В данной статье рассматривается метод интеллект-карт как один из методов формирования общих и профессиональных компетенций студентов по профессии СПО 034700.01 Секретарь и описывается система работы с интеллект-картами на уроках «Основ этики и психологии профессиональной деятельности», уроках МДК и учебной практики в рамках ПМ.01 «Информационно-документационная деятельность».
ИНТЕЛЛЕКТКАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА
ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»
Новикова Ирина Александровна,
мастер п/о, преподаватель
ГБПОУ АО «Северодвинский техникум судостроения и судоремонта»
Порядок освобождает мысль
Р. Декарт
В федеральные государственные стандарты нового поколения заложен
компетентностный подход в построение системы обучения: важным становится
не столько что преподают (т.е. содержание образования), как то, что приобретут
студенты в результате обучения (т.е. какими компетенциями они овладеют, что
будут знать и будут готовы делать).
Выпускники, освоившие программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих должны обладать общими и профессиональными
компетенциями, соответствующими видам деятельности1. Таким образом на
выходе из образовательного учреждения студенты приобретают определённую
совокупность социальноличностных качеств и способность действовать в
определённой профессиональной сфере на основе имеющихся умений, знаний и
практического опыта.
Отсюда целью образовательного процесса становится создание
определённых условий для развития личности студента, формирования у него
общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих соответствующую
квалификацию и уровень образования. Исходя из цели меняется позиция
педагога во взаимодействии со студентами, возрасла доля самостоятельной
работы обучающихся как аудиторной, так и внеаудиторной, регулируемой
1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального
образования по профессии 034700.01 Секретарь. (Утвержден приказом Министерства
образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 657)преподавателем. Необходимым становится использование в профессиональном
образовании инновационных методов и технологий и их элементов. Одним из
таких методов, по моему мнению, является метод интеллекткарт. Он как нельзя
лучше вписывается в компетентностный подход в построение системы обучения,
рекомендуемый ФГОС.
Интеллекткарты, известные также как карты ума, ментальные карты,
mind map, это методика запоминания и творческой организации мышления,
изобретение популярного английского психолога Тони Бьюзена. Очень тяжело
воспринимать и запоминать сплошной трудночитаемый текст, гораздо легче
запомнить и воспроизвести визуализированную информацию, которая вызывает
ряд ассоциаций. Интеллекткарты – это как раз готовый набор взаимосвязанных
образов, который к тому же позволяет сделать процесс обучения интереснее и
плодотворнее.
Mind map отражает смысловые, причинноследственные, ассоциативные
связи между понятиями. Как правило, это ветвистая структура, в центре
которой расположена основная тема. От неё в разные стороны расходятся
подтемы, или главные вопросы, как ветки на дереве. Из этих веток вырастают
более мелкие веточки – ключевые понятия по каждому вопросу, и так далее.
Интеллекткарта будет чёткой и компактной, поскольку вся необходимая
информация расположена на одном листе, благодаря чему видна целиком. И
достаточно беглого взгляда, чтобы вспомнить записанное в ней, ведь карты ума
чаще всего создаются цветные и яркие, вы просто «рисуете» её в своей памяти.
Студентам интеллекткарта даёт возможность учиться структурировать и
запоминать нужную информацию, быстро и эффективно охватить суть
сказанного или прочитанного. Обучающимся становится легче концентрировать
внимание на самом главном, более чётко планировать и контролировать свою
деятельность. Также интеллекткарта стимулирует творческий потенциал,
помогает найти нестандартные пути решения производственных задач.
Преподавателям же метод интеллекткарт помогает: развивать общие и профессиональные компетенции, творческие
способности обучающихся;
активизировать самостоятельную деятельность студентов, как
аудиторную, так и внеаудиторную;
формировать необходимые навыки самообразования и саморазвития;
повышать мотивацию к обучению, а следовательно, и качество знаний;
экономить время урока, поскольку информацию записывать меньше по
объёму, легче и быстрее.
Метод интеллекткарт можно использовать на уроках различных типов и
видов, при изучении нового материала, его закреплении и обобщении, при
подготовке презентации и для представления результатов проектной
деятельности. С помощью mind map можно проводить со студентами мозговые
штурмы, оформлять результаты дискуссий и дебатов. Созданные карты ума
можно впоследствии использовать как справочный или демонстрационный
материал.
Метод интеллекткарт был мною апробирован на уроках «Основ этики и
психологии профессиональной деятельности» и в самостоятельной групповой и
индивидуальной работе студентов в рамках ПМ.01 «Информационно
документационная деятельность».
На уроках «Основ этики и психологии профессиональной деятельности»
карты ума использовались прежде всего на этапе изучения нового материала.
Знакомство с интеллекткартой происходило у студентов на теме
«Личность в психологии». Студенты были заранее предупреждены о
необходимости принести на урок цветные ручки и карандаши. Было предложено
выделить в тетради чистый лист, который следовало заполнять вместе с
преподавателем.
Студентам было дано понятие карты ума и основные правила её создания
на примере структуры личности по К.К. Платонову. По мере рассказа на экране
появлялась главная тема «Я личностное», а затем по часовой стрелке четыреподструктуры, которые одновременно являются уровнями личности. Каждый из
уровней в свою очередь делился на лучикисоставляющие, сопровождающиеся
ассоциативными рисунками и пиктограммами.
Рис. 1. Интеллекткарта по теме «Личность в психологии»
При изучении свойств личности уже студенты вместе с преподавателем
составляли интеллекткарту по теме «Темперамент». Совместно продумывалась
логика карты ума: какие разделы возьмём, откуда какие ветви будут отходить, в
каком цвете должно быть подписано и т.д. Преподаватель объяснял тему,
следуя интеллекткарте, а студенты самостоятельно добавляли картинки,
иллюстрирующие понятия. Обучающиеся с увлечением окунулись в новую,
непривычную для них работу.
Рис. 2. Интеллекткарта по теме «Темперамент»По следующей теме «Характер» студенты составляли интеллекткарту по
аналогии уже самостоятельно, слушая объяснение темы.
Рис. 3. Интеллекткарта по теме «Характер»
По теме «Внимание» студенты получили домашнее задание составить
интеллекткарту на основе записанной на уроке леции. В помощь им была
выдана памяткарекомендация по составлению карт ума.
Рис. 4. Интеллекткарта по теме «Внимание»
На уроках МДК и учебной практики в рамках ПМ.01 «Информационно
документационная деятельность» студенты составляли интеллекткарты при
изучении видов организационнораспорядительных документов, классификации
организационной техники, при анализе локальных нормативных актов, при
планировании рабочего дня и т.д.На уроках МДК.01 «Документационное обеспечение управления»
интеллекткарты использовались как рабочие листы, предназначенные для
заполнения студентами. Они содержали уже готовую структуру, которую
студентам необходимо было заполнить.
На уроках учебной практики в рамках ПМ.01 «Информационно
документационная деятельность» интеллекткарты использовались для
организации проектной деятельности студентов. С помощью ментальных карт
объяснялась идея проекта, этапы его реализации, оформление его результатов.
Продукт проектной деятельности некоторые студенты также оформляли в виде
интеллекткарты.
По мере работы у каждого студента стал вырабатываться свой стиль, свой
почерк создания интеллекткарт. Ктото предпочитал объединять подразделы в
цветовые блоки, ктото использовал для обозначения только графические
значки, комуто удобнее было выделять подуровни цветами и т.д.
У студентов повысился интерес к учебному процессу, они стали чаще
проявлять творческий подход и использовать ассоциативное мышление.
Отрадно, что в процессе составления конспекта студенты начали
импровизировать и самостоятельно радиально оформлять в тетрадь темы,
изначально не заявленные для написания в виде интеллекткарт.
Также обучающие оценили возможность применения метода mind map в
различных сферах нашей жизни. Например, при подготовке празднования Дня
учителя группа активистов составила интеллекткарту как результат «мозгового
штурма».
Был проведен мониториг эффективности применения интеллекткарт на
учебных занятиях. Он показал, что преимущества метода были оценены
студентами, которые отмечали, что на уроках приходится меньше писать и
информация запоминается лучше и в большем объёме. Также обучающиеся
отметили, что метод карт ума позволяет подойти к решению любого
проблемного вопроса более осмысленно, дает возможность всё «разложить поНесомненно повысилась результативность познавательной
полочкам».
деятельности студентов, что отражается и в оценках по дисциплине.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что на
сегодняшний день интеллекткарты – это один из самых лучших способов
увеличения эффективности умственной деятельности обучающихся. Студенты
легко учатся выбирать, структурировать, запоминать и воспроизводить
впоследствии нужную информацию. Интеллекткарты позволяют развивать у
обучающихся логическое и творческое мышление, внимание и память.
Используя карты ума, студенты учатся управлять своей деятельностью, владеть
приемами самоконтроля и самооценки, направленными на осмысление своей
учебной деятельности. И в итоге овладевать необходимыми общими и
профессиональными компетенциями.
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по профессии 034700.01 Секретарь.
(Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013г.
№ 657)
2. Бадя Т. Интеллекткарты как инструмент планирования и принятия
решений // Справочник секретаря и офисменеджера. – 2014. – № 12. – С. 4855.
3. Кожанова Е. Mind maps на службе секретаря // Справочник секретаря и
офисменеджера. – 2014. – № 2. – С. 8491.
4. Костюкевич Е.Ф.
Использование метода интеллекткарт в
образовательном процессе. URL: http://festival.1september.ru
5. Шевцова М.В. Использование интеллекткарт на уроке иностранного
языка // Английский язык: Все для учителя. – 2015. – № 8 (44). – С. 27.
URL: http://www.mindmap.ruURL: http://www.mindmap.ru