Цели игры: повторить и обобщить изученный материал по основным разделам русского языка; развивать логическое мышление и устную речь учащихся; воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету; формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.
Правила игры:
1) Класс делится на 2 команды.
2) Игровое поле - слайд, на котором представлены категории, вопросы и задания разного уровня сложности. Каждый вопрос имеет стоимость в баллах.
3) Последовательность выбора заданий командами определяется жеребьёвкой.
4) На обсуждение вопроса дается 30 секунд.
5) Ячейку выбирает команда, которая ответила правильно на последний вопрос.
6) На столах имеются сигнальные карточки, как только команда готова дать ответ, поднимается карточка.
7) При правильном ответе стоимость вопроса засчитывается в копилку команды, при неверном ответе – баллы снимаются.
8) Победителем считается команда, набравшая большее количество баллов. Этой команде предоставляется право сыграть в финале.Цели игры: повторить и обобщить изученный материал по основным разделам русского языка; развивать логическое мышление и устную речь учащихся; воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету; формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.
Правила игры:
1) Класс делится на 2 команды.
2) Игровое поле - слайд, на котором представлены категории, вопросы и задания разного уровня сложности. Каждый вопрос имеет стоимость в баллах.
3) Последовательность выбора заданий командами определяется жеребьёвкой.
4) На обсуждение вопроса дается 30 секунд.
5) Ячейку выбирает команда, которая ответила правильно на последний вопрос.
6) На столах имеются сигнальные карточки, как только команда готова дать ответ, поднимается карточка.
7) При правильном ответе стоимость вопроса засчитывается в копилку команды, при неверном ответе – баллы снимаются.
8) Победителем считается команда, набравшая большее количество баллов. Этой команде предоставляется право сыграть в финале.
Интеллектуальная викторина.Своя игра..doc
«Своя игра».
Интеллектуальная викторина по русскому языку для учащихся 79 классов.
Цели игры: повторить и обобщить изученный материал по основным разделам русского
языка; развивать логическое мышление и устную речь учащихся; воспитывать интерес к
русскому языку как учебному предмету; формировать навыки общения и работы в группе,
умение отстаивать своё мнение.
Правила игры:
1) Класс делится на 2 команды.
2) Игровое поле слайд, на котором представлены категории, вопросы и задания разного
уровня сложности. Каждый вопрос имеет стоимость в баллах.
3) Последовательность выбора заданий командами определяется жеребьёвкой.
4) На обсуждение вопроса дается 30 секунд.
5) Ячейку выбирает команда, которая ответила правильно на последний вопрос.
6) На столах имеются сигнальные карточки, как только команда готова дать ответ,
поднимается карточка.
7) При правильном ответе стоимость вопроса засчитывается в копилку команды, при
неверном ответе – баллы снимаются.
8) Победителем считается команда, набравшая большее количество баллов. Этой команде
предоставляется право сыграть в финале.
Интеллектуальная викторина сопровождается демонстрацией презентации «Своя игра».
Презентация создана в прикладной программе MS Power Point.
Категории:
Лексика + фразеология
Фонетика
Морфемика + словообразование
Морфология
Орфография
Синтаксис + пунктуация
10
10
10
10
10
10
20
20
20
20
20
20
30
30
30
30
30
30
40
40
40
40
40
40
50
50
50
50
50
50
Вопросы для категории «Лексика + фразеология»:
10 баллов. Что изучают лексика и фразеология?
Лексика (греч. lexikуs – «относящийся к слову», logos – «учение») это раздел науки о языке,
который изучает словарный состав языка.
Фразеология (от греч. phrásis – «выражение» и logos – «учение») раздел языкознания,
изучающий фразеологический состав языка.
20 баллов. «Чудесный квадрат» 1
2
3
4
По горизонтали запишите: 1) вид топлива; 2) упрямое животное; 3) корнеплод, 4) синоним к
слову знамя. А теперь прочитайте слова по вертикали. Получились те же слова!
30 баллов. Назовите антонимы в пословицах:
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Сытый голодного не разумеет.
Мир строит – война разрушает.
Старый друг лучше новых двух.
Друг спорит, а недруг поддакивает.
(Ученье неученье, свет тьма, сытый голодный, мир война, строит разрушает, старый
новый, друг – недруг, спорит – поддакивает.)
40 баллов. Вспомните фразеологизмы со словом голова.
(Человек с головой, горячая голова, быть на голову выше, в певую голову, выдать с головой,
голова кругом идёт, повесить голову, из головы вон, как снег на голову, ломать голову,
поднять голову, сложить голову, с ног до головы, потерать голову, разбить наголову, с больной
головы на здоровую.)
50 баллов. Подберите к каждому из данных слов синоним и антоним.
Жара – ... , ... (зной, холод).
Работа – ... , ... (дело, безделье).
Грусть – ... , ... (печаль, радость).
Аккуратный – ... , ... (опрятный, неряшливый).
Бранить – ... , ... (ругать, хвалить).
Вопросы для категории «Фонетика»:
10 баллов. Что изучает фонетика?
Фонетика (греч. phonetikos – «звуковой», от phone – «звук») – раздел языкознания, изучающий
звуки речи.
20 баллов. Загадки – шутки.
1. Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком.)
2. Что стоит посередине земли? (Буква М.)
3. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой О.)
30 баллов. Решите народную скороговоркузагадку.
Летели галки и сели на палки. Если на каждой палке сядет по галке, то для одной галки не
хватит палки. Если на каждой палке сядет по две галки, то одна из палок останется без галок.
Сколько было палок? Сколько было галок? (Три палки и четыре галки.)
40 баллов. Как называется наука, изучающая нормы произношения? (Орфоэпия.) 50 баллов. Во что превратятся башня, борт, бочка, быль, жар, жалость, если заменить в
них начальные звонкие согласные парными им глухими? (Башня – пашня, борт порт, бочка
почка, быль пыль, жар шар, жалость – шалость.)
Вопросы для категории «Морфемика + словообразование»:
10 баллов. Что изучают морфемика и словообразование?
Морфемика (греч. morphe – «форма») – это раздел языка, изучающий значимые структурные
части слова и его формы.
Словообразование – раздел языка, изучающий способы образования слов.
20 баллов. Назовите значимые части слова. Какие из них служат для образования новых слов?
А какие образуют формы одного и того же слова.
Значимые части слова: приставки, суффиксы служат для образования новых слов, окончание
служит для изменения слова и выражения его грамматического значения.
30 баллов. Игра «Третий лишний». Найдите в каждой группе слово, не являющееся
однокоренным.
1) Рисунок, рисовать, рисовая (каша).
2) Водитель, вода, водить.
3) Запах, пахать, пахарь.
4) Море, измор, морской (берег).
(Рисовая, вода, запах, измор.)
40 баллов. Назовите основные способы образования слов в русском языке.
(Суффиксальный, приставочный, приставочносуффиксальный, бессуффиксный, сложение
двух основ или слов, переход слов из одной части речи в другую.)
50 баллов. Составьте слово!
1) Приставка такая же, как в слове полёт.
2) Корень такой же, как в слове дарить.
3) Суффикс такой же, как в слове дружок.
4) Окончание такое же, как в слове лес.
Вопросы для категории «Морфология»:
10 баллов. Что изучает морфология?
Морфология (от греч. morphe «форма», logos «учение») это раздел науки о языке,
изучающий грамматические формы и грамматические значения частей речи.
20 баллов. Перечислите известные Вам части речи. (Самостоятельные части речи: имя
существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие,
причастие, деепричастие. Служебные части речи: предлог, союз, частица.)
30 баллов.
Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются
числительные. (С. Маршак «Двенадцать месяцев», А. Дюма «Три мушкетёра», М. Ю. Лермонтов
«Три пальмы», А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», В. Каверин «Два
капитана», Д. Лондон «Сердца трёх» и т. д.)
40 баллов. Ответьте на шуточные вопросы:
1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (ОНО, ТОТ)
2. Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я – МЫ) 3) Какие три местоимения самые чистые? (ВЫ – МЫ – ТЫ)
50 баллов. К каким частям речи относятся слова: быт – быть, ел – ель, жал – жаль, плач –
плачь, шест – шесть, ясен – ясень?
(Быт (сущ.) – быть (глагол), ел (глагол) – ель (сущ.), жал (глагол) – жаль (наречие), плач
(сущ.) – плачь (глагол), шест (сущ.) – шесть (числ.), ясен (кр. прил) – ясень (сущ.)
Вопросы для категории «Орфография»:
10 баллов. Вопрос – аукцион. Что изучает орфография?
Орфография (греч., от orthós «правильный» и gráphõ – «пишу») правописание, система
правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на
письме.
20 баллов. Определите, в какой последовательности пропущены гласные в словах: ф..соль,
с..наторий, ярм..рка, мак..роны.
1) а, а, а, а.
2) а, о, о, а.
3) а, а, о, о.
4) а, а, а, а. (Ответ: а, а, а, а.)
30 баллов. Назовите слова исключения, назовите орфограмму.
1. Ц . рк, ц . фра, панц . рь. 2. Ц . ган, ц . плёнок, ц . ц.
(Орфограмма «Гласные и и ы после ц». Слова – исключения: цыган, цыплёнок, цыц, на
цыпочках, цыкнуть.)
40 баллов. Прослушайте песню Радионяни. Сформулируйте правило, о котором идёт речь в
песне, приведите примеры на данное правило. Звучит танго «Непроизносимые согласные».
(Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова». Для проверки непроизносимого
согласного в корне необходимо подобрать родственное слово, чтобы этот согласный слышался
отчётливо: солнце – солнышко, прелестный – прелесть, местность – место, окрестный –
перекрёсток, сердце – сердечко, пастбище – пасти, грустно – грустить, здравствуйте –
здравие, чудесный – чудеса, ясно ясен).
50 баллов. Вставьте пропущенные буквы. Сформулируйте правило написания согласных на
конце приставок.
Бе . шумный, ра . дать, бе . ударный (гласный).
(Правописание приставок раз (рас ), без (бес), из (ис), воз (вос) зависит от их
произношения: З – произносится и пишется перед звонким согласным в корне; С – произносится
и пишется перед глухими согласными в корне.)
Звучит песня Радионяни.
Вопросы для категории «Синтаксис + пунктуация»:
10 баллов. Что изучают синтаксис и пунктуация?
Синтаксис (от греч . syntaxis – «построение, порядок») – раздел грамматики, который изучает
строение и значение словосочетаний, предложений, текста.
Пунктуация (от лат. punctum – «точка») система знаков препинания, правила их
употребления, их расстановка в тексте.
20 баллов. Расшифруйте схемы предложений, назовите пунктуационные правила, приведите
примеры. 1. [ ], и [ ]. 2. А: «П». 3. «П», а. 4. [О, …]!
(1. Запятая в сложном предложении: [ ], и [ ]. 2, 3. Пунктуация в предложениях с прямой
речью: А: «П». «П», а. 4. Знаки препинания при обращении: [О, …]!)
30 баллов. «КОТ В МЕШКЕ».
Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой
книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один
только вопросительный знак: «?».
Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?
(Ответ издателя: «!»)
40 баллов. Расскажите об однородных членах предложения, найдите ошибки в схемах:
1) [ О и О ]. 2) [ = ] и [ =]. 3) [ О а О]. 4) [ О , О].
(Однородные члены предложения — это члены предложения, которые являются одинаковыми
членами предложения, связаны между собой сочинительной связью (при помощи сочинительных
союзов и интонации или только интонационно) и зависят от одного и того же слова или
подчиняют его себе (одинаково относятся к одному и тому же члену предложения). Ошибки в
схемах: 2 – нужно поставить запятую перед союзом И в сложном предложении, 3 – следует
поставить запятую перед союзом А.)
50 баллов. Соединив буквы ходом шахматного коня, вы прочитаете русскую народную
пословицу, которую следует всем помнить. Первый ход надо сделать с белого поля в левом
верхнем углу. Какой знак препинания отсутствует на шахматной доске?
П
Р
У
Я
Ь
И
Е
О
Е
О
Т
Ч
Н
М
Т
И
В
Н
Е
А
(Повторение – мать учения. Отсутствует тире. Пунктограмма «Тире между подлежащим и
сказуемым».)
Вопросы для финала (стоимость всех вопросов – 10 баллов).
Задача – шутка. В какую букву и какое число надо вписать, чтобы это число увеличилось на
единицу? (Задача имеет два решения: в букву О можно вписать в 7 или в 17, получится во
семь или восемнадцать).
Загадочные круги. По кругу написано шесть букв. Сколько слов – имён существительных –
можно прочитать? (Ответ: сок, кол, око, село, осёл, сокол, лес, лесок, колесо.)
Волшебная буква. Старик Хоттабыч и Буратино занялись изучением русского языка. Взял Хоттабыч согласную
букву и прибавил к ней часть лица – у него получилось животное. Прибавил к этой же букве
полевое растение – и перед ним лиственное дерево.
Не выдержал тогда Буратино:
Дайка и я попробую.
Прибавил он к этой букве морское животное – оно превратилось в насекомое. Удивился
Буратино.
А старик Хоттабыч говорит:
Эта волшебная буква обладает ещё свойством делать кожаный пояс камнем, а речных рыб –
столярным инструментом.
Назовите эту волшебную букву!
(Ответ: буква к (крот, клён, комар, кремень, клещи).
Вопрос и ответ.
1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон.)
2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это? (Тень.)
3. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. Что это? (Яма.)
Из двух слов – одно. К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого
столбика так, чтобы у вас получились новые слова.
вол рак
приз овод
сено рис
кипа вал
сад окно
(Ответ: волокно, призрак, сеновал, кипарис, садовод.)
Подведение итогов игры. Награждение команд.
Интеллектуальная викторина для учащихся 7-9 кл
Интеллектуальная викторина для учащихся 7-9 кл
Интеллектуальная викторина для учащихся 7-9 кл
Интеллектуальная викторина для учащихся 7-9 кл
Интеллектуальная викторина для учащихся 7-9 кл
Интеллектуальная викторина для учащихся 7-9 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.