Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +1
2 кл
29.10.2017
Предлагаемый интегрированный урок первый в разделе. Структура урока соответствует его типу (урок новых знаний) и целям. Урок построен в соответствии с программными требованиями. Содержание соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся 2 класса и может быть использовано на уроках русского языка в 3-4 классах по разным программам. Тема урока раскрывается на основе знаний о правилах дорожного движения и сопровождается мультимедийной презентацией.Разработка урока, музыкальные файлы, мультимедийная презентация
Интегрированный урок.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 94»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
РУССКОГО ЯЗЫКА
И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ
«ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ
СЛОВ. СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА»
2 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»
Автор: Ельцова Татьяна Борисовна,
учитель начальных классов
1 Новокузнецк, 2017
2 Предлагаемый интегрированный урок первый в разделе. Структура
урока соответствует его типу (урок новых знаний) и целям. Урок построен
в соответствии с программными требованиями. Содержание соответствует
возрастным и индивидуальным особенностям учащихся 2 класса и может
быть использовано на уроках русского языка в 34 классах по разным
программам. Тема урока раскрывается на основе знаний о правилах
дорожного движения и сопровождается мультимедийной презентацией.
Цель: формирование понятия о сложных словах, способах их образования;
знакомство с понятием «пешеходный светофор»
Задачи:
1. Образовательные: формировать представление о способах
образования сложных слов; повторить правила дорожного движения;
2. Развивающие: развивать коммуникативноречевые навыки, а также
внимание и мышление на основе наблюдения языкового материала;
3. Воспитательные: формировать опыт познавательной деятельности,
эмоциональноценностное отношение к знаниям, а также воспитывать
доброжелательность, ответственность, стремление всегда соблюдать
правила дорожного движения;
Планируемые результаты:
Познавательные: извлекать информацию, представленную в форме
иллюстраций и схем; выполнять учебнопознавательные действия;
ориентироваться в учебнике, словаре; делать обобщения, выводы;
Коммуникативные: участвовать в диалоге, учитывать разные мнения,
слушать других;
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока с помощью учителя;
контролировать и оценивать результаты работы;
Личностные: освоение положительного и позитивного стиля общения со
сверстниками и взрослыми.
Оборудование: учебник русского языка, тетрадь, ноутбук, проектор,
экран, колонки, слайдовая презентация, карточки со словами,
светофорчики, цветные карандаши, мяч…
3 ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Проверь, ДРУЖОК! Готов ли ты начать урок?
Всё на месте? Всё в порядке:
Учебник? Ручка? Карандаш? Тетрадка?
Ну, тогда урок начнём! Тему урока назовём!
Я очень надеюсь, что сегодня на уроке вы узнаете новое для себя, а может
быть и сделаете маленькое открытие.
(учитель ведёт диалог с учениками)
Руки?
На месте!
Ноги?
На месте?
Локти?
У края!
Спина?
Прямая!
Тетрадь?
Уголком!
Урок наш начнём! Откройте тетради, запишите дату и вид работы.
II. Актуализация знаний. Определение темы урока
Ребята, прослушайте, пожалуйста, отрывок из музыкальной сказки «Новые
приключения в городе поющих светофоров»
* Музыкальный отрывок (муз. файл)
Какое правило прозвучало в этом музыкальном отрывке?
Помни правила движения, как таблицу умножения!
4 СЛАЙД № 1
Предлагаю взять это правило девизом нашего урока.
Запишите это правило в тетрадь. Какие орфограммы встретили в словах?
Объясните их написание. С какой интонацией произносим это правило?
Какое это предложение по интонации? (восклицательное)
Какие слова прозвучали в отрывке? (внимание, тревога, авария,
дорожное происшествие, пешеходы, светофор, правила дорожного
движения…)
Запишите и разберите слова тревога, правила, пешеход, светофор по
составу (один ученик выполняет задание на доске).
В каких словах возникло затруднение? (пешеход, светофор?)
Какие вопросы возникают в связи с этим затруднением?
(где корень? куда отнести гласные о, е?)
Чего мы ещё не знаем?
Сколько слов спряталось в слове пешеход? (пеший, ходит)
СЛАЙД № 2
Выделите основу в каждом слове (пеш и ход)
Как вы получили слово пешеход? (пеш+е+ход)
Куда можно обратиться, чтобы узнать значение этого слова? (к словарю)
Кого называют пешеходом? (зачитывают из словаря)
Первое и основное правило для пешеходов: ходить следует не по
проезжей части дороги, а по тротуарам или пешеходным
дорожкам. Там же, где их нет, надо идти по обочине.
Предположите, как называются слова, образованные из основ разных слов?
(сложные)
СЛАЙДЫ № 3, 4
Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Образование сложных
слов…)
СЛАЙД № 5
СЛАЙД № 6
Какую учебную задачу вы поставите для себя на уроке?
Научиться…
Понять…
Узнать…
Расширить…
Сегодня на уроке предстоит провести исследования.
Для этого нам нужно составить план действий. План наших действий такой
(записан на доске):
1. Узнать, как образуются сложные слова?
5 2. При помощи чего соединяются основы в сложных словах?
У когото есть другие предложения?
III. Организация деятельности (изучение нового материала)
1. Понятие «Словарные слова»
Сегодня на уроке мы познакомимся со способом образования новых слов.
Думаю, что этот способ вы откроете сами, я вам лишь немного помогу.
– Слова, записанные на доске, замените одним словом. Полученное слово
разберите по составу.
ЛЕС
САМ
ПАР
ПАР
ВЕЗДЕ
ВОЗИТ
ЛЕТИТ
ХОДИТ
ВОЗИТ
ХОДИТ
Лесовоз, самолёт, пароход, паровоз, вездеход
* Если дети использовали для соединения корней другие гласные,
учитель для выяснения написания слова обращает их к словарю
.
Что означают эти слова (транспорт)
– Как образованы эти слова? (из двух корней при помощи гласной о и е)
– Как бы вы назвали гласные о и е в сложных словах? Почему?
(соединительные гласные, находятся между двумя корнями)
Сделаем вывод: (слова, в которых два корня, называются сложными.
В сложных словах есть соединительные гласные о, е. Гласная о
пишется после твёрдых согласных, гласная е после мягких).
– Сверим наш вывод с учебником.
* Чтение правила из учебника
на стр._______
* На доску прикрепляется схема образования сложных слов.
СЛАЙД № 7
– Как выдумаете, какую роль играют сложные слова в русском языке?
(их используют для краткости)
СЛАЙД № 8
IV. Музыкальная физкультминутка «Колёсики» (муз. файл)
Колёсики, колёсики
И красивый руль.
Дворники работают,
6 Водичка льёт бульбуль.
Включаем зажигание
И левый поворот
На карте расстояние…
Поехали, вперёд!
2. Понятие «Пешеходный светофор»
Перед нами широкая дорога проезжая часть. Как перейти проезжую
часть? (Чтобы перейти проезжую часть, нужно найти знак
пешеходного перехода. Остановиться, прислушаться. Посмотреть
налево, направо. Если нет машин, перейти дорогу).
Что ещё нам помогает перейти проезжую часть? (Светофор)
Почему светофор называется светофором? (предположения детей)
Слово «светофор» происходит от двух слов русского «свет» и
греческого «форос», что означает «несущий» или «носитель».
Значит, светофор – это носитель света (несущий свет).
А первый светофор появился в 1868 году в Лондоне. Это был газовый
светофор.
Найдём значение этого слова в словарях (поиск)
Устройство, предназначенное для регулирования движения людей,
пешеходов, велосипедов, автомобилей и иных участников дорожного
движения.
СЛАЙД № 9
Найдите это слово в своей тетради (записали его в самом начале урока),
разберите по составу.
Что можете сказать об образовании этого слова? (2 корня соединены
гласной о)
Светофор, действительно, несёт свет нескольких цветов. Почему у него
сигналы красного и зелёного цвета?
Красный хорошо виден и днем и ночью, он даже не меняет цвета в
тумане.
Зеленый видно несколько хуже, но он отличается от красного, его
нельзя спутать с красным.
103 года назад появились первые электрические светофоры. Они имели 2
сигнала красный и зелёный и управлялись вручную. Но уже через 4 года на
улицах Нью Йорка начали работать трёхцветные электрические
светофоры.
7 Сначала зелёный сигнал располагался сверху, а затем было решено, что для
лучшей видимости красный сигнал должен размещаться сверху, как
наиболее важный. Теперь во всех странах принята единая система
расположения цветовсигналов в светофоре: красный, жёлтый, зелёный.
В России светофор появился в 1930 году, т.е. 87 лет назад.
СЛАЙД № 10
Различают транспортный и пешеходный светофоры.
СЛАЙД № 11
Транспортный светофор имеет три сигнала: красный, жёлтый и зелёный.
Как вы, ребята, думаете, что они означают? (красный стой, жёлтый
приготовиться, зелёныйможно ехать!)
СЛАЙД № 12
Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода, то его
действие распространяется только на пешеходов.
Какое название у такого светофора? (пешеходный). При этом зеленый
сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов. Третьего
сигнала НЕ ДАНО! Устанавливается он на перекрёстках и в других местах,
где расположен пешеходный переход и обозначен вот таким дорожным
знаком…
СЛАЙД № 13
Если ты подходишь к проезжей части, а зелёный сигнал начал мигать,
подожди, когда включится немигающий зелёный сигнал. Только тогда
переходи, поглядывая сначала налево, а потом направо. Надо обязательно
убедиться, что автомобили остановились.
СИГНАЛ № 14
Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения
проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены
звуковым сигналом.
V. Первичное закрепление
1. Работа с у
чебником (письменно, самостоятельно)
Выполните упражнение №_____ на стр.____.
Воспользуйтесь правилом в учебнике.
Взаимопроверка.
2. Викторина по правилам дорожного движения (
устно, коллективно
)
А теперь покажем, как мы знаем правила дорожного движения.
8 У нас две команды, за каждый правильный ответ команда получает по
светофорику.
1. На какой светофор ориентированы пешеходы?
2. Для чего служит пешеходный светофор?
3. Какой светофор пешеходный, а какой транспортный? СЛАЙД № 15
4. Какие сигналы подает пешеходный светофор?
5. Как и где нужно переходить проезжую часть?
6. Почему при переходе через проезжую часть, мы сначала смотрим
налево, а только потом направо?
7. Какой сигнал транспортного светофора запрещает автомобильное
движение?
8. От каких слов произошло название «светофор»?
9. Почему необходимо соблюдать правила дорожного движения?
10.Выберите правильный ответ на СЛАЙДЕ № 16
11.Назови всех участников дорожного движения СЛАЙД № 17
Подс
чёт светофориков. Выявление команды победителя.
ч» (учитель бросает мяч ученику, задаёт вопрос,
VI. Итог урока. Вторичное закрепление
Ребята, вы хорошо потрудились. Подведём итог.
* Игра «Поймай мя
ученик ловит его, отвечает и возвращает учителю).
Какой теме был посвящён урок?
Что вы узнали о сложных словах?
Как образуются сложные слова?
Какие важные правила дорожного движения повторили?
Какие сигналы подаёт пешеходный светофор?
Закончи предложения:
Я запомнил… .
Я могу…. .
Мне понравилось… .
VII. Рефлексия.
*На столах у детей бумажные кружочки.
А теперь зажгите ваши сигналы зелёным, жёлтым, красным или синим
светом, согласно слайду…
Урок завершаем. Правила дорожного движения в жизни выполняем!
Помни правила движения, как таблицу умножения!
СЛАЙД № 18
СЛАЙД № 19
9 * Песенка «Светофор» (муз. файл)
На перемене проверь свои знания! СЛАЙД № 20
Спасибо, ребята, за урок! СЛАЙД № 21
10
Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"
Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"
Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"
Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"
Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"
Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"
Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"
Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"
Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"
Интегрированный урок русского языка и безопасности дорожного движения "Образование сложных слов. Сигналы светофора"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.