В современном обществе огромное значение имеет знакомство детей с нравственными и культурными ценностями, героическими подвигами, жизнью русских святых, деятелей науки и искусства. Педагог выступает посредником между обучающимися и духовными ценностями прошлого и настоящего. Методическая разработка по организации познавательного мероприятия на тему: «Духовно-нравственная культура» выполнена в форме интеллектуальной игры, что вызывает у детей повышенный интерес, способствует сотрудничеству, позволяет углубить знания и повышает интерес к учебному процессу.
Интеллектуальная игра
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА
Выполнила: учитель истории и обществознания МОУ СОШ №1 ГО Богданович
Полищук Полина Эдуардовна
Составьте пословицы из предложенных слов
и словосочетаний:
Бога не обманешь, хоть и пораньше нашего
встанешь
Не тот друг, кто на праздник гуляет, а тот, кто в
беде помогает
Прожитого не пережить, а прошедшего не
воротить
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА
КУЛЬТУРНОЕ
НАСЛЕДИЕ
ТЕРМИНЫ
НРАВСТВЕННЫЕ
ЦЕННОСТИ
РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
10
10
10
10
20
20
20
20
30
30
30
30
40
40
40
40
Культурное
Соотнесите изображения
достопримечательностей России и их
названия:
наследие
10
А) Б) В)
Г)
1) Храм Василия Блаженного
2) Храм Покрова на Нерли
3) Петергоф
4) Мамаев курган и скульптура
«Родина-мать зовет»
А-2, Б-3, В-4, Г-1
Культурное
наследие
20
Русский иконописец московской школы
иконописи, книжной и монументальной
живописи XV века. Канонизирован
Русской православной церковью в лике
преподобных.
Самое известное и прославленное
произведение –
образ Св. Троицы.
О ком идет речь?
Андрей Рублёв
Культурное
30
Соотнесите изображения и имена
известных
деятелей российской культуры и науки:
наследие
А) Б) В) г)
Д)
1-М.В.Ломоносов 2-В.В.Терешкова 3-Д.И.
Менделеев
4-Г.С. Уланова 5-И.Е.Репин
А-4, Б-3, В-2, Г-5, Д-1
Культурное
40
Соотнесите изображения церквей/храмов
и их названия:
наследие
А)
Б)
В)
1- Храм на Крови
(Екатеринбург)
2- Успенский собор
Московского Кремля
3- Церковь Покрова на Нерли
(Владимирская область)
4- Храм Христа Спасителя
(Москва)
Г
)
А-3, Б-4, В-2, Г-1
Термины
10
Назовите термин, о котором идет речь.
Героическое повествование о
прошлом, содержащее целостную
картину народной жизни и
представляющее в гармоническом
единстве мир героев-богатырей.
Эпос
Термины
20
Назовите термин, о котором идет речь.
Способность человека, критически
оценивая свои поступки, мысли,
желания, осознавать и переживать
свое несоответствие должному
поведению. Проявляется в форме
эмоциональных переживаний —
чувства вины, то есть связывает
воедино разум и эмоции.
Совесть
Термины
30
Назовите термин, о котором идет речь.
Каменные плиты, на которых
высекались важные изречения,
тексты, заповеди.
Скрижали
Термины
40
Назовите термин, о котором идет речь.
Внутренние, духовные качества,
которыми руководствуется человек,
этические нормы; правила поведения,
определяемые этими качествами.
Нравственность
Нравственные ценности
Соотнесите изображения и имена
богатырей:
10
А) Б)
В)
1- Алеша Попович
2- Добрыня Никитич
3- Илья Муромец
А-2, Б-3, В-1
Нравственные ценности
20
Этот герой
башкирского
эпоса боролся за
счастье людей.
Погиб, защищая
свой народ, когда его
брат Шульген решил
затопить всю землю
водой. Герой
похоронен на
высокой горе,
Урал-батыр
которая названа в
его честь.
30
Нравственные ценности
Иеромонах Русской церкви,
основатель ряда
монастырей, в том числе
Свято-Троицкого монастыря
под Москвой. Младший сын
в семье боярина. Построил
в лесу келью и небольшую
обитель. При жизни
совершал чудеса, примирял
враждующих князей.
Благословил Дмитрия
Донского на Куликовскую
битву. О ком идет речь?
Сергий Радонежский
40
Нравственные ценности
Советский летчик,
военачальник, Маршал
авиации. Получил множество
наград. Он – трижды Герой
Советского Союза. Совершил
более 600 вылетов, провел
156 воздушных боев и сбил 59
самолетов противника. Был
второй по результативности
пилот-истребитель среди
лётчиков во Второй мировой
войне. Фашисты обещали
высокие награды тому, кто
собьёт русского аса, но эту
задачу никому не удалось
А. И. Покрышкин
выполнить.
10
Религия и
культура
Назовите имя
князя, который ввел
в Древней Руси
христианство как
государственную
религию и в 988 г.
крестил Русь.
князь Владимир Святославович
20
Религия и
культура
О какой религии идет речь?
Самая молодая и вторая по
численности приверженцев, после
христианства, мировая религия.
Возникла в начале VII века на
Аравийском полуострове. В основе
религии лежат пять главных
культовых обязанностей: исповедание
веры, молитва, пост в месяц рамадан,
милостыня и паломничество в Мекку
(хадж)
Ислам
30
Религия и
культура
О какой религии идет речь?
Наиболее ранняя
монотеистическая религия,
возникшая в 1-м тыс. до н.
э. в Палестине. Одним из
символов является
шестиконечная Звезда
Давида, более древним
символом является
семисвечник (Менора).
Священные книги – Тора,
Танах, Талмуд.
Иудаизм
Соотнесите изображения религиозных сооружений,
их названия и религию.
Религия и
культура
40
А)
Б)
В)
Г)
1-мечеть
2-церковь
3-синагога
4-пагода
а-иудаизм
б-христианство
в-ислам
г-буддизм
А-2-б, Б-1-в, В-4-г, Г-3-а
Творческое задание
Составьте синквейн на тему игры
Правила составления синквейна:
- первая строка – тема синквейна, одно слово,
существительное или местоимение;
- вторая строка – два прилагательных или причастия,
которые описывают свойства темы;
- третья строка – три глагола или деепричастия,
рассказывающие о действиях темы;
- четвертая строка – предложение из четырех слов,
выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
- пятая строка – одно слово (любая часть речи),
выражающее суть темы; своего рода резюме.
Пример: Мыло
Прозрачное, клубничное
Пахнет, моет, пузырится
Запах сладкий, вкус противный
Чистота
Список литературы, интернет-
ресурсы
Виноградова Н.Ф. Основы духовнонравственной культуры народов России:
5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/Н.Ф.
Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.:ВентанаГраф, 2015. – 160
с.
http://elenaranko.ucoz.ru/
Словари и энциклопедии https://dic.academic.ru
Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа http://
www.rodon.org/dvi/prn0.htm
Шаблон презентации Ранько Е. А. (МАОУ лицея №21 г. Иванова)