Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"
Оценка 4.6

Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +1
2 кл
29.10.2017
Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"
Предлагаемый интегрированный урок первый в разделе. Структура урока соответствует его типу (урок новых знаний) и целям. Урок построен в соответствии с программными требованиями. Содержание соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся 2 класса и может быть использовано на уроках русского языка в 3-4 классах по разным программам. Тема урока раскрывается на основе знаний о правилах дорожного движения и сопровождается мультимедийной презентацией.Разработка урока, музыкальные файлы, мультимедийная презентация
Интегрированный урок.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 94» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК  РУССКОГО ЯЗЫКА И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ. СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА» 2 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»  Автор: Ельцова Татьяна Борисовна,              учитель начальных классов 1 Новокузнецк, 2017 2 Предлагаемый  интегрированный урок первый в разделе. Структура  урока соответствует его типу (урок новых знаний) и целям. Урок построен  в соответствии с программными требованиями. Содержание соответствует   возрастным и индивидуальным особенностям учащихся 2 класса и может  быть использовано на уроках русского языка в 3­4 классах по разным  программам. Тема урока раскрывается на основе знаний о правилах  дорожного движения и сопровождается мультимедийной презентацией. Цель: формирование понятия о сложных словах, способах их образования;  знакомство с понятием «пешеходный светофор» Задачи: 1. Образовательные: формировать представление о способах  образования сложных слов; повторить правила дорожного движения;   2. Развивающие: развивать коммуникативно­речевые навыки, а также  внимание и мышление на основе наблюдения языкового материала; 3. Воспитательные: формировать опыт познавательной деятельности,  эмоционально­ценностное отношение к знаниям, а также воспитывать  доброжелательность, ответственность, стремление всегда соблюдать  правила дорожного движения; Планируемые результаты: Познавательные: извлекать информацию, представленную в форме  иллюстраций и схем; выполнять учебно­познавательные действия;  ориентироваться в учебнике, словаре; делать обобщения, выводы; Коммуникативные: участвовать в диалоге, учитывать разные мнения,  слушать других; Регулятивные: формулировать учебную задачу урока с помощью учителя;  контролировать и оценивать результаты работы; Личностные: освоение положительного и позитивного стиля общения со  сверстниками и взрослыми. Оборудование: учебник  русского языка, тетрадь, ноутбук, проектор,  экран, колонки, слайдовая презентация, карточки со словами,  светофорчики, цветные карандаши,  мяч… 3 ХОД УРОКА I. Организационный момент. Проверь, ДРУЖОК! Готов ли ты начать урок? Всё на месте? Всё в порядке: Учебник? Ручка? Карандаш? Тетрадка? Ну, тогда урок начнём! Тему урока назовём! Я очень надеюсь, что сегодня на уроке вы узнаете новое для себя, а может  быть и сделаете маленькое открытие.  (учитель ведёт диалог с учениками) ­Руки? ­На месте! ­Ноги?  ­На месте? ­Локти? ­У края! ­Спина?  ­Прямая! ­Тетрадь? ­Уголком! ­Урок наш начнём! Откройте тетради, запишите дату и вид работы. II. Актуализация знаний. Определение темы урока ­Ребята, прослушайте, пожалуйста, отрывок из музыкальной сказки «Новые приключения в городе поющих светофоров» *     Музыкальный отрывок  (муз. файл) ­Какое правило прозвучало в этом музыкальном отрывке? Помни правила движения, как таблицу умножения! 4 СЛАЙД № 1 ­ Предлагаю взять это правило девизом нашего урока.  Запишите это правило в тетрадь. Какие орфограммы встретили в словах?  Объясните их написание. С какой интонацией произносим это правило?  Какое это предложение по интонации? (восклицательное) ­Какие слова прозвучали в отрывке?  (внимание, тревога, авария,  дорожное происшествие, пешеходы, светофор, правила дорожного  движения…) ­Запишите и разберите слова тревога, правила, пешеход, светофор по  составу (один ученик выполняет  задание на доске). ­ В каких словах возникло затруднение? (пешеход, светофор?) ­ Какие вопросы возникают в связи с этим затруднением?  (где корень? куда отнести гласные о, е?) ­ Чего мы ещё не знаем? ­ Сколько слов спряталось в слове пешеход? (пеший, ходит) СЛАЙД № 2 ­ Выделите основу в каждом слове (пеш и ход) ­ Как вы получили слово пешеход? (пеш+е+ход) ­ Куда можно обратиться, чтобы узнать значение этого слова? (к словарю)  ­ Кого называют пешеходом? (зачитывают из словаря) ­Первое  и   основное  правило  для  пешеходов:   ходить  следует   не  по проезжей   части   дороги,   а   по   тротуарам   или   пешеходным дорожкам. Там же, где их нет, надо идти по обочине.  ­Предположите, как называются слова, образованные из основ разных слов?  (сложные) СЛАЙДЫ № 3, 4 ­ Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Образование сложных  слов…) СЛАЙД № 5 СЛАЙД № 6 ­ Какую учебную задачу вы поставите для себя на уроке? Научиться… Понять… Узнать… Расширить… ­Сегодня на уроке предстоит провести исследования. ­Для этого нам нужно составить план действий. План наших действий такой (записан на доске): 1. Узнать, как образуются сложные слова? 5 2. При помощи чего соединяются основы в сложных словах? ­У кого­то есть другие предложения? III. Организация деятельности (изучение нового материала) 1. Понятие «Словарные слова» ­ Сегодня на уроке мы познакомимся со способом образования новых слов.  Думаю, что этот способ вы откроете сами, я вам лишь немного помогу. – Слова, записанные на доске, замените одним словом. Полученное слово  разберите по составу. ЛЕС САМ ПАР ПАР ВЕЗДЕ ВОЗИТ ЛЕТИТ ХОДИТ ВОЗИТ ХОДИТ Лесовоз, самолёт, пароход, паровоз, вездеход *  Если   дети   использовали   для   соединения   корней   другие   гласные, учитель для выяснения написания слова обращает их к словарю    . ­ Что означают эти слова (транспорт) – Как образованы эти слова? (из двух корней при помощи гласной о и е) – Как бы вы назвали гласные о и е в сложных словах? Почему?  (соединительные гласные, находятся между двумя корнями) ­ Сделаем вывод: (слова, в  которых два корня, называются сложными.  В сложных словах есть соединительные гласные о, е. Гласная о  пишется после твёрдых согласных, гласная е­ после мягких). – Сверим наш вывод с учебником.  *    Чтение правила из учебника     на стр._______ * На доску прикрепляется схема образования сложных слов. СЛАЙД № 7 – Как выдумаете, какую роль играют сложные слова в русском языке? (их используют для краткости) СЛАЙД № 8 IV. Музыкальная физкультминутка «Колёсики» (муз. файл) Колёсики, колёсики  И красивый руль. Дворники работают,  6 Водичка льёт буль­буль. Включаем зажигание И левый поворот­ На карте расстояние… Поехали, вперёд! 2.  Понятие «Пешеходный светофор» ­ Перед нами широкая дорога­ проезжая часть. Как перейти проезжую  часть? (Чтобы перейти проезжую часть, нужно найти знак  пешеходного перехода. Остановиться, прислушаться. Посмотреть  налево, направо. Если нет машин, перейти дорогу). ­Что ещё нам помогает перейти проезжую часть? (Светофор) ­ Почему светофор называется светофором? (предположения детей) ­ Слово «светофор»  происходит от двух слов ­ русского «свет» и  греческого «форос», что означает «несущий» или «носитель». Значит, светофор – это носитель света (несущий свет).  А первый светофор появился в 1868 году в Лондоне. Это был газовый  светофор. ­ Найдём значение этого слова в словарях (поиск) Устройство, предназначенное для регулирования движения людей,  пешеходов, велосипедов, автомобилей и иных участников дорожного  движения. СЛАЙД № 9 ­Найдите это слово в своей тетради (записали его в самом начале урока),  разберите по составу. ­Что можете сказать об образовании этого слова? (2 корня соединены  гласной о) ­ Светофор, действительно, несёт свет нескольких  цветов. Почему у него  сигналы красного и зелёного цвета? Красный хорошо виден и днем и ночью, он даже не меняет цвета в  тумане. Зеленый видно несколько хуже, но он отличается от красного, его  нельзя спутать с красным. 103 года назад появились первые электрические светофоры. Они имели 2  сигнала красный и зелёный и управлялись вручную. Но уже через 4 года на  улицах Нью­ Йорка начали работать трёхцветные электрические  светофоры.                                7 Сначала зелёный сигнал располагался сверху, а затем было решено, что для  лучшей видимости красный сигнал должен размещаться сверху, как  наиболее важный. Теперь во всех странах принята единая система  расположения цветов­сигналов в светофоре: красный, жёлтый, зелёный.  В России светофор появился в 1930 году, т.е. 87 лет назад. СЛАЙД № 10 ­Различают транспортный и пешеходный светофоры.  СЛАЙД № 11 ­Транспортный светофор имеет три сигнала:  красный, жёлтый и зелёный. Как вы, ребята, думаете, что они означают? (красный ­ стой, жёлтый  ­приготовиться, зелёный­можно ехать!)  СЛАЙД № 12 ­ Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода, то его  действие распространяется только на пешеходов.  ­Какое название у такого светофора? (пешеходный). При этом зеленый  сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов. Третьего  сигнала НЕ ДАНО! Устанавливается он на перекрёстках и в других местах, где расположен пешеходный переход и обозначен вот таким дорожным  знаком… СЛАЙД № 13 ­Если ты подходишь к проезжей части, а зелёный сигнал начал мигать,  подожди, когда включится немигающий зелёный сигнал. Только тогда  переходи, поглядывая сначала налево, а потом направо. Надо обязательно  убедиться, что автомобили остановились. СИГНАЛ № 14 ­Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения  проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены  звуковым сигналом. V. Первичное закрепление  1.       Работа с у  чебником (письменно, самостоятельно)   ­Выполните упражнение №_____ на стр.____. Воспользуйтесь правилом в учебнике.         Взаимопроверка. 2.       Викторина по правилам дорожного движения (  устно, коллективно    )   ­А теперь покажем, как мы знаем правила дорожного движения. 8 У   нас   две   команды,   за   каждый   правильный   ответ   команда   получает   по светофорику. 1. На какой светофор ориентированы пешеходы? 2. Для чего служит пешеходный светофор? 3. Какой светофор пешеходный, а какой транспортный? СЛАЙД № 15 4. Какие сигналы подает пешеходный светофор? 5. Как и где нужно переходить проезжую часть? 6. Почему при переходе через проезжую часть, мы сначала смотрим  налево, а только потом направо? 7. Какой сигнал транспортного светофора запрещает автомобильное  движение? 8. От каких слов произошло название «светофор»? 9. Почему необходимо соблюдать правила дорожного движения? 10.Выберите правильный ответ   на  СЛАЙДЕ № 16 11.Назови всех участников дорожного движения  СЛАЙД № 17       Подс    чёт светофориков. Выявление команды ­ победителя.  ч» (учитель бросает мяч ученику, задаёт вопрос,  VI. Итог урока. Вторичное закрепление ­ Ребята, вы хорошо потрудились. Подведём итог. * Игра «Поймай мя   ученик ловит его, отвечает и возвращает учителю). ­Какой теме был посвящён урок? ­Что вы узнали о сложных словах? ­Как образуются сложные слова? ­Какие важные правила дорожного движения повторили? ­Какие сигналы подаёт пешеходный светофор? ­Закончи предложения: ­Я запомнил… . ­Я могу…. . ­Мне понравилось… . VII. Рефлексия. *На столах у детей бумажные кружочки. ­ А теперь зажгите ваши сигналы зелёным, жёлтым, красным или синим  светом, согласно слайду…  ­Урок завершаем. Правила дорожного движения в жизни выполняем! Помни правила движения, как таблицу умножения! СЛАЙД № 18 СЛАЙД № 19 9 * Песенка «Светофор»   (муз. файл) ­ На перемене проверь свои знания!  СЛАЙД № 20 ­Спасибо, ребята, за урок!  СЛАЙД № 21 10

Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"

Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"

Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"

Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"

Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"

Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"

Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"

Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"

Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"

Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"

Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"

Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"

Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"

Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"

Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"

Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"

Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"

Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"

Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"

Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2017