Интегрированный урок "Образы доисторических животных в художественной литературе" 5 - 6 класс
Оценка 4.9

Интегрированный урок "Образы доисторических животных в художественной литературе" 5 - 6 класс

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
биология +2
5 кл—6 кл
23.03.2018
Интегрированный урок "Образы доисторических животных в художественной литературе" 5 - 6 класс
Образы доисторических животных в художественной литературе1.docx
Фадеева Ольга Вениаминовна, педагог­библиотекарь,  учитель МХК и искусства  МАОУ СОШ № 72 города Тюмени Тема: Образы доисторических животных в художественной литературе  воспитание Цель: Образовательная:  показать   учащимся   роман   К.Дойла   «Затерянный   мир»   как произведение научной фантастики,  определить  особенности  научно­фантастического романа. Развивающая:развивать речь учащихся, умения слушать, работать в паре, развивать творческие способности. Воспитательная:   внимательности, интереса к литературе. Возрастная категория: 5 – 6 класс Форма проведения: интегрированный урок Оборудование: проектор, экран, компьютер. Оформление и наглядность:  презентация «Артур Конан Дойл «Затерянный мир». Выставка  книг «Образы доисторических животных в литературе». Мероприятие проходит в школьной библиотеке. Музыкальный ряд: Литература: дисциплинированности, ответственности,    Конан Дойл А. Затерянный мир: роман /Артур Конан Дойл. – Москва: Эксмо. – 256 с. – (Классика в школе). Ход мероприятия Ведущий: Сегодня   нас   ожидает   увлекательное   путешествие   по   страницам   известной   книги Артура   Конан   Дойла   «Затерянный   мир».   Книга   написана   в   научно­фантастическом жанре. Для начала, давайте обратимся к литературоведческому словарю и узнаем, что означает жанр фантастики. Ведущий – архивариус: Фантастическая   литература   –   художественные   повествовательные   произведения, рассказывающие   о   небывалых,   сверхъестественных   событиях   и   героях,   созданных воображением автора. Научно­фантастический жанр – вид художественной литературы, где в основу произведения   положена   научная   или   техническая   проблема,   осуществление которой можно предположить в будущем. Ведущий – биограф: А теперь несколько слов об авторе романа.  Артур КонанДойл (1859 – 1930) – выдающийся английский писатель, врач, создатель одного   из   популярнейших   персонажей   всех   времен   и   народов   –   сыщика   Шерлока 1 Холмса.   В   яркой биографии   КонанДойла есть   место   интересным,   захватывающим событиям. Дойл  долго  искал себя  в  литературе. В 1886  году  писатель  создал  свой  первый рассказ о Шерлоке Холмсе. «Этюд в багровых тонах» был издан в 1887 году. Детективные рассказы о Шерлоке Холмсе сделали КонанДойла не только известным за пределами Англии, но и одним из самых высокооплачиваемых писателей. Сам писатель не придавал большого значения рассказам о сыщике. Больше времени и сил он уделял написанию таких исторических произведений, как «Михей Кларк», «Изгнанники», «Белый отряд» и «Сэр Найджел». Из   всего   исторического   цикла   читателям   и   критикам   больше   всего   понравился роман «Белый отряд».  В 1912 году вышел первый роман о профессоре Челленджере – «Затерянный мир». Всего в этой серии было создано пять романов. Вопрос: Как вы думаете, что означает – Затерянный мир, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Ответы учащихся.  Ответ учителя: Затерянный мир ­  «Затерянный мир», хоть и имел шумный успех, не был воспринят современниками как серьёзное научно­фантастическое произведение, несмотря на то, что автор описал реальное место: горы Рикардо Франко­Хиллс, расположенные на границе Боливии и Бразилии.  Визит сюда  совершила  экспедиция  полковника  Фоссетта: после  встречи  с  ним у Конан Дойла и родился замысел повести. Ведущий – литератор: В романе описываются приключения британской экспедиции в Южную Америку. Вот как описывает писатель: «Вышел на трибуну профессор Челленджер, «похожий на   приплюснутого   Геркулеса»,   и   давай   рассказывать   о   динозаврах,   которых   видел своими глазами!  «Доказательства?! Докажу на месте тому, кто поедет со мной!». И первым решается его вечный оппонент, профессор Саммерли. Почти одновременно с ним вскакивают со своих мест, страстный охотник Рокстон и молодой журналист Мелоун». Познакомимся с участниками экспедиции:  Джордж Эдуард Челленджер –профессор­зоолог. У него экзотическая внешность «приплюснутого Геркулеса», невозможный характер.  Профессор, человек небольшого роста с очень мощными плечами, величественной осанкой,   огромной   головой,   низким,   гулким   голосом   и квадратной   иссиня­чёрной бородой. Журналисты   говорят,   что   предпочли   бы   взять   интервью   у   сбежавшего   из   парка аллигатора,   чем   у   него.   Редкое   сочетание   наблюдательности,   железной   логики   и необычной   фантазии,   нет   таких   задач,   которые   не   смог   бы   разрешить   его изобретательный ум.  Фанатик науки, сгусток человеческой силы и жизнеспособности, ­ так характеризует Челленджера автор, совершил своё первое путешествие к неведомым землям Южной 2 Америки   в   одиночку.   Это   был   научный   подвиг.   Однако   после   возвращения   его встретили недоверием и завистью.  Саммерли – профессор сравнительной анатомии, научный противник Челленджера, высокий   желчный   старик,   похожий   на   богослова.   Им   владеет   «одна,   но   пламенная страсть» к научным открытиям. В отличие от романтика Челленджера, Саммерли – большой скептик, который может соглашаться с доводами своего научного оппонента лишь перед лицом неопровержимых фактов.  Лорд Джон Рокетон посвятил свою жизнь путешествиям и приключениям, обладает солидным состоянием, отправляется в опасное путешествие ради сенсации, славы и любви.  Мелоун– молодой журналист. О путешествии  мы узнаём из постоянных отчётов Эдуарда Мелоуна для лондонского издания «Дейли­газетт». Цель экспедиции – доказать или опровергнуть выдумки профессора Челленджера о доисторических животных, обитающих на неведомой земле. Доисторических животных он увидел, путешествуя по притокам Амазонки. Здесь он обнаружил альбом умершего американского художника, и в альбоме были найдены изображения необычного плато и динозавра, словно нарисованного с натуры. У профессора даже были доказательства существования   доисторических   животных,   к   сожалению,   при   возвращении   домой, лодка Челленджера перевернулась, и доказательства безнадёжно испорчены.  Итак,   участники   экспедиции   готовы   отправиться   в   путешествие,   на   скалистое недоступное   плато,   где   Челленджер   видел   доисторическое   животное.  По мнению профессора, это изолированное плато возникло благодаря вулканической деятельности много   тысячелетий   назад,   во время   юрского   периода,   поэтому   доисторические животные обитают там по сей день. Ведущий – географ: Плато –(фр. plateau, от plat — «плоский») — возвышенная равнина с ровной или волнистой слабо расчленённой поверхностью, ограниченная отчётливыми уступами от соседних равнинных пространств. Также под словом плато подразумевают лавовое плато – равнину, простирающуюся у   различных   географических   объектов   (вулканов,   гор,   ущелий),   образовавшуюся   в результате вулканической деятельности. Прототипом плато «затерянного мира» послужило плато Рораймана стыке Бразилии, Венесуэлы   и   Гайаны.   Экспедиция   альпинистов   на   это   плато   позже   действительно выявила эндемичные виды, правда не динозавров, а насекомых и растений. Ведущий – литератор: Путешествие получается полным опасных приключений, зато в нём исследователи увидели   и   узнали   массу   нового   и   интересного,   а   репортёр   Мелоун   скрупулезно фиксировал   всё   пережитое   и   увиденное   для   отчета,   от   которого   читателю   трудно оторваться.  Войдя в леса Амазонки, путешественники попали в мир невиданной красоты. Вот как   описывает   Мелоун   природу   в   одном   из   мест,   где   пришлось   проходить   группе путешественников: «На тёмных стволах пламенели яркие орхидеи и поражающие своей окраской   лишайники,а   когда   случайный   луч   солнца   падал   на   густо­синие   гроздья 3 ипомеи, казалось, что так бывает только в сказке. Всё живое в этих дремучих лесах тянется вверх, к свету, ибо без него – смерть. Каждый побег, даже самый слабенький, пробивается всёвыше и выше, заплетаясь вокруг своих более сильных и более рослых собратьев. Ползучие растениядостигают здесь чудовищных размеров, а те, которым, на взгляд европейца, будто и не положеновиться, волей­неволей постигают это искусство, лишь бы вырваться из густого мрака» (на фоне музыки леса, зачитывается описание природы). На скалистом недоступном плато Челленджер со своими спутниками обнаруживают «затерянный   мир».  Описание   затерянного   мира   удивительно   красочное   и   полное,   к тому же роман определенно обладает познавательной ценностью, исподволь знакомя читателя с особенностями жизни различных древних животных, растений и пралюдей.  А   дальше...   встречи   с   динозаврами.   Безобидными   диплодоками,   своеобразно­ красивыми плезиозаврами, ужасными тираннозаврами... Земля начала времён! И вот – первый привет «затерянного мира» ­ птеродактиль!  Слайд:«Ночь была безлунная, но звёзды немного разрежали темноту, нависшую над равниной. И вдруг из этой темноты, из этого ночного мрака со свистом, напоминающим свист аэроплана, к костру ринулось сверху какое­то существо. Перепончатые крылья на миг прикрыли нас, словно пологом, и я успел разглядеть длинную, как у змеи, шею, свирепые,   блеснувшие   красным   огоньком   глаза   и   огромный   разверстый   клюв, усаженный, к моему величайшему изумлению, мелкими, ослепительно белыми зубами. Секунда – и это существо унеслось прочь… вместе с нашим ужином. Огромная чёрная тень   футов   двадцати   в   поперечнике   взмыла   к   небу,   чудовищные   крылья   на   миг погасили звёзды и скрылись за скалами, громоздившимися над нами». Первым утром в новом удивительном мире участники экспедиции  столкнулись и с первой опасностью. Это было ужасное приключение на болоте птеродактилей. Слайд:  «Впереди   возвышались   груды   серых   камней,   из­за   которых   доносился странный низкий вой…     Посреди каменистой местности раскинулось гнездовье птеродактилей. Мы увидели множество   детенышей,   неуклюже   ползающих   между   камней.   Рядом   их   уродливые матери сидели на кожистых, желтоватых яйцах, высиживая новых птенцов. От серой, копошащейся   массы   безобразных   рептилий,   поднимался   оглушающий   шум. Омерзительный запах ударил нам в ноздри, вызвав приступ тошноты. Присматривая за этим   ужасным   детским   садом,   на   высоких   камнях   сидели   папаши   –   костлявые     и неподвижные   как   мертвецы.   Изредка   какой­нибудь   из   них   делал   резкое   движение клювом   и   ловил   пролетающую   мимо   стрекозу.   Большие   крылья   с   широкими морщинистыми   мембранами   были   сложены   вокруг   их   тел,   и   животные   напоминали огромных   безобразных   старух,   закутанных   в   старые   серые   плащи.   Большие   и маленькие, не меньше тысячи, птеродактилей скопилось здесь»… Ведущий – биолог: Птеродактиль Разнообразные летающие ящеры начали осваивать небо в начале мезозоя, прежде всего   над   морями   и   болотами.   Их   длинный   хвост   кончался   чем­то   вроде   рулевой плоскости, а челюсти несли длинные, направленные вперед зубы.  4 Над   синей   гладью   моря   летали   странные   птицы,   издавая   пронзительные   звуки, похожие на кваканье лягушек. Однако, если внимательно присмотреться, то можно убедиться, что они больше напоминают не птиц, а огромных летучих мышей. Первые летающие динозавры появились на Земле 230 миллионов лет назад. Добычу летающие динозавры ловили длинными клювами, вооруженными острыми зубами. Основной пищей была рыба, но некоторые из них питались мелкими наземными животными и даже насекомыми. Птеродактили   жили   большими   стаями,   в   дневное   время   кружили   над   морской гладью  в  поисках  добычи, а ночью  отдыхали. Как  и  летучие  мыши, они  цеплялись острыми   когтями   за   сучья   деревьев   и   повисали   вниз   головой.  Напоминает   летучих мышей   и   способ   взлетать.   С   ровной   поверхности   птеродактили   взлететь   не   могли, поэтому, разжимая когти, падали вниз и в момент падения расправляли крылья. Крылья птеродактилей были голыми, а тело покрыто шерстью, что в корне отличает их от нынешних птиц. Отличает их и то, что они не могли ходить по земле, хотя и ловили на мелководье рыбу и насекомых на суше. Птеродактили были самых разных размеров.  Останки птеродактиля находили повсеместно от Северной Америки до Российского Поволжья.  Исследуя останки, ученые утверждают, что летали птеродактили не очень уверенно, но могли подолгу зависать в воздухе и парить. У птеродактиля был хвост, не очень длинный, но незаменимый им в полете, именно при   помощи   хвоста   он   направлял   свой   полет   по   типу   руля.   Благодаря   хвосту птеродактиль   имел   способность   резко   маневрировать,  мгновенно   опускаться   вниз   и стремительно   ускоряться   ввысь.   Однозначно   можно   утверждать   о   том,   что   именно птеродактиль стал прародителем современных птиц.   Птеродактили   стайные   животные, Вымер птеродактиль 145 млн. лет назад, а время его рассвета пришлась на меловой период.   предпочитавшие   собираться   в многочисленные группы. Свое потомство они выращивали в гнездах, а гнездились на отвесных   скалах   в   доступной   близости   к   морям   и   океанам.   Птеродактили   очень внимательно   следили   за   развитием   и  ростом   своего   потомства,  тщательно   кормили рыбой, учили летать, и жить в стае. Ведущий – литератор: Каждая страница романа – новая встреча с представителями «затерянного мира». «И вот мы четверо – в волшебной стране, в Затерянном мире, куда до сих пор проник один Мепл­Уайт! Настала минута величайшего торжества. Но кто мог подумать, что эта минута будет для нас началом величайших бедствий?..» Слайд: «Следы увели нас от болота к густым зарослям кустарника. За ним, среди деревьев, была большая прогалина, и по этой прогалине разгуливало пять странных существ – таких мне ещё никогда не приходилось видеть. Мы притаились за кустами и долго­долго разглядывали их. Как я уже сказал, они гуляли впятером – двое взрослых и три детёныша. Размеры их поразили нас. Даже маленькие были ростом со слона, а о взрослых   уже   и     говорить   не   приходится.   Их   чешуйчатая,   как   у   ящериц,   кожа поблёскивала на солнце аспидно­чёрными переливами. Все пятеро стояли на задних 5 лапах, опираясь на широкие толстые хвосты, а передними, пятипалыми, притягивали к себе   зелёные   ветки   и   обгладывали   с   них   листья.   Чтобы   у   вас   было   полное представление об этих чудовищах, скажу, что они напоминали гигантских, футов в двадцать высотой, кенгуру, покрытых тёмной крокодиловой кожей. – Игуанодоны, – сказал Саммерли. Они водились во множестве в южной Англии, пока   там   не   было   недостатка   в   зелени,   которой   они   питаются.   А   потом   условия изменились, и звери мало­помалу вымерли. Здесь, по­видимому, всё осталось, как было, потому что игуанодоны продолжают существовать до сих пор»… Ведущий – биолог:Игуанодоны Игуанодоны – травоядные ящеры внушительных размеров: до 9 метров в длину и весом более 5 тонн. Впервые кости игуанодона были обнаружены в Англии, затем похожие останки были найдены в угольных копях Бельгии. Благодаря таким бесценным находкам, удалось не только составить подробный «портрет» динозавра, но и узнать о его образе жизни, повадках, привычках. Детеныш игуанодона мог передвигаться на двух задних конечностях. Когда его вес становился   больше,   он   опускался   на   все   четыре   лапы.   Однако,   даже   будучи тяжеловесным, игуанодон всегда мог подняться, опираясь на какое­нибудь дерево или обхватывая его передними ногами. Весь   световой   день   он   проводил   в   поисках   корма,   которого   этому   гиганту требовалось огромное количество. Обнаруженные в разных частях Земли окаменевшие следы игуанодонов позволили прийти к выводу: жили эти ящеры большими стадами. Так им было легче прокормиться и защититься от врагов – их у игуанодона было достаточно. Ведущий – литератор: Участники экспедиции встречаются еще с одним представителем Затерянного мира – с плотоядным динозавром. Слайд: «В густой тени под деревом виднелась тень, ещё более густая. Дикая мощь и свирепость чувствовались в этом припавшем к землепервобытном звере. Ростом он был не   выше   лошади,   но   его   грузные   контуры   говорилио   необычайной   силе.   Только   у сверхмощного   организма   могло   быть   такое   дыхание   –   наполненное,ровное,   как   у парового котла.  Чудовище шевельнулось, и я увидел его страшные, блеснувшие зелёным огнём глаза. И тут же послышался шорох – оно медленно двинулось вперёд. Трудно представить себе более смелый поступок, чем тот, который совершил лорд Джон. Оннагнулся над костром, выхватил из огня горящую ветку и в одно мгновение проскользнул сквозь узкое отверстие, проделанное в изгороди. Чудовище с грозным рычанием   двинулось   вперёд.   Не   колеблясь   ни   минуты,   лорд   Джон   быстро   и   легко подбежал к нему и ткнул горящей веткой в самую егоморду. Передо мной всего лишь на секунду мелькнула отвратительная маска гигантской жабы – бородавчатая, словно изъеденная проказой кожа и огромная пасть, вся в свежей крови. И тут же следомв кустах послышался треск, и наш страшный гость исчез в лесной чаще. 6 – Я так и думал, что он испугается огня, – со смехом сказал лорд Джон, вернувшись за ограду. Челленджер снизошёл даже до комплиментов: – Я тоже ограничусь лишь общим утверждением, что сегодняночью мы столкнулись с одним из видов плотоядного динозавра. – Ведь о многих доисторических видах до нас не дошло никаких сведений, – сказал Саммерли. – С нашей стороны было бы опрометчиво думать, что мы сможем назвать каждое живое существо, которое нам встретится здесь. – Вы совершенно правы. Наши возможности ограничиваются самой приблизительной классификацией». Ведущий – биолог: Самые   страшные   динозавры.   Особенно   свирепые   хищники   относятся   к   группе тираннозаврид. Они свирепствовали в конце мелового периода – 70 млн лет назад. Большинство из их остатков найдено в северной Америке и Монголии. Тираннозавр,   в   переводе   «ящер­тиран»,   ­   самый   крупный   и   опасный   из   всех известных науке сухопутных хищников. Длина его доходила до 15 м, а масса – до 7 тонн! Для хищника масса огромная, иных животных он проглатывал целиком. Вид   у   тираннозавра  –   свирепее   некуда:   огромная   пасть,   частокол   острых   зубов, которыми он переламывал хребет любому своему сородичу… Исполинскую тушу поддерживали толстые, как колонны, ноги с когтистыми лапами, похожими на птичьи. Огромная голова высматривала поживу с высоты более 5 метров. Массивный череп длиной более 1,5 метра сидел на короткой, но очень сильной шее. Зоркие глаза охотника издали замечали жертву. Тираннозавры – одни из последних динозавров, обитавших на Земле. Удивительно,   что   тираннозавр   с   легкостью   развивал   скорость   до   32   км/час,   а огромный хвост служил ему в качестве противовеса. Его избегали не только динозавры, но и обитатели водоемов, и птицы. За несколько дней он должен был съесть столько еды, сколько весил сам. Вся его жизнь заключалась в охоте… Ведущий – литератор: До сих пор в романе мы встречаем только ужасы, связанные с доисторическими животными. Но среди этой природы встречаются и чудесны цветы,  главным образом двух оттенков – белого и жёлтого. По словам Челленджера, первобытная гамма этими двумя красками и ограничивается.  «Во многих местах земля была сплошь покрыта цветами, и наши ноги пощиколотку уходили в этот великолепный мягкий ковёр, распространявший вокруг такое сильноеи сладостное   благоухание,   что   от   него   кружилась   голова.   Повсюду   жужжали   пчёлы, совсем такие же,как у нас в Англии. Ветви деревьев низко сгибались под тяжестью плодов,   отчасти   известных   нам,отчасти   совсем   незнакомых.   Мы   выбирали надклеванные птицами и, не боясь отравиться, вносилиприятное разнообразие в своё меню. В этой части джунглей всюду бежали тропы, проложенные дикими зверями, а болотистые низины были испещрены множеством следов; среди них попадалисьи следы игуанодонов.  7 По   пути   нам   то   и   дело   попадались   мелкие   животные   –   дикобразы,   чешуйчатый муравьед, пегийкабан с длинными, закрученными кверху клыками…». Заключение:  Вот   и   подходит   к   концу   наше   путешествие   по   книге  «Затерянный   мир».  Героев экспедиции   ждали   всё   новые   и   новые   приключения,   обо   всех   вы   сможете   сами самостоятельно ознакомиться, прочитав данный роман.  Сколько экспедиций, возвращаясь из «затерянных миров», рассказывали о том, чего ещё   никто   не   видел,   и   привозили   доказательства,   поверить   которым   было   почти невозможно?! И роман Конан Дойла останется настольной книгой мечтателей, пока не исчезнут «белые пятна» на нашей планете, пока люди не узнают всё обо всём… Рефлексия. А сейчас, я предлагаю вам в малых группах или самостоятельно составить синквейн на тему – на выбор: 1. Затерянный мир.  2. Динозавры. Литература: 1. Динозавры и другие исчезнувшие животные /отв. ред. М. Семенова. – М.: Махаон, 2012. – 125 с.: ил. – (Детская энциклопедия «Махаон»). 2. Конан Дойл А. Затерянный мир: роман /Артур Конан Дойл. – Москва: Эксмо. –  256 с. – (Классика в школе). 3. http://obrazovaka.ru/alpha/c/konan­dojl­artur­conan­doyle­arthur  ­   Образовака.   Все биографии (дата обращения 08.01.2018 год) 8 9

Интегрированный урок "Образы доисторических животных в художественной литературе" 5 - 6 класс

Интегрированный урок "Образы доисторических животных в художественной литературе" 5 - 6 класс

Интегрированный урок "Образы доисторических животных в художественной литературе" 5 - 6 класс

Интегрированный урок "Образы доисторических животных в художественной литературе" 5 - 6 класс

Интегрированный урок "Образы доисторических животных в художественной литературе" 5 - 6 класс

Интегрированный урок "Образы доисторических животных в художественной литературе" 5 - 6 класс

Интегрированный урок "Образы доисторических животных в художественной литературе" 5 - 6 класс

Интегрированный урок "Образы доисторических животных в художественной литературе" 5 - 6 класс

Интегрированный урок "Образы доисторических животных в художественной литературе" 5 - 6 класс

Интегрированный урок "Образы доисторических животных в художественной литературе" 5 - 6 класс

Интегрированный урок "Образы доисторических животных в художественной литературе" 5 - 6 класс

Интегрированный урок "Образы доисторических животных в художественной литературе" 5 - 6 класс

Интегрированный урок "Образы доисторических животных в художественной литературе" 5 - 6 класс

Интегрированный урок "Образы доисторических животных в художественной литературе" 5 - 6 класс

Интегрированный урок "Образы доисторических животных в художественной литературе" 5 - 6 класс

Интегрированный урок "Образы доисторических животных в художественной литературе" 5 - 6 класс

Интегрированный урок "Образы доисторических животных в художественной литературе" 5 - 6 класс

Интегрированный урок "Образы доисторических животных в художественной литературе" 5 - 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2018