Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»
Оценка 5

Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
11.02.2017
Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии  в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»
Описание урока: Интегрированные уроки – это один из методов активного обучения. Мы считаем, что их проведение необходимо. Один из таких уроков по теме «…чтобы красота не пропала» ( русский язык / технология) мы представляем вашему вниманию. Урок построен на близком и понятном ученикам материале по краеведению и живом слове писателя – земляка Ф.Абрамова. Интересен он и тем, что его вели два учителя и ученики 7 класса, защищавшие свои проектные работы. Кроме традиционных форм и методов работы, на занятии ученики скали тетерок и расписывали разделочные доски, что позволило сделать урок ярким, интересным, насыщенным. Необычная форма проведения урока помогла шестиклассникам подготовиться к написанию сочинения - миниатюры.
urok-russkogo-yazyika-i-tehnologii-chtobyi-krasota-ne-propala.docx
Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии  в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала» Описание урока:  Интегрированные уроки – это один из методов активного обучения. Мы считаем, что их проведение  необходимо.                     Один из таких уроков по теме «…чтобы красота не пропала» ( русский язык / технология) мы представляем вашему вниманию.            Урок построен на близком и понятном ученикам материале по краеведению и живом слове   писателя   –  земляка   Ф.Абрамова.   Интересен   он  и   тем,   что   его   вели   два   учителя   и ученики 7 класса, защищавшие свои проектные работы. Кроме традиционных форм и методов работы,  на занятии ученики скали тетерок и расписывали разделочные доски, что позволило сделать урок ярким, интересным, насыщенным.  Необычная   форма   проведения   урока   помогла   шестиклассникам   подготовиться   к написанию сочинения ­ миниатюры. Интегрированный урок русского языка (развитие речи) и технологии в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала» Цель: ­ повторить в процессе работы с текстом  основные виды тропов и материал по теме «Лексика»;            ­ подготовить учащихся к созданию собственного текста;            ­ познакомить с северными традициями: изготовлением обрядового печенья «Тетерка» и борецкой росписью;           ­ развивать творческую активность и самостоятельность в работе;           ­ воспитывать бережное отношение к традициям северного края. Предварительная подготовка к уроку: ­   подготовить   презентации   по   темам   «Северное   обрядовое   печенье»,   «Роспись Северной Двины. Борецкая роспись» (защита проекта); ­  подготовить материалы к уроку (рабочий лист к уроку, выбор отрывков из фильма Алексея Алина « Наедине с природой» для показа на уроке). Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор. Литература и интернет ­ ресурсы:       ­ Ф.Абрамов. Алые олени.­ М.: «Малыш» ­ 1980.      ­ Красота русского Севера // Народное творчество. ­ 2006. ­ № 5. ­ С.12.      ­ http   .  com   /62275.    .  livejournal    ://   ladolado  html             ­  http://www.dams­happy.ru/issue/show/318/       ­ http://www.sovsibir.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=12           ­ Тимофеева Л.Ф. Крестьянская роспись мастеров Борка.­ Архангельск: ОФО «ИПП «Правда Севера», 2004. – 243с. ­ Уткин П.И., Королёва Н.С. Народные художественные ремёсла. ­   М.: Высшая школа, 1992. ­  54 с.     ­ http://planeta.rambler.ru/users/nata­kosacheva/blog/?tags=7607730      ­   http   ?  showtopic  ://   demiart  .  ru   /  forum   =32799    /  index    .  php    1. Вступительное слово Учитель русского языка (УР): Здравствуйте, ребята…  Учитель технологии (УТ): …и уважаемые гости. УР: Сегодня у нас с вами необычный урок, так как проведут его два учителя… УТ:  …и   помогут   нам   ученицы   7   класса.   Девочки   представят   защиту   проекта «Народные традиции Русского Севера».      2.     УР:  Прочитайте  тему нашего  урока. Как  вы  думаете,  о  чем мы  сегодня  будем говорить? (Выслушать варианты ответов учащихся. Мы будем говорить о красивом и прекрасном;   о   красивой   природе;   о   прекрасных   местах,   зданиях,   книгах;   о прекрасных людях, о том, как сохранить в мире красоту). 3. УР: На уроке  мы  решим, что необходимо сделать для того, чтобы красота не пропала, не исчезла,  не ушла от нас. А помогут нам найти ответ на этот вопрос писатель­ северянин Ф.Абрамов…  УТ: … и народные мастера с их удивительным умением  украшать свой быт. 4. УР:  На протяжении долгих лет Ф.Абрамов записывал свои наблюдения о природе в записных книжках и даже на отдельных листах. Эти заметки были включены писателем в цикл миниатюр «Наедине с природой», а также стали основой детских рассказов, напечатанных в книге «Алые олени».  Ф.Абрамов очень дорожил временем, поэтому объяснял сам себе, зачем делает эти многочисленные   записи о природе: «Зачем трачу время? А затем, чтобы красота не пропала. Затем, чтобы хоть каплю из того, что вижу  и обоняю, удержать». ­ Как вы понимаете смысл слов Ф. Абрамова? (Ф.Абрамов   говорит нам о красоте природы, которую видит, слышит, чувствует, которую он пытается удержать в своих зарисовках.) 5. Давайте обратимся к слову писателя. Посмотрите отрывки из фильма Алексея Алина «Наедине   с   природой».   (Учащиеся   смотрят   отрывок   из   фильма,   слушаю   текст миниатюры  Ф. Абрамова.)  Весна по всем приметам шла скорая, дружная… С крыш  капало. Из осевших сугробов за одну неделю выр…сли дома – большие, по ­ северному громоз…кие, с мокрыми поч…рневшими бр…венчатыми стенами. Днем, когда пр…гревало, на кос…горе  вскипали ручьи   и по деревне   волнующе ра(сс, с)т… лался горьковатый душок оттаявших кустарников. ­ Этот текст записан на ваших рабочих листах под цифрой 1.  ­ Вставьте пропущенные буквы и пропущенные знаки препинания. ­ Определите тему рассказа. (В рассказе говорится о весне, скорой и дружной.)   ­   Подчеркните   слова,   которые   помогли   Абрамову   показать,   что   весна   была   скорой   и дружной? ­В  прямом или переносном значении употреблены эти выражения? ­  Какие это средства выразительности? Сначала обратите внимание на наш «Словарик тропов (оборотов   речи   или   слов   в   переносном   смысле,   в   иносказательном   значении)» (индивидуальное задание ­  записать на доске название известных тропов) (1 – метафора, 2­олицетв., 3­сравнение, 4­ эпитет) ­   Зачем   автор   использует   эти   олицетворения,     эпитеты?     (   Абрамов   помогает   услышать, увидеть и почувствовать звуки, краски и запахи весны. Весна наступила мгновенно, снег таял быстро,   так   что   около   домов   сугробы   быстро   осели.   Ручьи   вскипали,   значит,   шумели, бурлили,  текли.  В свежем   воздухе пахло  горечью оттаявшей  из­под снега  прошлогодней травы и кустов. Промежуточный вывод учителя: употребление слов в переносном значении делает речь яркой, образной. 6. УТ: Ф. Абрамов родился и вырос на Севере, в деревне Веркола, поэтому ему хорошо был знаком быт и труд крестьян. Но крестьяне не только много трудились, они   не забывали   и   о   праздниках.   Одним   из   весенних   праздников   был   день   весеннего равноденствия. (Показываем презентацию, рассказ семиклассниц.) Защита презентации 1 слайд. Наш северный край богат удивительными традициями. В старину к весенним праздникам  пекли специальное обрядовое печенье.  2 слайд.  ПЕЧЕНЬЕ — мелкие изделия из теста. Оно преподносилось в подарок в знак любви, служило средством передачи магической силы и пожелания блага.   3 слайд. Познакомимся с несколькими  видами обрядового северного печенья, которое до сих пор пекут на Русском Севере. Это  «Тетёрки»,  «Жаворонки» и «Лесенки».  4 слайд. С давних времен на Севере выпекают печенье"Тетерки", причудливые фигурки которого напоминают образ солнца.  «Тетерка»  не блин, не печенье.«Тетёрка» – солнце в доме.          5 слайд. «Тетёрки» представляют собой круг, состоящий из трех обводов тонкого жгута из        теста, такой тройной жгут  символизировал Троицу (Бога Отца, Сына  и Святого Духа),   а   внутри   обводки   выкладывали   узор.   Таким   образом,   получалось   колесо   с узорами внутри. слайд.  Форма «Тетерок» менялась в зависимости от умения, фантазии и настроения мастерицы.   Видов   «Тетерок»   множество:   «Узорики»,   «Цветик»,   «Кренделёчки», «Лебедь», «Часики», «Вьюхи», «Восьмеры», «Коники», «Витушки». слайд. Сырье для изготовления самое простое: ржаная мука, вода, соль, яйца. слайд. "Тетерки" не "делают", не "катают", а "скут". Скать ­ значит скатывать из теста нити ­ жгуты, которые потом свиваются в  узор. 6 7 8 9 слайд. Ещё в ХIХ веке с помощью такого печенья закликали весну. Его готовили к дню весеннего равноденствия (20 или 21 марта) или к Масленице.   10 слайд. Ржаные «Тетёрки» хранились весь год и не портились.  «Тетёрками» угощали детей,   одаривали   близких,   давали   домашней   скотине,   подносили   в   дар пробуждающейся  природе,  их     поднимали   повыше     к        солнышку  и  смотрели   на просвет,   потому   что   «Тетёрки» символизировали   приход         весны   и плодородие   в новом году.  «Людям  на здраву,  Богам  на славу!»­ так говорили о «Тетёрках» в народе.  8.УР:  ­ Тетерки? Какие ассоциации возникают у вас, ребята, когда вы слышите это слово?                                                                                             (Тетерка   –     это самка тетерева.)  ­ Правильно. С таким лексическим значением слова мы знакомы. А теперь посмотрим   на печенье. Это печенье напоминает солнце, а называется тетерка. Странно, не так ли? ­   Как   называются   такие   слова,   которые   звучат   и   пишутся   одинаково,   но   имеют   разное лексическое значение? (ОМОНИМЫ). 9. УТ: Давайте посмотрим, как изображается образ птицы­тетерки мастерами северной росписи. Защита презентации по технологии. 1 слайд.  На Русском Севере до сих пор сохранились различные виды народной росписи: пермогорская, мезенская, ракульская, борецкая.  2  слайд.  Сегодня мы поговорим о Борецкой росписи. 3   слайд.   Развитие   и   становление   северных   росписей   тесно   связано   с   историей   нашего северного   края.   Среди   легенд   и   преданий   живет   легенда   о   возникновении   этой   росписи. Московский   царь   Иван   III,   правивший   более   500   лет   тому   назад,   покорил   вольный   град Новгород. И бежали новгородские бояре  со своими людьми во главе с  боярыней  Марфой Борецкой на северные земли. Поселились они на берегу Северной Двины и основали город Борок.    Среди  вольного  люда  было  много  ремесленников,  иконописцев,  которые  и   стали расписывать деревянные изделия.  4 слайд. Расписывали избы и предметы домашнего обихода: туеса, короба, прялки.  5   слайд.  В 18  веке  хорошую золотофонную  борецкую прялку  можно было  обменять  на корову. С прялками ходили на посиделки, ею гордились, а в доме она висела на самом видном месте. 6 слайд.  Росписью занимались в основном мужчины.   Основной цвет Борецкой росписи ­ красный. В качестве дополнительных используются зелёный, жёлтый, оранжевый, коричневый. Примечательной   чертой   Борецкой   росписи   является   то,   что   все   элементы   орнамента обводятся тонким черным контуром. 7 слайд. Элементы росписи складывались веками. Это птицы, конь, дерево­тюльпан, веточка с ягодами, трилистник. 8 слайд. Сюжеты росписи отражали сцены из повседневной жизни крестьян и ремесленников: пахоту, уборку урожая, кормление домашней птицы. 9   слайд.   В   разных   видах   северной   росписи   широко   представлены  образы   птиц.   Птицы символизировали   тепло,   свет,   служили   вестниками   большого   урожая   и   богатства.   В пермогорской росписи изображали птицу  Сирин, в мезенской­ лебедя или утку, а в борецкой рисовали птицу тетёрку, которая почиталась крестьянами как вестник солнца и весны. 10   слайд.   Знакомство   с   народной   росписью,   красотой   природы,   которая   запечатлена   на предметах   домашнего   быта,   помогает   нам   понять,     как   богат,   красив     и   самобытен   наш северный край.  10.   УТ:  Ребята, вы познакомились с обрядовым печением «Тетерки» и северной Борецкой росписью. А хотели бы вы научиться скать «тетерок» и расписывать доски? Внимание на экран. (Задание). Не забывайте во время работы использовать правила техники безопасности. Девочки из 7 Б класса будут вам помогать. ­   Девочки,   вымойте   руки   и   подойдите   ко   мне,   а   мальчики   могут   приступать   к   работе: доделайте доски, используя во время работы карточку – помощницу. 11. Работа   с   учащимися:   девочки   делают   тетерок,   мальчики   расписывают   доски. Учитель работает с девочками, в конце работы оценка. Учитель русского языка работает с мальчиками. Мальчики, и девочки покажите, какие работы у вас получились? Молодцы! За практическую работу на уроке всем оценка 5. Девочки, «Тетёрки» положите на противень, вымойте руки и садитесь на свои места. 12. А теперь снова давайте обратимся к миниатюрам Ф.Абрамова. Смотрим отрывок  № 2 из фильма.  ­   Слушайте   очень   внимательно,   так   как   после   просмотра   вам   придется   этот   текст восстановить.   ­ Смотрим на цифру 2. Восстановите его, используя слова из скобок. Весна   ныне  идет  какими­то  короткими   перебежками:   вдруг   все   заблестит, потеплеет, а потом снова холод, снова зима.                                 Очень  дружно  в этом году  работает весна и зима. Днем  буйствует весна  – солнце, лужи,     раскидает, набедокурит вокруг, как беззаботная молодайка, и уйдет то ли  гулять, то ли отдыхать.                     А кто за нее должен прибирать? И вот вечером, ночью и рано утром хлопочет зима. Как    добрая свекровь: все прибирает, сушит, очищает. Весна   ныне   идет   какими­то   ……………………….:   вдруг   все   заблестит, потеплеет, а потом снова холод, снова зима.                      Очень в этом году …………………весна и зима. Днем ………………..весна – солнце, вокруг,   ……………………….   лужи,   …………………….,   ………………………………. , и уйдет  то ли  гулять, то ли отдыхать.                     А кто за нее должен …………………………..? И вот вечером, ночью и рано утром ……………………. зима. Как ……………………………………: все прибирает, сушит, очищает. (   Короткими   перебежками,    дружно,  работает   ,   буйствует,   раскидает,   набедокурит,  как беззаботная молодайка, прибирать,  хлопочет,  добрая свекровь,  ­ Можно ли сказать, что эта миниатюра передает нам весеннее настроение? ­ А как еще можно сказать? Давайте подберем другие прилагательные, выберем их из списка на   листе­помощнике.   (Весеннее   настроение   –  хорошее,   безобразное,  приподнятое,  бодрое, радостное, ленивое, красивое, восторженное, светлое, безоблачное, ясное) ­ Можно ли назвать выбранные вами слова СИНОНИМАМИ? (Нет, так как СИНОНИМЫ­ это слова одной и той же части речи, одинаковые по лексическому значению) ­   Но   мы   же   можем   употребить   эти   слова   в   тексте?   Как   можно   назвать   такие   слова? (Контекстные синонимы) ­  С кем сравнивает весну и зиму писатель? (Весну с молодайкой, зиму с доброй свекровью). Какой троп использует? (Сравнение)   ­   Кто   они   ­   МОЛОДАЙКА   и   СВЕКРОВЬ?   (Молодайка   ­  ж.  разг.­сниж.  То   же,   что: молодица (по словарю Ушакова) Молодайка ­ молодуха, замужняя женщина, мужняя жена (« Словарь синонимов»). ­ Как вы думаете, почему именно с этими женщинами сравнивает писатель Весну и зиму? (Он пишет о зиме в деревне, очеловечивает ее, весна и зима у Абрамова словно люди.) ­ Слова какой части речи помогают передать действия весны и зимы? (Это глаголы) ­   Почему   именно   глаголы?   (Абрамов   показывает   наступление   весны.   Весной   же   все просыпается, оживает, происходят изменения в природе.  Все движется, а глаголы обозначают действия предметов.) ­ Как называется такой прием? (Олицетворение) 13. УТ: Давайте покликаем весну, как это делали в старину. Поднимите своих тетёрок. 14. УЛ: И вместе со мной произносите закличку. Ребята поднимают тетерок, обращая их  к солнышку. Подарите  тетерок гостям.  ­ Мы думаем, что такая красота Вам понравилась. 15. Вывод по уроку.   УР:  Ф.Абрамов в своих   записных книжках писал:  « Север не бросок. Красота его не поражает с первого взгляда. Ее надо разглядеть». (Смотрим отрывок из фильма.) И нам хотелось бы, чтобы такая красота не пропала. 16. Домашнее задание по русскому языку: 1) напишите сочинение­миниатюру на одну из тем «Звуки весны», «Приметы весны», «…чтобы красота не пропала»;  по технологии: 2) ответьте на вопросы: ­ Что такое сусальное золото и золотофонная роспись? ­ Когда на Севере праздновали день сорока святых?            3)   Выполнить тест. РS: Если остается время, то в конце урока можно провести игру «Кто хочет стать отличником?». Она представлена в презентации к уроку.

Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»

Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии  в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»

Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»

Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии  в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»

Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»

Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии  в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»

Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»

Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии  в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»

Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»

Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии  в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»

Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»

Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии  в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»

Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»

Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии  в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»

Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»

Интегрированный урок русского языка ( развитие речи ) и технологии  в 6 классе по теме «…чтобы красота не пропала»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017