Технологическая карта интеллектуальной игры «Знатоки природы»
Учитель: Минина М.Ю.
Аудитория: учащиеся начальной школы.
Тема: «Знатоки природы»
Тип урока: обобщение
Цель: Развитие познавательной активности учащихся, интеллекта, расширение кругозора.
Задачи: 1. Обобщить знания детей о животных и растениях в игровой форме.
2. Развивать умение делать выводы, рассуждать, сопоставлять.
3. Воспитывать чувство самоуважения, уважения к другим и бережного отношения к природе.
Ожидаемый результат: Повышение уровня знаний о живой природе. Осознание ответственности за сохранение природы.
Метапредметные УУД.
Личностные: принимать точку зрения другого человека, быть доброжелательным, отзывчивым, высказывать свое мнение, применять полученные знания
на практике, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, смыслообразование.
Проявление эмоционального отношения к воспитательной деятельности.
Регулятивные УУД: определять тему игры, планировать свои действия, приходить к общему решению, формулировать свою точку зрения, оценивать
свою деятельность и деятельность других, выполнять общие для всех правила поведения, выделять и осознавать то, что уже усвоено, применять знания,
полученные на других учебных предметах, оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, стремиться их преодолеть.
Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы, сравнивать, анализировать, привлекать жизненный опыт учащихся, понимать
заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, извлекать информацию из иллюстраций и текста.
Коммуникативные УУД: выстраивать ответы, согласно поставленному вопросу, взаимодействовать в команде, высказывать свое мнение, слушать и
понимать речь других, строить понятные для партнёра высказывания, участвовать в коллективном обсуждении, оформлять свои мысли в устной форме, уметь
определять уровень усвоения учебного материала, читать тексты, выявлять их смысл.
Основные понятия: природа, окружающая среда, экология, поведение в природе, роль растений и животных для жизни и здоровья человека.
Методы.
Словесные: подводящий к теме диалог, беседа.
Наглядные: картинка планеты Земля; карточки со словами: солнце, вода, почва, воздух; картинки с изображениями: грибов, растений, животных,
человека.
ИКТ: презентация к занятию.
Формы: индивидуальная, групповая.
Самостоятельная работа в команде: дети выбирают ответы на вопросы и предлагают свое решение.
Оборудование: ручки, листочки.
Ресурсы.
1. Литература: • Архарова Л.И. Гребёнкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы./М: Центр
«педагогический поиск», 2004 – 160 с.
• Окружающий мир. 2 – 4 классы: олимпиадные задание / Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 138 с.
2. Интернет: 1)http://pics.livejournal.com/confessionlove/pic/00004sdq
2)http://www.studsupport.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=957:20111016202155&catid=61:doklad&Itemid=307
Этап
урока
I. Подготовительный
этап
1. Самоопределение к
деятельности (орг.
момент)
(1 мин.)
Решаемые
задачи
Создать
эмоциональны
й настрой.
Деятельность учителя
Мотивирует учащихся на начало игры.
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно
пожелайте друг другу добра.
Я вам тоже желаю добра и хорошего настроения на весь
урок.
Деятельность
учащихся
Занимают свои
места, выполняют
самооценку
готовности к игре,
эмоционально
настраиваются на
игру.
2. Мотивация и
актуализация знаний (5
мин.)
Мотивировать
учащихся на
тему урока.
Выявить
имеющиеся у
обучающихся
знания по
данной теме.
Отвечают на
поставленные
вопросы,
аргументируют свои
позиции.
Сегодня мы проведем интеллектуальную игру.
Игру для ума. Проверим ваши интеллектуальные
способности.
На доске появляется изображение Земли
Ребята, что это такое? (Планета Земля) Слайд №1
Мы знаем достаточно много о планетах Солнечной
системы, чтобы сравнивать Землю с замороженным
Марсом, мертвой Луной, кипящей Венерой.
Что же делает нашу планету Земля такой прекрасной
среди планет Солнечной системы?
(Жизнь)
Конечно жизнь. А без чего не возможна жизнь на Земле,
узнаете, если ответите на вопросы.
1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле.
(Солнце)
2. Вещество, которое существует на планете в трех
состояниях. (Вода)
3. Плодородный слой Земли. (Почва)
Формируемые УУД
Личностные:
самоопределение к
деятельности.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
одноклассниками.
Регулятивные:
управлять своим
настроением.
Регулятивные:
выделять и осознавать
то, что уже усвоено.
Коммуникативные:
слушать и понимать речь
других;
строить понятные для
партнёра высказывания.
Познавательные:
понимать заданный
вопрос, в соответствии с
ним строить ответ в
устной форме;
опора на ранее
полученные знания. 4. Смесь газов. (Воздух)
Молодцы! Жизнь невозможна без солнца, воды, почвы,
воздуха.
Как назвать одним словом солнце, воду, почву, воздух?
(Солнце, вода, почва, воздух – неживая природа)
Назовите, что же тогда относится к живой природе?
(Грибы, растения, животные, бактерии и сам
человек)
Организует обсуждение темы и задачи урока.
Может, ктото догадался, о чем же мы сегодня с вами
будем говорить? (Ответы детей)
Нас окружает живая и не живая природа. Но ближе нам
всем – это растения и животные, которые нас окружают
и нуждаются в нашей любви и внимании. Они и станут
героями игры – «Знатоки природы». Слайд №2
Какие задачи вы поставите? (Ответы детей)
Мы с вами сегодня вспомним и обобщим знания,
полученные на уроках окружающего мира, и не только на
уроках, потренируем свой интеллект, проверим,
насколько вы умеете сотрудничать.
Объясняет правила игры. Представляет жюри.
В нашей игре принимают участие 3 команды.
Выберите командира и придумайте название, связанное
с нашей темой.
Позвольте представить вам уважаемое жюри.
В игре 4 блока – птицы, рыбы, звери, растения, в
каждом блоке по 4 вопроса. Я задаю вопрос, команды
обсуждают 1 минуту и записывают ответ на листочке,
после этого команды должны дать ответ в устной форме.
Командир выбирает одного из вас, кто будет отвечать.
Побеждает та команда, которая даст больше правильных
ответов и наберет максимум баллов.
Организует работу в командах и ответ на вопрос.
1 блок вопросов. Птицы
1. К нам поступила жалоба. Угадайте, кто жалуется?
Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им
3. Постановка учебной
задачи
(2 мин.)
II. Основной этап
4. Правила игры.
(2 мин.)
Организовать
работу по
формулировк
е темы и
постановки
задач урока
учащимися.
Познакомить
участников с
правилами
игры,
названием,
составом
жюри.
5. Ход игры.
1 блок вопросов
(30 мин.)
Обобщить и
закрепить
знания детей
полученных
Участвуют в
обсуждении темы и
задач урока,
формулируют их с
помощью учителя.
Личностные:
высказывать своё
мнение.
Регулятивные:
формулировать тему,
ставить учебные задачи с
помощью учителя.
Выбирают
командира,
придумывают
название.
Регулятивные:
планировать своё действие
в соответствии с
поставленной задачей
Команды обсуждают
вопросы и
записывают ответы
на листочках и дают
Коммуникативные:
участвовать в
коллективном обсуждении;
оформлять свои мысли в
устной форме. ответ в устной
форме.
Регулятивные:
планировать своё действие
в соответствии с
поставленной задачей.
на уроках
окружающего
мира,
внеклассных
занятиях…
не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые.
Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не
я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Слайд №3
(Сова с 1964 года находится под охраной государства.
Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые
способны уничтожить тонну зерна.)
2. Я, древесная птица, живу в лесах. С помощью клюва
добываю изпод коры деревьев вредителей и поедаю их в
большом количестве. За зимний день поедаю 150 жуков
короедов. Кто я? (Дятел) Слайд №4
3. Многие птицы стали символами в народе: лебедь —
символ верности и любви, ворон и сова — символы
мудрости. Назовите птицу символ мира. (Голубь)
Слайд №5
4. Многие птицы стали символами стран: павлин –
символ Индии, кардинал – символ США, фламинго –
символ Багам. Назовите птицу – символ России. (Орел)
Слайд №6
2 блок вопросов. Рыбы
1. На какой рыбе ездит водяной в русских народных
сказках? (Сом) Слайд №7
2. Какая морская рыба по форме напоминает шахматную
фигуру? (Морской конек.) Слайд №8
3. Это речная хищница. На ее зеленом теле есть полоски
и пятна. У нее очень острые зубы. Стой плотва и караси!
И пощады не проси! Я хозяйка здесь в пруду – На охоту
я иду. Эта рыба способна выполнять желания человека,
как и золотая рыбка. (Щука) Слайд №9
4. Белая, синяя, тигровая, китовая, колючая… Кто это?
(Виды акул) Слайд №10
3 блок вопросов. Звери
1. Большая пятнистая кошка с кисточками на ушах.
(Рысь) Слайд №11
2. Некоторых животных называют по другому, например:
медведь косолапый, лиса рыжая, заяц – косой… Этого
популярного зверька на Руси называли векша. О каком животном идёт речь? (Белка) Слайд №12
3. Этот зверь распространен по всей территории
Пермского края, обитает в основном в местах, богатых
веточным и травянистым кормом. Самый крупный зверь
в Пермском крае. (Лось.)
(Длина тела до 3х м, высота в холке 2 м, масса 300—
380 кг) Слайд №13
4. Разные животные, питаются поразному. Всех
животных, можно разделить на две большие группы,
хищники, и травоядные.
Хищники, это животные, которые питаются мясом
других животных.
Другая большая группа, это травоядные это
животные, которые питаются растительной пищей.
Есть животные, которые в зависимости от ситуации
питаются различными видами пищи. Их иногда называют
всеядными. Эти животные, в отличие от других
хищников, питаются не только мясом: они едят траву и
ягоды. (Медведи) Слайд №14
4 блок вопросов. Растения
1. У многих стран мира есть свои растения – символы: у
Ливана – ливанский кедр, у Канады – клён, у Японии –
сакура, у Индии – лотос. Какое дерево считается
символом нашей Родины? (Берёза) Слайд №15
2. Листья каких деревьев осенью краснеют?
(Осина, рябина, клен) Слайд №16
3. Зимой это дерево похоже на засохшую ель; весной
ветви дерева покрываются мягкими зелеными
иголочками; осенью они становятся золотистыми, а
зимой опадают. Что это за дерево?
(Лиственница) Слайд №17
4. Цветок туфля римской богини любви.
(Венерин башмачок.) Слайд №18
Организует рефлексию.
Давайте вспомним задачи, которые поставили в начале
игры. (Вспомнили и обобщили знания о живой природе)
III. Заключительный
этап
Подведение итогов по
Подвести
итог
совместной
Подводят итог
своей работы,
оценивают свою
Коммуникативные:
с достаточной полнотой
и точностью выражать игре.
Рефлексия.
(5 мин.)
деятельности
на уроке.
деятельность на
уроке. Выбирают
фразу и устно
отвечают.
Доказывают
актуальность своих
знаний и умений.
свои мысли.
Личностные:
принятие этих правил и
применение изученных
правил;
смыслообразование.
Регулятивные:
оценивать свою работу,
адекватно воспринимать
информацию учителя или
товарища, содержащую
оценочный характер
отзыва о работе.
После всей проделанной работы, ребята, ответьте,
пожалуйста, на вопрос:
Где вы можете применить ваши знания? (Во всех
сферах жизни и деятельности.)
Для человека домэто чаще всего четыре стены и
крыша; для зверя это лес, поля, горы; для рыб море,
озеро, река. Значит. У всего живого свой дом, а для
всех вместе наша планета Земля. Мы жители нашей
планеты являемся частью природы, которая нас
окружает. Мы не можем существовать без воды, света,
тепла, воздуха. Природа дает нам все и наш долг
охранять ее, дабы продлить жизнь на земле. И очень
важно, чтобы вы, ребята, научились любить, ценить и
охранять природу. И тогда жизнь станет для вас богаче и
интереснее. Вы не будете равнодушными и
бессердечными: кто любит природу, тот не испортит
дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.
Закончите предложение.
Я тоже хочу оценить вашу работу. Мне понравились
ваши ответы. Все были старательными, внимательными,
работали в команде дружно. Спасибо за игру!
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко
Подведение итогов. Слово жюри. Награждение.
Интеллектуальная игра "Знатоки природы"
Интеллектуальная игра "Знатоки природы"
Интеллектуальная игра "Знатоки природы"
Интеллектуальная игра "Знатоки природы"
Интеллектуальная игра "Знатоки природы"
Интеллектуальная игра "Знатоки природы"
Интеллектуальная игра "Знатоки природы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.