Категории
Лексика + фразеология | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Фонетика | |||||
Морфемика + словообразование | |||||
Морфология | |||||
Орфография | |||||
Синтаксис + пунктуация |
Финал
ОТВЕТ
Лексикология - раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.
Фразеология - раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов .
«Чудесный квадрат»
По горизонтали запишите:
1) вид топлива;
2) упрямое животное;
3) корнеплод,
4) синоним к слову
знамя.
ОТВЕТ
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
Т | О | Р | Ф |
О | С | Е | Л |
Р | Е | П | А |
Ф | Л | А | Г |
Назовите антонимы в пословицах:
Ученье – свет, а неученье – тьма.Сытый голодного не разумеет.Мир строит – война разрушает.Старый друг лучше новых двух.Друг спорит, а недруг поддакивает.
ОТВЕТ
ОТВЕТ
Антонимы в пословицах:Ученье – неученье,
свет – тьма.Сытый – голодный.Мир – война, строит – разрушает.Старый – новый.Друг – недруг, спорит –поддакивает.
ОТВЕТ
Фразеологизмы со словом голова:
Человек с головой. Горячая голова.
Быть на голову выше. В певую голову.
Выдать с головой. Голова кругом идёт.
Повесить голову. Из головы вон.
Как снег на голову. Ломать голову.
Поднять голову. Сложить голову.
С ног до головы. Потерять голову.
Разбить наголову. С больной головы на
Подберите к каждому из данных слов синоним и антоним.
ОТВЕТ
Жара – ... , ... .
Работа – ... , ... .
Грусть – ... , ... .
Аккуратный – ... , ...
Бранить – ... , ... .
ОТВЕТ
Жара – зной, холод.
Работа – дело, безделье.
Грусть – печаль, радость.
Аккуратный – опрятный,
неряшливый.
Бранить – ругать, хвалить.
Загадки – шутки
1. Чем кончаются день и ночь?
2. Что стоит посередине земли?
3. Чем кончается лето и начинается осень?
ОТВЕТ
Решите народную скороговорку-загадку
Летели галки и сели на палки. Если на каждой палке сядет по галке, то для одной галки не хватит палки. Если на каждой палке сядет по две галки, то одна из палок останется без галок. Сколько было палок? Сколько было галок?
ОТВЕТ
ВОПРОС
Во что превратятся башня, борт, бочка, быль, жар, жалость, если заменить в них начальные звонкие согласные на парные глухие?
ОТВЕТ
ОТВЕТ
ОТВЕТ
Части речи | |
Самостоятельные | Служебные |
имя существительное | предлог |
ОТВЕТ
ВОПРОС
Ответьте на шуточные вопросы:
1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?
2. Какие два местоимения мешают автотранспорту?
3. Какие три местоимения самые чистые?
ОТВЕТ
ВОПРОС
К каким частям речи относятся слова:
быт – быть, ел – ель, жал – жаль, плач – плачь, шест – шесть, ясен – ясень?
ОТВЕТ
ОТВЕТ
быт (сущ.) – быть (глагол), ел (глагол) – ель (сущ.), жал (глагол) – жаль (наречие), плач (сущ.) – плачь (глагол), шест (сущ.) – шесть (числ.), ясен (кр. прил) – ясень (сущ.).
ОТВЕТ
Орфография (греч., от orthós - «правильный» и gráphõ – «пишу») - правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме.
ВОПРОС
Определите, в какой последовательности пропущены гласные в словах:
Ф..соль, с..лдат, в…кзал, мак..роны.
1) а, а, а, а.
2) а, о, о, а.
3) а, а, о, о.
ОТВЕТ
ВОПРОС
Назовите орфограмму
и слова - исключения.
1. Ц .. када, ц .. новка, ц .. гейка, пальц .. , птиц .. н.
2. Ц . ган, ц . плёнок, ц . почки.
ОТВЕТ
ВОПРОС
Прослушайте песню Радионяни. Сформулируйте правило, о котором идёт речь в песне, приведите примеры на данное правило.
ОТВЕТ
ОТВЕТ
Непроизносимые согласные в корне слова.
Для проверки непроизносимого согласного в корне нужно изменить или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный слышался отчётливо:
прелестный – прелесть, местность – место, окрестный – перекрёсток, сердце – сердечко, пастбище – пасти,
грустно – грустить, здравствуйте – здравие, чудесный – чудеса.
ВОПРОС
Вставьте пропущенные буквы. Сформулируйте правило написания согласных на конце приставок.
Бе . шумный, ра . дать, бе . ударный (гласный).
ОТВЕТ
ОТВЕТ
Бесшумный, раздать, безударный (гласный).
Правописание приставок раз - (рас -), без- (бес-), из- (ис-), воз- (вос-) :
З –пишется перед звонким согласным в корне;
С –пишется перед глухими согласными в корне.
ВОПРОС
Из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелания
АОБООУАДА – ИПЬРТПЕИР – ЭПВФЭСФПЕ – ВЮЛГВДЛАЮ – ЖЗСУУЧЖАЗ – ОАСАОТАЛО – ГЦИДВГЦЫД –
ОТВЕТ
ВОПРОС
Расшифруйте схемы предложений, назовите пунктуационные правила, приведите примеры.
[ ], и [ ].
А: «П».
«П», - а.
[О, …]!
ОТВЕТ
ОТВЕТ
1. Запятая в сложном предложении: [ ], и [ ].
2, 3. Пунктуация в предложениях с прямой речью: А: «П». «П», - а.
4. Знаки препинания при обращении: [О, …]!
«КОТ В МЕШКЕ»
Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: « »
Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?
ОТВЕТ
вопрос
Исправьте ошибки в стихотворении и прочитайте его правильно.
ОТВЕТ
Между прочим
ОТВЕТ
Говорил он, между прочим,«Красивее», «Мы так хотим»,«Досуг, шофёр, процент,Квартал, портфель, коридор»,«А мама звонит целый день».
ответ
Морфемика (греч. morphe – «форма») – это раздел языка, изучающий значимые части слова, состав, строение слова.
Словообразование – раздел языка, изучающий строение и способы образования слов.
ВОПРОС
Назовите значимые части слова.
Какие из них служат для образования новых слов?
А какие образуют формы одного и того же слова?
ОТВЕТ
ОТВЕТ
Значимые части слова:
Приставки, суффиксы служат для образования новых слов.
Окончание служит для изменения слова, образует формы слова и выражает его грамматическое значение.
Игра «Третий лишний»
1. Рисунок, рисовать,
рисовая (каша).
2. Водитель, вода, водить.
3. Запах, пахать, пахарь.
4. Море, измор, морской (берег).
ОТВЕТ
ОТВЕТ
1. Рисунок, рисовать, рисовая (каша).
2. Водитель, вода, водить.
3. Запах, пахать, пахарь.
4. Море, измор, морской (берег).
ОТВЕТ
Способы образования слов | |||||
| |||||
Приста-вочный | Суффик-сальный | Приставочно-суффик-сальный | Бессуффик-сный | Сложение основ, слов, начальных букв, звуков | Переход слов из одной части речи в другую |
сбить | тишина | подснежник | рассвет | вертолет | столовая |
ВОПРОС
ОТВЕТ
Составьте слово!
Приставка такая же, как в слове
расцвет.
Корень такой же, как в слове смотрю.
Суффикс такой же, как в слове хотеть.
Окончание такое же, как в слове
иметь.
ВОПРОС
Соединив буквы ходом шахматного коня, вы прочитаете русскую народную пословицу, которую следует всем помнить. Первый ход надо сделать с белого поля в левом верхнем углу. Какой знак препинания отсутствует на шахматной доске?
ОТВЕТ
П | Ь | Е | Н | В |
Р | И | О | М | Н |
У | Е | Т | Е | |
Я | О | Ч | И | А |
ВОПРОС 10 БАЛЛОВ
В какую букву и какое число надо вписать,
чтобы это число увеличилось на единицу?
ОТВЕТ
В букву О можно вписать 7 или 17, получится в-о-семь или в-о-семнадцать.
10 БАЛЛОВ
По кругу написано шесть букв. Сколько слов – имён существительных – можно прочитать?
К
О О
С Л
Е
ОТВЕТ: сок, кол, око, село, осёл, сокол, лес, лесок, колесо.
ВОПРОС 10 БАЛЛОВ
Старик Хоттабыч и Буратино занялись изучением русского языка. Взял Хоттабыч согласную букву и прибавил к ней часть лица – у него получилось животное. Прибавил к этой же букве полевое растение – и перед ним лиственное дерево.
Не выдержал тогда Буратино:
- Дай-ка и я попробую.
Прибавил он к этой букве морское животное – оно превратилось в насекомое. Удивился Буратино.
А старик Хоттабыч говорит:
- Эта волшебная буква обладает ещё свойством делать кожаный пояс камнем, а речных рыб – столярным инструментом.
Назовите эту волшебную букву!
ОТВЕТ: буква к (к-рот, к-лён, к-омар, к-ремень, к-лещи).
10 БАЛЛОВ
1. Что можно видеть с закрытыми глазами?
2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это?
3. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. Что это?
ОТВЕТЫ: 1) сон, 2) тень, 3) яма.
ВОПРОС 10 БАЛЛОВ
К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова.
вол рак
приз овод
сено рис
кипа вал
сад окно
ОТВЕТ: волокно, призрак, сеновал, кипарис, садовод.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.