Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
11.02.2017
Описание урока:
Интегрированные уроки – это один из методов активного обучения. Мы считаем, что их проведение необходимо.
Один из таких уроков по теме «…чтобы красота не пропала» ( русский язык / технология) мы представляем вашему вниманию.
Урок построен на близком и понятном ученикам материале по краеведению и живом слове писателя – земляка Ф.Абрамова. Интересен он и тем, что его вели два учителя и ученики 7 класса, защищавшие свои проектные работы. Кроме традиционных форм и методов работы, на занятии ученики скали тетерок и расписывали разделочные доски, что позволило сделать урок ярким, интересным, насыщенным.
Необычная форма проведения урока помогла шестиклассникам подготовиться к написанию сочинения - миниатюры.
Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии
в 6 классе
по теме «…чтобы красота не пропала»
Описание урока:
Интегрированные уроки – это один из методов активного обучения. Мы считаем, что
их проведение необходимо.
Один из таких уроков по теме «…чтобы красота не пропала» ( русский язык /
технология) мы представляем вашему вниманию.
Урок построен на близком и понятном ученикам материале по краеведению и живом
слове писателя – земляка Ф.Абрамова. Интересен он и тем, что его вели два учителя и
ученики 7 класса, защищавшие свои проектные работы. Кроме традиционных форм и методов
работы, на занятии ученики скали тетерок и расписывали разделочные доски, что позволило
сделать урок ярким, интересным, насыщенным.
Необычная форма проведения урока помогла шестиклассникам подготовиться к
написанию сочинения миниатюры.
Интегрированный урок русского языка (развитие речи) и технологии в 6 классе
по теме «…чтобы красота не пропала» Цель: повторить в процессе работы с текстом основные виды тропов и материал по теме
«Лексика»;
подготовить учащихся к созданию собственного текста;
познакомить с северными традициями: изготовлением обрядового печенья «Тетерка»
и борецкой росписью;
развивать творческую активность и самостоятельность в работе;
воспитывать бережное отношение к традициям северного края.
Предварительная подготовка к уроку:
подготовить презентации по темам «Северное обрядовое печенье», «Роспись
Северной Двины. Борецкая роспись» (защита проекта);
подготовить материалы к уроку (рабочий лист к уроку, выбор отрывков из фильма
Алексея Алина « Наедине с природой» для показа на уроке).
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
Литература и интернет ресурсы:
Ф.Абрамов. Алые олени. М.: «Малыш» 1980.
Красота русского Севера // Народное творчество. 2006. № 5. С.12.
http
. com
/62275.
. livejournal
:// ladolado
html
http://www.damshappy.ru/issue/show/318/
http://www.sovsibir.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=12
Тимофеева Л.Ф. Крестьянская роспись мастеров Борка. Архангельск: ОФО «ИПП
«Правда Севера», 2004. – 243с.
Уткин П.И., Королёва Н.С. Народные художественные ремёсла. М.: Высшая школа,
1992. 54 с.
http://planeta.rambler.ru/users/natakosacheva/blog/?tags=7607730
http
? showtopic
:// demiart
. ru / forum
=32799
/ index
. php
1. Вступительное слово
Учитель русского языка (УР): Здравствуйте, ребята…
Учитель технологии (УТ): …и уважаемые гости.
УР: Сегодня у нас с вами необычный урок, так как проведут его два учителя…
УТ: …и помогут нам ученицы 7 класса. Девочки представят защиту проекта
«Народные традиции Русского Севера».
2. УР: Прочитайте тему нашего урока. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем
говорить? (Выслушать варианты ответов учащихся. Мы будем говорить о красивом и прекрасном; о красивой природе; о прекрасных местах, зданиях, книгах; о
прекрасных людях, о том, как сохранить в мире красоту).
3. УР: На уроке мы решим, что необходимо сделать для того, чтобы красота не пропала,
не исчезла, не ушла от нас. А помогут нам найти ответ на этот вопрос писатель
северянин Ф.Абрамов…
УТ: … и народные мастера с их удивительным умением украшать свой быт.
4. УР: На протяжении долгих лет Ф.Абрамов записывал свои наблюдения о природе в
записных книжках и даже на отдельных листах. Эти заметки были включены писателем
в цикл миниатюр «Наедине с природой», а также стали основой детских рассказов,
напечатанных в книге «Алые олени».
Ф.Абрамов очень дорожил временем, поэтому объяснял сам себе, зачем делает эти
многочисленные записи о природе: «Зачем трачу время? А затем, чтобы красота не
пропала. Затем, чтобы хоть каплю из того, что вижу и обоняю, удержать».
Как вы понимаете смысл слов Ф. Абрамова? (Ф.Абрамов говорит нам о красоте
природы, которую видит, слышит, чувствует, которую он пытается удержать в
своих зарисовках.)
5. Давайте обратимся к слову писателя. Посмотрите отрывки из фильма Алексея Алина
«Наедине с природой». (Учащиеся смотрят отрывок из фильма, слушаю текст
миниатюры
Ф. Абрамова.)
Весна по всем приметам шла скорая, дружная…
С крыш капало. Из осевших сугробов за одну неделю выр…сли дома – большие, по
северному громоз…кие, с мокрыми поч…рневшими бр…венчатыми стенами. Днем,
когда пр…гревало, на кос…горе вскипали ручьи и по деревне волнующе ра(сс, с)т…
лался горьковатый душок оттаявших кустарников.
Этот текст записан на ваших рабочих листах под цифрой 1.
Вставьте пропущенные буквы и пропущенные знаки препинания.
Определите тему рассказа. (В рассказе говорится о весне, скорой и дружной.)
Подчеркните слова, которые помогли Абрамову показать, что весна была скорой и
дружной?
В прямом или переносном значении употреблены эти выражения?
Какие это средства выразительности? Сначала обратите внимание на наш «Словарик тропов
(оборотов речи или слов в переносном смысле, в иносказательном значении)»
(индивидуальное задание записать на доске название известных тропов) (1 – метафора, 2олицетв., 3сравнение, 4 эпитет)
Зачем автор использует эти олицетворения, эпитеты? ( Абрамов помогает услышать,
увидеть и почувствовать звуки, краски и запахи весны. Весна наступила мгновенно, снег таял
быстро, так что около домов сугробы быстро осели. Ручьи вскипали, значит, шумели,
бурлили, текли. В свежем воздухе пахло горечью оттаявшей изпод снега прошлогодней
травы и кустов.
Промежуточный вывод учителя: употребление слов в переносном значении делает речь
яркой, образной.
6. УТ: Ф. Абрамов родился и вырос на Севере, в деревне Веркола, поэтому ему хорошо
был знаком быт и труд крестьян. Но крестьяне не только много трудились, они не
забывали и о праздниках. Одним из весенних праздников был день весеннего
равноденствия. (Показываем презентацию, рассказ семиклассниц.)
Защита презентации
1 слайд. Наш северный край богат удивительными традициями. В старину к весенним
праздникам пекли специальное обрядовое печенье.
2 слайд. ПЕЧЕНЬЕ — мелкие изделия из теста. Оно преподносилось в подарок в знак
любви, служило средством передачи магической силы и пожелания блага.
3 слайд. Познакомимся с несколькими видами обрядового северного печенья, которое
до сих пор пекут на Русском Севере. Это «Тетёрки», «Жаворонки» и «Лесенки».
4 слайд. С давних времен на Севере выпекают печенье"Тетерки", причудливые фигурки
которого напоминают образ солнца. «Тетерка» не блин, не печенье.«Тетёрка» – солнце
в доме.
5 слайд. «Тетёрки» представляют собой круг, состоящий из трех обводов тонкого жгута
из теста, такой тройной жгут символизировал Троицу (Бога Отца, Сына и Святого
Духа), а внутри обводки выкладывали узор. Таким образом, получалось колесо с
узорами внутри.
слайд. Форма «Тетерок» менялась в зависимости от умения, фантазии и настроения
мастерицы. Видов «Тетерок» множество: «Узорики», «Цветик», «Кренделёчки»,
«Лебедь», «Часики», «Вьюхи», «Восьмеры», «Коники», «Витушки».
слайд. Сырье для изготовления самое простое: ржаная мука, вода, соль, яйца.
слайд. "Тетерки" не "делают", не "катают", а "скут". Скать значит скатывать из теста
нити жгуты, которые потом свиваются в узор.
6
7
8 9
слайд. Ещё в ХIХ веке с помощью такого печенья закликали весну. Его готовили к дню
весеннего равноденствия (20 или 21 марта) или к Масленице.
10 слайд. Ржаные «Тетёрки» хранились весь год и не портились. «Тетёрками» угощали
детей, одаривали близких, давали домашней скотине, подносили в дар
пробуждающейся природе, их поднимали повыше к солнышку и смотрели на
просвет, потому что «Тетёрки» символизировали приход весны и плодородие в
новом году.
«Людям на здраву, Богам на славу!» так говорили о «Тетёрках» в народе.
8.УР:
Тетерки? Какие ассоциации возникают у вас, ребята, когда вы слышите это слово?
(Тетерка – это самка тетерева.)
Правильно. С таким лексическим значением слова мы знакомы. А теперь посмотрим на
печенье. Это печенье напоминает солнце, а называется тетерка. Странно, не так ли?
Как называются такие слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное
лексическое значение? (ОМОНИМЫ).
9. УТ: Давайте посмотрим, как изображается образ птицытетерки мастерами северной
росписи. Защита презентации по технологии.
1 слайд. На Русском Севере до сих пор сохранились различные виды народной росписи:
пермогорская, мезенская, ракульская, борецкая.
2 слайд. Сегодня мы поговорим о Борецкой росписи.
3 слайд. Развитие и становление северных росписей тесно связано с историей нашего
северного края. Среди легенд и преданий живет легенда о возникновении этой росписи.
Московский царь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, покорил вольный град
Новгород. И бежали новгородские бояре со своими людьми во главе с боярыней Марфой
Борецкой на северные земли. Поселились они на берегу Северной Двины и основали город
Борок. Среди вольного люда было много ремесленников, иконописцев, которые и стали
расписывать деревянные изделия.
4 слайд. Расписывали избы и предметы домашнего обихода: туеса, короба, прялки.
5 слайд. В 18 веке хорошую золотофонную борецкую прялку можно было обменять на
корову. С прялками ходили на посиделки, ею гордились, а в доме она висела на самом видном
месте. 6 слайд. Росписью занимались в основном мужчины. Основной цвет Борецкой росписи
красный. В качестве дополнительных используются зелёный, жёлтый, оранжевый, коричневый.
Примечательной чертой Борецкой росписи является то, что все элементы орнамента
обводятся тонким черным контуром.
7 слайд. Элементы росписи складывались веками. Это птицы, конь, деревотюльпан, веточка с
ягодами, трилистник.
8 слайд. Сюжеты росписи отражали сцены из повседневной жизни крестьян и ремесленников:
пахоту, уборку урожая, кормление домашней птицы.
9 слайд. В разных видах северной росписи широко представлены образы птиц. Птицы
символизировали тепло, свет, служили вестниками большого урожая и богатства. В
пермогорской росписи изображали птицу Сирин, в мезенской лебедя или утку, а в борецкой
рисовали птицу тетёрку, которая почиталась крестьянами как вестник солнца и весны.
10 слайд. Знакомство с народной росписью, красотой природы, которая запечатлена на
предметах домашнего быта, помогает нам понять, как богат, красив и самобытен наш
северный край.
10.
УТ: Ребята, вы познакомились с обрядовым печением «Тетерки» и северной
Борецкой росписью. А хотели бы вы научиться скать «тетерок» и расписывать доски?
Внимание на экран. (Задание). Не забывайте во время работы использовать правила
техники безопасности. Девочки из 7 Б класса будут вам помогать.
Девочки, вымойте руки и подойдите ко мне, а мальчики могут приступать к работе:
доделайте доски, используя во время работы карточку – помощницу.
11. Работа с учащимися: девочки делают тетерок, мальчики расписывают доски.
Учитель работает с девочками, в конце работы оценка.
Учитель русского языка работает с мальчиками.
Мальчики, и девочки покажите, какие работы у вас получились? Молодцы! За практическую
работу на уроке всем оценка 5. Девочки, «Тетёрки» положите на противень, вымойте руки и
садитесь на свои места.
12. А теперь снова давайте обратимся к миниатюрам Ф.Абрамова. Смотрим отрывок № 2 из
фильма.
Слушайте очень внимательно, так как после просмотра вам придется этот текст
восстановить.
Смотрим на цифру 2. Восстановите его, используя слова из скобок. Весна ныне идет какимито короткими перебежками: вдруг все заблестит,
потеплеет, а потом снова холод, снова зима.
Очень дружно в этом году работает весна и зима. Днем буйствует весна –
солнце, лужи, раскидает, набедокурит вокруг, как беззаботная молодайка, и уйдет
то ли гулять, то ли отдыхать.
А кто за нее должен прибирать? И вот вечером, ночью и рано утром хлопочет
зима. Как добрая свекровь: все прибирает, сушит, очищает.
Весна ныне идет какимито ……………………….: вдруг все заблестит,
потеплеет, а потом снова холод, снова зима.
Очень в этом году …………………весна и зима. Днем ………………..весна –
солнце,
вокруг,
……………………….
лужи,
…………………….,
………………………………. , и уйдет то ли гулять, то ли отдыхать.
А кто за нее должен …………………………..? И вот вечером, ночью и рано утром
……………………. зима. Как ……………………………………: все прибирает, сушит,
очищает.
( Короткими перебежками, дружно, работает , буйствует, раскидает, набедокурит, как
беззаботная молодайка, прибирать, хлопочет, добрая свекровь,
Можно ли сказать, что эта миниатюра передает нам весеннее настроение?
А как еще можно сказать? Давайте подберем другие прилагательные, выберем их из списка
на листепомощнике. (Весеннее настроение – хорошее, безобразное, приподнятое, бодрое,
радостное, ленивое, красивое, восторженное, светлое, безоблачное, ясное)
Можно ли назвать выбранные вами слова СИНОНИМАМИ? (Нет, так как СИНОНИМЫ это
слова одной и той же части речи, одинаковые по лексическому значению)
Но мы же можем употребить эти слова в тексте? Как можно назвать такие слова?
(Контекстные синонимы)
С кем сравнивает весну и зиму писатель? (Весну с молодайкой, зиму с доброй свекровью).
Какой троп использует? (Сравнение)
Кто они МОЛОДАЙКА и СВЕКРОВЬ? (Молодайка ж. разг.сниж. То же, что:
молодица (по словарю Ушакова) Молодайка молодуха, замужняя женщина, мужняя жена («
Словарь синонимов»).
Как вы думаете, почему именно с этими женщинами сравнивает писатель Весну и зиму? (Он
пишет о зиме в деревне, очеловечивает ее, весна и зима у Абрамова словно люди.)
Слова какой части речи помогают передать действия весны и зимы? (Это глаголы) Почему именно глаголы? (Абрамов показывает наступление весны. Весной же все
просыпается, оживает, происходят изменения в природе. Все движется, а глаголы обозначают
действия предметов.)
Как называется такой прием? (Олицетворение)
13. УТ: Давайте покликаем весну, как это делали в старину. Поднимите своих тетёрок.
14. УЛ: И вместе со мной произносите закличку. Ребята поднимают тетерок, обращая их к
солнышку. Подарите тетерок гостям.
Мы думаем, что такая красота Вам понравилась.
15. Вывод по уроку.
УР: Ф.Абрамов в своих записных книжках писал: « Север не бросок. Красота его не
поражает с первого взгляда. Ее надо разглядеть». (Смотрим отрывок из фильма.)
И нам хотелось бы, чтобы такая красота не пропала.
16. Домашнее задание
по русскому языку:
1) напишите сочинениеминиатюру на одну из тем «Звуки весны», «Приметы весны»,
«…чтобы красота не пропала»;
по технологии:
2) ответьте на вопросы:
Что такое сусальное золото и золотофонная роспись?
Когда на Севере праздновали день сорока святых?
3) Выполнить тест.
РS: Если остается время, то в конце урока можно провести игру «Кто хочет стать
отличником?». Она представлена в презентации к уроку.
Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»
Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»
Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»
Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»
Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»
Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»
Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»
Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.