Интегрированный урок по физике и биологии по теме: «ВЛИЯНИЕ ГРОМКОГО ЗВУКА И ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА»
Оценка 5

Интегрированный урок по физике и биологии по теме: «ВЛИЯНИЕ ГРОМКОГО ЗВУКА И ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
физика
9 кл
10.07.2018
Интегрированный урок по физике и биологии по теме:  «ВЛИЯНИЕ ГРОМКОГО ЗВУКА И ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА»
Урок провожу в форме групповой работы. В первой части ребята изучают информационные карты, затем сообщают кратко всему классу об итогам работы. Во второй части ребята проводят эксперимент по изучению влияния звука на организм человека. Урок содержит элементы деятельностного подхода, соответствует ФГОС.Разработка урока.
Чат Действие шума на организм человека.docx
Интегрированный урок по физике и биологии по теме:  «ВЛИЯНИЕ ГРОМКОГО ЗВУКА И ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА» Цель:   учащиеся   должны   расширить   представления   о   физических   свойствах звука, изучив влияние громких источников звука на организм человека. Задачи: Образовательные: Учащиеся должны сформулировать понятия о физических свойствах звука, о звуковой волне, расширить знания о  способах уменьшения вреда шумов на организм, изучить влияние громких источников звука и шума на организм человека. Воспитательные: Продолжить   формирование   научного   мировоззрения,   целостного представления   о   явлениях   природы   представления   о   явлениях   природы   и взаимосвязи между ними. Развивающие: развитие   у   учащихся   логического   мышления,   познавательного   интереса   и теоретических   способностей,   умения   работать   самостоятельно,   проводить   анализ, синтез, сравнения, обобщение знаний, умения последовательно излагать материал, владение научной терминологией. Тип урока: комбинированный. Методы обучения:  словесный ­ рассказ с элементами беседы; наглядный – демонстрация слайдов. Оборудование и материалы: интернет­источники, информационные карточки. Межпредметная и внутрипредметная связь: биология, информатика. План урока: 1. Организационный момент (1 ­ 2 мин) 2. Изучение нового материала. (15 ­ 20 мин) 3. Подведение итогов объяснения, закрепление знаний (5 ­ 7 мин) Ход урока: Организационный момент. Приветствие учащихся. Изучение нового материала А что называется звуком? Как вы думаете, важен ли звук для человека?  Учитель: Как возникает звук? Для ответа на этот вопрос учащимся выдается информационный текст №1 Информационная карточка №1: Уже   в   глубокой   древности   люди   научились   создавать   музыкальные инструменты, ласкающие слух звуки, и заложили основы науки о звуках – акустики. Первые наблюдения по акустике были проведены в V  веке до н.э. Пифагор Ι установил связь между высотой тона и длиной струны или трубы, издающей звук. В 4 в. до н.э. Аристотель первый правильно представил, как распространяется звук в воздухе. Он сказал, что звучащее тело вызывает сжатие и разрежение воздуха, и объяснил эхо отражением звука от препятствий. В 15 в. Леонардо да Винчи сформулировал принцип независимости звуковых волн от различных источников. Как возникает звук? Любой   источник   звука   обязательно   колеблется.   Звук   распространяется   в пространстве только при наличии упругой среды, которая необходима для передачи колебаний от источника звука к приемнику, например к уху человека. В вакууме звуковые   волны   не   распространяются.   Колебания   источника   звука   создают   в окружающей   среде  звуковую   волну,  которая  распространяется  в  пространстве   от источника звука. При своих колебаниях тело попеременно то ­ сжимает слой воздуха, прилегающий   к   его   поверхности,   то,   наоборот,   создаёт   разряжение   в   этом   слое. Волна, достигая уха, воздействует на барабанную перепонку, заставляя ее колебаться с частотой источника звука. Учащиеся, работая в парах, читают информационный текст, выделяя главную мысль. Учитель: А как мы слышим звук? Человеческий слух Ухо   —   сложный   вестибулярно­слуховой   орган,   который   выполняет   две функции:   воспринимает   звуковые   импульсы   и   отвечает   за   положение   тела   в пространстве   и   способность   удерживать   равновесие.   Это   парный   орган,   который размещается в височных костях черепа, ограничиваясь снаружи ушными раковинами. Ухо человека воспринимает звуковые волны длиной примерно от 20 м до 1,6 см, что соответствует 16 — 20 000 Гц (колебаний в секунду). В процессе эволюционного развития ухо возникло у первичноводных предков позвоночных из особых кожных органов чувств (Боковые органы). Звук это волна или частица? С   точки   зрения   физики,   звук   –   это   механические   колебания,   которые распространяются в упругой среде: воздухе, воде, твёрдом теле и т. п. Звуковые волны делятся на инфразвук, слышимый звук и ультразвук. ЗВУКОВАЯ ЛЕСЕНКА Модель строения уха 2 На основе информационной карточки учащимся необходимо сформулировать принцип работы здорового уха и поступления звуковых сигналов. Информационный текст № 2: Отражение звука, звуколокация. С явлением отражения звука связано такое известное явление, как эхо. Оно состоит   в   том,   что   звук   от   источника   доходит   до   какого­то   препятствия («препятствие — это и есть граница двух сред!), отражается от него и возвращается к   месту,   где   он   возник.   И   если   первичный   звук   и   звук   отраженный   доходят   до слушателя не одновременно, то он слышит звук дважды. Звук может испытать и несколько отражений. Тогда можно услышать звук много раз — отсюда, например, раскаты грома. Информационный текст № 3: Влияние шума на организмы Исследователи установили, что шум может разрушать растительные клетки. Например, эксперименты показали, что растения, подверженные обстрелу звуками, засыхают и гибнут. Причиной гибели является чрезмерное выделение влаги через листья:   когда   уровень   шума   превышает   определённый   предел,   цветы   буквально исходят   слезами.   Если   гвоздику   поставить   рядом   с   работающим   на   полную громкость   радиоприёмником,   цветок   завянет.   Деревья   в   городе   умирают   гораздо раньше,   чем   в   естественной   среде.   Пчела   теряет   способность   ориентироваться   и перестаёт работать при шуме реактивного самолёта. Информационный тест № 4: Влияние шума на человека 3 Длительный   шум   неблагоприятно   влияет   на   орган   слуха,   понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к   истощению   и   перенапряжению   нервных   клеток.   Ослабленные   клетки   нервной системы   не   могут   достаточно   четко   координировать   работу   различных   систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности. В   настоящее   время   ученые   во   многих   странах   мира   ведут   различные исследования   с   целью   выяснения   влияния   шума   на   здоровье   человека.   Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека. Но   и   абсолютная   тишина   пугает   и   угнетает   его.   Так,   сотрудники   одного конструкторского   бюро,   имевшего   прекрасную   звукоизоляцию,   уже   через   неделю стали   жаловаться   на   невозможность   работы   в   условиях   гнетущей   тишины.   Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета. Каждый человек воспринимает шум по­разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий. В   настоящее   время   врачи   говорят   о   шумовой   болезни,   развивающейся   в результате   воздействия   шума   с   преимущественным   поражением   слуха   и   нервной системы. Практическая работа. Тест на определение остроты слуха. Острота   слуха   –   это   минимальная   громкость   звука,   которая   может   быть воспринята ухом испытуемого. Работа проводится в группах: 1.любители громкой музыки 2.любители спокойной музыки 3.любители тишины Каждая   группа   определяет   остроту   слуха,   записывает   полученные   цифры, анализирует их. Оборудование: механические часы, линейка. Порядок работы: 1. Приближайте к себе часы, пока не услышите звук. 2. Приложите часы к уху и отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук. 3. Измерьте расстояние ( в первом и втором случаях ) между ухом и часами ( в см ). 4. Высчитайте среднюю величину двух показателей. Оценка результатов: нормальным можно считать слух, когда тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10­15 см от уха испытуемого. Итог урока. Защита от шумового воздействия ­ очень сложная проблема и для ее решения   технико­технологических, необходим   комплекс   мер: законодательных, градостроительных, архитектурно­планировочных и др.   4 Для   защиты   населения   от   вредного   влияния   шума законодательными   актами регламентируется   его   интенсивность, воздействия и другие параметры.  нормативно­   время Технико­технологические   меры –   это   шумозащита   с   помощью   комплекса технических мер по снижению шума на производстве ( установка звукоизолирующих кожухов станков, звукопоглощение и др.) и на транспорте ( глушители выбросов, установка дисковых тормозов, шумопоглощающий асфальт и др.)   На градостроительном   уровне   защита   может   достигаться   зонированием   с выносом источников шумов за пределы застройки, организацией транспортной сети, исключающей шумные магистрали в жилом массиве. Архитектурно­планировочные меры – это создание шумозащитных зданий, обеспечивающих   помещениям   нормальный   акустический   режим   с   помощью конструктивных,  инженерных   и   других   мер   (   герметизация   окон,  двойные   двери, облицовка стен звукопоглощающими материалами и др. Организационные   меры:   запрещение   звуковых   сигналов   автотранспортом, авиаполетов над городом, особенно в ночное время, и т. п. Нелишне отметить, что защита от шумового воздействия проблема не только техническая,   но   и   социальная.   Необходимо   воспитывать звуковую   культуру   и осознанно   не   допускать   действий,   способствующих   возрастанию   шумового загрязнения окружающей среды.   Информационные источники: 1 2 3 1974 г. Агранат Б.А. и др. Основы физики и техники ультразвука. – М., 1987. Баулан И. За барьером слышимости. – М., 1971. Готт В.С. Удивительный неисчерпаемый познавательный мир. М. Знание, 4 Морозова Е.А. Обобщающие уроки по физике с учетом межпредметных связей. М.: Издательство МОС – Дис «Система» 1991г. 124 с. 5 6 7 Перельман Я.И.Занимательная физика Хорбенко И.Г. Звук, ультразвук, инфразвук. – М., 1986. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. – М., 2002. 5

Интегрированный урок по физике и биологии по теме: «ВЛИЯНИЕ ГРОМКОГО ЗВУКА И ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА»

Интегрированный урок по физике и биологии по теме:  «ВЛИЯНИЕ ГРОМКОГО ЗВУКА И ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА»

Интегрированный урок по физике и биологии по теме: «ВЛИЯНИЕ ГРОМКОГО ЗВУКА И ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА»

Интегрированный урок по физике и биологии по теме:  «ВЛИЯНИЕ ГРОМКОГО ЗВУКА И ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА»

Интегрированный урок по физике и биологии по теме: «ВЛИЯНИЕ ГРОМКОГО ЗВУКА И ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА»

Интегрированный урок по физике и биологии по теме:  «ВЛИЯНИЕ ГРОМКОГО ЗВУКА И ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА»

Интегрированный урок по физике и биологии по теме: «ВЛИЯНИЕ ГРОМКОГО ЗВУКА И ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА»

Интегрированный урок по физике и биологии по теме:  «ВЛИЯНИЕ ГРОМКОГО ЗВУКА И ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА»

Интегрированный урок по физике и биологии по теме: «ВЛИЯНИЕ ГРОМКОГО ЗВУКА И ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА»

Интегрированный урок по физике и биологии по теме:  «ВЛИЯНИЕ ГРОМКОГО ЗВУКА И ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.07.2018