение
знаний по изученной теме.
Формы организации работы детей: фронтальная беседа, групповая и индивидуальная работа.
Авторский медиапродукт:
редактор Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word.
вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.
Электронный учебник / электронное приложение к учебнику:
Математика.6 кл.: учебник / Г.К.Муравин, О.В.Муравина. 4е изд., стереотип. М.:Дрофа, 2016.?319 с.
План проведения урока
№ Этапы урока
1 Организационный момент. Вступительное слово учителя
2 Повторение основных понятий тем
3 Решение задач и обсуждение их решений
4 Знакомство с биографией автора сказки П.П.Ершова, с книгами и изданиями сказки, со
скульптурами сказочных героев и автора, театральными и телевизионными постановками
Вре
мя
3
мин.
5
мин.
25
мин.
7
мин. сказки.
5 Подведение итогов урока. Рефлексия. Заключительное слово учителя.
6 Домашнее задание
4
мин.
1
мин.
Ход урока
Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку. Именно в какую? Об этом вы узнаете по ходу урока.
Начнем. В путь.
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.
У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в градстолицу.
Знать, столица та была
Недалече от села.
Задание № 1. Узнать расстояние от села Удельная до столицы по следующему плану местности. (Применяется
карта местности пункта “Масштаб” электронного приложения).
Там пшеницу продавали,
Деньги счетом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
Задание № 2. Определить среднюю урожайность пшеницы, которую снимали с полей крестьянин и его сыновья,
если с 1 поля сняли 2,3 ц, со 2 поля – 1,7 ц, с 3 поля – 2,8 ц, с 4 поля – 2,2 ц.
Задание № 3. Сколько они выручили денег, если за 1 ц зерна брали 800 руб? (устно).
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Ктото в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.
Мужички такой печали отродяся не видали;
Стали думать да гадать –
Как бы вора соглядать;
Наконец себе смекнули,
Чтоб стоять на карауле,
Хлеб ночами поберечь,
Злого вора подстеречь...
...Ночь настала; месяц всходит;
Поле все Иван обходит,
Озираючись кругом,
И садится под кустом;
Звезды на небе считает
Да краюшку уплетает.
Вдруг о полночь...
Караульщик наш привстал,
Посмотрел под рукавицу
И увидел... Вот кого же? Мы увидим и узнаем, если выполним следующее задание.
Задание №4. На координатной плоскости отметьте, продвигаясь по столбцам сверху вниз, точки, заданные
своими координатами. Точки в д. с. к. отметьте в порядке их следования, а затем соедините каждую точку с
предыдущей кривой или отрезком. Что в результате получится, вы увидите сами.
(7, 1)
(10, 3)
(10, 5)
(9, 5)
(9, 6)
(10, 5)
(11, 3)
(9, 1)
(12, 2)
(12,4)
(11, 4)
(11, 5)
(12, 4)
(13, 2)
(10, 0)
(10, 2)
(11, 4)
(12,
4)
(14,
2)
(15,
3)
(14,
5)
(14,
6)
(13,
7)
(13,
8)
(12,
7)
(12,
8)
(11,
7)
(9,
7)
(10,
6)
(8,
6)
(9,
5)
(7,
5)
(8,
4)
(6,
4)
(7,
3)
(4,
2)
(1,
3)
(2,
3)
(3,
2)
(5,
5)
(8,
4)
(6,
4)
(9,
3)
(5,
3)
(9,
2)
(5,
2)
(9,
1)
(3,
1)
(3,
1)
(4,
1)
(7,
3)
(7, 4)
(8, 4)
(8, 5)
(9, 2)
(6, 4)
(6, 5)
(7, 5)
(7, 6)
(4, 3)
(2, 3)
(1, 1)
(3, 2)
(7, 1)
глаз
(13,
5,5)
Для быстроты выполнения задания заранее на доске приготовить координатную плоскость и к доске
вызываются два ученика. А в это время другие ребята на доске и у себя в тетрадях выполняют задание №5.
Ответ: И увидел кобылицу.
После построения рисунка очевидно и название сказки. Написал Ершов ее в 1834 году. Было ему лишь 19 лет, и
был он тогда студентом Петербургского университета.
Задание №5. Выполнив следующие задания из учебника, можно узнать рост, число горбов, длину ушей Конька
Горбунка
Ростом только ... вершка (1 вершок= 44,4 мм)
№461(1) — 10+(7)
На спине ... горбами
№462(5) — 11(13)
Да с ... ушами (1 аршин= 71 см)
№463(3) — 6129+12+7 Ответ:
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Задание №6.
Тут Иван
Руки в боки, словно пан,
Изза братьев выступает
И, надувшись, отвечает:
“Эта, пара, царь, моя,
И хозяин – тоже я”.
“Ну, я пару покупаю;
Продаёшь ты?” “Нет, меняю”.
“Что в промен берёшь добра?”
“............ шапок серебра”.
Знаменатель корня уравнения №843(4) поможет определить, сколько шапок серебра дал царь Ивану взамен
коней
Ответ:
Что в промен берёшь добра?”
“25 шапок серебра”.
То есть это будет 10.
И, по милости своей,
Дал в прибавок 5 рублей.
Царьто был великодушный! (Всего 15)
Задание №7.
1. Какой срок давал царь Иванушке, чтобы он достал Жарптицу и Царьдевицу?
2. Сколько дней ехали Иван и КонекГорбунок?
Чтобы узнать ответы на поставленные вопросы, необходимо решить следующие задания (задание ученик
выбирает по желанию):
№843(6) Найти значение выражения:
№№846(2) Найти корень уравнения:
Ответ:
Если ты в недели три
Не достанешь мне Жарптицу
В нашу царскую светлицу,
То, клянуся бородой!
Ты поплатишься со мной!
...Едут целую седьмицу.
Наполедок, в день восьмой,
Приезжают в лес густой...
Задание №8.
Сколько зерна попросил Иван у царя, чтобы он достать Жарптицу? Решить логическую цепочку, правильно выбирая нужные таблицы:
Ответ:
Надо, царь, мне два корыта
Белоярова пшена...
Задание №9
С какой скоростью скакал КонекГорбунок? Узнать это поможет задание №464: сравнить выражения, не
выполняя вычислений, и выбрать цифру, на которую указывает знак больше.
Ответ: 100000
И в почин на первый вечер
Верст сто тысяч отмахал
И нигде не отдыхал.
А вот мы, ребята, сейчас немножко отдохнём и проведём физкульминутку.
Физкульминутка
Задание №10.
Вот дорога к океану,
И на нёмто круглый год
Та красавица живёт...
Узнать ответ поможет корень уравнения, округленный до целого значения:
№71(8)
Ответ:
...2 раза она лишь сходит
С окиана и приводит
Долгий путь на землю к нам...
Задание №11.
Тут наш царь решил жениться
На молоденькой девице!
Говорит ему девица:
“Но взгляника, ты ведь сед;
...Как же можно нам венчаться?
Все цари начнут смеяться”.
Выполнив задание №807, вы узнаете, сколько лет было царю и сколько краседевице. Учесть, что царю 10 х лет
и краседевице y лет (рис.1) Рис. 1
Ответ:
Царь...
Вздумал в 70 жениться
На молоденькой девице!
Говорит ему девица:
“Но взгляника, ты ведь сед;
Мне 15 только лет...”
Задание №12.
“Что, Иванушка, невесел?
Что головушку повесил?”
Говорит ему конек.
“Помоги мне, горбунок!
Видишь, вздумал царь жениться,
Знашь, на стройненькой царице,
Так и шлет на окиян,
Говорит коньку Иван,
Дал мне сроку три дня только;
Тут попробовать изволька
... достать!
Расположите числа в № 765 в порядке возрастания и найдите, соответствующие им буквы, после чего узнаете,
что же для царя должен был достать Иван?
10,
6
15,
7
0
0,
1
6
т с
п
р
|
16,3
|
н
16,
3
1
6,
3
1
7
е
е
ь
Ответ:
Дал мне сроку три дня только;
Тут попробовать изволька
Перстень дъявольский достать!
Да велела заезжать
Эта стройная царица
Гдето в терем поклониться
Солнцу, Месяцу, притом
И спросить кое о чем...”
Тут конек: “Сказать по дружбе,
Это – службишка, не служба;
Ты теперя спать поди,
А назавтра, утром рано,
Мы поедем к окияну”.
Задания №1314. На окияне Конек и Иван увидели ЧудоЮдо – Рыбакит (№ 603). Одна неточность у Ершова –
кит не рыба, а млекопитающее. Прямо в мореокеане
Поперек его лежит
Чудоюдо Рыбакит.
Много лет уж он страдает,
А доселева не знает,
Чем прощенье получить.
№843(4) Решить пример:
Ответ:
...Десять лет уж он страдает,
А доселева не знает,
Чем прощенье получить...
Задание №14.
Тут конек на хвост вбегает,
К перьям близко прилегает
И что мочи есть кричит:
“Чудоюдо Рыбакит!
Оттого твои мученья,
Что без божия веленья
Проглотил ты средь морей
......кораблей.
Если дашь ты им свободу,
Снимет бог с тебя невзгоду,
Вмиг все раны заживит,
Долгим веком наградит”.
Чтобы узнать, сколько кораблей проглотил кит, нам нужно решить следующее уравнение:
Ответ:
Проглотил ты средь морей
Три десятка кораблей
Задание №15. Начертите маршрут, по которому ехал Иванушка, если известно, что перстень находится в городе
B, терем с солнцем и месяцем – в городе A, а сам царь, где происходили эти события, живет в городе C. Для
этого выполните №916. Пользуясь только циркулем, постройте вершины треугольника, равного треугольнику,
изображенному на рисунке 2.
Задание №16. В скольких котлах искупался Иванушка?дурачок, после чего стал красавцем? Чтобы это узнать,
нужно найти площадь заштрихованной фигурыкотла. Учесть, что
3 (рис.3)
Рис. 2 Ответ:
Рис. 3
На конька Иван взглянул
И в котёл тотчас нырнул,
Тут в другой, там в третий тоже,
И такой он стал пригожий,
Что ни в сказке не сказать,
Ни пером не написать!
В конце урока ученики знакомятся с биографией автора сказки П.П.Ершова, с книгами и изданиями сказки, со
скульптурами сказочных героев и автора, с театральными и телевизионными постановками сказки. Учитель
рассказывает, что“КонекГорбунок” — первый российский рисованный полнометражный мультфильм и вышел в
1947 году. Режиссеромпостановщиком был замечательный российский мультипликатор Иван Петрович Иванов
Вано. Он был одним из энтузиастов отечественного анимационного кино, и начал снимать мультфильмы еще в
1925 году.
Подведение итогов урока.
Эта сказка, ребята, учит многому. Вопервых тому, что жадность ни к чему хорошему не приведёт. Всё, что
желал царь – выполнял Иван, а это несправедливо. За свою жадность царь был наказан: он сварился в котле.
Вовторых, в этой сказке добро побеждает зло. Иван за свою доброту вознагражден, он стал царем. Я считаю,
что все в этой сказке правильно... В сказке говорится о том, что простодушное терпение увенчается великим
возмездием на земле. А необузданные желания губят человека...
Домашнее задание:
№1. Построить чертёж по заданным координатам (раздаточный материал)
№2. Построить круговую диаграмму, используя данные задания 2.
№3. Найти площадь заштрихованной фигурышатра царя. Учесть, что
3. (рис.4) Рис. 4
№4. Найдите в сказке числа и сами сочините какуюлибо задачу к изученным темам.
Использованная литература.
1. Овечкина О.И. Приёмы активизации познавательной деятельности /Математика в школе,1993, №5, с.89.
2. http://www.yandex.ru/images
Интегрированный урок математики и литературы по мотивам сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок». Урок-сказка "Числа в русской сказке". 6-й класс
Интегрированный урок математики и литературы по мотивам сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок». Урок-сказка "Числа в русской сказке". 6-й класс
Интегрированный урок математики и литературы по мотивам сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок». Урок-сказка "Числа в русской сказке". 6-й класс
Интегрированный урок математики и литературы по мотивам сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок». Урок-сказка "Числа в русской сказке". 6-й класс
Интегрированный урок математики и литературы по мотивам сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок». Урок-сказка "Числа в русской сказке". 6-й класс
Интегрированный урок математики и литературы по мотивам сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок». Урок-сказка "Числа в русской сказке". 6-й класс
Интегрированный урок математики и литературы по мотивам сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок». Урок-сказка "Числа в русской сказке". 6-й класс
Интегрированный урок математики и литературы по мотивам сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок». Урок-сказка "Числа в русской сказке". 6-й класс
Интегрированный урок математики и литературы по мотивам сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок». Урок-сказка "Числа в русской сказке". 6-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.