Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе
Оценка 5

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
10.02.2017
Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе
Конспект системы уроков по изучению жанра хокку японской поэзии в 7 классе содержит шесть уроков литературы, составленных на основе УМК под редакцией В. Г. Маранцмана. Методическая разработка ориентирует учителя и ученика на постепенное "погружение" в культуру Японии, поэтому, кроме анализа японских стихов, необходимо знакомство с архитектурой, живописью, самобытными видами искусства Японии. На этапе интерпретации детям предлагаются творческие задания и анализ стихотворений А. Ахматовой с целью выявления сходства с японскими трёхстишиями.
Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе.docx
Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе  по УМК Маранцмана В. Г. Уроки 1­2. Своеобразие культуры Японии. Ассоциативность и  недосказанность японской лирики. Первый урок начинается с литературного творчества учащихся, с игры в  ассоциации. Цель – подготовка к восприятию японской поэзии через  собственную, в чём­то родственную ей, но находящуюся в рамках  привычной формы деятельность.  Это кажется нам лучшим способом  подготовки к восприятию, чем представление в начале урока  страноведческого материала. На 1­м этапе ребятам предлагается передать свои чувства, настроение,  состояние во время прослушивания записи звуков дождя в лесу.   Так мы  настраиваем детей на работу с ассоциативными образами. Такое необычное начало урока вызвало у семиклассников интерес, и они в целом неплохо  справились с заданиями. Однако аналитическое и образное мышление  развито у подростков по­разному, поэтому некоторым было сложно  передать свои чувства с помощью слова. На 2­ м этапе предлагаем игру в ассоциации. На доске написаны слова  «радость» и «разочарование». Предлагаем учащимся подумать, какие  образы ( предметы, действия) могут помочь им выразить эти  чувства(состояния). Потом каждый выбирает одно из чувств   (состояний) и пишет 3­4 предложения о нём, не называя его (грусть,  ожидание и др.).  Далее чтение и анализ работ. Отгадали ли они, какое чувство хотел  передать одноклассник в своей миниатюре? Мнения учащихся разошлись,  угадывали редко, что доказывает сложность передачи с помощью слова нравственного и психологического состояния автора. Так же сложна и  японская поэзия. Переход к теме урока. Слово учителя о теме урока. Чтение нескольких  хокку в учебнике. Отгадали ли вы, какое чувство хотел передать автор?  Обращаем внимание на краткость, недосказанность стихов. Какие  ассоциации возникают при чтении трёхстиший? Попробуем  «расшифровать» некоторые из них.  Учащиеся работают с текстами хокку, напечатанными на листе бумаги. К  ним даны задания в виде вопросов. 1 Жёлтый лист плывёт.                                                         У какого берега, цикада,            Вдруг проснёшься ты?                                                           Басё  О чём говорится в тексте?  О чём можно догадаться? 2. За ночь вьюнок обвился                Вкруг бадьи моего колодца.                 У соседа воды возьму.  Каким вы представляете себе автора этого стихотворения? Учащимся удаётся разгадать образы стихотворения ( жёлтый лист, осень,  ручей, вьюн, колодец в саду), но не поняли состояния лирического героя,  подумали, что действие происходит на даче. Поэтому возникает  необходимость в формировании фоновых знаний: о жилище и быте японцев,  национальных  видах искусства, о мастерах живописи  К. Хокусае, Хиросигэ.  Учащиеся  реализуют на уроке свое домашнее задание исследовательского  характера, которое было дано заранее и распределено по группам. В процессе групповой работы учащиеся отвечают на вопросы:  Чем японский дом отличается от европейского?  Как влияет такое жилище на поведение человека? На восприятие мира?  На творчество?  Почему К. Хокусай создал серию «36 видов Фудзи»? Что передал в  каждой работе о Фудзи?  Что передал Хиросигэ в серии « 53 станции дороги Токайдо»?  Какие черты национальной культуры Японии проявились в искусстве  бонсай,  икебаны, нэцке?  Семиклассники говорят о том, что японцы во всём стремятся к лаконизму,  к наполнению минимальной формы максимальным содержанием. Этому  народу присущи  созерцательность, эстетизм, ощущение слитности  человека и природы.  Подводя итог их рассуждениям, учитель  подчёркивает цельность восприятия японцами окружающего мира:  отсутствие оппозиций «бытие­небытие», «внутри ­ снаружи», «я­ не я».  Эти особенности мировосприятия японцев отразились и в поэзии – жанре  хокку. На дом  учащиеся получают задания: 1) вдумчивое, медленное чтение  текстов хокку, предлагаемых  в хрестоматии; 2) подумать над тем, какие  образы в стихах связаны с временами года; 3) оформить на листе  понравившееся хокку, придумать к нему иллюстрацию (по желанию). Уроки 3­4.  Многозначность художественного образа  в хокку М. Басё. Комбинированный урок.  Цель: показать особенности образной системы  хокку, их жанровую специфику; развивать в учащихся способность  видеть многозначность толкования художественного образа,  ассоциативное, образное мышление. Урок начинается с проверки домашнего задания: учащиеся читают  избранные трёхстишия. Приём медленного, внимательного чтения  трёхстиший М. Басё.  Беседа строится по следующим вопросам:  С каким временем года связано каждое трёхстишие?  Как вы это поняли?  Совпадают ли символы времён года в русской и японской  культуре? Проверка задания выявляет как совпадения (например, снег связан с зимой,  ветер, туман, жёлтые листья – с осенью), так и расхождения в символике  времён года в японской и русской культуре. Например, цикада и хризантемы  связаны с представлением о  лете,  а в Японии  хризантема ­ это символ осени. Следовательно,  возникает необходимость введения учителем нового  материала  о символах времён года в японской лирике. 2­й этап урока – формирование фоновых знаний: символика времен года,  созерцательность и эстетизм японцев. Поскольку мировосприятию японцев  свойственно ощущение неразрывной связи с жизнью природы, то это  отразилось и в  их лирике. В каждом стихотворении обязательно есть слово,  которое обозначает время года: погода, растения, животные, обычаи.  Необходимо их назвать, чтобы учащимся было понятно содержание хокку.  Зима в Японии  ­ время сильных холодов, она приносит поэту чувство  одиночества и страха. Бледная зимняя луна – символ войны, безумия, смерти;  нежный снег,  иней, зимняя слива, хищные птицы, рыбы, потемневшие листья,  чёрный цвет ­ всё это характерно для хокку с зимней тематикой. Весна – это цветение пионов, сакуры, пение лягушек, тёплый дождь, пение  жаворонка , ива в пуху.  Лето – лотос, соловей, кукушка, светлячки, сверчки,  цикады. Осень ­ хризантемы, жёлтые листья, ветер, долгий моросящий дождь. Культ красоты – национальная черта японцев. В Японии существуют три  понятия, связанные с созерцанием красоты мира: ханами( любование  цветами), цукими (любование луной),  юкими (любование снегами). 3­й этап. Анализ хокку М. Басё. Жёлтый лист плывёт. У какого берега, цикада,  Вдруг проснёшься ты?  Когда происходит действие? Как вы это понимаете?  К кому обращено стихотворение?  Где находится цикада? Как вы об этом догадались?  Какая река представляется вам: бурная или тихая? Почему?  На что похож жёлтый лист?  Какие чувства испытывает поэт? С помощью каких деталей он их  передаёт? Теперь дети понимают это хокку гораздо лучше: увидели обращение автора к  цикаде как собеседнику, представили ясный осенний день, в жёлтом листе  увидели плот, уносимый тихим течением. Выстраивая таким образом  ассоциативные цепочки, учащиеся почувствовали и грусть поэта, и его  раздумья о бесконечном течении времени, о вечности бытия. Вода так холодна! Уснуть не может чайка, Качаясь на волне.  Когда происходит действие? Как вы это понимаете?  К кому обращено стихотворение?  Где находится чайка? Как вы об этом догадались?  Какая река представляется вам: бурная или тихая? Почему?  Какие чувства испытывает поэт? С помощью каких деталей он их  передаёт?  Какие картины вам представляются, когда вы читаете стихотворение?  Каким представляется лирический герой стихотворения? В процессе работы над стихотворением ребята представляли себе картину  спокойной ночной реки, холодный ветерок,  колеблющуюся  на волнах  одинокую чайку.   В  итоге пришли к выводу о том, что автор – это человек,  живущий в полном единении с природой; он  не просто подмечает хрупкую  красоту мира, но и через пейзаж передаёт своё душевное состояние.  Недосказанность, ассоциативность японской лирики позволяют сделать  поэтический образ многозначным. А каким же человеком  был М. Басё? Почему он писал такие необычные  стихи? 4­й этап. Теоретические знания: сведения о поэте М. Басё, о жанровых  особенностях и композиции хокку. Объяснения учителя учащиеся дополняют работой со статьёй в учебнике.  Запись в тетради:  Хокку, или хайку (начальные стихи), ­ жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5). Хокку  создаётся по определенным  эстетическим принципам, которые разработал М. Басё:  Сатори – состояние озарения  Саби – одиночество, отчуждение от внешнего мира  Сюри – грусть, сочувствие  Хосоми  ­ простота и глубина восприятия  Каруми  ­ легкость и возвышенность Искусство писать хокку ­ это прежде всего умение сказать многое в немногих  словах. Поэтому для этих стихов характерны лаконизм, недоговорённость,  ассоциативность, символизм и многозначность образов, необходимость  читательского сотворчества. Мы в этом убедились, создавая собственные  миниатюры и анализируя стихи М. Басё. Хокку может быть понято по­ разному, в нём всегда заключена глубокая философская мысль. Это не просто поэтическая форма, а определённый способ мышления, видение мира. Чтобы сформировать  у учащихся чёткое представление о композиции хокку,  на следующем этапе урока предлагаем несколько творческих заданий: 1. Упражнения в «сотворчестве»: дописать третью строку в хокку и  сравнить с оригиналом. (См. приложение № 6). 2. Сопоставление разных переводов одного стихотворения М. Басё. Старый пруд.  Прыгнула в воду лягушка.  Всплеск в тишине.  Старый­старый пруд.  Вдруг прыгнула лягушка.  Громкий всплеск воды.  (В.Маркова) (В.Соловьев)   Нарисуйте картину, которая предстает перед вашим внутренним  взором.  Что изображено в хокку?  Звук или тишина?    В каком варианте менее понятна тема?  С помощью чего появляется общий смысл стихотворения? (Образы­ слова)   Чем отличаются переводы? (Лишние слова)  Сравним построчно варианты. Какой перевод ближе оригиналу?  Почему? (В.Соловьева.  Ему лучше удалось сохранить намек)  Какие особенности хокку стараются сохранить русские поэты в  переводах? Запись в тетради: а) точно передать мысль; б) образную систему; в) форму  трехстишия. 3. Объясните смысл хокку разных авторов, использующих сходные образы. Что объединяет эти хокку? Почему оба автора выбрали один сюжет? В чём  разница между произведениями, какие “оттенки” мысли несёт каждое из них? Басё. Всюду поют соловьи: Там – за бамбуковой рощей, Тут – перед ивой речной.  Исса. Смотри­ка, соловей Поёт всё ту же песню И пред лицом господ.  Везде в природе разлито желание  весны и любви, любой человек  может ощутить радость жизни  и красоту мироздания, каждый  способен творить, петь. Творец свободен в своём  творчестве, он поёт одно и то же и сильным мира сего, и простым  людям. Это хокку о свободе  творчества.  Эти хокку объединяет мысль о ободе творчества. Соловей – символ творца.  Поэтому, на первый взгляд,  кажется, что сюжет схож. 4. Сравните композицию двух хокку. Как развивается в них мысль автора? Даже на лошадь всадника Засмотришься – так дорога  пустынна. А утро такое снежное!                               (Басё) Как же это, друзья? Человек глядит на вишни в цвету, А на поясе длинный меч?                       (Мукай Керай) Как развивается мысль автора в  первом из них? (От частного – к  общему).  Любая деталь, в данном  случае всадник, бросается в глаза,  тешит взор. Почему это  происходит? Пустынная  заснеженная дорога слишком  однообразна, глазу не за что “зацепиться”, и он отмечает  малейшее движение.  Какова композиция этого хокку?  На первый план автор ставит  проблему, недоумение, эмоцию, а  затем «расшифровывает» причину  своего удивления: воинственный  вид человека не соответствует его  занятию – созерцанию цветущей  сакуры. Вывод: таким образом, в основе внутренней логики хокку, а следовательно, и  его композиции, может лежать либо синтез (от частного к общему), либо  анализ (от общего к частному). Но главным является именно движение,  развитие мысли, внутренняя динамика. В конце урока предлагаем ученикам сочинить свои хокку под звуки весеннего  леса, летнего пруда, журчание ручья и др.  Редактируем  получившиеся тексты, обсуждаем.  Дома ученики оформляют свои хокку на  альбомном листе, придумывают к ним иллюстрации.  Уроки 5­6.  Роль художественной детали в хокку М. Басё и в  стихотворениях А. Ахматовой («Молюсь оконному лучу», «На  шее мелких чёток ряд», «Я спросила у кукушки»). Урок ­ исследование.  Методические приёмы: аналогия, сравнение.  Цели: совершенствовать умение учащихся видеть в тексте художественную  деталь и давать ей толкование;   развивать аналитические и творческие  способности учащихся в процессе сравнительно­сопоставительной работы с  художественными деталями японской лирики и стихотворений А. Ахматовой. Прежде чем приступить к сравнительному анализу лирики А. Ахматовой и М.  Басё, необходимо активизировать знания учащихся о художественной детали.  Деталь – одно  из средств создания образа: выделенный автором элемент  художественного образа, несущий значительную смысловую и эмоциональную  нагрузку в произведении. Деталь фиксирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее  важным, характерным в природе, в человеке или в окружающем его  предметном мире. Деталь важна и значима как часть художественного целого. Другими словами, смысл и сила детали в том, что бесконечно малое  раскрывает целое. Часто в поэтическом тексте деталь является средством  психологической характеристики, помогает раскрыть внутренний мир героя  или   выступает в роли символа ­ самостоятельного многозначного  художественного образа, который имеет эмоционально ­ иносказательный  смысл. Именно с такой деталью учащиеся работали, изучая хокку М. Басё. Действительно поэт называет нам какую­то деталь: стон ветра, жёлтый лист в  ручье, засохшие цветы – и передаёт через неё своё настроение, переживания. Таким образом, художественная деталь помогает поэту раскрыть мир своих  внутренних душевных переживаний. Свойственно это и русской поэзии,  например лирике А. Ахматовой. На 2­м этапе урока предлагаем семиклассникам аналитическую работу над  стихотворением А. Ахматовой «Молюсь оконному лучу».   Прочитайте стихотворение, на какие детали вы обратили внимание при  чтении? Молюсь оконному лучу — Он бледен, тонок, прям. Сегодня я с утра молчу, А сердце — пополам. На рукомойнике моем Позеленела медь. Но так играет луч на нем, Что весело глядеть. Такой невинный и простой В вечерней тишине, Но в этой храмине пустой Он словно праздник золотой И утешенье мне. Мы намеренно не знакомим подростков с историей создания стихотворения и  биографией поэтессы, т. к. главное – увидеть недосказанность лирики,  психологизм деталей. Семиклассники отмечают образ бледного и тонкого  луча, который пробивается сквозь оконное стекло. Свет неяркий, он не  наполнен теплом, поэтому, озаряя сердце героини,  он выступает неким  собеседником, утешающим страдающую женщину. Её молчание, отмечают  ученики,  свидетельствует о погруженности героини в свои воспоминания, а  это возможно, когда человек перешагивает какой­то рубеж, открывает новую  страницу в жизни. Однако эта печаль светла, об этом говорит яркая деталь –  луч играет на рукомойнике.  Героине весело на него смотреть, её сердце  наполняется лёгкостью, а душа – покоем вечерней тишины. В стихах Ахматовой, как и в японской поэзии, многое остаётся  недосказанным, но художественные детали помогают раскрыть мир её  душевных переживаний. На следующем этапе урока предлагаем учащимся сравнить стихотворение  Ахматовой и хокку М. Басё. В этих текстах есть общая художественная  деталь – образ кукушки. Семиклассники делятся на две группы и работают по вопросам и заданиям. «Я спросила у кукушки…» Анна Ахматова Я спросила у кукушки, Сколько лет я проживу… Сосен дрогнули верхушки. Желтый луч упал в траву. Но ни звука в чаще свежей… Я иду домой, И прохладный ветер нежит Лоб горячий мой. (1919)  Знакома ли вам народная примета, о которой  идёт речь в  стихотворении? Что вы чувствовали, когда ожидали ответ от кукушки?  Каково настроение героини? Меняется ли оно и почему?  При помощи каких деталей передаёт Ахматова состояние души  героини?  Какими звуками и красками наполнено это стихотворение? Опишите  героиню стихотворения.  Сравните это стихотворение с хокку М. Басё. Голос пролётной кукушки, Отдыхая в тени листвы, Слушают сборщицы чая. М. Басё  Какое настроение передаёт хокку?  Какая картина предстаёт перед вашим взором, когда вы читаете хокку?  Присутствует ли ветер в стихотворении?  Чем хокку отличается от стихотворения Ахматовой и что в них  общего? Урок завершается выступлением групп,  обсуждением стихотворений.  Семиклассники верно определили общую деталь в стихах – образ кукушки, отметили  их разную психологическую наполненность: тревога (у Ахматовой) и   покой, умиротворение   ( у Басё). Несмотря на различные ассоциации в текстах,   художественная   деталь   раскрывает   мир   внутренних     душевных переживаний поэтов.  В конце урока свои наблюдения учащиеся оформляют в виде   небольшого   письменного   рассуждения,   придумывают   к   ним иллюстрации. В качестве домашнего задания предлагаем учащимся письменную работу, в  которой они самостоятельно должны раскрыть роль художественных деталей  в стихотворении  А. Ахматовой «На шее мелких чёток ряд»(1913).

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017