ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»
Оценка 5

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

Оценка 5
Занимательные материалы +1
doc
история
8 кл—11 кл
13.01.2020
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории являются организация и проведение исторических олимпиад и исторических праздников. Они позволяют активизировать познавательные и творческие способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на изучение истории детей, а учителю дает возможность проверить подготовленность ученика, его общий кругозор.
КЛИО Вспом.ист.дисципл..doc

,

 

Московский Культурологический лицей № 1310

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА

«Клио»

 

 

Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

 

 

 

Автор: Чудаева Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2009г.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Важной частью внеклассной работы в преподавании истории являются организация и проведение исторических олимпиад и исторических праздников. Они позволяют активизировать познавательные и творческие способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на изучение истории детей, а учителю дает возможность проверить подготовленность ученика, его общий кругозор.

Олимпиады можно проводить, используя как весь курс истории, так и тематические элементы, посвященные какому-то важному историческому событию.

Данная олимпиада посвящена вспомогательным историческим дисциплинам.

Также историческая игра может быть проведена в период предметной исторической недели или как самостоятельное внеклассное мероприятие.

 

 

Участники

 

 

Игра «Клио» проводится с учащимися 6–11 классов как внеклассное мероприятие, а также как форма рубежного контроля.

Игра является завершающим туром предложенных мероприятий, поэтому на первых двух турах идет отбор участников, победители  которых формируют три разноуровневые команды по 10 человек для заключительной игры.

В зале все болельщики поделены также на три команды, так как будут участвовать в игре в то время, когда командам для ответа на вопрос будет требоваться подготовка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Вспомогательные исторические дисциплины,

подобно ручьям, в конечном итоге сливаются

в полноводную реку – историю»

А.Р. Федонин

 

 

ИГРА «КЛИО»

 

Тема: «Вспомогательные исторические дисциплины»

 

Муза истории Клио хранит немало тайн. Проникнуть в них можно с помощью специальных ключей – системы знаний, изложенных в так называемых вспомогательных исторических дисциплинах: палеографии, метрологии, хронологии, генеалогии, геральдике, нумизматитике, ономастике и других.

Как изменялась графика букв и материал для письма, как по ним определяется время создания документа и описанных в нем событий, какие монеты и ордена существовали в России, как измеряли наши предки расстояния, площади и объемы, какие были системы счета лет и как перевести их в привычные нам, как составить свою родословную. Эти и многие другие знания не только необходимы историку, но и являются предметом увлечения многих учащихся.

 

Палеография

– вспомогательная историческая дисциплина, исследующая внешние признаки (приметы) рукописных источников в их историческом развитии.

Термин «палеография» состоит из двух греческих слов: «палайос» – древний и «графо» – пишу.

Внешние признаки, изучаемые палеографией, включают: знаки письменности, особенности их графики, почерк, материал, на котором пишут, орудия письма, украшения рукописей, краски, чернила, водяные знаки, клейма, штемпели, формат, переплет рукописей.

Важнейшими задачами палеографии являются: изучение графики букв, их эволюции, особенности письма; безошибочное чтение текстов; датировка, т.е. установление времени написания документа и его автора; установление подлинности рукописей и выявление подделок.

Палеография тесно связана с эпиграфикой, сфрагистикой, нумизматикой, хронологией, дипломатикой.

 

Нумизматика

– историческая дисциплина, изучающая монетное производство, историю денежно-весовых систем и денежного обращения. Название происходит от греческого слова «номизма» – монета в эпоху Средневековья. Слово монета римского происхождения. Оно являлось одним из эпитетов римской богини Юноны (устроительница, предупредительница, советчица), при храме которой  в Древнем Риме существовал первый монетный двор.

Термин нашел широкое распространение в Риме и средневековой Европе. На Руси же он стал употребляться при Петре I.

Монеты – оригинальный и важный исторический источник. Отражение целого круга идей и понятий в изображениях и надписях, имена и даты, встречающиеся на монетах, их художественные и эпиграфические данные, материал и техника изготовления, вес – как элемент метрологии, счет денег и зависимость между монетами различных государств, монетные реформы – все это делает монеты очень благодатным материалом для разностороннего изучения экономической и политической истории народов, их материальной и духовной культуры.

 

Геральдика

– вспомогательная историческая дисциплина, название происходит от латинского слова Heraldus – глашатай.

Основным объектом геральдического исследования является герб (от польского herb, старочешского herb, от немецкого erbe – наследство) – символический знак отличия отдельных лиц, фамилий, родов, областей, городов, государств, учреждений и т.д. Гербы имели также различные средневековые ремесленные корпорации – цехи, гильдии и др.

Основная задача геральдики является определение принадлежности гербов, на основе которой можно установить дату и место производства того или иного предмета материальной культуры, имеющего изображенные герба.

Геральдика тесно связана с нумизматикой, археологией и рядом других исторических дисциплин, но в первую очередь со сфрагистикой и генеалогией.

 

Метрология

– вспомогательная историческая дисциплина, изучающая различные меры (длины, площади, объема и веса) в их историческом развитии и взаимной связи.

Метрология (от греческих слов «метроном» – мера и «логос» – слово, наука, учение).

Задачей метрологии является изучение названий мер, истории формирования и развития различных систем измерений, приведение мер измерений, существовавших в прошлом у разных народов, в соответствие с современными метрическими мерами.

С другой стороны, задача метрологии заключается в создании конкретных единиц измерений и их точнейших образцов – эталонов.

С помощью метрологии можно определить время и место создания источника, установить фальсификацию документа, а также решать некоторые другие вопросы критики источника.

Источники метрологии очень разнообразны – письменные памятники,  сохранившие различные сведения о мерах или упоминающие их, а также вещественные памятники: монеты, гирьки, линейки, архитектурные сооружения с определенными «стандартными» размерами, иконы, сосуды стандартной емкости и др.

 

Хронология

– вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы времяисчисления и историю их развития, получила свое название от греческих слов «хронос» – время и «логос» – слово, учение, наука.

Как историческая дисциплина она является лишь частью общей науки о времени, другая часть которой называется математической или астрономической хронологией. Задачей последней является установление точного астрономического времени на основе изучения закономерностей движения небесных тел.

Цель исторической хронологии заключается в определении времени (дат) исторических событий и документов. Она исследует различные системы времяисчисления в их развитии и взаимодействии, определяет, уточняет и проверяет даты источников, приводит их в соответствие с современной системой счета времени.

 

Ономастика

– вспомогательная историческая дисциплина, изучающая собственные имена.

Историческая ономастика изучает их историю. Поскольку собственные имена составляют часть языка, ономастика, в том числе и историческая, входит в науку о языке – лингвистику.

Собственные имена сами являются фактами истории, и их изучение с этой точки зрения – задачи историка. Вместе с тем собственные имена являются и историческим источником, предоставляющим историку при умелом анализе ценный дополнительный материал.

 

Генеалогия

– вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов,  семей и лиц, выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности. Возникла генеалогия из практических потребностей правящих классов, нуждающихся в закреплении своих родственных отношений по целому ряду причин.

Знание родословия потребовалось для определения места лица на лестнице социальной иерархии. Оно было также необходимо для наследственного права, причем не только в области наследования имуществ, но и власти (династическое право).

 

Сфрагистика

– вспомогательная историческая дисциплина (от греческого слова «сфрагис» – печать), или, как ее еще иногда называют, сигиллография (от латинского слова «сигиллум» – печать), основной объект изучения которой – печати. Она является важной частью актового источниковедения, однако ее задачи не ограничиваются одной лишь критикой источника – установлением его подлинности, авторства и датировки. Печати, сохранившиеся в отрыве от документов, которые они когда-то скрепляли, зачастую становятся важнейшим источником для истории различных институтов государственной властью.

Понятие «печать» в сфрагистике распространяется как на штампы или матрицы, так и на их оттиски, оставленные на различных материалах: металлах, воске, сургуче, бумаге.

Основное назначение печати заключается в удостоверении подлинности документа, который она скрепляет, в придании ему юридической силы.

 

Топонимика

– является одним из разделов вспомогательной исторической дисциплины – ономаститки. Топонимы – географические названия. Совокупность географических названий принято называть топонимией.

Географическое название, как и всякое имя собственное, социально. Оно возникает из практической потребности людей назвать тот или иной объект. Какая из характеристик объекта окажется той, что дает основу для названия, зависит от уровня и характера социально-экономического и политического развития и от социальной психологии.

 

Археология

– вспомогательная историческая дисциплина. Слово «археология» составлено из двух греческих слов: «археос» – «древний» и «логос» – «слово», «наука». Или «наука о древностях.

Археология – раздел исторической науки, изучающий развитие человеческого общества. Она обладает своими источниками, у нее свои методы исследований, но задачи те же, что и у истории, – научное познание прошлого. Оно возможно лишь на основе изучения источников, делящихся на несколько больших групп: письменные, вещественные и т.д. Один из крупнейших русских археологов А.В. Арциховский говорил, что археология – это история, вооруженная лопатой.

 

Фалеристика

– вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает историю орденов, медалей, знаков отличия.

Обычай награждать воинов-победителей округлыми металлическими бляхами – фалерами (от греч. «фалара») впервые появился в Древней Греции. Вначале фалера крепилась к узде коня, а позднее – к латам героя. Доблестные воины носили на своих панцирях по 9-10 фалер.

Еще недавно фалеристика была составной частью нумизматики, а сегодня фалеристами называют не только людей, изучающих ордена, медали и другие знаки отличия, но и коллекционеров значков.

 

Интеллектуальная игра «Клио» проводится в рамках проведения интеллектуального марафона, являясь заключительным этапом. Для проведения игры требуется предварительная подготовка.

По всем предметам, вынесенным на интеллектуальный марафон, готовятся задания исторического содержания, соответствующие теме игры «Клио».

Например:

          по математике учащиеся решают задачи из старинных рукописей и «Арифметики» Л.Ф. Магницкого

          по русскому языку – работают со старославянскими текстами, объясняя значение слов, выполняя задания по старославянской и древнерусской лексике

          по литературе – читают и анализируют произведения древнерусских авторов:

«Поучения Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и т.п.

                                по физике и астрономии – изучают различные системы летоисчисления

                                по географии – изучают историческую топонимику,  историю названий географических объектов

                                по истории МХК, ИЗО – выполняют задания по вспомогательным историческим дисциплинам

Для того, чтобы в интеллектуальном марафоне смогли принять все учащиеся, задания составляются разноуровневые.

Порядок проведения игры

 

Игра проводится в IV тура.

I тур. Ознакомительный:

        учителя истории на своих уроках знакомят учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами

        организуются тематические экскурсии с целью более полного ознакомления с темой: в Исторический музей, Музей реконструкции Москвы, Музеи Кремля, Политехнический музей и др.

II тур. Творческий:

Учащиеся готовят иллюстрированные альбомы и газеты по следующим темам:

        «Как рождалась славянская письменность»

        «На чем и чем писали наши предки»

        «История русского письма»

        «Из истории известных российских фамилий»

        «Великие россиянки»

        «Гербы России»

        «Гербы Москвы»

        «Меры веса на Руси»

        «История русских монет»

        «Российские награды»

        «Нагрудные знаки и награды белого движения»

        «Последние открытия археологов»

        «Исторические имена на карте»

        «История названий городов России»

III тур. Интеллектуальный марафон,

 по результатам которого проводится формирование команд на игру «Клио».

IV тур. Заключительный.

         Игра «Клио» – по теме «Вспомогательные исторические дисциплины».

Подготовка к игре «Клио»

 

1.     Оформление зала – вывешиваются лучшие творческие работы учащихся

2.     Готовятся игровые столы для команд-участниц и три ряда мест в зале для команд-болельщиков

3.     Победители интеллектуального марафона делятся на три разновозрастные команды

4.     Готовятся места для жюри

5.     Устанавливается экран и аппаратура для игры

6.     Устанавливается табло для учета баллов играющих команд

7.     Готовятся рабочие материалы для жюри

План проведения игры

 

1.     Вступительное слово ведущего.

2.     Ведущий приглашает музу истории КЛИО с ее помощниками в зал.

Звучат фанфары, затем греческая музыка, под которую в зал проходят

        муза КЛИО

        Нумизматика

        Геральдика

        Палеография

        Археология

        Хронология

(встают перед сценой).

3.     Клио приветствует собравшихся в зале и представляет своих помощниц.

1)    оглашает приветствие  (ВИД – садятся на свои места у сцены)

2)    Клио называет участников команд и приглашает занять свои места за игровыми столами.

4.     Ведущий представляет членов жюри:

1)    Знакомит команды с правилами игры

2)    Приглашает Клио разыграть право первого хода

3)    Клио поднимается на сцену (ее помощницы выносят черный ящик) – читает задание

5.     Пока командам дается одна минута на размышление,

ведущий объявляет первый конкурс для болельщиков

(по 2 человека от каждой команды, умеющих рисовать, идут к мольбертам.

Задание: по памяти изобразить Герб России (или Москвы).

Время – 20 минут).

6.     Клио заслушивает ответы

        демонстрирует, что лежит в черном ящике.

7.     Кто побеждает – первый начинает игру.

Клио вращает волчок, команда выбирает номер вопроса на выпавшем секторе.

Правила игры

Игра идет два часа.

В игре участвуют три команды: «белых», «синих», «красных», которые занимают места за столами.

В выборе названия команд мы использовали цвет флага России. В зале болельщики также поделены на три соответствующие команды. И будут принимать активное участие в игре.

Игра посвящена не просто истории, а вспомогательным историческим дисциплинам.

Перед вами игровое поле, которое состоит из 10 секторов,

                                                         

 

 


                                                                                               Волчок со стрелкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 


два из которых являются занимательными (сектор А и К).

В каждом секторе по 5 вопросов разной степени сложности:

        вопросы с четными номерами 2 и 4 – оцениваются по 10 баллов

        вопросы с нечетными номерами 1, 3, 5 – по 5 баллов.

 

Волчок вращает муза Клио, команда выбирает номер вопроса.

§  Есть вопросы, на которые команда должна ответить без обсуждения, а ряд вопросов, на которые будет даваться время на обсуждение.

§  Если играющая команда затрудняется с ответом или требуется дополнение – право ответа переходит другой команде.

§  В случае, когда ни одна из команд не ответила на вопрос, ведущий обращается к залу.

§  И игру продолжает затем та команда, болельщик которой дал правильный ответ.

§  Во время, когда командам дается время на подготовку того или иного вопроса, идет игра с командами-болельщиками в зале.

§  Команды в зале приносят очки-баллы своим командам за игровыми столами.

ТАБЛО – обратите внимание

– где жюри будет выставлять баллы, набранные командами после каждого конкурса.

 

ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКАМ ИГРЫ

БОГИНИ КЛИО

Вам, пришедшие сюда, к состязанью готовым,

Слово привета свое обращаю.

Вам пожелаю я, о сыновья Геродота:

Честно сражайтесь под сводами храма науки

И благородством блистайте не меньше,

Чем жаждою схватки!

Пусть же дарует Великая Ника

Победу тем, кто достойнее будет

И знанья покажет искусней.

Муза истории – Клио –

Вас приглашает. Начнемте!

Я, Муза Клио! Приветствую вас.

Сегодня я пришла к вам на праздник

Со своими помощницами.

§  Ведущий объявляет правила игры, представляет жюри.

§  Право разыграть среди команд I ход предоставляется музе истории «КЛИО» и вспомогательным историческим дисциплинам.

 

Выносится «Черный ящик».

Что находится в нем?

 

Лениво время, как песок, текло

Но вот его пленили наши предки,

Нашли в нем лад, и меру, и число.

С тех пор оно живет в часах, как в клетке.

 

О чем идет речь?

Каким образом предкам удалось «пленить» время?

Что позволило им обнаружить в нем «лад, меру и число»?

 

Ответ: (Календарь. Наблюдение за повторяющимися небесными явлениями – вот что позволило человеку «пленить время». Слово «повторяющимися» решающее при определении правильного ответа).

ХРОНОЛОГИЯ

1. До XVIII в. многие документы начинались такими словами: «в лето 6893» или «в лето 6367». Объясните, что за странная цифра обозначала год?

 

Ответ: (До реформ Петра I использовался счет лет «от сотворения мира». Потом было введено летоисчисление от Рождества Христова, которым мы пользуемся до сих пор).

 

2. О каком периоде истории говорится в следующем отрывке:

«Царства опрокинуты, вытоптаны грады,

Под кривыми саблями падают отряды,

Старому и малому не найти пощады,

В божиих обителях гибнут Божьи чады.

Через Русию, Венгрию, Паннонию,

Сквозь Грузию, сквозь Мидию, Персию

Легла дорога горя и обиды»

 

Ответ: (XIII век. О периоде нашествия Батыя на Русь и Западную Европу)

3. Назовите дату события, которое отражено в следующих пословицах:

        Вот тебе, бабушка, и Юрьев день

        Зарекся мужик на Юрьев день радеть о барском добре

        Дожидайся Юрьева дня, когда рак свиснет

 

Ответ: 26 ноября, когда все полевые работы заканчивались, крестьяне могли уйти от своего хозяина, если они не были должны ему.

 

4. Какое время характеризуют следующие стихи:

Моя жена – наседка,

Мой сын – увы – эсер,

Моя сестра – кадетка,

Мой дворник – старовер.

 

Кухарка – монархистка,

Аристократ – свояк,

Мамаша – анархистка,

А я – так просто так…

 

Сестра кричит: «Устроим!»

Свояк вопит: «Плевать!»

Сынок шипит: «Накроем!»

А я кричу: «Молчать!»

 

Проклятья посылаю

Родному очагу

И втайне замышляю –

В Америку сбегу!!!…

 

Ответ: начало ХХ века, поэт Саша Черный

 

5. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается так:

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временно обязанных…

 

Вопрос: Когда могла произойти такая встреча?

 

Ответ: Ключевое слово здесь «временнообязанные». После отмены  крепостного права в 1861 г. крестьяне обязаны были выполнять часть своих повинностей по отношению к помещику. Таким образом, действие происходит после 1861 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЕНЕАЛОГИЯ

 

 

1. К какому роду относился царь, описанный боярином И.М. Катыревым-Ростовским:

царь «по своему внешнему облику был некрасив. Нос у него был длинный и помятый. Высокий, худощавый, он, вместе с тем, был широкоплечим и мускулистым. Это был человек рассудительный и многоречивый, достаточно образованный, отважный в бою и всегда готовый встать за свое отечество. С подданными своими очень жесток, неумолим и склонен к пролитию крови и убиению; во время своего царствования множество народа от мала до велика погубил, многие города разорил. Тот же царь сделал много благ. Его очень любили воины, ибо он из своих сокровищ давал безотказно потребное им».

 

Ответ: Иван IV принадлежал к роду Рюриковичей

 

2. О каком русском царе В.О. Ключевский писал:

«Целые годы _____ колебался в выборе преемника и уже накануне смерти, лишившись языка, успел только написать: Отдайте все… , а кому – ослабевшая рука не дописала явственно. ______ … погасил и свою династию как учреждение: остались отдельные лица царской крови без определенного династического положения».

 

Ответ: о Петре I.

 

3. Известно, что в России правили представители нескольких династий.

Назовите эти династии.

 

Ответ:

Рюриковичи  (882 – 1598 гг.)

Годуновы     (1598 – 1605 гг.)

Шуйские      (1606 – 1610 гг.)

Романовы    (1613 – 1917 гг.)

 

4. Выявите родственные связи ряда известнейших в России лиц:

а) Юрий Долгорукий является предком великого русского поэта … в 22-м колене.

б) Ефросинья Беклемишева является матерью государственного деятеля, князя, ополченца…

в) Анна Беклемишева является матерью фельдмаршала… .

г) Д.М. Пожарский и М.И. Кутузов являются родственниками великому русскому поэту … .

 

 

Ответ:   а) А.С. Пушкина

             б) Д.М. Пожарского

       в) М.В. Кутузова

       г) А.С. Пушкина

 

 

5. У одного из достойнейших сынов Отечества в конце жизни  был такой титул:

«Граф (далее шла фамилия с приставкой «Рымникский»), князь Италийский, граф Священной Римской империи, фельдмаршал русской и австрийской армий, генералиссимус русских сухопутных и морских сил, великий маршал пьемонтских войск, наследственный принц Сардинского королевского дома, кузен короля, гранд короны, кавалер всех русских и многих иностранных орденов».

Кому принадлежал титул?

 

Ответ: (А.В. Суворову)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НУМИЗМАТИКА

 

 

1. В народе это явление называют разорением с кучей денег в кармане.

 

Ответ: инфляция – очень неудобная вещь. Действительно, чем больше денег у тебя в кармане, тем меньше чего-то нужного ты можешь на них купить.

 

2. В ту денежную реформу в России были введены банкноты стоимостью 1,3,5,10,25,50,100 и 500 рублей. Они подлежали размену на золото в неограниченных количествах.

Золотая монета предыдущего периода получила новую оценку: империал стал равен 15 рублям.

Чеканились 5-рублевые и 10-рублевые золотые монеты.

Серебряные и медные монеты остались без изменения. Вся серебряная монета становилась размененным средством при золотом рубле.

Когда и кем была проведена эта денежная реформа?

Ответ: С.Ю. Витте, 1897 г

 

3. В те времена, когда на Руси не было монет, торговцы в качестве денег использовали мех куницы. А назывался он… .

 

Ответ: Конечно же куна. Множество свидетельств тому можно встретить в русских летописях.

 

 

4. Эту золотую монетку чеканил в Х веке князь Владимир.

Назовите монету.

 

Ответ: «Златник». Найдено всего 10 крохотных четырехграмовых золотых монеток. Он стал первой русской монетой из золота. Есть такая поговорка: «Мал золотник, да дорог».

 

5. Этому московскому князю дали самое «финансовое» прозвище.

 

Ответ: Современники прозвали Ивана I Калитой, т.е. «денежный мешок», так как он прославился не только как собиратель земель вокруг Москвы, но и скопил богатства, которые помогли ему откупаться от Золотой Орды, сохраняя мир и предотвращая набеги на Русь.

ОНОМАСТИКА

 

1. Назовите имя языческого божества:

«По приказу Владимира был создан идол одного из главных божеств языческого пантеона. Его туловище было сделано из дерева, голова – из серебра, длинные усы – из золота, глаза – из драгоценных камней. Божество стояло на железных ногах, держа в руке каменное подобие стрелы, усыпанное яхонтами. Перед божеством непрерывно горел огонь, поддерживаемый жрецами.

 

Ответ: Языческий бог Перун

 

2. Назовите имя. О ком идет речь?

«Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел назад, поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще» – И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства».

 

Ответ: (Киевский князь Игорь. Собирал дань у древлян, за то, что желая большего богатства, был убит древлянами)

 

 

3. В царствование дочери Петра I Елизаветы на территории Петропавловской крепости был сооружен павильон для «дедушки русского флота»

О каком «дедушке» идет речь?

 

Ответ: (Бот Петра I. В селе Преображенском для юного царя нашли маленькое парусное судно – старый ботик. С помощью этого судна Петр впервые постигал новую «морскую потеху». Считается, что именно с этого увлечения государя начинается русский флот. Именно поэтому «дедушка русского флота» – старый ботик и был помещен в специально отстроенном павильоне на территории Петропавловской крепости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. В начале 80-х годов ХХ века в таежной глуши геологи обнаружили поселение семейства старообрядцев Лыковых, которые будучи оторванными от мира, ничего не знали об исторических событиях настоящего времени. Однако при этом они поминали недобрым словом имена двух своих заклятых врагов из прошлого времени.

Назовите эти имена.

 

Ответ: патриарх Никон, который провел реформу русской православной церкви, в результате которой появились старообрядцы;

Петр I, который подвергал гонениям старообрядцев, жестоко с ними расправлялся

 

 

 

5. Какой шахтер «подарил» свою фамилию всем советским ударникам и новаторам?

 

Ответ: А.Г. Стаханов – зачинатель движения работников СССР за повышение производительности труда и лучшее использование техники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОПОНИМИКА

 

1. Вставьте вместо пропусков (текст на экране)

а) Столица ______ Византии на Руси называлась ______

б) Самым знаменитым торговым путем являлся путь «_____».

 

Ответ: а) Константинополь – Царьградом

           б) «Из варяг в греки»

 

2. Этот туристический маршрут проходит через семь красивейших городов России.

Назовите эти города!

 

Ответ: Загорск, Переяславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Владимир, Суздаль, Кострома с 1970 г. засверкали в новом туристическом маршруте «Золотое кольцо России

 

 

3. Иван IV Грозный распорядился разделить страну на две части:

одну из них назвали ____________

вторую именовали  _____________

 

Ответ: Опричнина, Земщина.

 

 

4. Во времена Екатерины II, в XVIII в., Россия делилась на Великороссию, Малороссию, Желтороссию и Белороссию. Чем они стали ныне?

 

     Ответ: Великороссия – собственно Россия, ее европейская часть, Малороссия – это Украина, Белороссия стала Белоруссией, Желтороссия – это ранее Маньчжурия, а сейчас северо-восточная часть Китая.

 

 

5. После того как 1 августа 1914 г. Германия объявила войну России, началась «борьба с немецким засильем». А как она началась в Петербурге?

     Ответ: Петербург был переименован в Петроград и назывался так 10 лет.

 

 

ПАЛЕОГРАФИЯ

 

 

     1. На одной из старинных книг есть грозное предупреждение:

«Аще кои поп или диакон чтет сию книгу, а не застегнет – проклят будет»

Почему книгу надо было обязательно застегивать?

 

     Ответ: Книги писались на листах из тонко выделанной телячьей шкуры – пергаменте, поэтому стоили очень дорого. Пергамент сворачивали в трубочку, чтобы предупредить деформацию листов, книгу нужно было хранить плотно закрытой, для чего и делали специальные застежки

 

2. Известно, что на Руси до появления цифр, цифровые значения обозначали буквами, каждая из которой имела свое цифровое значение. Для того, чтобы отличить цифры от букв, при письме над цифрами-буквами ставили специальный знак. Такой же знак ставили над словом, которое сокращали.

Назовите этот знак.

 

Ответ: Титло.

 

 

     3. Летописец сообщает о строительстве Успенского собора в Кремле, что оно велось «в кружало и в правило». К помощи каких инструментов прибегли мастера?

 

     Ответ: К циркулю и линейке.

    

 

     4. Как называлась первая в России рукописная газета?

     Когда появилась и как называлась первая в России печатная газета?

 

     Ответ: «Куранты», составлялась в Посольском приказе для информации правительства о зарубежных событиях. Сохранилась с 1600 г.

      В 1702 году. «Ведомости» Петра I. В связи с выходом этой газеты в 1992 г. введен День российской печати, отмечаемый ежегодно 13 января.

 

    

 

 

МЕТРОЛОГИЯ

 

1. Данная единица измерения длины носит название той части тела, которую, судя по известной поговорке, невозможно укусить.

Ответ: локоть.

 

2. Подумайте, что и чем измеряли на русском базаре в XVI веке?

(текст на экране)

1. ржаная мука                       а) бочка

2. масло коровье                    б) фунт

3. семга                                  в) сажень

4. сахар                                  г) воз

5. мясо                                    д) голова

6. сукно                                  е) пуд

7. дрова березовые                 ж) аршин

8. сено                                    з) кружка

9. квас                                    и) четверть

 

Ответ: (1е; 2з; 3д, 4и; 5б; 6ж; 7в; 8г; 9а;)

 

3. В  пословицы и поговорки вставьте пропущенные слова, обозначающие единицы измерений:

1)   Семь …  во лбу             (пядей)

2)    …  в плечах                  (аршин)

3)   Коломенская …            (верста)

4)   От горшка два  …         (вершка)

5)   Мал … да дорог           (золотник)

6)   Вместе …  соли съесть  (пуд)

7)   Узнать, почем  …  лиха  (фунт)

8)   Есть слово, которое и с  …  меда не проглотишь (бочкой)

9)    …  рубль бережет          (копейка)

10) Не было ни … , да вдруг …  (гроша, алтын)

 

4. Что на Руси называли ломаными числами?

 

Ответ: Дроби.

 

5. Две самые распространенные единицы измерения на Руси – пядь и сажень. Покажите, как выглядела пядь и как выглядела сажень.

Ответ: Пядь – это расстояние между кончиками вытянутых большого и указательного пальца, а сажень равна расстоянию между большими пальцами вытянутых в стороны рук человека.

 

ФАЛЕРИСТИКА

 

1. Назовите первый русский орден.

    Ответ: Орден Андрея Первозванного, учрежденный в 1698 г: Петром I.  

 

    Кто был первым кавалером первого русского ордена?

    Ответ: Сподвижник Петра I генерал-адмирал Федор Алексеевич Головин. Сам Петр, вручавший ордена, другим, согласился принять его только в 1703 г. в награду за взятие шведских устье Невы из рук того же Ф.А. Головина.

 

 

2. Командующий Антон Иванович Деникин упразднил награды в Добровольческой армии. По какой причине?

    Ответ: Негоже награждать русских, убивающих своих соотечественников.

 

 

3. В память избавления Петра I и его армии от опасности во время Прусского похода был учрежден орден. Как он назывался?         

    Ответ: Орден святой великомученицы Екатерины.

 

 

4. Назовите первый советский орден.

    Ответ: Орден Красного Знамени РСФСР. Был учрежден декретом ВЦИК от 16 сентября 1918 г. Награждались им герои Гражданской войны. После образования СССР с августа 1924 г. этот орден стал единым для всего населения страны.

 

 

5. При Петре I были учреждены ордена для новорожденных царской фамилии:

для мальчиков – Святого Андрея Первозванного,

для девочек  – Святой Елены. До сих пор мы свято чтим этот обычай. В какой форме?

   

Ответ: Повязываем новорожденным мальчикам голубую ленту, а девочкам – розовую.

 

 

 

 

Сектор «Конек-горбунок»

 

Каждой команде предлагается задание, в котором одна из известных пословиц или поговорок.

Команды покидают зал на 5 минут.

Через пять минут они через пантомиму должны поочередно показать свою пословицу соперникам, которые должны угадать.

Задание:

I. Что с воза упало, то пропало.

II.С миру по нитке – голому рубаха.

III. Сколько волка не корми – все в лес смотрит.

 

Оценивается конкурс – 10 баллов.

 

 

 

 

 

Сектор «А» (археология)

 

На столе разложены следующие предметы:

трость, канделябры, лучина, предметы хохломской росписи, икона «Владимирской Божьей Матери», рушник, самовар, павлопосадская шаль, деревянный идол, братина, фарфоровая посуда, тульский пряник, чай, кофе, помидоры, огурцы, репа и  т.п.

 

Задание:

Побыть в роли археологов, только им не нужно вести раскопки, а из предметов представленных на столе, они должны отобрать по три предмета и рассказать о них; определить к какой эпохе относится их предназначение.

 

Оценивается конкурс – 5 баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИКТОРИНА

(Игра с болельщиками)

 

1. Кто был первым русским царем?

Ответ: Иван IV Васильевич, он же Иван Грозный. С 1547 г.

 

 

2. Первое постоянное войско, просуществовавшее до XVII века. На вооружении имели: пищали, мушкеты, бердыши, мечи, сабли.

Ответ: Стрельцы

 

 

3. Казацкий атаман. С его именем связано начало освоения Сибири. Погиб в неравном бою с войском Сибирского хана Кучума.

Ответ: Ермак.

 

 

4. А.С. Пушкин написал о нём: «Счастья баловень безродный, полудержавный властелин».

Ответ: А.Д. Меншиков.

 

 

5. Кто был первым императором России?

Ответ: Петр I. Российский царь с 1682 г., император с 1721 г.

 

 

6. Назовите первого Президента СССР.

Ответ: Михаил Сергеевич Горбачев, в 1990–1991 гг.

           Он является единственным Президентом СССР.

 

 

7. Правлению какой императрицы посвящен роман Лажечникова «Ледяной дом»?

Ответ: Анны Иоанновны.

 

 

8. О ком писал А.С. Пушкин: «Он создал первый русский университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»

Ответ: Об М.В. Ломоносове.

 

 

9. Жена Николая II, и четыре ее дочери участвовали в первой мировой воине, приобретя эту воинскую специальность. Какую?

Ответ: Сестра милосердия.

 

10. На Руси всех выходцев из Западной Европы называли немцами. Но потом это название прикрепилось к жителям Германии. Что означало это слово?

 

Ответ: Немые люди. (Не знающие русского языка, не умеющие на нем говорить).

 

 

11. Какое название в русской истории получило 9 января 1905 г.?

Ответ: «Кровавое воскресенье».

 

 

12.Какая картина Сурикова отразила жестокий нрав Петра ?

Ответ: «Утро стрелецкой казни».

 

 

13. В старину на Руси женщины носили кокошник – корону замужней женщины, название которого произошло от слова «кокошь». Прислушавшись к звучанию этого слова, догадайтесь, что оно означало?

Ответ: Курица. Вспомните, что она произносит, когда несется.

 

 

14. Качество дорог на Руси стало притчей во языцех. Поэтому радушный хозяин не мог ничего лучшего пожелать отъезжающим гостям, чем... Что?

Ответ: Скатертью дорога.

 

 

15. Что ломали наши предки, когда кланялись важной особе

Ответ: Шапку.

(Ломать шапку – устаревшее выражение, означающее кланяться)

 

 

16. Полосу пахотной земли шириной в две сажени в старину размечали кольями. Как тогда говорили о тех, кто лишался даже этого средства к существованию?

Ответ: «Ни кола ни двора».

 

17. Назовите первый в истории нашей страны город, который строился по заранее разработанному плану.

Ответ: Петербург. 1703 г.

 

 

18. Название этой московской улицы говорит о том, что по ней когда-то везли дань в Золотую Орду.

Ответ: Ордынка.

 

 

19. Название этого подмосковного города напоминает о том, что здесь усердно брали пошлину.

Ответ: Мытищи. В древнерусском языке слово мыт означало пошлину, поэтому для любого знатока истории название этого города много о чем говорит.

 

 

20. Назовите город, который семь недель сопротивлялся Батыеву нашествию и вошел в историю как «злой город».

Ответ: Козельск.

 

 

21. Назовите город (столицу княжества), в котором правил герой «Слова о полку Игореве» Ответ: Новгород – Северский.

 

 

22. На какой станции произошло знаменитое отречение от бстола? Вам она известна с детства, потому что именно всь была обнаружена пропажа некой собачки у дамы, сд,а.в-* багаж.

Ответ: Станция Дно.

 

 

23. Этот российский город так ни разу и не терял за все  годы советской власти своего «религиозного» названия. Назовите этот старейший город Русского Севера.

Ответ: Архангельск, от «архангела».

 

 

24. Нарва, Дерпт, Нотебург, деревня Лесная, Полтава. Что объединяет эти названия?

Ответ: Места сражений в годы Северной войны.

 

25. Кем были первые создали рукописных книг на Руси?

Ответ: монахами.

 

 

26. Какое название носила первая книга, отпечатанная на Руси Иваном Федоровым?

Ответ: «Апостол». Выпущена в Москве в 1564 г.

 

 

27. Что означает слово пергамент?

Ответ: специально обработанная кожа животного, на которой писали.

 

 

28. Назовите имена основоположников книгопечатания на Руси

Ответ: Иван Федоров и Петр Мстиславец.

 

 

29. Название какой хозяйственной постройки в русских деревнях в переводе с тюркского означает «дворец»?  

Ответ: Сарай.

 

30. Как в старину называли рожь?

Ответ: Жито, от слова «жить».

 

31. Как наши предки лет 100–200 назад назвали бы черного человека?

Ответ: Арап.

 

32. Как прежде на Руси называли письменную жалобу или письменный донос?

Ответ: Ябеда.

 

33. Как в старину называли частное письмо, записку кому-либо?

Ответ: Грамотка

 

34. В давние времена нашему глаголу «есть» соответствовал другой глагол – «ясти».

А как называли то, что едят?

Ответ: Яд. Сравните наши прилагательные: всеядный, травоядный, плотоядный

 

35. Под каким именем взошла на престол Марта Скавронская?

 

Ответ: Екатерина I, российская императрица с 1725 г., вторая жена Петра I.

 

 

 

36. В царствование какой российской императрицы для свадьбы придворного шута был построен Ледяной дом?

 

Ответ: Анны Иоанновны, российской императрицы с 1730 г., племянницы Петра I.

 

 

37. Какой русский ученый в 1741 году написал оду в честь восшествия на престол Елизаветы Петровны?

 

Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио» Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Клио»   Тема: «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2020