Статья "Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике"
Оценка 5
Научные работы
doc
математика +1
Взрослым
07.02.2018
В статье раскрывается вопрос эффективности использования межпредметных связей в обучении физике в старшей школе. Обосновывается актуальность вопроса, даются некоторые теоретические положения темы, предлагается практикоориентированный материал (из опыта работы). Статья будет полезна учителям общеобразовательной школы, студентам 1 курса, обучающимся в учреждениях профессионального образования.Статья об опыте использования межпредметных связей в преподавании физики
статья по физике.doc
Методы интеграции предметов естественнонаучного цикла
Модуль 5.
Математическая статистика и физика
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
«Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по
физике»
Занина Людмила Валентиновна,
преподаватель ГБПОУ «Осинский ППК»
. ru
@ yandex
lud
. zanina
В общеобразовательной школе
основное внимание до их пор
традиционно уделяется накоплению знаний. Поэтому ученик не всегда
может переносить имеющиеся у него успешные знания в рамках одного
конкретного предмета на другие сферы науки. Но в связи с внедрением ФГОС
ООО меняется цель образования: из «знаниевой» она трансформируется в
деятельностную. Как следствие, появляются новые технологии обучения.
Одной из них является технология установления межпредметных знаний.
Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует
более полному усвоению знаний, формированию научных понятий и законов,
формированию мировоззрения, понимания взаимосвязи явлений в природе и
обществе. Это имеет огромное воспитательное значение. Кроме того,
способствует повышению научного уровня знаний учащихся, развитию
логического мышления и их творческих способностей.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на
качественно новом уровне решаются задачи обучения, но также закладывается
фундамент для комплексного видения подходов к решению сложных проблем
реальной действительности.
Обобщённый характер познавательной деятельности позволяет шире
применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении
частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в
будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников
средней школы.
Средства реализации межпредметных связей могут быть различны:
1. Вопросы межпредметного содержания, направляющие деятельность
школьников на воспроизведение ранее изученных в других учебных
курсах и темах знаний и их применение при усвоении нового материала.
2. Межпредметные задачи, которые требуют подключения знаний из
различных предметов или составлены на материале одного предмета, но
используются с определенной познавательной целью в преподавании
другого предмета.
1 Методы интеграции предметов естественнонаучного цикла
3. Домашнее задание межпредметного характера – постановка вопросов на
размышление, подготовка сообщений, рефератов, изготовление
наглядных пособий, составление таблиц, схем, кроссвордов, требующих
знаний межпредметного характера.
4. Учебный эксперимент – если предметом его являются биологические
объекты и химические (физические) явления, происходящие в них.
Рассмотрим классификацию межпредметных связей,
которые
характеризуются, прежде всего, структурой.
Таблица 1. Классификация межпредметных связей
Используя процесс интеграции наук в школьном обучении,
можно достичь
межпредметные связи,
реализующийся через
следующих результатов:
а) Знания приобретают качества системности;
б) Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному
применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в
другую (что лежит в основе творческого подхода к научной и художественной
деятельности человека в современных условиях);
в) Усиливается мировоззренческая направленность познавательных
интересов учащихся;
г) Более эффективно формируются убеждения обучающихся,
достигается всестороннее развитие личности;
д)
Повышается оптимизация,
интенсификация учебной и
педагогической деятельности.
2 Методы интеграции предметов естественнонаучного цикла
Одна из наиболее эффективных форм реализации межпредметных
связей на уроках физики – это интегрированные уроки.
Опыт работы по использованию математического аппарата на уроках
физики позволяет утверждать, что при этом происходит объединение
физических и математических знаний направленных на рассмотрение и
решение какойлибо пограничной проблемы, позволяющих добиться
целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса
при формировании навыка и умения решения математических задач.
Математика многое дает физике. Математический аппарат необходим
физике как язык для описания физических процессов и явлений, один из
методов физического исследования. Кроме этого, неотъемлемой частью
изучения физики является решение задач.
Так, язык дифференциального и интегрального исчислений открывает
большие возможности для более строгого определения ряда физических
величин, записи физических законов, формул, выражающих суть отдельных
физических понятий (ЭДС индукции; силы тока, возникающего в рамке,
вращающейся в магнитном поле, и др.).
Перед изучением графической интерпретации механического движения,
изопроцессов ученики вспоминают уравнения и графики из курса алгебры.
Для решения физических задач с использованием тригонометрических
функций sin , cos , tg , ctg , записываем на доске формулы их
нахождения .
α
α
α
α
При решении задач по геометрической оптике очень полезно вспоминать
геометрические теоремы о подобии треугольников, равенстве углов.
Он необходим для запоминания трех различных,
Решение любой расчётной задачи связано с формулами, поэтому надо
уметь их преобразовывать. Для этого полезно использовать «треугольник
формул».
но
взаимосвязанных формул. Рассмотрим самую первую взаимосвязь трех
физических величин, которые на уроках математики мы почти наизусть
выучили: скорость, путь, время. Достаточно помнить лишь основную формулу
и воспользоваться треугольникомпомощником для её преобразования.
Треугольник формул
=
>
Как определить плотность тела?
=
>
Известно
плотность
вещества
определяется отношением массы к
объему тела.
Таблица 2. Применение «треугольника формул»
3 Методы интеграции предметов естественнонаучного цикла
Координатный метод решения задач используется во всех разделах
механики: кинематике, динамике, статике.
Основной задачей кинематики является определение координаты
материальной точки в любой момент времени. Проекцией вектора на ось есть
скалярная величина, равная произведению модуля вектора на косинус угла,
который этот вектор образует с положительным направлением оси.
Рисунок 1. Проекция вектора на ось
Уравнение для проекции на ось Х вектора скорости как функции
времени есть производная функции перемещения материальной точки:
Vх=dx/dt=V0х+ахt. Умение составлять эти два уравнения и является одним из
главных умений, необходимых для решения задач кинематики.
Хорошие результаты дает систематическая работа по построению
графиков функций и их производных, а также их чтению в применении к
конкретным физическим процессам: ?(t), a(t), s(t), Ф(t), ?(t), е(t), q(t) и т.д.
Рисунок 2 . Физический смысл производной
Для того чтобы повысить уверенность в собственных физико
математических компетенциях, ребята создают и таблицы по составлению
формул определенного раздела, по нахождению ошибок (заданияловушки),
проверяют друг друга по ним, тренируя, таким образом, критическое
мышление и интуицию. Эту работу можно проводить как в группах, парах, так
и индивидуально с каждым учащимся. Практика показала, что процесс
систематизации,
обобщения знаний эффективнее протекает при
взаимодействии и взаимоконтроле самих учащихся.
4 Методы интеграции предметов естественнонаучного цикла
Таблица 3. Таблицаловушка
Такая работа дает возможность учащимся задуматься о конкретных
физических величинах и зависимостях, не торопиться со скоропалительными
выводами, присмотреться к предложенным графикам и только после
определенных аналитикосинтетических действий делать выводы. В
дальнейшем эта своеобразная настороженность обязательно поможет им на
экзамене.
Таким образом, подготовка к ЕГЭ – длительный, кропотливый процесс,
который следует планировать заранее. Практика показывает, что повторение к
экзамену занимает меньше времени и дает лучший результат, если знания
учеников актуализировать с использованием межпредметных связей. Это дает
возможность учителю при систематизации знаний учащихся обогатить их
понятийный багаж, научить применять его в разных ситуациях, в том числе в
условиях экстренной мобилизации и реорганизации всего множества
имеющихся у выпускников сведений на едином государственном экзамене.
Литература
1. Кулагин, П.Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, 1983
2. Кудрявцев, Ю.Н. Методы решения физических задач. – Ульяновск,
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки
работников образования, 2010 г.
3. Федорова, В.Н., Кирюшкин, Д.М. Межпредметные связи М., Педагогика,
1989.
5
Статья "Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике"
Статья "Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике"
Статья "Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике"
Статья "Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике"
Статья "Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.