11 кл.
1. Известно, что вирусы-фаги, проникают в бактериальную клетку, оставляя свою белковую оболочку снаружи. Однако, через 20 – 30 минут из разрушенной бактериальной клетки выходят сотни новых фагов, имеющих и нуклеиновую кислоту, и белковую оболочку, которая была у них до проникновения в клетку. Как бактериальная клетка узнаёт о последовательности аминокислот в белке капсулы вируса? Сможет ли проникнуть в клетку человека вирус табачной мозаики? А размножиться в ней?
(ответ: последовательность аминокислот в капсуле белка фага записана в его нуклеиновой кислоте, которая транслируется в клетке. Вирус табачной мозаики не проникнет в клетку человека и не размножится в ней). 5 баллов.
2. Если в яйцеклетке лягушки разрушить ядро и вместо него пересадить в неё ядро из эпителиальной клетки другой лягушки, то из такой яйцеклетки с «чужим» ядром может быть выращена взрослая лягушка по всем признакам похожая на лягушку-донора ядра. Отчего это возможно?
(ответ: все соматические клетки организма содержат информацию о строении белков всего организма). 15 баллов.
3. БЛИЦ. 5 вопросов по 2 балла. На обсуждение каждого вопроса отводится 20 секунд.
1) Чёрный цвет мышиной шерсти кодируется геном «А», белый – «а». Каково будет отношение белых мышей к чёрным в потомстве, если оба родители гетерозиготны по данному признаку?
2) Существуют ли в природе живые безъядерные клетки?
3) Способны ли хромопласты к фотосинтезу?
4) Основную роль энергетического запаса клетки составляет аденозинтрифосфорная кислота (АТФ), может ли подобную роль в клетке выполнять гуанозинтрифосфорная кислота (ГТФ)?
5) Морула, бластула, гаструла …. О чём идёт речь?
(ответ: 1) 1 : 3, 2) да, 3) да, 4) да, 5) начальные стадии развития зародыша, после оплодотворения). 10 баллов.
4. Две инфузории-туфельки, подошли друг к другу на близкое расстояние. Через некоторое время наследственные признаки каждой особи изменились (у каждой туфельки появилась часть наследственной информации соседки), а потомства не появилось. Что же произошло?
(ответ: произошла коньюгация – обмен материалом ядра посредством перетекания кариоплазмы по плазматическому мостику из одной особи в другую) 15 баллов.
5. У волчьего лыка наибольшая концентрация яда в ягодах, у аконита – в корневище, у клещевины – в семенах. Чем можно объяснить избирательное накопление ядов разными органами растений?
(Ответ: всё зависит от того, какие органы наиболее охотно поедаются животными у данного вида растений, а также с защитой семян от поедания животными, не способными распространять их семена. Специфичность яда) 15 баллов.
6. Может ли мейоз привести к образованию клеток с двойным набором хромосом?
(ответ: да, если исходная клетка принадлежала тетраплоидному организму). 10 баллов.
7. Конечным продуктом азотистого обмена растений является аспарагин и глутамин, а у животных?
(ответ: мочевина). 5 баллов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.