Интегрированный урок в коррекционной школе

  • Документация
  • docx
  • 19.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интегрированный урок в коррекционной школе. Интегрированный урок может объединять до 7 преподаваемых предметов одновременно, в связи с этим может происходить одновременное участие в уроке до 7 преподавателей. Объединение двух или нескольких дисциплин предполагается осуществлять на каждом из этапов урока. При этом должна осуществляться логическая и межпредметная связь преподаваемого материала. Дети с нарушением интеллекта не могут самостоятельно установить взаимосвязь между знаниями, полученными на различных учебных предметах. Задача учителя показать, что знания, полученные по какому-либо предмету, обогащают, дополняют знания по другим учебным предметам и могут быть широко использованы. Таким образом, учащиеся получат не разобщенные знания по отдельным предметам, а систему знаний и навыков. Например, возможно объединение уроков математики с уроками естествознания, географии, истории, рисования, черчения, труда и других предметов. Сведения из этих дисциплин смогут служить материалом для составления арифметических задач и числовых выражений.
Иконка файла материала конспект.docx
Интегрированный урок в коррекционной школе. истории, географии, Интегрированный урок может объединять до 7 преподаваемых предметов одновременно, в связи с этим может происходить одновременное участие в уроке до 7 преподавателей. Объединение двух или нескольких дисциплин предполагается осуществлять на каждом из этапов урока. При этом должна осуществляться логическая и межпредметная связь преподаваемого материала. Дети с нарушением интеллекта не могут самостоятельно установить взаимосвязь между знаниями, полученными на различных учебных предметах. Задача учителя показать, что знания, полученные по какому-либо предмету, обогащают, дополняют знания по другим учебным предметам и могут быть широко использованы. Таким образом, учащиеся получат не разобщенные знания по отдельным предметам, а систему знаний и навыков. Например, возможно объединение уроков математики с уроками естествознания, рисования, черчения, труда и других предметов. Сведения из этих дисциплин смогут служить материалом для составления арифметических задач и числовых выражений. В начальной школе возможно объединение уроков : * чтение + окружающий мир; * математика + чтение; *русский язык + чтение; * русский язык + окружающий мир; * чтение + рисование; * чтение + трудовое обучение; * математика + трудовое обучение; и другие. Как показывает практика, на уроках ручного труда, так же как и на уроках математики, развивается пространственная ориентировка. Связь между уроками изобразительного искусства с математикой показывает развитие у учащихся пространственных представлений и пространственного воображения учащихся, развитие глазомера, формирование понятий геометрической формы и размеров. Своеобразна связь уроков русского языка и математики. На уроках математики учитель решает задачу развития математической речи учащихся, обогащения ее математическим словарем (математическими терминами, выражениями). Опыт и наблюдения показывают, что точность, лаконичность математической речи положительно влияют на усвоение математических понятий , а умение описать (рассказать) ход решения задачи, числового выражения способствуютсознательному выполнению действий. Учитель математики следит не только за правильностью решения задач и примеров, но и за грамотностью письма, правильным стилем при построении предложений. В связи с вышеизложенным кажется возможным отметить, что только при совместных усилиях учителей различных дисциплин возможно обогатить преподавание всех предметов в школах 8 вида. Учебные операции будут выполняться учащимися более осмысленно, а преподавание различных дисциплин будет носить жизненно-практических характер. Таким образом, введение в практику обучения интегрированных уроков способствует решению главной общеобразовательной задачи обучения – добиться овладения учащимися системой доступных знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии , так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь. Примером введения в практику коррекционных школ может служить предлагаемый конспект интегрированного урока во 2 классе. Класс: 2 Предметы: русский язык, окружающий мир, занятия дефектолога. Учитель + дефектолог. Подготовила: Миргородская Г.С. Провели: Миргородская Г.С.-учитель начальных классов, Миронова С.А.-учитель дефектолог. Цели: 1. Формировать умение различать предметы, отвечающие на вопрос кто?; и представление о зайце, как одном из диких животных; 2. Закрепить у учащихся умение дифференцировать предметы, отвечающие на вопросы кто? и что?; умение выделять зайца среди известных им диких животных, различать его части тела, говорить о способности передвижения и питании; 3. Корригировать пространственную ориентацию, внимание и мышление путем проводимых игровых моментов. Ход урока. 1. Психологический настрой. Г.С.: Каждый день, Всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим. 30 сек. Музыка 22. Разминка. 1). Дыхательная гимнастика. Г.С.: Ребята, вдох, выдох. Вдох, задержали дыхание, выдох. Вдох, выдох, задержали дыхание. 2). Зрительная гимнастика. С.А.: Ребята, глазки вверх, вниз, влево, вправо. Вверх ,вправо, вниз, влево. С.А.:* Хорошо, садитесь! А сейчас поиграем в игру «Зайчик». Перед вами игральное поле и фишка – назовем ее «Зайчик». «Зайчик» будет прыгать: ( берем фишку в руки, наш зайка прыгает в левый верхний угол и т. д.). Г.С. :Ребята, открываем тетрадочки, записываем число , классная работа. 3. Введение в тему. Г.С.: Представьте, что есть волшебная страна. В ней живет хозяин всех предметов на свете – и видимых и невидимых. Его зовут Крошка – Гномик.Он маленький, но если нужно – может вырасти и стать большим. Гномик этот очень забывчивый и больше всего любит задавать вопросы Кто это? и Что это? Ребята, давайте поможем гномику ответить на эти вопросы. Если предмет одушевленный, то есть живой, он отвечает на вопрос Кто?( например, Кто? девочка.) А если предмет неодушевленный – неживой, то отвечает на вопрос Что? ( например, Что? дерево). * Какие предметы отвечают на вопрос Кто? ( одушевленные – живые);  Какие предметы отвечают на вопрос Что? (неодушевленные – неживые). Г.С.: Игра «КТО? ЧТО?» Если я показываю картинку , где изображен 30 сек. 1 мин. 1 мин. 1 мин. Показ гномика; Потом – открывае тся доска. Ответы детей. 2 мин. Показ карт.- дети хлопают. 3предмет отвечающий на вопрос К ТО? - Вы хлопаете в ладоши. ( например, медведь), а если предмет отвечает на вопрос ЧТО? ( например, банан) – не хлопаете.  Ребята, если предмет одушевленный - живой, какой вопрос мы к нему задаем? (Кто?)  А если неодушевленный – неживой? (Что?)  Крошка-Гномик благодарит вас за помощь, а к волшебной стране мы вернемся в конце урока. Сообщение темы и цели урока. Г.С. : Сегодня на уроке мы будем говорить о предметах, которые отвечают на вопрос КТО? 4. Работа по теме. 1). Подготовка к минутке чистописания. С.А.: Ребята, а кто был изображен на картинке последним? (Заяц).  Какой первый звук мы слышим в этом слове?( З)  Хором произнесем з-з-з…  Какой буквой обозначается этот звук? (буквой з).  Обведем по контуру. А сейчас ваш пальчик побежал по дорожке ( Обвести 2 раза). 2). Минутка чистописания. Г.С. Поставили ручку на локоток : пишем в воздухе и раз … А сейчас запишем в тетрадь: заглавную и строчную буквы З, з. 3). Введение в тему – окружающий мир. Доску закрыть 45 сек. Учитель показыва ет на доске: пальчик побежал по дорожке. 45 сек. По 1 букве. (в тетр. – образец). 45 сек. На обороте доски . 4С.А. Ребята, сегодня вы познакомитесь с очень интересным животным. Попробуйте отгадать, кто это? ( Игра «Геометрические фигуры». Перед вами геометрические фигуры, если вы правильно переставите их по образцу, то сможете прочитать слово. Итак, какое слово получилось? 4). Словарная работа. Г.С.: Ребята поставим ударение в этом слове – произнесем голосом! ( Заяц) * На какой слог падает ударение? ( на первый слог). * Сколько букв в этом слове? (4) * Сколько звуков ? (4) * Произнесем первый звук? (з) * Какой это звук? ( согласный, звонкий) * Следующий за ним звук? (а) * Какой это звук? (гласный) * Далее идет звук? (я). * Он также какой? ( гласный) * И последний звук? (ц) * Какой это звук? ( согласный, свистящий). Запишем слово Заяц в тетрадь. 5). Упражнение : один – много. Г.С. : Ребята, один заяц, а если много , то … ( зайцы). Запишем в тетрадь : Заяц – зайцы. Плакат; Разб. устно. 1 мин. – бы- стрые ответы, как «Дос. слов.». 30 сек. Спис. С образца печат. На доске. 30 сек. Плакат Игра в мяч 1 мин. 56). Игра « Один – много : назови ласково» С.А. : Ребята, у зайки есть уши, а если их будет много и ласково назвать, то будут ушки.- Я говорю : ухо – и бросаю вам мячик ( а вы мне в ответ – ушки). Понятно? Ухо – ушки, голова – головочки, лапы – лапки, хвост – хвостики, нос – носики., 7. Составление предложения. Г.С. : Ребята, подумайте, какое предложение можно составить со словом заяц. Запишем в тетрадь. 8). Составление осколочной картинки. С.А.: Назовите, какая часть животного у вас на столе? ( Дети по цепочке с места : у меня уши, у меня голова и т.д.)  Теперь попробуем вместе составить картинку. ( Дети по очереди выходят к доске и составляют картинку).  Какой зверь у нас получился? ( Заяц). Учитель – пишет на доске, дети за мной. 2 мин. 5 мин. на доске картинки. 9). Объяснение нового материала : окружающий мир. Г.С.: ( на доске ряд картинок) Ребята, посмотрите, какое животное изображено на этих картинках? (Заяц). Посмотрите , как велик мир животных. ( плакат)  Чем покрыто его тело? (шерстью)  Какие части тела вы видите? ( дети называют, учитель показывает). 6Ответы на вопросы с опорой на плакаты. 1 мин. под музыку.  Посмотрите, у зайца задние ноги длиннее, чем передние. Так он спасается от своих врагов бегством, при этом легко отталкивается задними ногами. Поэтому в гору он взбирается легко, а с горы – кубарем, катится, как мячик. Даже есть такая поговорка : «В гору – бегом, а с горы – кувырком», так как передние ноги у зайца короткие).  Заяц зимой белый, потому что белая шерсть помогает ему слиться со снегом и быть незаметным на нем.Затем заяц линяет и летом шерсть его становится серой.  Питается он корой деревьев, морковью, капустой, молодыми побегами.  О каком животном мы сейчас говорили? ( о зайце)  Назовите его части тела? ( показ ребенком у доски)  Чем покрыто его тело? ( шерстью)  Какого цвета заяц зимой, а кокого летом?  Чем питается заяц? 10). Физкультминутка. Г.С. : Сейчас немного отдохнем. Встали, вышли из-за парт. Зайчик быстро скачет в поле- Очень весело на воле! Подражаем мы зайчишке, Непоседы – ребятишки. Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапоньки согреть! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Кто-то зайку напугал, Зайка прыг и ускакал. 2 мин. Ваня, Оля. 3 мин. на партах текст. 711. Сообщение детей. Г.С.: Послушаем, какое сообщение приготовили для нас ребята. 12. Работа по тексту. Г.С.: Ребята, прочитаем выделенные слова. * Какой вопрос можно поставить к выделенным словам? (КТО?) * Почему? (Это живые предметы). На доске запись ( мелом): КТО? заяц, лисица, волк. Прочитаем хором. Запишем в тетрадь. ( дети списывают с доски). 13. Релаксация. С.А.: Реснички опускаются, Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. Дышится легко …, ровно…, глубоко… Наши руки отдыхают, Ноги тоже отдыхают, Отдыхают ,засыпают. Шея не напряжена И расслаблена. Губы чуть приоткрываются, Все чудесно расслабляется. Дышится легко…, ровно…, глубоко… (Пауза 10 секунд). Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали, Но пора уже вставать. Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза И красиво сесть. 14. Сравнение : заяц белый – серый, большой- 2 мин. Музыка 1 мин. 1 мин. 5 мин. 8маленький. ( на доске картинки). Г.С.: Ребята, кого вы видите на этих картинках? * Давайте мы их сравним. ( дети сравнивают). . 15. Игра « Четвертый лишний» С.А.: Кто из этих животных лишний? Почему? 5. Итог урока. Г.С.: * На какой вопрос отвечают одушевленные – живые предметы? (кто?) * Приведите примеры. * Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко, Ест морковку. (Заяц).  Где живет заяц? ( в лесу)  Чем покрыто его тело?  Какого цвета его шерсть?  Чем питается заяц? ОЦЕНКИ. Г.С.: Ребята, оценки сегодня за урок вы получаете такие … Домашнее задание. Г.С.: Дома вам нужно по русскому языку списать текст и поставить вопрос к выделенным словам. По окружающему миру: разукрасить зайчика ( Оля , Ваня – зимнего, а Умар , Галя и Максим – летнего). Оценка урока Г.С. : Посмотрите, в волшебной стране появилось дерево. Для того, чтобы оценить наш урок нам надо это дерево украсить. У вас на столах цветы и листья. Украшать дерево будем в зависимости от того понравился вам урок или детьми. Света – на плакате. Показ. На партах цветы, листья. Дети выходят к доске. 9нет. Если да – прикрепляете цветок. Нет – листок.  Как вы думаете, какой урок у нас получился? Организованный конец урока. Пространственная ориентация. С.А. : Дружно встали, Раз, два, три! Мы теперь богатыри! Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво, И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо, и еще Через левое плечо. Г.С.: Спасибо, урок окончен! 10