Для 4 классов
Составила: Брагина Татьяна Александровна
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Кто-то любит математику, кто-то русский язык, а фокусы и приключения со словами и числами, думаю, интересны всем. Сегодня мы с вами будет исследователями И учеными
Мы с вами сыграем в игру «Удивительные палиндромы» Для начала давайте разделимся на три команды (по 6 человек), в каждой команде выберите своего капитана, придумайте название. Не забывайте, вы команда, а девиз команды «один за всех и все за одного. Всё делаем вместе, сообща». Наша игра будет состоять из 6 заданий, каждое задание оценивается, вы зарабатываете баллы. Чем больше правильных ответов, тем больше баллов.
II.
1 этап – Мы - исследователи.
Задание 1: Каждая команда получает набор карточек. Ваша задача – составить слова из букв, объяснить полученное слово, в чём особенность вашего слова.
Оценка задания: слово составлено правильно, дано толкование слова – 2б.
Слова: ШАЛАШ(домик из веток), ПОТОП (наводнение), МАДАМ (вежливое обращение к замужней женщине). Дети должны прийти к выводу: слова читаются слева направо и справа налево одинаково.
Ведущий: Это необычные слова в русском языке. Это ПАЛИНДРОМЫ. (СЛАЙД)
Таких слов в русском языке немного. Продолжаем знакомиться со словами – палиндромами.
Вы любите загадки? А отгадкой обязательно должен быть палиндром.
Задание 2: Отгадайте загадки. (отгадки на листочках)
Загадки.
1. Слева и справа читаешь – кусок земли или глины получаешь. (Комок)
2. А это слово - читай сначала, читай с конца – означает военные приёмы китайского бойца. (УШУ)
3. На диете мы сидим,
Ничего мы не едим.
Мы три дня совсем не ели
И плетемся … (еле-еле)
«Доскажи словечко»
4. Так называли глаз в древности? (око)
5.В кобуру, а не в карман убирается (наган – револьвер, пистолет)
6. от заказчика у нас есть огромнейший (заказ)
7. драться шашкою мастак удалой донской (казак)
8. Молока коту я дал и смотрел как он …(лакал)
9.Я вчера четыре раза на чердак на крыше …(лазал)
Оценка задания: За каждый правильный ответ по 1 баллу.
Ведущий: Продолжаем наши исследования в области слов – палиндромов. Любите разгадывать кроссворды? Вам предстоит узнать новые слова. Готовы. Задание на экране. Слово по вертикали уже открыто, мы с вами уже с ним знакомы.
Задание 3: Внимательно читаем вопросы от 1до 9, вписываем ответы в кроссворд.
Оценка задания: За каждый правильный ответ по 1 баллу.
Проверка результатов работы (слайд)
2 этап – Мы – учёные.
Ведущий: В русском языке существуют не только слова палиндромы, но и целые фразы – палиндромы. Например, одна из таких фраз звучит в известной сказке Алексея Толстого «Приключения Буратино»: А роза упала на лапу Азора. (Слайд)
Учёные создают научные труды, а мы с вами будем составлять фразы - палиндромы.
Задание 4: Дано начало фразы, допишите конец. Помните правило: вторая часть палиндрома – это прочитанная наоборот первая часть (работа с карточками)
Образец для рассуждения:
Город (читаем слово в обратном порядке) дорог.
1. Тонет енот.
2. Дорога з а город.
3. Арбуз у зубра.
4.А собака боса
5.Я ем з мея
6. То ров, то отворот.
Ведущий: Как вы думаете, много ли таких фраз-палиндромов в русском языке?
На самом деле, очень много.
Физкульт - минутка: Встали, ручки размяли, поквакали руками, потопали ногами, встряхнули руками, топнули ногами, повернулись налево, направо.Улыбнулись друг другу. Продолжаем работу.
Ведущий: А сейчас я вам предлагаю вернуться к нашим словам – палиндромам. Давайте закодируем их с помощью цифр. Гласные – цифрой 1, согласные – цифрой 2. Работа со слайдами.
21212 (шалаш), 212 (кок), 121121 (еле-еле), 121 (око), 21212 (потоп), 1221(Алла)
Ведущий: Прочитайте эти числа. Что вы можете о них сказать?
Выводы детей: в математике есть тоже палиндромы.
Ведущий: Приведите примеры чисел-палиндромов.
Примеры детей.
Ведущий: Палиндромические числа давно заинтересовали ученых – математиков. Эти числа не просто красивы, но ещё и обладают рядом замечательных свойств.
Вот одно из них.
Например, возьмем число 38. Запишем его в обратном порядке 83. А теперь попробуем их сложить.
38 + 83 = 121 – палиндром.
Случайно ли это? Попробуем еще.
58 + 85 = 143 – не палиндром, продолжим: 143 + 341 = 484 – палиндром.
Задание 5:К данному числу прибавить обратное число, получить число палиндром, определить шаг числа – палиндрома.
Получите число – палиндром, и скажите, на каком шагу вы его получили?
1. 67 + 76 = 143 143 + 341 = 484 (на втором шагу)
2. 57 + 75 = 132 132 + 231 = 363(на втором шагу)
3. 92 + 29 = 131 131+131=262 (на первом и втором шагах)
Оценка задания: За правильно составленную цепочку чисел – палиндромов 2 балла.
Ведущий: Мир палиндромов очень загадочный. Объекты –палиндромы существуют в жизни рядом с нами. Показать слайд (очки, песочные часы, обереги в декоративно-прикладном творчестве).
Ведущий: Я предлагаю вам, оценить нашу игру с помощью смайликов. Каждой команде выдаются смайлы, выберите смайл, на ваш взгляд, который заслуживает наша игра.
С улыбкой+ – всё отлично, игра очень понравилась.
Усмешка ? – так себе, моментами не понравилось.
Грусть !- игра не понравилась.
Дети: Выбор смайлов. Оценка игры.
Ведущий: Посмотрите внимательно на смайлы ? Это тоже объект - палиндром.
В конце игры подсчитывают баллы, набранные командами.
Награждение.
Ведущий: Надеюсь, сегодняшняя игра останется у вас в памяти надолго.
Играйте в интеллектуальные игры, развивайте свои способности и добро пожаловать к нам в интеллектуальный клуб.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.