ЭПИГРАФ: Приводи бабуля внука,
А сестрёнка - братика.
Отдых, польза и наука –
Наша информатика.
/Частушка/
«Чтобы удивиться, достаточно одной минуты;
чтобы сделать удивительное, нужны многие годы» (К. Гельвеций);
«Болеющие душой за дело внедрения в школу компьютеров
– поскорее выздоравливайте!!!»;
«Маленький алгоритм лучше большого безделья»;
«Программу циклом не испортишь»;
«Хороша верёвка длинная, а программа короткая».
«Кто абсолютно безразличен к роботам?» (людоед)
Тема: Интеллектуальная игра
Цель: Организация работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС
Вид урока: урок проверки метазнаний, умений и навыков по основным разделам программы по информатике в 11 классе.
Цели урока:
Оборудование: табло для выставления баллов, колокольчик для подачи сигнала об окончании обсуждения вопросов, наглядный материал, сигнальные карточки, компьютеры, карточки с заданиями (16 штук).
ХОД УРОКА:
Учебно-игровой
урок проводится в виде соревнования между двумя командами учеников, на уроке
обеспечивается многократная смена видов деятельности, создаются условия для
быстрого применения новых знаний, обеспечивается обратная связь, накопление
оценок.
Учащиеся класса разбиваются на 2 команды (по 7-8 человек), выбираются капитаны
команд, которые будут исполнять роль организаторов и координировать действия,
среди ребят совей подгруппы.
По времени урок разбивается на 4 этапа. Каждый этап ориентирован на проверку
знаний учащихся, но специфика этапов разная.
1 этап – Юмор и ПК
Вопросы командам:
Дополнительные вопросы:
2 этап – «КОНКУРС ХУДОЖНИКОВ»
1. Подготовить эмблему команды, выполненную в графическом редакторе, и выведенную на принтере.
2. Сверстать страничку компьютерной газеты, где могут присутствовать следующие разделы:
- новости в мире hardware и software;
- ребусы, кроссворды или викторины;
- уголок «юмор»;
- рисунки и др.
Оцениваются:
·максимальное использование инструментов - 3 балла
·насыщенность - 3 балла
· эстетические качества рисунков - 4 балла
Художники принимаются за работу, а нас с вами ждет следующий конкурс.
3. Создайте визитную карточку своей команды в Power Point, сохраните в своей папке.
3 этап – «КОНКУРС ХУДОЖНИКОВ»
Задания: изобразить мимикой и жестами:
I команде:
II команде:
4 этап – Расшифровка
Помните в рассказе Артура Конан-Дойла «Пляшущие человечки», преступник применял оригинальный код для записи своих угроз. Одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и даже совсем разными способами. Главное, заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. Если мы договорились, то уже получается код или шифр.
Сейчас за 3 минуты капитаны попытаются расшифровать тексты и объяснить способы кодирования.
Капитанов команд попрошу получить задания.
Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования:
1. Поса шила ф фасе.
2. Коляманлядаля.
3. Акитамрофни.
Ответы:
1. Роза жила в вазе. (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие - на глухие)
2. Команда. (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог ля)
3. Информатика. (способ кодирования: слово пишется, наоборот)
5 этап – «БРЕЙН _ РИНГ»
Этап ориентирован на развитие умения взаимодействовать и принимать групповые решения, на развитие навыков быстрого мышления.
Правильный
ответ – 1 балл, 0.5 балла.
На данном этапе предполагается межкомандное соревнование, обеим командам
одновременно задаются вопросы, дается время на их обсуждение. Команда, которая
готова первой дать ответ на поставленный вопрос, поднимает сигнальную карточку.
Учитель сразу подает сигнал для окончания обсуждений. Обсуждения вопроса после
сигнала не разрешается, нарушение этого правила лишает команду права на ответ.
За правильный ответ команда получает определенное количество баллов. Баллы,
заработанные командой, выставляются на заранее подготовленное табло (которое
вывешивается на доске).
Время на обсуждение вопроса – 1 мин.
СПИСОК ВОПРОСОВ:
1. Для программирования на машинах в 40 – 50-е годы требовались не только математические способности, но и большая физическая выносливость. Зачем?
Ответ: /Для ввода новой программы необходимо
было переключить сотни кабелей и тумблеров.
Для этого и требовалась физическая выносливость,
ведь машины были очень большими по размерам
2. Решите ребус
|
Ответ: / ПРИНТЕР/
3. Отгадать ребус. Какой инструмент графического редактора Paint зашифрован здесь?
4,6,3,5,2,1
о
Н2SO4
|
Ответ: / ластик, так как, это – кислота, кислта, ластик/
4. Перед вами рисунок с тремя китами, на которых держится информатика.
Что это за киты?
Ответы: /Информация, Алгоритм, Логика/
5. Внимание, черный ящик!!!!
У стоматологов иногда возникает необходимость в определении формы прикуса зубов пациента. Справедливо решив, что всю малоприятную и трудоемкую работу должен делать компьютер, американский дантист В.Манесс изобрел датчик, который не только кодирует информацию о прикусе и записывает ее на диск компьютера, но и демонстрирует на его экране последовательность смыкания зубов и даже усилие их сжатия.
Датчик представляет из себя пластиковую пластину, внутри которой расположена серебряная сеточка, сжимая датчик зубами, пациент уменьшает расстояние между ее проволочками, а компьютер по соответствующей программе отслеживает и обрабатывает поступающую в него информацию.
Задолго до появления такого датчика стоматологи использовали другие предметы (которые вы часто используете для других целей).
Один из этих предметов в черном ящике, что же в черном ящике?
Ответ: /копировальная бумага или свеча/
6. Какой город в России обязан своим рождением ЭВМ?
Ответ: /Город Тольятти.
Когда встал вопрос о строительстве мощного завода
по выпуску современных легковых автомобилей,
на него претендовали многие города.
Но ВЦ отдал предпочтение степному волжскому берегу,
где в 1967 г. был заложен фундамент ВАЗа.
Вместе с заводом вырос г. Тольятти. /
7. Задача – шутка.
На рабочем столе одного остроумного программиста есть забавные иконки. Подпись под одной из них заканчивается словами “перед едой”. Подпись под другой заканчивается словами “и не вставай”. Как начинаются эти подписи и каким устройствам они соответствуют?
Ответ: /Начало подписи — “Мой компьютер”.
Подпись целиком: компьютер перед едой”.
Начало второй — “CD”, читается как “сиди”.
Это устройство чтения компакт-дисков — “Сиди и не вставай”/
8. "Лишний" термин. В каждой из приведенных групп терминов один термин является, лишним. Найдите его и объясните почему, именно он.
Ответ: / 1. Паскаль.
2. Фиолетовый.
3. Драйвер.
4. Пишущая машинка.
5. Таймер
6. Французский
7.Бод/
9. Даны две колонки части словосочетаний, относящихся к информатике, или к устройству и работе компьютера. Необходимо назвать эти словосочетания
|
|
10. Я и сладость, и горечь любви пережил,
Исповедовал дружбу ревниво и верно;
Осудила молва мой неистовый пыл,
Да и дружба порой лицемерна.
Что богатство? Оно превращается в пар
По капризу судьбы или волей тирана.
Что мне титул? Тень власти, утеха для бар.
Только слава одна мне желанна.
Не силен я в притворстве, во лжи не хитер,
Лицемерия света я чужд от природы.
Для чего мне сносить ненавистный надзор,
По-пустому растрачивать годы?
Это стихотворение Байрона. Какое отношение лорд Байрон имеет к ПК?
Ответ: /Арифмометр, как и простой калькулятор – это средство механизации вычислений. Человек, производя вычисления на таком устройстве, сам управляет его работой, определяя последовательность выполняемых операций. Мечтой изобретателей вычислительной техники было создание считающего автомата, который бы без вмешательства человека производил расчеты по заранее составленной программе.
Автором первого проекта вычислительного автомата был профессор Кембриджского университета Чарльз Бэббидж.
В период между 1820 и 1856 годами Бэббидж работал над созданием программно-управляемой “Аналитической машины”. Это было настолько сложное механическое устройство, что проект так и не был реализован.
Можно сказать, что Бэббидж опередил свое время. Для осуществления его проекта в ту пору еще не существовало подходящей технической базы. Некоторым ученым современникам Бэббиджа его труд казался бесплодным. Однако пророчески звучат сейчас слова самого Чарльза Бэббиджа: “Природа научных знаний такова, что малопонятные и совершенно бесполезные приобретения сегодняшнего дня становятся популярной пищей для будущих поколений”.
Основные идеи, заложенные в проекте аналитической машины, в нашем веке были использованы конструкторами ЭВМ. Все главные компоненты современного компьютера присутствовали в конструкции аналитической машины: это СКЛАД (в современной терминологии — ПАМЯТЬ), где хранятся исходные числа и промежуточные результаты; МЕЛЬНИЦА (арифметическое устройство), в которой осуществляются операции над числами, взятыми из склада; КОНТОРА (устройство управления), производящая управление последовательностью операций над числами соответственно заданной программе; БЛОКИ ВВОДА исходных данных и ПЕЧАТИ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Для программного управления аналитической машиной использовались перфокарты — картонные карточки с пробитыми в них отверстиями (перфорацией). Перфокарты были изобретены в начале XIX века во Франции Жозефом М. Жаккардом для управления работой автоматического ткацкого станка.
Интересным историческим фактом является то, что первую программу для машины Бэббиджа в 1846 году написала Ада Лавлейс – дочь великого английского поэта Джорджа Байрона.
Аналитическая машина Бэббиджа – это уже универсальное средство, объединяющее в себе обработку информации, хранение информации и обмен исходными данными и результатами с человеком/
11. Как
применительно к Интернету нужно отредактировать детский стишок:
Точка, точка, запятая —
Вышла рожица смешная.
Ответ: Двоеточие, тире, скобка — вышла рожица смешная.
Только так получится один из известнейших смайликов — улыбающаяся рожица.
: -) J
12. Путем перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к информатике. Из слов выберите то слово, которое – “лишнее”. Из него возьмите 1– ю букву.
ТНЕИРЧЕСВ, ТАДКЕИС, РПСЕСОРОЦ
Ответ: /(винчестер, дискета, процессор,
“лишнее” слово – процессор, нужная буква – “П”)//
13. Шарманки, музыкальные шкатулки и … что-то еще. Все эти предметы объединяет одно - они работают по программе. Это особенно удивительно, если вспомнить, что во время их создания о программировании никто еще не догадывался.
В шарманке и музыкальных шкатулках «программа» записана в виде штырьков, расположенных на валу. При вращении вала штырьки задевают пластинки, звучание которых сливается в стройную мелодию.
Что же это?
Ответ: /Часы с боем. В них «программа» представляет собой специальное колесо, запускающее в определенное время ударный механизм, отбивающий число часов/
14. Ответьте, верите ли вы или нет на следующие вопросы:
1.) Винчестер – это фамилия основателя американской фирмы по выпуску стрелкового оружия?
2.) Юзер и ламер – это одно и тоже?
3.) Двоичная система представления информации в компьютере изначально выбрана из соображений секретности, так как первые компьютеры были предназначены для Министерства обороны?
4.) Оставив пост главы корпорации, Билл Гейтс получил титул: главный разработчик программ?
5.) Зипун — это архивный файл с расширением ZIP?
Ответ: /1. Да. 2. Нет. 3. Нет. 4. Да. 5. Нет, это старинная верхняя крестьянская одежда в виде кафтана без воротника из грубого самодельного сукна.) /
15. В приведенных ниже последовательностях каждый следующий алгоритм получен по строгому алгоритму. Разгадайте его и назовите следующий элемент:
1. а, в, д, ё, з, й, …
2. 1, 4, 9, 16, 25, ….
3. 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, …
4. о, д, т, ч, п, ш, с, …
Ответы: /1. к; 2. 36; 3. 55. 4. в /
16. Что изображено на этих рисунках? Задан предмет в разных ракурсах.
Ответы: Системный блок с выдвинутым лотком для компакт-дисков и не полностью вдавленной дискетой
Дополнительные вопросы:
Доп. вопрос 1.
1. Бриллиант какого размера есть в каждом компьютере?
Ответ: (1,128 мм,
ведь бриллиант — эта специфическое название — размера шрифтов.
Его размер составляет 3 пункта, а пункт = 0,376 мм.)
Доп. вопрос 2. Расшифруйте стихотворение:
Ей было тысяча сто десять лет,
Она в тысяча первый класс ходила.
В портфеле сто десять книг носила
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий,
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали
И десять темно - синих глаз
Рассматривали мир привычно…
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Ответ: / 1110 - 14 лет, 1001 - 9 класс, 110 - 6 книги, 10 - 2 ноги,
100 - 4 ноги у щенка, 10 - 2 уха, 10 - 2 руки, 10 - 2 глаза/
Доп. вопрос 3.
Наберите текст в программе «Блокнот» с начала первой строки
Здравствуй,
праздник! С Новым годом!
Он приходит с хороводом,
С блеском ёлочных огней,
С верой в счастье новых дней!
Выполните следующие команды, начав с первой буквы первой строки:
То, что осталось на экране — это ответ.
Ответ: / /
Доп. вопрос 4.
В бумагах одного чудака-математика была найдена его автобиография. Она начиналась следующими удивительными словами: "Я окончил курс университета 44 лет отроду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте - всего 11 лет - способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже и маленькая семья из 10 детей". Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка? Восстановите их истинный смысл.
Ответ:
/недесятичная система счисления — вот единственная причина кажущейся
противоречивости приведенных чисел. Основание этой системы определяется фразой:
" Спустя год (после 44 лет), 100-летним молодым человеком…" Если от
прибавления 1 единицы число 44 преображается в 100, то значит цифра 4 -
наибольшая в этой системе счисления (как 9 - в десятичной), а, следовательно,
основанием системы является 5. То есть числа в биографии записаны в пятеричной
системе счисления: 44 - 24, 100 - 25, 34 - 19, 11 - 6, 10 – 5/
Доп. вопрос 6.
В табличках приведены слова, связанные с информатикой и компьютерами, причем буквы слов записаны “змейкой”, то есть они могут быть записаны в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх и т.д.), но не по диагонали.
Ответ: Бейсик, Курсор, Массив, Память, Сервер, Истина, Пароль, Кнопка, Версия.
Доп. вопрос 7.
Конкурс - "Лишний" термин (. В каждой из приведенных групп терминов один термин является, лишним. Найдите его)
Доп. вопрос 8.
1."Были когда-то, и вы рысаками…".
1.Компьютер с процессором типа 286.
1. Программа, выполняющая расчеты быстрее других.
2. 128 скоростной CD-ROM.
2."Возмутитель спокойствия"
1. 1.Звуковой сигнал на компьютере.
2. Антивирусная программа.
3. Компьютерный вирус.
3."А все-таки она вертится!"
1. Дискета.
2. "Мышь".
3. Системная шина.
4.Меньше не бывает
1. Ноль.
2. "Пустой" цикл.
3. Бит.
5.Молчание-знак согласия.
1. Отсутствие на компьютере звуковых сигналов.
2. Принятие значений по умолчанию.
3. Задание значений переменной величины в ходе выполнения программы.
6.Ни дня без строчки.
1. Текстовый файл.
2. Лазерный принтер.
3. Сканер.
7.По образу и подобию.
1. Предыдущий вариант файла.
2. Локальная переменная с именем, совпадающим с именем глобальной.
3. Копия файла.
8.Тришкин кафтан.
1. Распечатка текста программы.
2. Перфокарта.
3. Дырка на брюках программиста.
9.3 кита.
1. 0, 1 и неопределенность.
2. Паскаль, Бейсик и Си.
3. Системный блок, клавиатура и монитор.
10.Чего изволите?
1. Процессор.
2. Исполнитель алгоритма.
3. Программа Norton Commander.
3 этап – Быстрый ответ
4 этап – Решение кроссворда
Кроссворд:
По горизонтали:
По вертикали:
Ответы:
по горизонтали: микрофон, сканер, трекбол, стример, процессор, дисковод, мышь, слот, пиксел, байт.
по вертикали: монитор, винчестер, файл, принтер, плоттер, каталог, модем, шаблон, дигитайзер.
5 этап – Задание болельщикам
1.). Для каждого из терминов приведены три определения, одно из которых не соответствует термину. Необходимо указать это определение.
Примечание: ответы каждый участник записывает на листочке со своим именем и сдает жюри, время сдачи учитывается.
2.) Какие величины имеют следующие единицы измерения?
1. Мегагерц:
1. скорость доступа к требуемому месту на диске для чтения или записи информации;
2. скорость доступа к оперативной памяти;
3. тактовая частота процессора.
2. Байт, килобайт, ит.п.:
1. скорость передачи информации;
2. количество информации;
3. чувствительность сканера.
3. Дюйм:
1. размер символов;
2. размер жестких магнитных дисков;
3. размер файла.
4. Пиксель:
1. разрешение сканера;
2. размер символа;
3. размер изображения.
5. Вольт:
1. величина, измеряемая на входе или выходе логического элемента-вентиля;
2. чувствительность манипулятора “мышь”;
3. разрешение сканера.
6. Единицы, обозначаемые как dpi (dot per inch – точек на дюйм):
1. плотность записи информации на дискете;
2. разрешение сканера;
3. степень сжатия файла программой-архиватором.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
________________________________________
Вопрос 2.
Решите ребус
|
________________________________________
Вопрос 3.
4,6,3,5,2,1
о
Н2SO4
________________________________________
Вопрос 4.
Перед вами рисунок с тремя китами, на которых держится информатика.
Что это за киты?
________________________________________
Вопрос 7. Задача – шутка.
На рабочем столе одного остроумного программиста есть забавные иконки.
Подпись под одной из них заканчивается словами “перед едой”.
Подпись под другой заканчивается словами “и не вставай”.
Как начинаются эти подписи и каким устройствам они соответствуют?
________________________________________
Вопрос 8.
"Лишний" термин. В каждой из приведенных групп терминов один термин является, лишним. Найдите его и объясните почему, именно он.
________________________________________
Вопрос 12.
Путем перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к информатике. Из слов выберите то слово, которое – “лишнее”. Из него возьмите 1– ю букву.
ТНЕИРЧЕСВ, ТАДКЕИС, РПСЕСОРОЦ
________________________________________
Вопрос 9.
Даны две колонки части словосочетаний, относящихся к информатике, или к устройству и работе компьютера. Необходимо назвать эти словосочетания
|
|
_______________________________________
Вопрос
14.
1.) Винчестер – это фамилия основателя американской фирмы по выпуску стрелкового оружия?
2.) Юзер и ламер – это одно и тоже?
3.) Двоичная система представления информации в компьютере изначально выбрана из соображений секретности, так как первые компьютеры были предназначены для Министерства обороны?
4.) Оставив пост главы корпорации, Билл Гейтс получил титул: главный разработчик программ?
5.) Зипун — это архивный файл с расширением ZIP?
_______________________________________
Вопрос 15.
В приведенных ниже последовательностях каждый следующий алгоритм получен по строгому алгоритму. Разгадайте его и назовите следующий элемент:
1. а, в, д, ё, з, й, …
2. 1, 4, 9, 16, 25, ….
3. 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, …
4. о, д, т, ч, п, ш, с, …
________________________________________
Вопрос 16.
Что изображено на этих рисунках? Задан предмет в разных ракурсах.
_______________________________________
Вопрос 11.
Как применительно к
Интернету нужно отредактировать детский стишок:
Точка, точка, запятая —
Вышла рожица смешная.
_______________________________________
Принтер
Компьютер завис
Мальчика, играющего
в компьютерную игру
Мышь.
Поса шила ф фасе.
Коляманлядаля.
Акитамрофни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.