Разработка урока на тему Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения
Оценка 4.9

Разработка урока на тему Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
физика
9 кл
24.04.2018
Разработка урока на тему Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения
Разработка урока на тему Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения. Видимое движение планет. На данном уроке учащиеся изучат видимое движение планет, систему мира Птолемея, Коперника, конфигурацию и условие видимости планет. Данный урок разработан с применением новых технологий.Разработка урока на тему Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения. Видимое движение планет. На данном уроке учащиеся изучат видимое движение планет, систему мира Птолемея, Коперника, конфигурацию и условие видимости планет. Данный урок разработан с применением новых технологий.
Гелиоцентрическая система мира Коперника.docx
Дата: 06.02.18 г. Класс: 9 Тема: Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения.  Видимое движение планет.  Цель урока: Изучить видимое движение планет, систему мира Птолемея, Коперника, конфигурацию  и условие видимости планет. Задачи урока: а) Обучающая: способствовать формированию у учащихся знаний о видимом движении планет,  изучить систему мира Птолемея, Коперника, конфигурацию и условие видимости планет. б) Воспитательная: Воспитывать личность гражданственную, творчески мыслящую, инициативную,  подготовленную свободно ориентироваться в окружающей действительности. в) Развивающая: Развитие способности анализа предоставляемого материала, творческого  самовыражения, образного, критического мышления. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Оборудование: карточки с заданием, проектор, компьютер, интерактивная доска, ПКЗН, небесная  сфера План урока 1. Орг.момент 2. Актуализация знаний 3. Изучение нового материала 4. Закрепление изученного материала 5. Подведение итога урока Ход урока Этапы урока Содержание Орг.момент Актуализация  знаний Изучение  нового  материала Приветствие, проверка готовности класса к уроку Психологический настрой – Круг Радости Деление на группы «Пазл» (учащиеся собирают картинку Гелиоцентрическая система мира и  Геоцентрическая система мира) ­ Посмотрите внимательно на картинку, которая у вас получилась  и скажите о чем пойдет речь сегодня на уроке? ­ Давайте с вами поставим цели, которые необходимо достичь на  данном уроке.  Объявление темы и целей урока Работа в группе Заполнение Таблицы ЗХУ (озвучивание) Работа в парах Прием «Думай – Объединяйся –Делись» (каждому   учащемуся   раздать   лист   с   текстом   и   вопросами   на которые необходимо ответить Вопросы: ­ Какие представления были о мироздании? ­ Кто является создателем геоцентризма? ­ В чем суть геоцентрической системы мира? ­ Каковы недостатки данной теории? Затем   учащиеся   в   парах   (коллективно)   обсуждают   ответы   на вопросы). Конечно   ребята   самым   большим   недостатком   данной   теории Деятельност ь учащихся Приветствуют учителя, Собирают  пазл, ставят  цели урока Работают в  группе,  повторяют  изученный  материал Работают в  парах с  текстом явилось   то,   что  по   мере   накопления   наблюдений   о   движениях планет   теория   Птолемея   все   больше   усложнялась   (вводились дополнительные   круги   с   различными   радиусами,   наклонами, скоростями и т. п.), что вскоре сделало ее слишком громоздкой и неправдоподобной.   Тогда   в   XVI   в.   польский   ученый   Николай Коперник,   отбросив   догматическое   представление   о неподвижности   Земли,   поставил   ее   в   число   рядовых   планет   и создал теорию Гелиоцентризма. Познакомит нас с биографией этого ученого С.Маша Доклад Н.Коперник В чем суть его теории нам расскажет Б.Сергей Доклад Гелиоцентрическая система мира и ее значение Вывод Коперник указал, что Земля, занимая третье место от Солнца, так же, как и другие планеты, движется в пространстве вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг своей оси. Гелиоцентрическая система   Коперника   очень   просто   объясняла   петлеобразное движение планет.  Гелиоцентрическая система Коперника впервые дала возможность рассчитать   пропорции   Солнечной   системы,   пользуясь   радиусом земной   орбиты   как   астрономической   единицей   длины.   Главное научное сочинение Коперника «Об обращениях небесных сфер», на написание которого он затратил более 20 лег упорного труда, было опубликовано   в   мае   1543   г.,   незадолго   до   смерти   ученого. Революционность   труда   Коперника   состоит   в   том,   что   в   нем   с новым   взглядом   на   строение   Солнечной   системы   неразрывно связан вопрос о положении Земли, а с ней и человека во Вселенной. Со   временем   учение   Коперника   заставило   освободить   науку   от устаревших и схоластических традиций, тормозивших ее развитие. Однако   сам   великий   астроном   оставался   в   плену   некоторых предубеждений. Например, Коперник так и не смог отказаться от представления,   что   планеты   движутся   равномерно   по   круговым орбитам.   Поэтому   его   модель   Вселенной   также   содержала множество сфер — эпициклов и деферентов. Великий итальянский ученый Галилео Галилей подтвердил учение Коперника   своими   открытиями,   сделанными   при   помощи телескопа. Он обнаружил, что на Луне находятся горы и кратеры, Венера   имеет   фазы,   у   Юпитера   есть   четыре   спутника   и   что Млечный   Путь   не   просто   сияние   на   небе,   а   распадается   на отдельные слабые звезды, недоступные невооруженному глазу. Иоганн Кеплер развил учение Коперника, открыв законы движения планет,   и   доказал   на   основе   фактов,   что   планеты   движутся   по эллипсам и неравномерно. Исаак Ньютон опубликовал в 1687 г. открытый   им   закон   всемирного   тяготения,   который   позволил выразить   теорию   движения   планет   в   виде   формул   и   отказаться навсегда от громоздких геометрических построений. Работа в группах (учащимся в группе раздается текст с вопросами, на которые им необходимо ответить в виде Кластера. Вопросы 1. Чем отличаются прямое и попятное движения  планет?  2. Наблюдается ли у Луны попятное движение?  Выступают с  докладом Работают в  группе Закрепление  изученного  материала Подведение  итога урока 3. Что понимают под конфигурациями планет. Какие  конфигурации различают? Опишите их.  4. Чем синодический период обращения планет  отличается от сидерического? Защита кластера – прием Посол) Взаимооценивание групп «Две звезды и 1 пожелание» Индивидуальная работа «Данетка» (взаимооценивание) 1. По Птолемею: геоцентрическая система, все небесные тела  движутся около неподвижной Земли, которая является  центром. (Да) 2. По геоцентризму: Земля — третья планета от Солнца и  Пишут  Данетку, тест  Подводят  итог урока обращает Солнце за один звёздный год; планеты движутся в  пространстве вокруг Солнца — центра. (нет) 3. Планетой называют небесное тело, движущееся вокруг  звезды в её гравитационном поле, имеющее форму, близкую  к сферической, светящееся отражённым от звезды светом.  (Да) 4. Помимо общего суточного движения планеты на фоне звезд  описывают сложные петлеобразные пути. При медленном  перемещении с запада на восток движение планеты  называют обратным или попятным, а при перемещения с  востока на запад — прямым. (Нет) 5. Конфигурациями планет называют характерные взаимные  расположения галактики, астероидов и планет. (нет) 6. Нижние планеты: Венера и Меркурий; (да) 7. В нижнем соединении на минимальное расстояние к Земле  подходит нижняя планета? (да) 8. Сидерический (или звездный)  период обращения  — промежуток времени между двумя последовательными  одноимёнными конфигурациями планеты.(нет) Тестирование (самооценивание по ключу на интерактивной доске) Подведение итога урока Заполнение таблицы «ЗХУ» Рефлексия – Одноминутное эссе (­ Что было затруднительным? ­ Какие вопросы остались без ответа? ­ Каково эмоциональное состояние?) Выставление оценок – лист оценивания 1. Что означает слово «планета»? a) парящий            b) блуждающий                 c) летающий             d) движущийся  2. Сколько планет входит в состав Солнечной системы? a) 10          b) 7                  c) 8                d) 9 3. Самая близкая планета к Солнцу.  a) Венера              b) Плутон                 c) Марс               d) Меркурий 4. Что называют созвездием?  a) Это видимая часть небесной сферы      b) Это воображаемая сфера произвольного радиуса                    c) Это участок небесной сферы со строгими границами              d) Это участок небесной сферы с произвольными границами 5. Сколько созвездий находится на небе? a) 88              b) 89                 c) 48                d) 31 6. Кто в 1603 году начал обозначать яркие звезды каждого созвездия греческими буквами? a) И. Байер             b) И. Кеплер               c) Н. Коперник                d) Д. Бруно 7. Небесная сфера это   a) строгая сфера со строгим радиусом        b) воображаемая сфера произвольного радиуса                  c) видимая часть звездного неба         d) все светила звездного неба 8. Эклиптика это... a) любое светило участвующее во вращений небесной сферы        b) небесный экватор делящий небесную сферу                   c) точка пересечения небесной сферы, по которому происходит видимое годовое движение,             d) большой круг небесной сферы, по которому происходит видимое годовое движение 9. Календарь это…    a) система счета за днями в длительное время         b) система счета за месяцами в длительное время                 c) система счета длительных промежутков времени              d) годичная система счета времени 10. Создатель  гелиоцентрической системы планет a) И. Кеплер              b) Н. Коперник                  c) Д. Бруно                 d) Т. Браге 11. В начале 17 века было установлено, что орбиты небесной тел на самом деле отличаются от  окружности. Это было открыто немецким ученым. a) Н. Кеплером             b) Т. Браге            c) И. Кеплером             d) И. Ньютоном 12. Видимое суточное вращение небесной сферы  ­    a) это результат вращения Солнца вокруг своей оси      b) это результат вращения звезды вокруг Земли                   c) это результат вращения Земли вокруг своей оси              d) это результат вращения Луны вокруг Земли 13. Видимая яркость звезд в числовом значении выражается  ­  a) абсолютной звездной величиной      b) видимой звездной величиной                   c) видимой величиной             d) абсолютной солнечной величиной 14. Чему равно значение гравитационная постоянная по Г. Кавендишу. a) 7 * 10­11 Н * м2/кг2                 b) 6,67 * 10­11 Н * м2/кг2             c) 6, 62 * 10­13 Н * м2/кг2           d) 7, 04 * 10­11 Н * м2/кг2 15. Какая сила действует на спутник Земли, вращающийся по орбите? a) под действием силы трения       b) под действием силы отталкивания                 c) под действием силы тяжести     d) под действием собственного веса Геоцентрические системы мира. Система мира Птолемея Правильное понимание наблюдаемых небесных явлений у людей складывалось веками. Первые модели   мироздания   предлагались   древними   греками   (Фалес,   Пифагор,   Филолай,   Евдокс). Первоначальные представления греков о хрустальных сферах были весьма упрощенным объяснением небесных явлений.  Около   370   г.   до   н.   э. Евдокс попытался   придумать   такую   модель,   которая   описывала   бы действительное движение планет. Он рассматривал сферы (рис. 6.2) как геометрические конструкции, а   не   как   реальные   небесные   тела.   Он   считал,   что   существует   27   концентрических   сфер,   плавно вращающихся одна в другой. Солнце, Луна и планеты имели по несколько сфер, вращающихся с постоянной   скоростью   вокруг   различных   осей.   Однако   с   течением   времени   Евдокс   убедился   в несовершенстве   своей   системы,   что   подтверждали   более   точные   наблюдения   планет.   Очевидный выход   из   положения   —   увеличение   числа   сфер   —   был   использован   его   последователями. Рис. 6.2. Сферы Евдокса Во   II   в.   н.   э. Клавдии   Птолемей разработал геоцентрическую   систему   мира, позволявшую вычислять положения планет относительно звезд на много лет вперед и предсказывать наступление солнечных   и   лунных   затмений.   Используя   наблюдения   своих   предшественников,   а   также   свои собственные, Птолемей построил теорию движения Солнца, Луны, планет и предположил, что все светила   движутся   вокруг   Земли,   которая   является   центром   мироздания   и   имеет   шарообразную форму. Для   объяснения   сложного   петлеобразного   движения   планет   Птолемей   ввел   комбинацию   двух равномерных   круговых   движений:   движение   самой   планеты   по   малой   окружности   (эпицикл)   и обращение   центра   этой   окружности   вокруг   Земли   (деферент).   При   комбинации   двух   круговых движений получалась эпициклоида, по которой двигалась планета (Р) (рис. 6.3). По мере накопления наблюдений о движениях планет теория Птолемея все больше усложнялась (вводились   дополнительные   круги   с   различными   радиусами,   наклонами,   скоростями   и   т.   п.),   что вскоре сделало ее слишком громоздкой и неправдоподобной. Рис. 6.3. Траектория планеты согласно теории Птолемея Вопросы: ­ Какие представления были о мироздании? ­ Кто является создателем геоцентризма? ­ В чем суть геоцентрической системы мира? ­ Каковы недостатки данной теории? Видимое движение планет Планеты всегда располагаются на небе недалеко от эклиптики, но в отличие от Солнца и Луны через определенные временные интервалы меняют направление своего движения. Они перемещаются между звездами в основном с запада на восток (как Солнце и Луна) — прямое движение. Однако каждая   планета   в   определенное   время   замедляет   свое   движение,   останавливается   и   начинает двигаться   с   вое   тока   на   запад   — попятное   движение. Затем   светило   опять   останавливается   и возобновляет прямое движение. Поэтому видимый путь каждой планеты на небосводе — сложная линия  с  зигзагами   и  петлями.  Эта  траектория  к  тому  же   меняется  от  цикла  к  циклу,   в  течение которого планета возвращается примерно на одно и то же место среди звезд. Под конфигурациями планет понимают характерные взаимные расположения планет, Земли и Солнца. Конфигурации различны для нижних планет (орбиты которых находятся ближе к Солнцу, чем   орбита   Земли)   и верхних   планет (орбиты   которых   расположены   за   орбитой   Земли). Для нижних планет выделяют соединения и элонгации (рис). Рис. Схема конфигураций планет: 1— нижнее соединение; 2 — наибольшая западная элонгация;3 — верхнее соединение; 4 — наибольшая восточная элонгация В нижнем соединении планета ближе всего к Земле, а в верхнем соединении — дальше всего от нее.   При элонгациях угол   между   направлениями   с   Земли   на   Солнце   и   па   нижнюю   планету,   не превышая какой­то определенной величины, остается острым.  Если   Земля   оказывается   между   планетой   и   Солнцем,   то   такая   конфигурация называется противостоянием. Эта конфигурация  наиболее благоприятна для наблюдений планеты, так как в это время планета находится ближе всего к Земле, повернута к ней своим освещенным полушарием и, находясь на небе в противоположном Солнцу месте, бывает в верхней кульминации около полуночи.  Если угол между направлениями с Земли на верхнюю планету и на Солнце составляет 90°, то говорят,   что   планета   находится   в квадратуре.   Различают западную и восточную квадратуры.   В конфигурации западной квадратуры планета восходит около полуночи, а в восточной — заходит около полуночи. Моменты конфигураций планет и условия их видимости ежегодно публикуются в астрономических справочниках и календарях. Синодический   период   обращения   — промежуток   времени   между   двумя   последовательными одноимёнными конфигурациями планеты. Сидерический  (или   звездный)   период   обращения  — промежуток  времени,   в  течение  которого планета совершает полный оборот вокруг Солнца по орбите относительно звёзд. Вопросы 1. Чем отличаются прямое и попятное движения планет?  2. Наблюдается ли у Луны попятное движение?  3. Что понимают под конфигурациями планет. Какие конфигурации различают? Опишите их.  4. Чем синодический период обращения планет отличается от сидерического? Ф.И.учащегося Таблица ЗХУ Работа в паре Ф.И.учащегося Таблица ЗХУ Работа в паре Ф.И.учащегося Таблица ЗХУ Работа в паре Ф.И.учащегося Таблица ЗХУ Работа в паре Ф.И.учащегося Таблица ЗХУ Работа в паре Ф.И.учащегося Таблица ЗХУ Работа в паре Работа группе Работа группе Работа группе Работа группе Работа группе Работа группе Ф.И.учащегося Таблица ЗХУ Работа в паре Работа               в Данетка Тест Итог в Данетка Тест Итог в Данетка Тест Итог в Данетка Тест Итог в Данетка Тест Итог в Данетка Тест Итог в Данетка Тест Итог Ф.И.учащегося Таблица ЗХУ Работа в паре Ф.И.учащегося Таблица ЗХУ Работа в паре Ф.И.учащегося Таблица ЗХУ Работа в паре группе Работа группе Работа группе Работа группе       в Данетка Тест Итог в Данетка Тест Итог в Данетка Тест Итог

Разработка урока на тему Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения

Разработка урока на тему Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения

Разработка урока на тему Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения

Разработка урока на тему Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения

Разработка урока на тему Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения

Разработка урока на тему Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения

Разработка урока на тему Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения

Разработка урока на тему Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения

Разработка урока на тему Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения

Разработка урока на тему Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения

Разработка урока на тему Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения

Разработка урока на тему Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения

Разработка урока на тему Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения

Разработка урока на тему Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения

Разработка урока на тему Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения

Разработка урока на тему Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения

Разработка урока на тему Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения

Разработка урока на тему Гелиоцентрическая система мира Коперника, ее значение для мира и мировоззрения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2018