ГБУ ДО Детско-юношеский творческий центр «Васильевский остров»
Интеллектуальные игры для дошкольников как форма воспитательной работы.
Суворова Вероника Евгеньевна
педагог дополнительного образования
г. Санкт-Петербург
2020г.
Введение
Интеллектуальная игра – одно из самых доступных для детей видов деятельности, они позволяют решить актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, фантазии, инициативности, логического мышления. Интеллектуальные игры помогают лучше подготовить ребенка к школьному обучению, расширяют возможности свободного, осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей. Для ребенка, особенно в дошкольном возрасте, очень важна игра. Игра не только дает простор для творчества детей, но и стимулирует их интеллектуальное развитие. Для детей старшего дошкольного возраста – от пяти до семи лет - важно предлагать игры такого типа, которые дают возможность повышения мыслительных способностей ребенка, умение анализировать, выделять главное, сравнивать.
Интеллектуальная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе обучения. Игра – не пустое занятие. Педагог должен развивать и поддерживать детскую игру не только для того, чтобы доставить максимум удовольствия ребенку или высвободить свое время, а для решения более благородной задачи – воспитание полноценной личности. Большое значение игры в развитие личности ребенка дошкольника определяется не тем, что в ней, упражняются отдельные психические процессы, а тем, что отдельные психические процессы совершенствования игре, благодаря тому, что игра поднимает личность ребенка, его сознание на новую ступень развития. Ребенок в игре сознает своя «я», учиться действовать, подчиняя желанной цели свои действия и определяя их в зависимости от цели. В игре дети самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром, развивают воображение, фантазию, память, логическое мышление.
Основная цель, которую преследует игра-это вызвать интерес к теме и направить мыслительные процессы на самостоятельное познание и решение сути вопроса.
Применяя интеллектуальные игры, мы помогаем в решении следующих задач:
научить ребёнка логически мыслить, развить воображение, наблюдательность, самостоятельность, мыслительную активность, увеличить словарный запас и помочь в становление речи.
Игры на развитие памяти
Память ребенка – это его интерес. Она представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. Предложенные в данном разделе игры способствуют развитию памяти ребенка, обучат логическим приемам запоминания.
Игра: «Подбери картинки по сюжету сказки».
Необходимо найти несколько картинок из одной сказки. В процессе игры нужно составить пять картинок из двадцати других картинок. Для усложнения задачи можно предложить ребёнку разобрать все картинки по сказкам, чтобы по ним можно было рассказать сказку с начало до конца. И предложить ему рассказать.
Игры на развитие внимания
Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта с взрослым. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания, и эти игры помогут его развить.
Игра «Путаница».
Необходимо найти правильный ответ, в названии сказки меняется одно или два слова. Ребёнок должен назвать правильно ответ. Чем больше он угадает, тем лучше.
Игры на развитие мышления
Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. Предлагаемые игры помогут научиться детям рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения – иными словами, самостоятельно мыслить.
Игра: «Угадай по описанию».
Детям предлагается угадать, о какой сказке идёт речь в четверостишии. Если ребенок затрудняется с ответом, то можно помочь наводящими вопросами.
Игры на развитие воображения
Эти игры способствуют постепенному усвоению принципа условности и замещения одних предметов другими, развитию воображения. В таких играх дети смогут научиться одушевлять самые разные предметы. Для этих игр можно использовать практически любые предметы, они не занимают длительного времени. Для организации игр можно использовать практически любой момент из жизни ребенка.
Игра: «Найди героев сказок».
Ребенку предлагается незаконченное изображение, на котором не хватает действующих лиц из сказок, и его просят назвать этих героев. Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: частичное изображение, точечное изображение или картинка с природой. Если ребенку не удается сразу найти героев, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов.
Результаты развития детей до и после занятия:
В ходе первичного диагностирования детей до занятия, показатели словарного запаса были примерно на одном уровне. В ходе повторного диагностирования после занятия было выявлено, что словарный запас у детей увеличился. Удалось выявить гораздо больший прогресс в развитии речи. Дети овладели навыками сравнительной характеристики, изучили цвета, формы предметов и нашли сказочных героев. В игре появился элемент некоего замысла, а также ярче стали проявляться предпосылки к сюжетно – ролевой игре. Наметилась положительная динамика в развитии детей: научились логически мыслить, развивать воображение, наблюдательность, самостоятельность и речь.
Заключение:
Формирование человека начинается, как известно с раннего детства. Именно в детстве закладываются основы знаний и мышления, и именно интеллектуальные игры используются в целях обучения, формирование конкретных и обобщенных знаний, развитию мышления. Применяя интеллектуальные игры, у детей сформируется интерес к познанию, ребята смогут выполнять различные мыслительные операции, у них возникнет потребность в поисковой деятельности, смогут пользоваться при решении разнообразных умственных задач знаками и символами, развить внимание, память, речь, воображение, дети смогут применять полученные знания в повседневной жизни.
Коллективная интеллектуальная деятельность воздействует на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельность, развитие ведущих психических процессов, способствует самопознанию и самовыражению личности, создаёт условия для социализации и коммуникативные качества.
Список использованной литературы:
· 1.Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе. - Екатеринбург, 2004.
· 2.Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика/ Л.Р.Болотина, Т.С. Комарова.- М.: Академия , 1998. - 240 с.
· 3.Васильченко Л.В. Воспитание и развитие дошкольников/ Л.В. Васильченко. – М., 2000.
· 4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1995.
· 5. Каличенко А.В., Микляева Ю.В Развитие игровой деятельности дошкольников, 2004.
· 6.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1990. - 98 с.
· 7. Михайленко Н.Я., Н.А. Короткова Как играть с ребенком. - М.: Педагогика, 2008.
· 8. Михайленко Н.Я., Н.А. Короткова Игры с правилами в дошкольном возрасте. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
· 9. Петерсон Л.Г. и др. Игралочка. Практический курс для дошкольников. - М., 2008. – 160 с.
· 10.Сидорчук Т. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи / Т. Сидорчук.– Ульяновск: 1996. – 290 с.
· 11.Эльконин Д.Б. Детская психология/ Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2009. - 362 с.
· Приложение № 1. «Найди квадрат» (К.Л.Печора).
Цель: выявить способность к дифференцированному восприятию. Из 10 четырехугольников надо найти и показать все одинаковые фигуры (квадрат). Если ребенок может отыскать все или почти все квадраты, то это значит о наличии у него способности к дифференцированному восприятию.
Приложение № 2. «Лишний предмет» (Г.Айзенк)
Цель: Оценка образно – логического мышления, умственных операций анализа и синтеза. Предлагается 5 карточек, на которых изображены различные предметы по 4 на каждой карточке. Определить лишний предмет на карточках, сказать, почему он лишний. Остальных предметов назвать обобщенным словом.
1. Кошка, собака, коза, дом.
2. Стул, стол, паук, шкаф;
3. Карандаш, фломастер, ручка, сад;
4. Ладонь, рука, телевизор, нога;
5. Нож, вилка, ложка, лодка.
Приложение № 3. «Сколько групп?» (И.А.Архипова).
Цель: определить уровня мыслительных операций: классификацию.
Ребенку говорят: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу, должны входить фигуры, входящие в каждую их выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 минуты.
Оценка результатов:
Высокий уровень - ребенок выделил все группы фигур за отведенное время по следующим признакам:: форма - треугольники, круги, квадраты, ромбы; цвет - фигуры в клетку, черного и белого цвета; размер - большие и малые фигуры; то есть размер , цвет и форма были выделены ребенком как основания для классификации.
Примечание: Одна и та же фигура при классификации может войти в различные группы.
Средний уровень - ребенок ориентируется на два параметра: например, цвет и форма или размер и форма.
Низкий уровень - ребенок ориентирован только на один параметр или вообще не может объединить группы.
Приложение № 4. «Пиши кружочками» и «Чтение схем – слов» (Г.Г. Григорьева).
Цель: оценка фонематического слуха.
Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков.
Например, слово «суп» надо изобразить тремя кружочками:○○○. Проверьте, правильно ли ребенок понял задание. После этого можно приступать к исследованию.
Диктуете ребенку слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги.
Набор слов: АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА.
При правильном выполнении задания, запись должна быть следующей:
Если ребенок выполнил все схемы или четыре из них – это хороший результат. Предложите ребенку картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы этих слов в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове).
Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову.
Например, слово «волк» соответствует схеме из четырех кружочков, а слово «дом» - из трех. Убедившись в том, что ребенок понял задание, показываете ему рисунок и просите соединить линией картинку с изображением каждого животного с теми кружочками, которые к ней подходят.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.