Мероприятие может быть проведено в рамках предметной недели по физике для учащихся 10 и 11 классов. Задания интеллектуальной игры в нестандартной форме позволят обучающимся увидеть "необычное в обычном", помогут заглянуть за страницы учебника, способствуют развитию познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Интеллектуальная игра «Физика вокруг нас»
Цели:
активизация познавательной деятельности обучающихся;
привитие интереса к предмету, углубление и расширение знаний;
развитие коммуникативных способностей обучающихся.
Задачи:
дать обучающимся возможность реализовать интеллектуальные способности;
обеспечить условия для установления хороших взаимоотношений;
способствовать развитию умения принимать коллективное решение.
Оборудование: компьютер, проектор, песочные часы.
Участники: командыучастницы, члены жюри.
Ход мероприятия.
Учебная группа делится на две команды, выбираются капитаны. Командам участницам
сообщаются правила ведения игры. Одна из команд отвечает на чётные вопросы, а другая – на
нечётные (по жребию). На обсуждение вопроса командой наложен регламент – 1 минута. За
каждый верный ответ команда получает 1 балл. Если ответ неверный, то даётся возможность
ответить другой команде. За правильный ответ – 1 балл. Оценивать правильность ответов будет
компетентное жюри (представление жюри).
Вопросы:
1.Прошел человек по сырому песку
Водой напитался оставленный след.
За ним и другой… Объясни, почему?
И дай мне быстрее ответ.
Ответ: Песок под ногами человека уплотняется. По образовавшимся капиллярам
поднимается вода, и след намокает.
2.Дым от костра восходит ввысь
И тает, уходя во тьму.
Ты у костра, ты приглядись:
Уходит ввысь… А почему?
Ответ: Дым от костра теплый, его плотность меньше, чем плотность более холодного
воздуха, и он поднимается вверх под действием архимедовой сил.
3.Во дворе мороз стоит,
Под ногами снег скрипит.
Ты подумай, расскажи,
Почему скрипит, скажи?
Ответ: Снежинки имеют кристаллическую структуру, и поэтому под ногами снег скрипит,
так как ломаются сотни тысяч снежиноккристалликов.
4.Белый след за самолетом
Виден в синей вышине,
Почему он возникает,Кто точней ответит мне?
Ответ: Летящий самолет, выбрасывая частички дыма, вносит тем самым в пар центры
конденсации. Пар быстро конденсирует, и за самолетом образуется облачный след.
5.Хлынул дождик проливной,
Но почему потом повисло
цветное в небе коромысло?
Ответ: Радуга возникает вследствие полного отражения и дисперсии лучей в дождевых
каплях. При этом цветные лучи рассеиваются с наибольшей интенсивностью в направлении,
образующем угол 42 градуса с направлением солнечных лучей.
6.На улице ужасный гололед.
Автомобиль наш сделал поворот,
И занесло нас сильно вдруг.
Но почему, скажи мне, друг?
Ответ: При большой скорости в гололед трение колес о полотно дороги оказывается
недостаточным для создания необходимой центростремительной силы.
7.Смотри, из мешка высыпают зерно.
Конической горкой ложится оно.
Не ровным слоем – почему?
Объясни, и я пойму.
Ответ: Зерно при высыпании из мешка не распределяется по полу ровным слоем, а образует
кучу конической формы, потому что трение между зёрнами уравновешивает скатывающую
силу.
8.Если ртуть на пол прольётся,
Мигом в шарик соберется.
Ты ответь мне, почему,
Поясни и я пойму?
Ответ: Не смачивающая жидкость принимает форму шара, т.е. минимальную
поверхность, а смачивающая жидкость растекалась бы по поверхности пола. Ртуть не
смачивает дерево.
9.В шарах и зонтах, знаем наперед,
Применяют гелий, водород.
Почему, скажи мне побыстрей,
Тогда он ввысь бежит скорей?
Ответ: Гелий и водород легче воздуха. Движение этих газов вверх обусловлено
аэростатическим давлением воздуха, вытесняющего эти газы.
. 10.Жарче день – обильней росы
Серебрят ночную тьму.
Осаждаются повсюду.
Кто ответит, почему?
Ответ: В жаркий день испаряется больше воды, чем в обыкновенный день, и абсолютная
влажность воздуха возрастает, поэтому под утро при охлаждении воздуха конденсируется
больше пара, и будет обильней роса.
Подведение итогов.
Слово жюри. Награждение команд.