Статья "Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике"
Оценка 5

Статья "Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике"

Оценка 5
Научные работы
doc
математика +1
Взрослым
07.02.2018
Статья "Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике"
В статье раскрывается вопрос эффективности использования межпредметных связей в обучении физике в старшей школе. Обосновывается актуальность вопроса, даются некоторые теоретические положения темы, предлагается практикоориентированный материал (из опыта работы). Статья будет полезна учителям общеобразовательной школы, студентам 1 курса, обучающимся в учреждениях профессионального образования.Статья об опыте использования межпредметных связей в преподавании физики
статья по физике.doc
Методы интеграции предметов естественнонаучного цикла Модуль 5. Математическая статистика и физика САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА «Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике» Занина Людмила Валентиновна, преподаватель ГБПОУ «Осинский ППК»  .  ru  @   yandex   lud   .  zanina   В   общеобразовательной   школе     основное   внимание   до   их   пор традиционно   уделяется   накоплению   знаний.   Поэтому     ученик   не   всегда может   переносить   имеющиеся   у   него   успешные   знания   в   рамках   одного конкретного предмета на другие сферы науки. Но в связи с внедрением ФГОС ООО   меняется   цель   образования:   из  «знаниевой»  она   трансформируется   в деятельностную.   Как   следствие,   появляются   новые   технологии   обучения. Одной из них является технология установления межпредметных знаний.  Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, формированию мировоззрения, понимания взаимосвязи явлений в природе и обществе.   Это   имеет   огромное   воспитательное   значение.   Кроме   того, способствует   повышению   научного   уровня   знаний   учащихся,   развитию логического мышления и их творческих способностей. С   помощью   многосторонних   межпредметных   связей   не   только   на качественно новом уровне решаются задачи обучения, но также закладывается фундамент для комплексного видения подходов к решению сложных проблем реальной действительности. Обобщённый   характер   познавательной   деятельности   позволяет   шире применять   знания   и   умения   в   конкретных   ситуациях,   при   рассмотрении частных   вопросов,   как   в   учебной,   так   и   во   внеурочной   деятельности,   в будущей   производственной,   научной   и   общественной   жизни   выпускников средней школы.  Средства реализации межпредметных связей могут быть различны: 1. Вопросы   межпредметного   содержания,   направляющие   деятельность школьников   на   воспроизведение   ранее   изученных   в   других   учебных курсах и темах знаний и их применение при усвоении нового материала. 2. Межпредметные   задачи,   которые   требуют   подключения   знаний   из различных предметов или составлены на материале одного предмета, но используются   с   определенной   познавательной   целью   в   преподавании другого предмета. 1 Методы интеграции предметов естественнонаучного цикла 3. Домашнее задание межпредметного характера – постановка вопросов на размышление,   подготовка   сообщений,   рефератов,   изготовление наглядных пособий, составление таблиц, схем, кроссвордов, требующих знаний межпредметного характера. 4. Учебный эксперимент – если предметом его являются биологические объекты и химические (физические) явления, происходящие в них. Рассмотрим   классификацию   межпредметных   связей,   которые характеризуются, прежде всего, структурой.  Таблица 1. Классификация межпредметных связей Используя   процесс   интеграции   наук   в   школьном   обучении,   можно   достичь   межпредметные   связи, реализующийся   через следующих результатов: а) Знания приобретают качества системности; б)   Умения   становятся   обобщенными,   способствуют   комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую (что лежит в основе творческого подхода к научной и художественной деятельности человека в современных условиях); в)   Усиливается   мировоззренческая   направленность   познавательных интересов учащихся; г)   Более   эффективно   формируются   убеждения   обучающихся, достигается всестороннее развитие личности; д)   Повышается   оптимизация,   интенсификация   учебной   и педагогической деятельности. 2 Методы интеграции предметов естественнонаучного цикла Одна   из   наиболее   эффективных   форм   реализации   межпредметных связей на уроках физики – это  интегрированные уроки. Опыт работы по использованию математического аппарата   на уроках физики   позволяет   утверждать,     что   при   этом  происходит   объединение физических   и   математических   знаний   направленных   на   рассмотрение   и решение   какой­либо   пограничной   проблемы,   позволяющих   добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса при формировании навыка и умения решения математических задач. Математика многое дает физике.  Математический аппарат необходим физике   как   язык   для   описания   физических   процессов   и   явлений,   один   из методов   физического   исследования.  Кроме   этого,   неотъемлемой   частью изучения физики является решение задач. Так, язык дифференциального и интегрального исчислений открывает большие   возможности   для   более   строгого   определения   ряда   физических величин, записи физических законов, формул, выражающих суть отдельных физических   понятий   (ЭДС   индукции;   силы   тока,   возникающего   в   рамке, вращающейся в магнитном поле, и др.). Перед изучением графической интерпретации механического движения, изопроцессов  ученики  вспоминают уравнения и графики из курса алгебры. Для решения физических задач с использованием тригонометрических функций   sin ,   cos ,   tg ,   ctg ,   записываем   на   доске   формулы   их нахождения . α α α α При решении задач по геометрической оптике очень полезно вспоминать геометрические теоремы о подобии треугольников, равенстве углов.   Он   необходим   для   запоминания   трех   различных, Решение любой расчётной задачи связано с формулами, поэтому надо уметь   их   преобразовывать.   Для   этого   полезно   использовать   «треугольник формул».   но взаимосвязанных   формул.   Рассмотрим     самую   первую   взаимосвязь   трех физических   величин,   которые   на   уроках   математики   мы   почти   наизусть выучили: скорость, путь, время. Достаточно помнить лишь основную формулу и воспользоваться треугольником­помощником для её преобразования. Треугольник формул = > Как определить плотность тела? = > Известно  плотность вещества определяется   отношением   массы   к объему тела.   Таблица 2. Применение «треугольника формул» 3 Методы интеграции предметов естественнонаучного цикла Координатный   метод   решения   задач   используется   во   всех   разделах механики: кинематике, динамике, статике. Основной   задачей   кинематики   является   определение   координаты материальной точки в любой момент времени. Проекцией вектора на ось есть скалярная величина, равная произведению модуля вектора на косинус угла, который этот вектор образует с положительным направлением оси.   Рисунок 1. Проекция вектора на ось Уравнение   для   проекции   на   ось   Х   вектора   скорости   как   функции времени   есть   производная   функции   перемещения   материальной   точки: Vх=dx/dt=V0х+ахt. Умение составлять эти два уравнения и является одним из главных умений, необходимых для решения задач кинематики. Хорошие   результаты   дает   систематическая   работа   по   построению графиков  функций и их  производных, а  также их  чтению  в  применении  к конкретным физическим процессам: ?(t), a(t), s(t), Ф(t), ?(t), е(t), q(t) и т.д. Рисунок 2 . Физический смысл производной Для   того   чтобы   повысить   уверенность   в   собственных   физико­ математических   компетенциях,   ребята   создают   и   таблицы   по   составлению формул определенного раздела, по нахождению ошибок (задания­ловушки), проверяют   друг   друга   по   ним,   тренируя,   таким   образом,   критическое мышление и интуицию. Эту работу можно проводить как в группах, парах, так и   индивидуально   с   каждым   учащимся.   Практика   показала,   что   процесс систематизации,   обобщения   знаний   эффективнее   протекает   при взаимодействии и взаимоконтроле самих учащихся. 4 Методы интеграции предметов естественнонаучного цикла Таблица 3. Таблица­ловушка Такая   работа   дает   возможность   учащимся   задуматься   о   конкретных физических величинах и зависимостях, не торопиться со скоропалительными выводами,   присмотреться   к   предложенным   графикам   и   только   после определенных   аналитико­синтетических   действий   делать   выводы.   В дальнейшем эта своеобразная настороженность обязательно поможет им на экзамене. Таким образом, подготовка к ЕГЭ – длительный, кропотливый процесс, который следует планировать заранее. Практика показывает, что повторение к экзамену   занимает   меньше   времени   и   дает   лучший   результат,   если   знания учеников актуализировать с использованием межпредметных связей. Это дает возможность   учителю   при   систематизации   знаний   учащихся   обогатить   их понятийный багаж, научить применять его в разных ситуациях, в том числе в условиях   экстренной   мобилизации   и   реорганизации   всего   множества имеющихся у выпускников сведений на едином государственном экзамене. Литература  1. Кулагин, П.Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, 1983 2. Кудрявцев, Ю.Н.   Методы     решения физических   задач. – Ульяновск, Ульяновский   институт   повышения   квалификации   и   переподготовки работников образования, 2010 г.  3. Федорова, В.Н., Кирюшкин, Д.М. Межпредметные связи ­ М., Педагогика, 1989. 5

Статья "Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике"

Статья "Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике"

Статья "Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике"

Статья "Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике"

Статья "Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике"

Статья "Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике"

Статья "Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике"

Статья "Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике"

Статья "Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике"

Статья "Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по физике"