Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме «Комплексный анализ текста. Философская сказка». 6-й класс
Оценка 4.6

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме «Комплексный анализ текста. Философская сказка». 6-й класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература +1
6 кл
23.04.2018
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме «Комплексный анализ текста. Философская сказка». 6-й класс
Цели: • выразительное, вдумчивое чтение образцового текста; • формирование умения выявлять признаки того, что делает • его текстом, как он соотносится с признаками хорошей и • правильной речи и благодаря каким языковым средствам • достигается его неповторимое своеобразие; формирование • речевого творчества учащихся. Оборудование: карточки-таблицы, интерактивная доска, презентация, портрет писателя, текст сказки для каждого ученика, лингвистические словари. Ход урока 1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Слайд № 1. “ Ф. Кривин “Два камня ” Философская сказка ”. 2. Актуализация знаний учащихся по теории предмета и проверка владения ими понятийным аппаратом: Карточка № 1 “Признаки текста”. Из данного перечня терминов исключить лишние: тема, заглавие, основная мысль, делимость, связность, воспроизводимость, композиция, метафора, эпитет и др. Объяснить свой выбор, смоделировав схему ответа из разрезных таблиц. Назвать элементы композиции.
Комплексный анализ текста..doc
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме «Комплексный анализ текста. Философская сказка». 6-й класс Цели: выразительное, вдумчивое чтение образцового текста;   формирование умения выявлять признаки того, что делает     его текстом, как он соотносится с признаками хорошей и правильной речи и благодаря каким языковым средствам достигается его неповторимое своеобразие; формирование речевого творчества учащихся. Оборудование: карточки­таблицы, интерактивная доска, презентация, портрет писателя, текст сказки для  каждого ученика, лингвистические словари. 1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Слайд № 1. “ Ф. Кривин “Два камня ” Философская сказка ”. Ход урока 2. Актуализация знаний учащихся по теории предмета и проверка владения ими понятийным аппаратом: Карточка № 1 “Признаки текста”. Из данного перечня терминов исключить лишние: тема, заглавие, основная  мысль, делимость, связность, воспроизводимость, композиция, метафора, эпитет и др. Объяснить свой выбор, смоделировав схему ответа из разрезных таблиц. Назвать элементы композиции. Карточка № 2 “Типы речи”. Из данного перечня терминов исключить лишние: повествование, описание,  рассуждение, монолог, диалог, иносказание, цитирование, олицетворение. Объяснить свой выбор. Каковы особенности повествования и описания? В чём их отличие? Смоделировать схему ответа из разрезных таблиц на доске. Вопросы классу: “Какие из оставшихся терминов относятся к изобразительным средствам языка? Дать определение каждому из  них”. Примечание. Проверка заданий происходит после знакомства с биографией писателя в то время, когда  происходит смена слайдов №1,2 слайдом №3 “Вспомним определения ...”, что обеспечит всем учащимся  возможность участвовать в дальнейшей работе на уроке. 3. Слово о Феликсе Кривине. Индивидуальное опережающее задание. Примечание. Биография писателя дана в “Приложении к уроку”. 4. Выразительное чтение сказки по ролям. 5. Проверка индивидуальных заданий “Признаки текста”, “Типы речи”, “Изобразительные средства”. 6. Комплексный анализ текста.     1 блок вопросов: текст как единое целое. 2 блок вопросов: организация текста подбором речевых средств, его структура. 3 блок вопросов: стилистические особенности текста. 4 блок вопросов: семантические особенности текста. 7. Подведение итогов. Рефлексия. “Сегодня на уроке я узнал..” Как удаётся автору передать скрытый, тайный смысл? Что служит основой создания образа­символа?    С помощью каких речевых средств организован текст?    Какова роль диалога как элемента художественного текста? К какому стилю принадлежит текст? Каков тип речи? В чём преимущество динамического описания? 8. Домашнее задание. Вопрос: “ Какие средства выразительности помогают автору донести до читателя основную мысль текста?”  Привести аргументы. Написать сочинение или дать связный ответ на вопрос. Основное содержание урока Определить тему, основную мысль текста. О чём вам говорит указание на жанр под заголовком произведения? Слайд № 2. “Философская от философия, греч.phileo + sofia, т.е. любовь к мудрости, одно из значений – “ мысли о мире и о месте человека в нём”. Сказка – рассказ автора о вымышленных событиях: чудо, закон троичности,  композиция, изобразительные средства. Слайд № 3. “Вспомним!” Вопрос об изобразительных средствах. Слайд № 4. “Запомним!” Вопрос о проблеме текста и позиции автора. “Проблема – это спорный, важный вопрос (из греческого языка, в значении “нечто выброшенное вперёд”),  позиция автора – это ответ на вопрос”.  Как доказать, что произведение Ф. Кривина относится именно к сказочному жанру? Вспомните признаки сказки как жанра, уже знакомые вам по фольклору. Композиция: зачин, испытание героя, концовка.  Прозаический рассказ о вымышленных событиях.   Прочитайте зачин и концовку сказки Ф. Кривина.  Индивидуальные задания по первому абзацу и коллективное задание по второму абзацу:  орфографический, синтаксический, пунктуационный и лексический разборы . Карточки с деформированным текстом 1 и 2 абзацев. Слайд № 5. Проверка задания с помощью проекции текста на доске. Можно ли считать их самостоятельными микротемами? Сколько микротем в основной части сказки? Как озаглавить микротемы? 1. Два приятеля. 2. Шторм. 3. Другой Камень и комья глины. 4. Встреча старых друзей. 5. “Где же правда?” Примечание: выделение микротем целесообразно произвести при первом знакомстве учащихся с текстом, при  обучении выразительному чтению. Объясните, в чём состояло испытание героя. Вспомните типологическую схему русской волшебной сказки. 1. Три звена сюжета: потеря, действия героя, приобретение. 2. Испытание героя: потеря уюта, покоя, в результате чего он обрёл “настоящую жизнь”, “настоящие бури”,  побывал “в пучине”, в итоге стал “блестящим Кремнем”, твёрдым, решительным, воодушевлённым, активным и т.д. Другой камень пережил страх, сумев удержаться за “гнилую корягу”, затем нашёл новых друзей, “комья глины”,  не рисковал, но выдумывал “опасности”, уверовал в то, что он “герой”. Какие языковые средства использует автор для создания художественного образа чаще всего? Привести  примеры из текста. * Эпитет, метафора, олицетворение, иносказание. Докажите, что камень, ставший Кремнем, ­ художественный образ. * Художественный образ создаётся фантазией художника, в конкретном предмете (явлении) обобщается и  отражается действительность, выражается сущность явления. * Образ­символ. Камень­кремень. Авторская оценка. Что характеризует это произведение как сказку (сказочные формулы,повторы, волшебные числа, наличие чуда и т.д.)? * Говорящие камни, комья глины, волшебное число, троекратно набежавшая волна. * Море – тоже герой сказки. Понаблюдаем, как оно ведёт себя. Определите тип речи, используемыйавтором в этом случае. * Тип речи ­ повествование. Можно создать несколько кадров. * 1 кадр. “Шумит в стороне, не нарушает их мирного покоя”. * 2 кадр. “Однажды, когда разгулялся шторм...”, “набежавшая волна” подхватила одного из приятелей и унесла  далеко в море. Почему это случилось? * Море потеряло терпение, даже разгулялся шторм: слишком долго бездействовали давние приятели, только “  грелись в лучах южного солнца и, казалось, были счастливы”. * Испытание и беда не укрепили эту дружбу, а разрушили. Другой камень предал своего приятеля. * 3 кадр. Через годы снова “набежавшая волна” выбросила на тот же берег уже “блестящий Кремень”, подарив  встречу с “Растрескавшимся камнем”, которого он немедленно позвал с собою туда, где “ здорово”, где “бури”,  где “настоящая жизнь”. Как он обратился к старому приятелю? * “Здравствуй, дружище!” Определите эмоциональную окрашенность предложения, наличие осложнения, оттенок лексического значения  суффикса в обращении, грамматическое значение глагольной формы “здравствуй”. * Это эмоционально окрашенное обращение к большому другу, на “ты”, как прежде. Наличие суффикса ­й­ и  нулевого окончания в глаголе в форме повелительного наклонения, единственного числа, а также оценочный  суффикс ­ищ­ в существительном. Каков ответ? * “Извините, я вас впервые вижу”. О чём сигнализирует форма вежливого ответа, на “вы”? Какие морфемы вносят это значение? * Суффикс ­и­ , окончание ­те в глаголе повелительного наклонения, в форме множественного числа. * Вовсе не вежливость, а другое: “ дружба кончилась”. Когда это произошло? Почему камень “растрескался”? Какие морфемы в глаголе объясняют состояние Другого  камня, манеру его речи? * Сам совершил над собою то, что окончательно лишило его твёрдости, прочности, привело к предательству,  разрушил себя. * Приставка рас­ и суффикс возвратного глагола ­ся­. * 4 кадр. В третий раз набежала волна и не унесла, нет, напротив, “Кремень сам вскочил на подбежавшую волну  и умчался в море”. Примечание: тип речи – повествование с элементами динамического описания, которое не прерывает события,  протекающие во времени. Как организован текст в основной части, в момент испытания героя? Почему именно эта часть является диалогом? Что такое диалог как элемент художественного текста? * Диалог ­ это речевое общение между двумя и более лицами, часть художественного текста, один из его  элементов, воспроизводящий речевое общение персонажей. * Драматизм, взволнованное состояние, напряжённое переживание. Видеоклип “ Море”. Песня композитора Ю.Антонова. Итак, финал. Каков он? Может быть, счастливый, как в фольклорной волшебной сказке? Удовлетворены ли  читатели таким финалом? Почему? Как прокомментировать вопросы “Где же правда? Где же справедливость?” На чьей стороне автор? Кому он симпатизирует? Чья “правда” ему ближе? Слайд № 6 “Поразмышляем...” Вопрос о синониме и антониме к слову “правда”. * Словарная работа: правда и справедливость – слова исторически однокоренные? Правда ­ знание истины,  жизни, реальности. Справедливость – жизнь со знанием правды, умение жить по правде. Какую проблему поставил автор? * Как жить по правде, со знанием правды, истины? * Как не ошибиться в выборе жизненной позиции? Ещё раз сформулируйте позицию автора, охарактеризовав каждого из героев. * Один камень ­ смелый, бесстрашный, активный, верный в дружбе, решительный, твёрдый, прочный, способный  на поступок. * Другой камень ­ пугливый, пассивный, способный на ложь и на предательство, бесхарактерный созерцатель. Вывод: Человек не должен быть равнодушным созерцателем, за этим может последовать и предательство.  Только активная жизненная позиция, только сопричастность к делам, к тому, что происходит вокруг,  преодоление страха, инертности и всегда стремление туда, где “здорово” и “интересно”! Где проходила граница между чудесным и реальным в сказке Ф. Кривина? * Подвижная линия, полоска, граница между берегом и морем. Где граница между необычным и обычным в жизни? * Каждый должен решить для себя сам: сетовать и завидовать или рисковать и преодолевать, бездействовать и быть созерцателем происходящего или быть человеком, способным на поступок. Каждый из нас имеет право выбрать то место в жизни, где “здорово”, где “интересно”, где можно себя  создавать и совершенствовать, но не разрушать. Подытоживание. О чём этот текст? Его основная мысль? Проблема? Авторская позиция? Как автор передаёт скрытый, тайный смысл? Что служит основой для создания образа­символа? Какие средства художественной выразительности использует автор? Слайды № 7,8. “ Подытожим? ” Решение теста. Задание: ответить на вопросы, вставляя слова на месте пропуска. Основная функция текста – 1... ­ осуществляется за счёт использования следующих изобразительных  средств 2,3,4,5... . Часть художественного текста, воспроизводящая речевое общение героев, называется 6... . Повествование ведётся от лица *... с элементами 7... . Образное определение – 8... – передаёт впечатление автора и его отношение к героям. Например, “*...”, “*...”. Образ, содержащий скрытый смысл, называется 9...   . Например, “*...”.   Уподобление живому – 10...­ предполагает более глубокое осмысление изображаемого. Например, “*...”. Слайд № 9. “Проверим!”        воздействие на читателя; эпитет, олицетворение, метафора, иносказание (в любом порядке); диалог; динамическое описание; эпитет; иносказание; олицетворение. Рефлексия. “Сегодня на уроке я узнал... я постарался... мне было трудно... мне было интересно... я пришёл к  выводу...”    В чём преимущество диалогичности речи? В чём прелесть чтения философских сказок? Что осталось неясным, спорным, несказанным? Слайд № 10. Домашнее задание.

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме «Комплексный анализ текста. Философская сказка». 6-й класс

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме «Комплексный анализ текста. Философская сказка». 6-й класс

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме «Комплексный анализ текста. Философская сказка». 6-й класс

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме «Комплексный анализ текста. Философская сказка». 6-й класс

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме «Комплексный анализ текста. Философская сказка». 6-й класс

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме «Комплексный анализ текста. Философская сказка». 6-й класс

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме «Комплексный анализ текста. Философская сказка». 6-й класс

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме «Комплексный анализ текста. Философская сказка». 6-й класс

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме «Комплексный анализ текста. Философская сказка». 6-й класс

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме «Комплексный анализ текста. Философская сказка». 6-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018