Интеллектуальная игра "Знатоки природы"

  • Конкурсы
  • docx
  • 10.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала тк Знатоки природы.docx
Технологическая карта интеллектуальной игры «Знатоки природы» Учитель: Минина М.Ю. Аудитория: учащиеся начальной школы. Тема: «Знатоки природы»  Тип урока: обобщение Цель: Развитие познавательной активности учащихся, интеллекта, расширение кругозора.          Задачи: 1.  Обобщить знания детей о животных и растениях в игровой форме.                2.  Развивать умение делать выводы, рассуждать, сопоставлять.                3.  Воспитывать чувство самоуважения, уважения к другим и бережного отношения к природе.  Ожидаемый результат: Повышение уровня знаний о живой природе. Осознание ответственности за сохранение природы.  Метапредметные УУД.  Личностные: принимать точку зрения другого человека, быть доброжелательным, отзывчивым, высказывать свое мнение, применять полученные знания на практике, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, смыслообразование. Проявление эмоционального отношения к воспитательной деятельности.  Регулятивные УУД: определять тему  игры, планировать свои действия, приходить к общему решению, формулировать свою точку зрения, оценивать  свою деятельность и деятельность других, выполнять общие для всех правила поведения, выделять и осознавать то, что уже усвоено, применять знания,  полученные на других учебных предметах, оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, стремиться их преодолеть.  Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы, сравнивать, анализировать, привлекать жизненный опыт учащихся, понимать  заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, извлекать информацию из иллюстраций и текста.  Коммуникативные УУД: выстраивать ответы, согласно поставленному вопросу, взаимодействовать в команде, высказывать свое мнение, слушать и  понимать речь других, строить понятные для партнёра высказывания, участвовать в коллективном обсуждении, оформлять свои  мысли в устной форме, уметь  определять уровень усвоения учебного материала, читать тексты, выявлять их смысл.   Основные понятия: природа, окружающая среда, экология, поведение в природе, роль растений и животных для жизни и здоровья человека. Методы.   Словесные: подводящий к теме диалог, беседа.  Наглядные: картинка планеты Земля; карточки со словами: солнце, вода, почва, воздух; картинки с изображениями: грибов, растений, животных,   человека. ИКТ: презентация к занятию. Формы: индивидуальная, групповая.  Самостоятельная работа в команде: дети выбирают ответы на вопросы и предлагают свое решение.  Оборудование: ручки, листочки. Ресурсы. 1. Литература:• Архарова Л.И. Гребёнкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы./М: Центр  «педагогический поиск», 2004 – 160 с. • Окружающий мир. 2 – 4 классы: олимпиадные задание / Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 138 с.  2. Интернет: 1)http://pics.livejournal.com/confessionlove/pic/00004sdq                          2)http://www.studsupport.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=957:2011­10­16­20­21­55&catid=61:doklad&Itemid=307 Этап урока I. Подготовительный  этап 1. Самоопределение к  деятельности (орг.  момент)  (1 мин.) Решаемые задачи Создать  эмоциональны й настрой. Деятельность учителя Мотивирует учащихся на начало игры.  ­ Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!  ­ Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно  пожелайте друг другу добра.                                       ­ Я вам тоже желаю добра и хорошего настроения на весь  урок.                                    Деятельность учащихся Занимают свои  места, выполняют  самооценку  готовности к игре,  эмоционально  настраиваются на  игру. 2. Мотивация и  актуализация знаний (5 мин.) Мотивировать учащихся на  тему урока.  Выявить   имеющиеся у  обучающихся  знания по  данной теме. Отвечают на  поставленные  вопросы,  аргументируют свои позиции. ­ Сегодня мы проведем интеллектуальную игру. Игру для ума. Проверим ваши интеллектуальные  способности. На доске появляется изображение Земли ­ Ребята, что это такое?  (Планета Земля) Слайд №1 ­ Мы знаем достаточно много о планетах Солнечной  системы, чтобы сравнивать Землю с замороженным  Марсом, мертвой Луной, кипящей Венерой. ­ Что же делает нашу планету Земля такой прекрасной  среди планет Солнечной системы?    (Жизнь) ­ Конечно жизнь. А без чего не возможна жизнь на Земле,  узнаете, если ответите на вопросы. 1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле. (Солнце) 2. Вещество, которое существует на планете в трех  состояниях.  (Вода) 3. Плодородный слой Земли.  (Почва) Формируемые УУД Личностные: ­ самоопределение к  деятельности. Коммуникативные: ­ планирование учебного  сотрудничества с  учителем и  одноклассниками. Регулятивные:  ­ управлять своим  настроением. Регулятивные: ­ выделять и осознавать  то, что уже усвоено. Коммуникативные:  ­ слушать и понимать речь других; ­ строить понятные для  партнёра высказывания. Познавательные: ­ понимать заданный  вопрос, в соответствии с  ним строить ответ в  устной форме; ­ опора на ранее  полученные знания.4. Смесь газов.  (Воздух) ­ Молодцы! Жизнь невозможна без солнца, воды, почвы,  воздуха. ­ Как назвать одним словом солнце, воду, почву, воздух? (Солнце, вода, почва, воздух – неживая природа) ­ Назовите, что же тогда относится к живой природе? (Грибы, растения, животные, бактерии и сам  человек) Организует обсуждение темы и задачи урока. ­ Может, кто­то догадался, о чем же мы сегодня с вами  будем говорить? (Ответы детей) ­ Нас окружает живая и не живая природа. Но ближе нам  всем – это растения и животные, которые нас окружают  и нуждаются в нашей любви и внимании. Они и станут  героями игры – «Знатоки природы». Слайд №2 ­ Какие задачи вы поставите? (Ответы детей) ­ Мы с вами сегодня вспомним и обобщим знания,  полученные на уроках окружающего мира, и не только на уроках, потренируем свой интеллект, проверим,  насколько вы умеете сотрудничать. Объясняет правила игры. Представляет жюри. ­ В нашей игре принимают участие 3 команды.  ­ Выберите командира и  придумайте название, связанное с нашей темой. ­ Позвольте представить вам уважаемое жюри.  ­ В игре 4 блока – птицы, рыбы, звери, растения, в  каждом блоке по 4 вопроса. Я задаю вопрос, команды  обсуждают 1 минуту и записывают ответ на листочке,  после этого команды должны дать ответ в устной форме. Командир выбирает одного из вас, кто будет отвечать.  Побеждает та команда, которая даст больше правильных  ответов и наберет максимум баллов. Организует работу в командах и ответ на вопрос. 1 блок вопросов. Птицы 1. К нам поступила жалоба. Угадайте, кто жалуется? Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им  3. Постановка учебной  задачи  (2 мин.) II. Основной этап 4. Правила игры. (2 мин.) Организовать  работу по  формулировк е темы и  постановки  задач урока  учащимися. Познакомить  участников с  правилами   игры,  названием,  составом  жюри. 5. Ход игры. 1 блок вопросов (30 мин.) Обобщить и  закрепить   знания детей  полученных  Участвуют в  обсуждении темы и  задач урока,  формулируют их с  помощью учителя. Личностные: ­ высказывать своё  мнение. Регулятивные: ­ формулировать тему,  ставить учебные задачи с  помощью учителя. Выбирают  командира, придумывают  название. Регулятивные: ­ планировать своё действие в соответствии с  поставленной задачей Команды обсуждают вопросы и  записывают ответы  на листочках и дают Коммуникативные: ­ участвовать в  коллективном обсуждении;  ­ оформлять свои  мысли в  устной форме.ответ в устной  форме. Регулятивные: ­ планировать своё действие в соответствии с  поставленной задачей. на уроках  окружающего  мира,  внеклассных  занятиях… не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые.  Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не  я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Слайд №3 (Сова с 1964 года находится под охраной государства.  Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые  способны уничтожить тонну зерна.) 2. Я, древесная птица, живу в лесах. С помощью клюва  добываю из­под коры деревьев вредителей и поедаю их в  большом количестве. За зимний день поедаю 150 жуков­ короедов. Кто я?  (Дятел) Слайд №4 3. Многие птицы стали символами в народе: лебедь —  символ верности и любви, ворон и сова — символы  мудрости. Назовите птицу ­ символ мира. (Голубь)  Слайд №5 4. Многие птицы стали символами стран: павлин –  символ Индии, кардинал – символ США, фламинго –  символ Багам. Назовите птицу – символ России. (Орел) Слайд №6 2 блок вопросов. Рыбы 1. На какой рыбе ездит водяной в русских народных  сказках?  (Сом) Слайд №7 2. Какая морская рыба по форме напоминает шахматную фигуру? (Морской конек.) Слайд №8 3. Это речная хищница. На ее зеленом теле есть полоски  и пятна. У нее очень острые зубы. Стой плотва и караси!  И пощады не проси! Я хозяйка здесь в пруду – На охоту  я иду. Эта рыба способна выполнять желания человека,  как и золотая рыбка.  (Щука) Слайд №9 4. Белая, синяя, тигровая, китовая, колючая… Кто это?  (Виды акул) Слайд №10 3 блок вопросов. Звери 1. Большая пятнистая кошка с кисточками на ушах.  (Рысь)  Слайд №11 2. Некоторых животных называют по другому, например: медведь ­ косолапый, лиса ­рыжая, заяц – косой… Этого  популярного зверька на Руси называли векша. О какомживотном идёт речь? (Белка) Слайд №12 3. Этот зверь распространен по всей территории  Пермского края, обитает в основном в местах, богатых  веточным и травянистым кормом. Самый крупный зверь  в Пермском крае. (Лось.) (Длина тела до 3­х м, высота в холке 2 м, масса 300— 380 кг) Слайд №13 4. Разные животные, питаются по­разному. Всех  животных, можно разделить на две большие группы,  хищники, и травоядные.     Хищники, это животные, которые питаются мясом  других животных.     Другая большая группа, это травоядные ­ это  животные, которые питаются растительной пищей.     Есть животные, которые в зависимости от ситуации  питаются различными видами пищи. Их иногда называют  всеядными. Эти животные, в отличие от других  хищников, питаются не только мясом: они едят траву и  ягоды. (Медведи) Слайд №14 4 блок вопросов. Растения 1. У многих стран мира есть свои растения – символы: у  Ливана – ливанский кедр, у Канады – клён, у Японии –  сакура, у Индии – лотос. Какое дерево считается  символом нашей Родины? (Берёза)  Слайд №15 2. Листья каких деревьев осенью краснеют?  (Осина, рябина, клен) Слайд №16 3. Зимой это дерево похоже на засохшую ель; весной  ветви дерева покрываются мягкими зелеными  иголочками; осенью они становятся золотистыми, а  зимой опадают. Что это за дерево? (Лиственница) Слайд №17 4.  Цветок ­ туфля римской богини любви. (Венерин башмачок.) Слайд №18 Организует рефлексию. ­ Давайте вспомним задачи, которые поставили в начале  игры. (Вспомнили и обобщили знания о живой природе) III. Заключительный  этап Подведение итогов по  Подвести  итог  совместной  Подводят итог  своей работы,  оценивают свою  Коммуникативные: ­ с достаточной полнотой  и точностью выражатьигре. Рефлексия. (5 мин.) деятельности  на уроке. деятельность на  уроке. Выбирают  фразу и устно  отвечают.  Доказывают  актуальность своих  знаний и умений. свои мысли. Личностные: ­ принятие этих правил и  применение изученных  правил; ­смыслообразование. Регулятивные:  ­ оценивать свою работу,  адекватно воспринимать  информацию учителя или  товарища, содержащую  оценочный характер  отзыва о работе. ­После всей проделанной работы, ребята, ответьте,  пожалуйста, на вопрос: ­ Где вы можете применить ваши знания? (Во всех  сферах жизни и деятельности.) ­ Для человека дом­это чаще всего четыре стены и  крыша; для зверя ­ это лес, поля, горы; для рыб ­ море,  озеро, река. Значит. У всего живого ­ свой дом, а для  всех вместе ­ наша планета Земля. Мы ­ жители нашей  планеты являемся частью природы, которая нас  окружает. Мы не можем существовать без воды, света,  тепла, воздуха. Природа дает нам все и наш долг  охранять ее, дабы продлить жизнь на земле. И очень  важно, чтобы вы, ребята, научились любить, ценить и  охранять природу. И тогда жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и  бессердечными: кто любит природу, тот не испортит  дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу. ­ Закончите предложение. ­ Я тоже хочу оценить вашу работу. Мне понравились  ваши ответы. Все были старательными, внимательными,  работали в команде дружно. Спасибо за игру! Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя. Е. Евтушенко Подведение итогов. Слово жюри. Награждение.