Конспект урока в 7 классе
Подготовка к сочинению по повести М.Аромштам «Когда отдыхают
ангелы»
Цели урока:
1. Раскрыть идейнохудожественное своеобразие и проблематику повести.
2. Выявить сущность основных идейных и художественных исканий М.
Аромштам.
3. Воспитывать нравственные качества школьников, активную жизненную
позицию.
4. Развивать гражданскую позицию учащихся, обучить их умению
объективно оценивать как позитивные, так и негативные стороны
жизни.
5. Развивать умение работать с художественным текстом, навыки
поисковоисследовательской деятельности.
6. Развивать навыки устной и письменной речи, умение работать с текстом
расуждением
Методы, технологии:
1. Проблемнопоисковый, репродуктивный
2. Информационнокоммуникативные технологии.
3. Дискуссия.
4. Технология игрового обучения.
Формы: коллективная и индивидуальная
Методические приемы: выразительное чтение, слово учителя,
индивидуальная беседа, работа со словом, работа по вопросам, анализ
эпизодов текста.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
1. Интерактивная доска
2. Слайдовая презентация, буктрейлер по книге
3. Оформление доски – дата, тема, фотографии автора, иллюстрации к
повести, определение слова «Проблема это …»
4. На столах у групп табличкисхемы, шаблон для написания сочинения,
словари, чистые листы для синквейнов, карта «Тонкие/толстые вопросы»
1. Актуализация знаний
Учитель: Сегодня мы будем работать над повестью 21 века М. Аромштам
«Когда отдыхают ангелы».
2. Сообщение ученика или учащихся о биографии М. Аромштам.
Аромштам Марина Семеновна родилась в Москве 20 марта 1960 года.
В 1981 г. закончила отделение начальных классов педагогического
факультета МГПИ им. В.И. Ленина (ныне МПГУ) с присвоением
квалификации "учитель начальных классов". Педагогический стаж 19 лет. С 1989 по 2001
год работала учителем экспериментального класса в Центре образования №
109 г. Москвы. Финалист Московского конкурса "Учитель года" 1997 года,
специальный призер "Учительской газеты" по итогам финала конкурса.
Печататься начала с 1996 года.
Марина Семеновна является обладателем премии "Серебряное перо" по
итогам конкурса авторов "Учительской газеты" 1999 года за статьи по
проблемам педагогической реальности.
С 2000 по 2007 г. являлась экспертом Института проблем образовательной
политики "Эврика", курировала инновационные проекты дошкольных
учреждений и учреждений для детейсирот. В 2007 году стала автором
литературного журнала детских писателей "Кукумбер": рассказ "Первая
учительница", фрагменты повести "Мохнатый ребенок" ("Кактус с глазами",
"Мухтар ко мне", "Крыса").
В 2008 году стала лауреатом Большой премии конкурса "Заветная мечта"
на лучшее произведение для детей среднего и старшего дошкольного возраста
(повесть "Когда отдыхают ангелы").
Учитель:
Понравилось вам произведение? (Ответы учащихся).
Учитель: Каковы ваши читательские впечатления? (Ответы учащихся).
Учитель: Давайте восстановим сюжет. Какие эпизоды из книги представлены
на иллюстрациях?
(Демонстрация иллюстраций из книги – презентация)
Дети задают тонкие/толстые вопросы по иллюстрациям друг другу
Учитель: А о чём мы будем говорить, вам придется определить, выполнив
задание.
3.Работа в группах (3 группы – рядом с ребенком сидит его мама)
Какие проблемы затрагивает М. Аромштам в повести?
(По отрывкам из повести группы определяют проблемы)
1 группа
Проблема отсутствия отца.
1)Все могло сложиться подругому, если бы у меня был папа. Тогда
мама могла бы с ним посоветоваться.
Конечно, я знала: так не бывает, чтобы папы вообще не
существовало. Гденибудь — во времени или в пространстве — он
обязательно есть. Должен быть. Хотя бы на Луне. Мой папа, например, жил в далекой, прекрасной Франции, на родине
шампанского, великих революций и гениальных художников.
2)— Нет, девочка. Я должна тебе сказать чтото важное. Очень
важное. Скоро в Москву прилетит твой папа. Он хочет с тобой
встретиться. И, быть может, пригласит тебя погостить.
Мама смотрела на меня с нескрываемой тревогой.
— Папа полетит на самолете?
Мама кивнула.
2 группа
Проблема взаимоотношений между детьми
1)Както я спросила у мамы, бывает ли у детей любовь. Если они
учатся в третьем классе. Или в четвертом. Маме вопрос не
понравился. Она сказала, это дурацкая тема. Если я хочу дружить с
мальчиками, пожалуйста. Никто не запрещает. И я могу пригласить
когонибудь в гости. Например, Петю. Только при чем тут любовь?
Мама даже немного рассердилась. Будто я ее неприятно задела. А
вечером, в присутствии дедушки, заговорила об этом сама. Сделала
вид, что ей очень смешно, и сказала:
— Пап, вот тут у Алины вопросы. Могут ли мальчики нравиться
маленьким девочкам? Бывает так, чтобы они любили друг друга?
Но дедушка не стал смеяться. Он сказал, что всегда любил бабушку
и поэтому не знает.
2) Было традицией водить в честь именинника «Каравай». Впервые в
честь меня водили «Каравай» в первом классе, когда мне
исполнилось восемь. Потом — во втором, в третьем. И вот,
наконец, — вчетвертом. Я стояла в центре круга, а остальные
ходили вокруг и пели: «Каравай, каравай, кого хочешь — выбирай!»
Выбирать можно было три раза.
В первый раз я выбрала Наташку. Это никого не удивило. Во
второй раз я выбрала Веру. Это тоже никого не удивило, потому что
Веру выбирали очень часто. Почти всегда. У меня оставался еще один, последний выбор, и Марсём задорно крикнула: «Мальчика!
Выбирай мальчика!» Все двинулись Медленным шагом по кругу, и
Петя опустил глаза. Даже щеки его порозовели. Выйти в центр круга
всегда немножко страшно. Хотя так хочется, чтобы тебя выбрали!
Каравай, каравай!
Кого хочешь — выбирай!
«Каравайщики» остановились и замерли в ожидании. Хотя знали,
что я выберу Петю. Должна выбрать. Как выбирала в первом классе,
во втором и в третьем. Потому что Петя всегда выбирал меня.
3 группа
Проблема неполных семей
1)Наташкино поведение являло собой образец целенаправленного
вранья. Ее родители разводились уже полгода. И мир стал
напоминать Наташке избушку на курьих ножках
2) Я, кстати, знаешь чему научилась? Сейчас расскажу. Когда мой
папа ушел, он почти ничего из вещей не забрал. Только свои носки,
рубашки и брюки. А еще он забрал книги. Все книги. Он считал —
это его. И нам с мамой не нужно. А ему нужно. Для работы. Он ведь
был учителем литературы. Осталось только то, что дарили мне на
праздники. Детское. И еще собрание сочинений Пушкина. Такой
беленький восьмитомник. Потому что папа в тот момент уже купил
себе нового Пушкина. Книги тогда очень трудно было доставать. Но
у него были знакомые в книжном магазине, и он купил. И вот когда
он уехал, вместе с книгами, в доме сразу стало так просторно. И в
книжном шкафу — многомного места.
Я тогда решила, что заполню его: буду копить деньги и покупать
книжки. Где найду. И я копила и покупала. И читала. Я приучила
себя к мысли, что книги — это очень ценно. Это, может быть,
ценнее всего.
Понимаешь теперь, почему я хочу, чтобы вы читали?
3. Аналитическая беседа по содержанию повести Учитель: Перейдем к анализу текста. В чем особенность
повествования? Дайте характеристику.
Ответы учащихся: Повествователь герой. Повествование ведется от лица
девочки Алины. Мы знакомимся с Алиной, когда ей предстоит пойти в первый
класс, а завершается повествование, когда девочка заканчивает 4 класс. Также
имеются дневниковые записи учительницы Марсём. Складывается
впечатление, что обе героини ведут повествование.
Учитель: В чем заключается особенность произведения?
Учащиеся: Особенность в том, читатель видит одну и ту же ситуацию и
глазами ребенка, и с позиции взрослого. Это помогают раскрыть дневниковые
записи Марсём.
Учитель: О чем это произведение?
Учащиеся: О детях, о школе, о взаимоотношениях детей и детей, детей и
взрослых, о внутренних переживаниях (Наташа тяжело переживает развод
родителей, пытаясь привлечь к себе внимание), о первой любви (Алина
влюблена в Егора, это первое серьезное чувство), о надеждах (Марсём
надеется,что дети ее класса научатся управлять бесами внутри себя, надеется,
что«ангелы будут отдыхать»), о верности (Петя испытывает искренние
чувства кАлине, не перестает дружить с ней даже после того, как она не
выбрала его в игре «Каравай»), о взаимопомощи, о добре, о нравственности.
Учитель: Совершенно верно вы заметили, что повесть именно о
нравственности, о добре, о помощи. Сама М. Аромштам говорит о том, что
повесть реальна, прототипы героев взяты из жизни, ситуации тоже. М.
Аромштам: «В этой повести очень мало придуманного. Сюжет про ангелов
взят из жизни, он был подарен мне в сложных обстоятельствах».
Назовите главных героев произведения.
Ответы учащихся: девочка Алина и учительница Марсём (Маргарита
Семеновна)– главные героини повести. Но огромную роль играют и другие
персонажи, которые помогают читателю понять целостную идею
произведения.
Учитель: Охарактеризуйте Алину, какая она.
Составление синквейна
1 группа – Алина
2 группа – Марсём
3 группа – Татьяна Владимировна
Зачитываются синквейны
Ответы учащихся: Алина – особенный ребенок, не зря она «не сошлась
характерами с Татьяной Владимировной, первой учительницей».
Какие ситуации показывает автор в первые дни обучения Алины в
школе?
Ответы учащихся: Ситуация с рисунком неваляшки в первые дни
Подготовка к сочинению по повести М.Аромштам "Когда отдыхают ангелы" (урок в 7 классе)
Подготовка к сочинению по повести М.Аромштам "Когда отдыхают ангелы" (урок в 7 классе)
Подготовка к сочинению по повести М.Аромштам "Когда отдыхают ангелы" (урок в 7 классе)
Подготовка к сочинению по повести М.Аромштам "Когда отдыхают ангелы" (урок в 7 классе)
Подготовка к сочинению по повести М.Аромштам "Когда отдыхают ангелы" (урок в 7 классе)
Подготовка к сочинению по повести М.Аромштам "Когда отдыхают ангелы" (урок в 7 классе)
Подготовка к сочинению по повести М.Аромштам "Когда отдыхают ангелы" (урок в 7 классе)
Подготовка к сочинению по повести М.Аромштам "Когда отдыхают ангелы" (урок в 7 классе)
Подготовка к сочинению по повести М.Аромштам "Когда отдыхают ангелы" (урок в 7 классе)
Подготовка к сочинению по повести М.Аромштам "Когда отдыхают ангелы" (урок в 7 классе)
Подготовка к сочинению по повести М.Аромштам "Когда отдыхают ангелы" (урок в 7 классе)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.