ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»
Оценка 4.6

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»

Оценка 4.6
Документация +1
doc
Междисциплинарный 3
10 кл—11 кл +1
09.11.2017
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»
В данной статье рассматривается метод интеллект-карт как один из методов формирования общих и профессиональных компетенций студентов по профессии СПО 034700.01 Секретарь и описывается система работы с интеллект-картами на уроках «Основ этики и психологии профессиональной деятельности», уроках МДК и учебной практики в рамках ПМ.01 «Информационно-документационная деятельность».
Новикова.doc
ИНТЕЛЛЕКТ­КАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»  Новикова Ирина Александровна,  мастер п/о, преподаватель  ГБПОУ АО «Северодвинский техникум судостроения и судоремонта» Порядок освобождает мысль Р. Декарт В   федеральные   государственные   стандарты   нового   поколения   заложен компетентностный подход в построение системы обучения: важным становится не столько что преподают (т.е. содержание образования), как то, что приобретут студенты в результате обучения (т.е. какими компетенциями они овладеют, что будут знать и будут готовы делать). Выпускники,   освоившие   программы   подготовки   квалифицированных рабочих,   служащих   должны   обладать   общими   и   профессиональными компетенциями,   соответствующими   видам   деятельности1.   Таким   образом   на выходе из образовательного учреждения студенты приобретают определённую совокупность   социально­личностных   качеств   и   способность   действовать   в определённой профессиональной сфере на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта. Отсюда   целью   образовательного   процесса   становится   создание определённых условий для развития личности студента, формирования у него общих   и   профессиональных   компетенций,   обеспечивающих   соответствующую квалификацию   и   уровень   образования.   Исходя   из   цели   меняется   позиция педагога   во   взаимодействии   со   студентами,   возрасла   доля   самостоятельной работы   обучающихся   как   аудиторной,   так   и   внеаудиторной,   регулируемой 1  Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   среднего   профессионального образования   по   профессии   034700.01   Секретарь.   (Утвержден   приказом   Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 657) преподавателем. Необходимым становится использование в профессиональном образовании инновационных методов и технологий и их элементов. Одним из таких методов, по моему мнению, является метод интеллект­карт. Он как нельзя лучше вписывается в компетентностный подход в построение системы обучения, рекомендуемый ФГОС. Интеллект­карты,   известные   также   как   карты   ума,   ментальные   карты, mind  map, ­ это методика запоминания и творческой организации мышления, изобретение популярного английского психолога Тони Бьюзена. Очень тяжело воспринимать   и   запоминать   сплошной   трудночитаемый   текст,   гораздо   легче запомнить и воспроизвести визуализированную информацию, которая вызывает ряд ассоциаций. Интеллект­карты – это как раз готовый набор взаимосвязанных образов, который к тому же позволяет сделать процесс обучения интереснее и плодотворнее. Mind  map  отражает   смысловые,   причинно­следственные,   ассоциативные связи   между   понятиями.   Как   правило,   это   ветвистая   структура,   в   центре которой   расположена   основная   тема.   От   неё   в   разные   стороны   расходятся подтемы, или главные вопросы, как ветки на дереве. Из этих веток вырастают более мелкие веточки – ключевые понятия по каждому вопросу, и так далее. Интеллект­карта   будет   чёткой   и   компактной,   поскольку   вся   необходимая информация расположена на одном листе, благодаря чему видна целиком. И достаточно беглого взгляда, чтобы вспомнить записанное в ней, ведь карты ума чаще всего создаются цветные и яркие, вы просто «рисуете» её в своей памяти. Студентам интеллект­карта даёт возможность учиться структурировать и запоминать   нужную   информацию,   быстро   и   эффективно   охватить   суть сказанного или прочитанного. Обучающимся становится легче концентрировать внимание на самом главном, более чётко планировать и контролировать свою деятельность.   Также   интеллект­карта   стимулирует   творческий   потенциал, помогает найти нестандартные пути решения производственных задач. Преподавателям же метод интеллект­карт помогает: ­   развивать   общие   и   профессиональные   компетенции,   творческие способности обучающихся; ­   активизировать   самостоятельную   деятельность   студентов,   как аудиторную, так и внеаудиторную; ­ формировать необходимые навыки самообразования и саморазвития;  ­ повышать мотивацию к обучению, а следовательно, и качество знаний; ­ экономить время урока, поскольку информацию записывать меньше по объёму, легче и быстрее. Метод интеллект­карт можно использовать на уроках различных типов и видов,   при   изучении   нового   материала,   его   закреплении   и   обобщении,   при подготовке   презентации   и   для   представления   результатов   проектной деятельности. С помощью mind map можно проводить со студентами мозговые штурмы,   оформлять   результаты   дискуссий   и   дебатов.   Созданные   карты   ума можно   впоследствии   использовать   как   справочный   или   демонстрационный материал. Метод интеллект­карт был мною апробирован на уроках «Основ этики и психологии профессиональной деятельности» и в самостоятельной групповой и индивидуальной   работе   студентов   в   рамках   ПМ.01   «Информационно­ документационная деятельность».  На уроках «Основ этики и психологии профессиональной деятельности» карты ума использовались прежде всего на этапе изучения нового материала.  Знакомство   с   интеллект­картой   происходило   у   студентов   на   теме «Личность   в   психологии».   Студенты   были   заранее   предупреждены   о необходимости принести на урок цветные ручки и карандаши. Было предложено выделить   в   тетради   чистый   лист,   который   следовало   заполнять   вместе   с преподавателем.  Студентам было дано понятие карты ума и основные правила её создания на примере структуры личности по К.К. Платонову. По мере рассказа на экране появлялась главная тема «Я ­личностное», а затем по часовой стрелке  четыре подструктуры, которые одновременно являются уровнями личности. Каждый из уровней в свою очередь делился на лучики­составляющие, сопровождающиеся ассоциативными рисунками и пиктограммами. Рис. 1. Интеллект­карта по теме «Личность в психологии» При изучении свойств личности уже студенты вместе с преподавателем составляли интеллект­карту по теме «Темперамент». Совместно продумывалась логика карты ума: какие разделы возьмём, откуда какие ветви будут отходить, в каком   цвете   должно   быть   подписано   и   т.д.   Преподаватель   объяснял   тему, следуя   интеллект­карте,   а   студенты   самостоятельно   добавляли   картинки, иллюстрирующие   понятия.   Обучающиеся   с   увлечением   окунулись   в   новую, непривычную для них работу. Рис. 2. Интеллект­карта по теме «Темперамент» По следующей теме «Характер» студенты составляли интеллект­карту по аналогии уже самостоятельно, слушая объяснение темы.   Рис. 3. Интеллект­карта по теме «Характер» По   теме   «Внимание»   студенты   получили   домашнее   задание   составить интеллект­карту   на   основе   записанной   на   уроке   леции.   В   помощь   им   была выдана памятка­рекомендация по составлению карт ума. Рис. 4. Интеллект­карта по теме «Внимание»  На уроках МДК и учебной практики в рамках ПМ.01 «Информационно­ документационная   деятельность»   студенты   составляли   интеллект­карты   при изучении видов организационно­распорядительных документов, классификации организационной   техники,   при   анализе   локальных   нормативных   актов,   при планировании рабочего дня и т.д. На   уроках   МДК.01   «Документационное   обеспечение   управления» интеллект­карты   использовались   как   рабочие   листы,   предназначенные   для заполнения   студентами.   Они   содержали   уже   готовую   структуру,   которую студентам необходимо было заполнить. На   уроках   учебной   практики   в   рамках  ПМ.01   «Информационно­ документационная   деятельность»   интеллект­карты   использовались   для организации проектной деятельности студентов.  С помощью ментальных карт объяснялась идея проекта, этапы его реализации, оформление его результатов. Продукт проектной деятельности некоторые студенты также оформляли в виде интеллект­карты. По мере работы у каждого студента стал вырабатываться свой стиль, свой почерк создания интеллект­карт. Кто­то предпочитал объединять подразделы в цветовые   блоки,   кто­то   использовал   для   обозначения   только   графические значки, кому­то удобнее было выделять подуровни цветами и т.д. У   студентов   повысился   интерес   к   учебному   процессу,   они   стали   чаще проявлять   творческий   подход   и   использовать   ассоциативное   мышление. Отрадно,   что   в   процессе   составления   конспекта   студенты   начали импровизировать   и   самостоятельно   радиально   оформлять   в   тетрадь   темы, изначально не заявленные для написания в виде интеллект­карт.  Также обучающие оценили возможность применения метода  mind  map  в различных сферах нашей жизни. Например, при подготовке празднования Дня учителя группа активистов составила интеллект­карту как результат «мозгового штурма». Был проведен мониториг эффективности применения интеллект­карт на учебных   занятиях.   Он   показал,   что   преимущества   метода   были   оценены студентами,   которые   отмечали,   что   на   уроках   приходится   меньше   писать   и информация   запоминается   лучше   и   в   большем   объёме.   Также   обучающиеся отметили,   что   метод   карт   ума   позволяет   подойти   к   решению   любого проблемного вопроса более осмысленно, дает возможность всё «разложить по Несомненно   повысилась   результативность   познавательной полочкам». деятельности студентов, что отражается и в оценках по дисциплине. Исходя   из   всего   вышесказанного,   можно   сделать   вывод,   что   на сегодняшний   день   интеллект­карты   –   это   один   из   самых   лучших   способов увеличения эффективности умственной деятельности обучающихся. Студенты легко   учатся   выбирать,   структурировать,   запоминать   и   воспроизводить впоследствии   нужную   информацию.   Интеллект­карты   позволяют   развивать   у обучающихся   логическое   и   творческое   мышление,   внимание   и   память. Используя карты ума, студенты учатся управлять своей деятельностью, владеть приемами   самоконтроля   и   самооценки,   направленными   на   осмысление   своей учебной   деятельности.   И   в   итоге   овладевать   необходимыми   общими   и профессиональными компетенциями. Список использованной литературы 1. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   среднего профессионального   образования   по   профессии   034700.01   Секретарь. (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013г. № 657) 2. Бадя   Т.   Интеллект­карты   как   инструмент   планирования   и   принятия решений // Справочник секретаря и офис­менеджера. – 2014. – № 12. – С. 48­55. 3. Кожанова Е. Mind maps на службе секретаря // Справочник секретаря и офис­менеджера. – 2014. – №  2. – С. 84­91. 4. Костюкевич   Е.Ф.   Использование   метода   интеллект­карт   в образовательном процессе. URL: http://festival.1september.ru 5. Шевцова   М.В.   Использование   интеллект­карт   на   уроке   иностранного языка // Английский язык: Все для учителя. – 2015. – № 8 (44). – С. 2­7. URL: http://www.mind­map.ru URL: http://www.mindmap.ru

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2017