Интегрированный урок по окружающему миру и истории
Оценка 4.6

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
экология
4 кл
06.11.2017
Интегрированный урок по окружающему миру и истории
Интегрированный урок по окружающему миру и истории 1.Формирование представлений учащихся о рациональном и нерациональном природопользовании. 2.Ознакомление учащихся с материалами Красной книги РСФСР и РА. 3.Углубление знаний учащихся о возникновении жизни на планете Земля. 4. Воспитание бережного отношения и любви к природе.
Природоохр.деятельность.doc
Интегрированный урок по окружающему миру и истории для учащихся  4­го класса. Тема:   « Природоохранная деятельность человека». Цели урока:  1.Формирование представлений учащихся о    рациональном  и нерациональном природопользовании.                           2.Ознакомление учащихся с материалами Красной книги    РСФСР и РА.                             3.Углубление  знаний учащихся о возникновении жизни на       планете Земля.                             4. Воспитание бережного отношения и любви к природе. Оборудование:  выставка детских рисунков о природе, выставка книг рефератов,   высказывания   из   Библии   и   Корана,   мультимедийное оборудование. Ход урока. I. Организационный момент. ­ Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня необычный урок, так как ведем его вдвоем с учительницей истории Валентиной Леонидовной. ­   Ребята!   Сегодня   на   уроке   мы   будем   говорить   о   природоохранной деятельности   человека,   о   рациональном   и   нерациональном природопользовании,   познакомимся   с   некоторыми   материалами   Красной книги   и   узнаем   интересные   подробности   о   возникновении   Земли   и человечества. ­ Эпиграфом  к нашему уроку мы возьмем слова М.Пришвина  «Охранять природу – значит охранять Родину!» ­  Как вы понимаете эти слова? ( Природа – это и есть Родина…) ­ Давайте послушаем историю возникновения жизни на земле. II. Новый материал по истории. Первую часть урока проводит учитель истории. ­ Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие по страницам истории нашей планеты Земля и увидим, как развивалось человечество, как люди   использовали   природные   ресурсы   в   разные   исторические   эпохи.     И начнем мы наше путешествие с образования земли. ( Слайд 5,6). Наша   Солнечная   система   состоит   из   Солнца,   девяти   планет   и шестидесяти   одного   спутника.   Спутники   –   это   такие   маленькие   планеты, которые вращаются вокруг больших планет. В космической пустоте между планетами летают кометы и метеориты. Самое большое небесное тело в нашей системе   –   Солнце,   это   сердце   всей   Солнечной   системы. Все девять планет вращаются и вокруг Солнца, и вокруг себя, причем эти вращения происходят в строгом порядке. Давайте назовем все планеты по порядку,   Итак: это? ( Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, самой   близкой   к   Солнцу.   начиная   от   Нептун и Плутон).  ­Видите,   третья   планета   от   Солнца. Планеты Солнечной системы очень разные: некоторые горячие, другие сплошь   наша   Земля   ­ покрыты   льдом.   Некоторые   планеты   очень   маленькие,   как   Луна,   другие   – огромны.   Есть   планеты,   которые   состоят   из   одного   газа.   Есть   планеты­ одиночки,   а   есть   планеты,   вокруг   которых   вращаются   спутники. Отношения   между   планетами   и   их   спутниками   очень   интересные. Планеты стараются притянуть спутники к себе, а спутники уравновешивают это  притяжение.  Если  равновесие  нарушится, то  спутники  либо упадут  на свои планеты, либо они оторвутся от планет и улетят в открытый космос. К примеру, если Луна замедлит свое вращение, то столкнется с Землей. Это будет означать гибель для нашей Земли. А если скорость Луны увеличится, то Земля потеряет свой спутник, он просто улетит. ­   Миллионы   лет   назад   наша   планета   была   населена   огромными животными. Ребята, как вы думаете, кто они? ( Динозавры). ­ Правильно, это динозавры. (Слайд 7). ­   Они   очень   долго   жили   на   земле,   но   в   результате   природной катастрофы   они   вымерли,  так   как   наступил   ледниковый   период   и  исчезла практически вся пища. Около 1,5 млн. лет назад на земле появляются первые люди еще совсем не похожие на нас, современных. ( Слайд 8). ­   Посмотрите   на   них   и   ответе   на   вопрос,   какие   они   и   чем   могли заниматься? (   Древние   люди   жили   в   пещерах,   носили   шкуры,   пищу   готовили   на костре,   занимались   охотой   и   собирательством,   использовали   деревянные копья, луки и стрелы, камни). ­   Молодцы!   Действительно,   первые   люди   полностью   зависели   от природы и ее условий; она давала все, что   человеку было необходимо. Но время шло, менялась жизнь на планете, и человек совершенствовался. Первые очаги цивилизаций возникли на обширных просторах Азии, Африки и Европы возникли   несколько   тысячелетий   назад.   Они   получили   название   «древние цивилизации»  и   развивались   в   зоне   мягкого   субтропического   климата,   где были более благоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности. Народы, населявшие долины рек Нила, тигра, Евфрата, Инда, Янцзы и Хуанхэ, первыми  в истории человечества создали  образцы письменности, построили города   с дворцами и храмами, сформировали государство, развили бурную хозяйственную деятельность.  ­ Посмотрите на слайд  и скажите, что вы видите? ( Слайд 9). ( Египетские пирамиды, храм, людей). ­   Действительно,   мы   видим   Египет   и   его   жителей,   которые   создали уникальные   пирамиды   из   камня,   стоящие   до   сих   пор,   крупнейшие ирригационные   системы   для   полива   урожая,   применяли   бронзовые   орудия труда. Античность   заложила   основы   современной   и   мировой   цивилизаций. Люди   стали   более   активно   использовать   природные   ресурсы,   появилась металлургия,   что   подняло   сельское   хозяйство   на   более   высокий   уровень развития. (  Слайд  10).  Правители   стали   украшать   свои   дворцы     висячими садами,   совершенствуя   технику   полива.   Земледельцы   стали   использовать металлические орудия труда. Человек пытается покорить силу воды, строя маяки на побережьях морей. В   Средние   века   человечество   вступает   в   эпоху   феодализма,   когда большое   внимание   уделяется   турнирам,   воспеванию   дам   и   междоусобным войнам   под   неуклонным   контролем   церкви.   (   Слайд   11).   Западный   мир менялся. Одним из показателей этого было гораздо более интенсивное, чем прежде, воздействие общества на природу: значительная часть лесов, когда­то покрывавших   почти   всю   Западную   Европу,   была   сведена   именно   в   эпоху расцвета   Средневековья.   Люди   распахивали   новые   земли   при   помощи железных   плугов   и   бороны.   Рост   городов   свидетельствовал,   что   на   смену сельской цивилизации идет городская.  С  конца XV до конца XIX веков человечество вступило в эпоху Нового времени,   постепенно   идя   по   пути   научно­технического   прогресса   к индустриальному обществу. Великие географические открытия перевернули представления людей об окружающем мире: они убедились, что Земля – шар, открыли новые материки, океаны и моря. В XVIII веке Англия стала родиной промышленной революции, вместе с которой в нашу жизнь вошли паровые двигатели, пароходы, железные дороги. Изменился облик городов: дома стали выше, улицы шире, появляются первые вокзалы.   Люди   строят   дома   на   любом   свободном   участке   земли,   который стоит порой огромных денег. ( Слайд 12). ­ Посмотрите на слайд и скажите, что вы видите? ( Слайд 13). (   Многоэтажные   дома,   скопление   машин,   бизнесмена   с   сотовым телефоном, загрязненный воздух над мостом). ­   Правильно.   В   наши   дни   человек   живет   в   «каменных   джунглях», полностью   зависит   от   техники   и   все   меньше   заботится   о   природе. Неотьемлимой   частью  нашей  жизни  стали   сотовые   телефоны,  телевидение, компьютер и Интернет, машины с стоянием в пробках на дорогах, самолеты и т.д., но все же, человек и природа остались неразлучны. ­Так что же такое природа? ( Природа – наш дом, леса и поля, воды Мирового океана…) ­   Природа   –   это   окружающий   нас   мир,   то   есть   все,   что   мы   видим, слышим, используем в жизни. Это звезды, Солнце, равнины и горы, леса и степи,   моря   и   реки,   растения   и   животные.   Люди   тоже   являются   частью природы. Природа   –   дом   человека.   Все,   что   ему   необходимо   для   жизни,   он получает от природы: пищу, одежду, топливо, лекарства, сырье для работы фабрик и заводов, строительные материалы. Человек пользуется чистой водой и дышит живительным воздухом.   Люди   на   протяжении   всей   своей   истории   постоянно   обменивались опытом   в   области   хозяйства,   политики   и   культуры.   Давайте   проследим, откуда на наш стол пришли некоторые продукты. ( Слайд 14). Картофель   –   из   Южной   Америки,   фасоль   –   из   Мексики,   томаты   и кукуруза   –   из   Центральной   Америки,   капуста   –   из   Средиземноморья,   а морковь – из Афганистана. Так что мы с вами едим продукты со всего света! Наша   планета   имеет   несколько   оболочек,   которые   играют   важное значение в жизни человека: атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера. (Слайд 16). А без озонового слоя атмосферы наша земля подвергалась бы постоянной   бомбардировке   космических   тел,   ведь   именно   в   нем   они практически полностью сгорают и падают к нам в виде небольших камней. Но свое деятельностью люди разрушают озоновый слой и появляются озоновые дыры. (Слайд 17). ­ Как вы думаете, что разрушает озоновый слой? (Полеты в космос, самолеты, выхлопные газы, дым…). ­С ростом городов, промышленных предприятий, появлением большого количества   транспорта   –   уменьшились   площади   лесов,   сократилось количество   растений   и   животных,   обмелели   реки   и   моря.   В   окружающую среду   стали   выбрасывать   огромное   количество   промышленных   и   бытовых отходов, которые загрязняют воздух, воду, почву, вызывают гибель растений. ( Слайд 18, 19). Физминутка. ­А   сейчас,   каждая   команда   получит   задание.   Вам   нужно проанализировать ситуацию на предложенную тему и сделать выводы. (Слайд 20   ситуации   ­     пожар   в   лесу,   на   море   и   выброс   промышленных   газов   в атмосферу). (Приложение № 1, 2, 3). ­ Обратите внимание на статистические данные о причиняемом вреде человеком природе. (Слайд 21). Ежегодно   в   атмосферу   выбрасывается   более   20   млрд.   твердых   и газообразных частиц, на каждого жителя планеты – 80 кг грязных веществ. Каждую минуту на Земле исчезает 14­15 га. леса.  За  свою жизнь   человек  «изводит» около  200 деревьев  на  жилище,  мебель, игрушки, тетради, газеты, книги, спички. Ежегодно в океан попадает 100 млн. т. различных отходов.  В середине века люди извлекали из земной коры 18 химических элементов и соединений, к концу века – 80. Китобойный промысел зародился в 1868 году, с тех пор было добыто 2млн. китов (в 1962 г. – 66 тыс.). В 1982 г. добыча была запрещена. В 1970 г. в Африке насчитывалось 5 млн. слонов, в 1980 г. – 1,3 млн. «Дурные земли» ­ (земли, потерявшие свою продуктивность) занимают 1% поверхности суши. В мире насчитывается более 2,5 тыс. крупных заповедников, природных и национальных парков, которые занимают 1,5­2% территории Земли.  ­ В наше время все  положительные и отрицательные явления на природу изучает наука «экология) – от греч. «ейкос»­ жилище, дом и «логос» ­ наука. Природа   сохранила   для   человека   оазисы   первозданной   красоты   в   виде памятников природы. Памятники природы – это природные объекты, несущие в себе культурно­историческую ценность для человека.  ­ Посмотрите на слайд, что перед нами? (Слайд 22). (Карта, курган и дольмены). Дольмен   ­   это   надгробное   сооружение.   Он   чаще   всего   имеет четырехугольную форму, в виде "домика" из плит, вытесанных из камня. В передней стене дольмена имеется отверстие круглой формы. Внутри дольмена находятся   одно   или   несколько   захоронений   с   погребальным   инвентарем. Внутренние   стены   некоторых   дольменов   расписаны   рисунками, позволяющими восстановить картину быта их строителей.  Основными   археологическими   памятниками   майкопской   культуры являются   захоронения.   Каждое   из   таких   захоронений   находится   под искусственной земляной насыпью ­ курганом. При раскопке могилы рядом с умершим   археологи   обнаруживают   многочисленные   посмертные   дары   ­ оружие,   украшения,   посуду,   одежду.   (Слайд   23).   В   Адыгее   памятникам природы   относятся     водопады   «Руфабго»,   «Казачий   камень»,   Азишские пещеры. (Слайд 24). ­   Что   необходимо   делать,   чтобы   наша   планета   оставалась   такая   же красивая? (Слайд 25). (Не загрязнять воду и воздух, беречь животных и птиц, лес…). ­ Правильно, ребята! А теперь, давайте немножко поиграем. У каждой из команд будет свое задание.  Первая команда отправится в далекую древность и займется наскальной живописью. (Ребятам выдается речная галька больших размеров и угольные карандаши). Вторая   команда   должна   собрать   из   трансформера   дольмен.   (Выдается заготовка дольмена в разобранном виде). Третья команда изготовит нам объемную аппликацию одного из природных памятников,   например,   водопада.  (Выдается   картон,  цветная   бумага,   клей, карандаш, ножницы). ­ Беречь и приумножать  богатства  земли – долг каждого, от всех нас зависит, будет ли звучать трель соловья, плескаться рыба в чистой воде, будет ли   над   нами   синева   неба   и   счастливый   смех   ребенка.   Земля   –   дом   всего человечества. И о том, как этого достичь мы сейчас и поговорим. Вторая часть урока проводится учителем географии. ­ Мы с вами сказали, что человек живет благодаря природным ресурсам, но они могут исчезнуть. Используя их, человек возвращает природе огромное количество отходов. ­ Так как же, используя ресурсы, можно сохранить планету чистой и не истощить запасы природы? (Людям   надо   научиться   жить,   правильно   пользоваться   природными богатствами, то есть природопользовать). ­ Что такое природопользование? Природопользование – совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения и преобразования окружающей среды. (Слайд 26). ­Каким может быть природопользование?       Нерациональным:  истощение природных ресурсов;  загрязнение окружающей среды;  возникновение экологических проблем.     Рациональным:  изучение природных особенностей;  охрана природы;  освоение природы;  преобразование природы. (Слайд 27). ­ Сегодня на уроке мы более подробно поговорим об одном из направлений рационального природопользования – об охране природы. Еще   в   древних   писаниях   людей   разных   вероисповеданий   говорилось   о бережном отношении к природе: «Не портите землю после ее устройства. Это – лучшее для Вас, если Вы верующий». Коран. Сура 7; 83. « Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам…». Библия. Апокалипсис, 7;3. ­ Что же такое охрана природы? (Ответы детей). ­ Заглянем в наш словарик. (Слайд 28). Охрана   природы   –   система   мероприятий,   направленных   на   сохранение, рациональное использование природных ресурсов. ­ Правильно. ­ Посмотрите на экран и скажите: «Что объединяет всех этих животных и растения?» (Слайд 29). (Занесены в Красную книгу). ­ А что такое Красная книга? (Ответы детей). Красная книга – список редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных. Существуют Красная книга РСФСР и   Красная книга РА. (Слайд 30). ­ Как вы думаете, почему она красная? (Цвет   опасности,   предупреждает   об   угрозе   исчезновения   растений   и животных). ­   Какие   же   существуют   причины   исчезновения   животных   и   растений? (Слайд 31). ­ вырубка лесов; ­ уничтожение растений; ­ загрязнение воды; ­ охота; ­ загрязнение и разрушение почв; ­ деятельность человека. ­ Да, жестоко уничтожают и истребляют растения, животных, загрязняют воздух и водоемы. Что может сделать человек для того, чтобы природа не исчезла?   Ставить очистные сооружения.  Рационально использовать природные ресурсы.  Создавать питомники, заказники, заповедники. (Слайд 32). Питомник – место для разведения и выращивания растений и животных. Заказник   –   участок   территории,   на   котором   охраняются   определенные виды животных и растений. Заповедник – охраняемая природная территория, на которой сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс. (Слайд 33). ­   Как   вы   думаете,   разрешена   ли   охота,   вырубка   лесов,   промышленное производство на этих территориях? (Нет). ­   Правильно.  В  нашей   стране   принят   Закон   об   охране   и   использовании животного и растительного миров. ­ Какие заказники, заповедники и питомники находятся на территории РА? (Кавказский   Государственный   Биосферный   заповедник,   заказники   – Даховский,   Шовгеновский,   Красногвардейский,   Майкопский,   Кужорский). (Слайд 34). ­   Правильно,   молодцы.   На   территории   Кавказского   Государственного Биосферного     заповедника   насчитывается   300   видов   растений,   около   400 видов животных, около 1000 видов грибов. Вот некоторые из них: зубр, лиса, медведь, тур, косуля, волк, лесной кот, выдра, куропатки, фазаны, перепелки; шиповник,   береза,   липа,   ива,   дуб,   клен,   осина,   ель,   рододендрон,   самшит, лавровишня, тис и многие другие. (Слайд 34). Физминутка. ­   Готовясь   к   уроку,   вы   подготовили   рисунки   и   сообщения.   Сейчас   мы послушаем некоторые из них. 1. Зубр. (Слайд 35). 2. Цикламен. (Слайд 36). 3. Озеро Байкал. (Слайд 37). III. Работа по теме. ­   У   вас   на   столах   карточки   с   заданиями.   Первая   команда   должна разгадать кроссворд и угадать ключевое слово, вторая – разгадать ребусы, третья – найти ошибки в тексте. (Приложение № 4, 5, 6). ­   Молодцы.   Давайте   теперь   вспомним   писателей,   которые   нам рассказывают   в   своих   книгах   о   природе.   Это   Виталий   Бианки,   Михаил Пришвин,   Николай   Сладков,   Константин   Паустовский,   Евгений   Чарушин, Дмитрий Мамин­Сибиряк, Иван Бунин, Дж. Редьярд Киплинг. (Слайд 38). ­   А   какие   адыгейские   писатели   и   поэты   пишут   о   природе?   Чтобы вспомнить о них, давайте разгадаем кроссворд. (Слайд 39, Машбаш, Куек, Чуяко, Андрухаев, Жане). IV. Закрепление. На доске прикреплено изображение леса в черно­белом варианте. ­ Посмотрите на наш лес. Нравится он вам? (Нет!). Почему? Как можно исправить ситуацию?  (Рационально   использовать   природные   ресурсы,     ставить   очистные сооружения и т.д.) ­ Какие правила поведения в природе вы знаете? 1. Следите за чистотой природной среды. 2. Соблюдайте правила разведения костра. 3. В природе ведите себя тихо и незаметно.  4. Берегите и охраняйте растительный мир.  5. Соблюдайте правила сбора ягод, грибов, орехов.  6. Не загрязняйте водоемы. 7. Берегите   и   охраняйте   животный   мир.   Не   разрушать   птичьи   гнезда, муравейники. (Слайд 40). Каждому ученику выдается данная памятка. В лесу на доске появляются зеленые деревья, голубое небо, чистая голубая река. ­ Ребята, наш лес ожил? (Да!). Но все ли так в нашем лесу? (Нет животных и птиц). Заселим лес с помощью отгадок на загадки.  1. Эти дикие зверюшки,     Как домашние свинюшки,     Любят желуди они,     Ковыряют носом пни.                                                  (Кабан). 2. Он похож на крупного быка,     Только у быка шерсть немного коротка.     В стороне живет он от людей,     Далеко в горах.                                                             (Зубр). 3. Летом бродит без дороги,     Между сосен и берез,      А зимой он спит в берлоге,     От мороза пряча нос.                                              (Медведь). 4. Словно царскую корону,     Носит он свои рога.     Ест лишайник, мох зеленый,     Любит снежные луга.                                               (Олень). 5. Летать летаю,     Птиц всех убиваю.                                              (Орел). 6. Под мостиком виляет хвостиком.                                              (Рыба). 7. Спал цветок и вдруг проснулся,     Больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся,    Взвился вверх и улетел.                                             (Бабочка). 8. Сидит бык у него шесть ног –     И все без копыт.                                             (Жук). 9. По земле ползет,     А к себе не подпускает.                                             (Змея). 10. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.                                             (Стрекоза). ­   Вот   наш   лес   и   ожил.   Давайте   послушаем   стихотворение Р.Рождественского.      Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный, Средь пятен солнечных и строгой тишины Встречает грудь твоя так радостно и жадно Дыханье влажных трав и аромат сосны. Нога твоя скользит по россыпи иголок Или шуршит травой, стряхая капли рос. А сумрачный навес широколапых елок Сплелся с листвой ольхи и молодых берез. Привет тебе, приют покоя и свободы, Родного юга неприхотливый лес! Ты полон свежести, и все в тебе живое, Стихотворение сопровождается иллюстрациями.  (Слайд 42). V.  Подведение итогов. ­   Закончить   наш   урок   я   хочу   словами   М.Пришвина   из   произведения «Кладовая солнца». «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!» Выставление оценок. Рассмотри ситуацию.  К чему она может привести и как это  можно избежать? Приложение № 1. Приложение № 2.   К чему она может привести и как это можно  избежать?  Рассмотри ситуацию. Приложение № 3.                                                                             Рассмотри ситуацию.  К чему она может привести и как это можно    избежать? Кроссворд.        2  5   1     4                    3   7                                                                                                    6 Приложение № 4. Приложение № 5. Одуванчик.   похожие У   больших   проезжих дорог,   у   лесных   малых тропинок,   в   зеленых лугах,   в  пустыне,   даже   у самых   порогов   городских домов   всю   зиму   (лето) цветут  одуванчики. Все   знают   эти   простые цветы,   на маленькую луну (Солнце), голубыми (желтыми) лепестками   –   лучиками. Созревшие   их   семена собраны   легкий пушистый   квадрат   (шар). Дунешь   на   одуванчик,   и поплывут, полетят легкие летучие ягоды (семена).  Потому   и   называют цветок:   «парашют».   в   с Приложение № 6. Лев, заяц, волк, тигр, зубр, лиса, рысь.

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории

Интегрированный урок по окружающему миру и истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017