Интеллектуальная игра по русскому языку «Путешествие в Грамматику»
Мокрушина И.А.,
учитель начальных классов,
МАОУ «СОШ№32 им. Г.А.Сборщикова»
Цель игры: пробудить интерес к изучению русского языка; развивать творческую инициативу каждого участника игры.
Форма проведения: сказочное путешествие
Вступительная беседа.
- Сегодня, ребята, мы отправимся в необычное путешествие в Грамматику и узнаем кто из вас в этой стране окажется умником и умницей. Ответьте на вопрос, что такое русская грамматика? (Грамматика – это наука о русском языке). Чтобы попасть во дворец к королеве Грамматике, мы должны выполнить задания. Каждый правильный ответ будет оцениваться жетоном, у кого их окажется наибольшее количество к окончанию путешествия, тот и будет умником и умницей! Поможет нам в этом сказочный герой Буратино. Как называется сказка, героем которой является Буратино? Кто автор?
В руках у Буратино золотой ключик, которым он открывает дверь, и мы отправляемся в путешествие. Буратино показывает нам грамоту, на котором написано стихотворение о грамматике
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая,
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
- Эти слова говорят нам о том, что задания будут непростые, но интересные. За каждый правильный ответ – звездочка. Игроки, набравшие наибольшее количество звездочек, получат в конце игры королевские грамоты.
Мы вступили на дорожку, под названием «Загадочная». А вот и первое задание
Загадка
Тридцать три богатыря
К нам пришли сюда не зря.
Изучая их секреты,
Ты на все найдешь ответы.
Но скажи- ка нам пока,
Как зовут их? (азбука)
- Как по-другому называют азбуку? (букварь, алфавит, кириллица, глаголица)
Ребусы: королева, Буратино (слова: бусы, марка, картина)
Конкурс «Важное слово»
У каждой девчонки и мальчишки
Есть эта книжка – заветная книжка,
Читают и ныне, читали и встарь
Чудесную книжку с названьем... (букварь)
Когда приходим мы в свой класс,
Она встречает первой нас.
Она добра, хоть и бывает строгой,
В мир знаний открывая нам дорогу.
Кто это, назовите! (учительница)
33 родных сестрицы –
Писаные красавицы
На одной живут странице,
А повсюду славятся (алфавит)
Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, все ль в порядке,
В ранце книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник:
Кто он? (ученик)
- На нашем пути лабиринт из слов, чтобы его пройти, необходимо найти потерявшуюся букву.
Конкурс «Буква заблудилась»
Л...к (лак, лук, люк, лик)
Б...к (бак, бок, бук)
С...к (сок, сук)
К...т (кот, кит)
- Итак, мы дружно продолжаем свое путешествие. Но что это впереди? Слова ссорятся. Не могут найти себе пару, близкое по значению слово.
Конкурс «Найди друзей»
алфавит аккуратный
огонь алый
шалун скакать
чистый азбука
прыгать озорник
красный пламя
- А вот еще один сказочный герой. Как его зовут? Назовите сказку и автора этого произведения.
Незнайка сочиняет стихи, но что-то у него получается не так, а что, никак он не поймет. Поможем Незнайке найти ошибку.
Конкурс «Незнайкины стихи»
Тает снег.
Течет ручей
На ветвях полно врачей. (грачей)
Синее море перед нами,
Летают майки над волнами. (чайки)
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом. (сом)
Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном. (капель)
Физминутка
- Идем дальше и перед нами «словарная игра», словечки спрятались в другом слове. Мы должны поскорее отыскать их.
Конкурс «Найди спрятавшееся слово»
хлев (лев) укол (кол)
уточка (точка) зубр (зуб)
столб (стол) коса (оса)
щель (ель) мрак (рак)
полк (пол) удочка (дочка)
- На нашем пути встали многозначные словечки. Чтобы пройти их, мы должны объяснить значения данных слов и составить с ними предложения.
Конкурс «Объясни значения слов»
лук
коса
звезда
ключ
- Перед нами пешеходный переход, на нем волшебные полоски со словами. Заменив три раза букву, мы сможем перейти дорогу.
Игра «Волшебные полоски»
роса
коса
кора
гора
- Какой дорожный знак напомнили вам волшебные полоски на дороге? (Повторение правила перехода через дорогу)
- Последнее препятствие на нашем пути – гора. Чтобы преодолеть ее и попасть в царство Грамматики, необходимо прочесть данные выражения (фразеологизмы) и объяснить их значение.
Конкурс «Что означают выражения»
Работать спустя рукава
Держать язык за зубами
Кто во что горазд
Зарубить на носу
Игра «Слоговая лесенка»
- А сейчас мы пройдем по слоговой лесенке и очутимся в Грамматике. Кто первый пройдет ее, прочитав предложение, которое написал Незнайка. (Добро пожаловать в Грамматику!). Незнайка допустил ошибки при написании предложения, найдите и исправьте их. (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения надо поставить восклицательный знак)
- Я думаю, вы запомнили все, о чем мы говорили во время нашего путешествия, которое подошло к концу. Мы в царстве Грамматики, а вот и сама царица. Она рада видеть вас и сейчас подведет итоги игры.
Подведение итогов, награждение победителей игры.
Звучит песня «Алфавит»: http://ermak65.ru/dets.htm
Используемая литература:
1.Русский язык в начальной школе. Пособие для учителя/ А.В.Полякова.- М.: Просвещение, 2003
2.Начальная школа, 1994, №6
3..Люстрова З.Н. Беседы о русском языке. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Знание, 1978.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.