ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребенка «Соликамскбумпром»
Детский сад № 22
Раздевалка в ДОУ как «учебник» родительской мудрости и педагогического мастерства».
Автор: Александрова Ирина Александрова, педагог высшей квалификационной категории
Актуальность:
Посещение родительских клубов, педагогических встреч не всегда доступны родителю по ряду причин как временных, так и личностных. Значит необходимо определить место, время, где родитель сможет пообщаться с педагогом, узнать успехи и проблемы своего ребенка, получить определенный объем информации, в том числе и педагогико-образовательный. Когда мы заходим в книжный магазин купить книгу, прежде всего нас привлекает обложка, а лишь затем содержание, так и раздевалка в детском саду, прежде всего должна быть яркой, интересной, чтобы остановить свой взгляд, чем-либо увлечься. Раздевалка является той самой обложкой, которая расскажет родителю, какие педагоги будут работать с их ребенком, насколько они увлечены своей профессией, как смогут помочь ему освоить сложности родительской мудрости и навыки педагогической компетентности. Именно педагог должен позаботиться о том, как будет выглядеть место, которое родитель посещает два раза в день, где ему будет интересно, комфортно, где он сможет узнать об успехах, достижениях своего ребенка, получить первоначальные азы педагогических компетенций. А значит, выстраивание гармоничных и профессиональных отношений с родителями, направленных на воспитание и развития их ребенка, необходимо начинать с комфортной для них среды.
Цель:
Создание условий, способствующих выстраиванию гармоничных отношений с родителями, направленных на повышение их педагогической компетентности в вопросах воспитания, развития и обучения.
Задачи:
1. Создать условия комфортного, доступного, открытого и привлекательного пребывания родителя в раздевалке.
2. Формировать средовое окружение раздевалки как места ненавязчивого обучения родителей педагогическим навыкам и умениям.
3. Способствовать формированию интереса родителей в собственном педагогическом просвещении.
4. Оказать практическую помощь семье в вопросах воспитания дошкольника.
5. Формировать у родителей позицию «заботливого, педагогически компетентного, ответственного родителя»
6. Поощрять желание родителей активно участвовать в жизни своего ребенка, группы, детского сада, в образовательном процессе.
7. Определить наиболее эффективные и интересные для родителей формы взаимодействия.
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды для родителей в раздевалки.
1. Насыщенность: определяется наличием настенных стендов (визитка, детские работы, режим, сетка, родительский уголок), демонстрационной системой (стенд настенный: информация от узкие специалистов) (стенд настольный: графики), папок для тематических уголков, информационных тетрадей, пластиковыми файловыми рамками разного размера: настольными, (папки ширмы, папки передвижки, объявления), индивидуальными (на детских шкафчиках), контейнерами - разделителями (тематические газеты), декоративными коробками (образовательные блокнотики «Маша –растеряша», памятки раздатки, буклеты), «кейс-портфелем» (передвижки «Играем дома», «Читаем дома», «Чем занять ребенка»), декоративными композициями (поэтический букет, букет эстетический).
2. Комфортность: в среде есть вешалка для одежды родителей в период ожидания ребенка, других родителей, педагогов, зеркало, диван, цифровая фоторамка, игры для совместной деятельности с ребенком, раскраски, мобильная библиотека (буккроссинг). Расположение материалов на разной высоте, шрифт уголков не менее 16 пт, тексты снабжено фотографиями и картинками.
3. Полифункциональность среды: материал раздевалки определяется образовательным уровнем родителей, возрастным возможностям ребенка и содержанию Программы. В среде имеются материалы тематической информации, образования, эстетического созерцания, игровой деятельности, занятия с ребенком, информация о собственном ребенке.
4. Вариативность среды предполагает: периодичность сменяемого материала и возможность найти для себя материал для изучения, практического применения, рекламы себя.
5. Доступность: возможность воспользоваться предложенными условиями среды, материалом без ограничения.
6. Безопасность, в том числе и психологическая: подача материала либо с согласия родителей, либо индивидуальная
7. Эстетичность среды: раздевалка выкрашена в светло-зеленый цвет, что делает интерьер помещения спокойным и жизнерадостным. Основой цвет стендов, папок, контейнеров - лимонно-желтый, с добавлением ярких элементов. Так же подчеркивает индивидуальность раздевалки и то, что название группы, ее эмблема отражены в стендовой информации. Уголки «Меню», «Читаем вместе» сделаны с использованием фото детей группы.
8. Активность: создание условий сотрудничества, взаимопомощи, партнерства при использовании среды.
Содержательный компонент:
Реализация разных форм взаимодействия с родителями с целью накопления у них педагогического опыта, формирование коммуникативных навыков «родитель-ребенок», «педагог-родитель», «родитель-родитель», выработку практических навыков воспитания, развития и образования собственного ребенка.
Инновация: запланированы формы взаимодействия с семьей (ОКНО, книга-эстафета, кейс-портфель, «Звезда дня», портфолио ребенка, портфолио семьи, персональные выставки, образовательные блокнотики, мой ребенок самый лучший, детское меню, почта родительской заботы, радости, «Читательский рюкзачок», букроссинг, Домашняя игротека) в которых родители являются непосредственными участниками, в раздевалке присутствуют ИКТ (цифровая фоторамка с фотографиями и видео-подборкой проведенных мероприятий), а также Интернет страничка в социальных сетях, где родители не только пассивные зрители, но активные участники переписки.
Критерии эффективности:
Осознанное и педагогически компетентное отношение 100% родителей к образованию собственного ребенка.
Активное участие 100% родителей в жизни группы.
Результаты анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей деятельностью педагогов группы»
Предполагаемый продукт:
Раздевалка, как место комфортного, интересного, познавательного, доступного, открытого пребывания родителей в ДОУ.
Педагогический синергизм –где суммарный эффект влияния «педагог-родитель» на процесс воспитания ребенка и собственное самообразование превышает результативность действия по отдельности
Стратегия и механизмы реализации:
Организационный:
Механизмы |
Участники |
Срок |
1. Изучение методических рекомендаций по организации среды раздевалки. 2. Знакомство с родителями, анкетирование с целью выявления их образовательного уровня и ожидаемых запросов. 3. Разработка макета проекта ««Раздевалка ДОУ как «учебник» родительского мастерства и педагогической мудрости», выбор форм, направленных на взаимодействие с родителями. 4. Оформление выбранных форм по взаимодействию с родителями |
педагоги педагоги и родители
педагоги |
Июнь Июнь
Июнь-август |
Внедренческий:
Механизмы |
Участники |
Срок |
1. Пополнение, обновление информационных, обучающих материалов. 2. Организация выставок, конкурсного движения 3. Открытие интернет странички в социальных сетях 4. Мониторинг использования форм актуализации и активизации родителями |
педагоги педагоги |
Постоянно постоянно |
Итоговый:
Механизмы |
Участники |
Срок |
1. Анкетирование родителей «Удовлетворение родителей качеством, предоставляемой образовательной услуги в том числе и информационно-обучающей» 2. Презентация опыта работы перед педагогическим сообществом 3. Участие в конкурсном движении |
педагоги
|
май
май по возможности |
Содержание раздевалки как «учебника» родительского мастерства и педагогической мудрости
Наглядно-информационные |
Познавательно-обучающие |
Информационно-аналитические |
Творческо-досуговые |
Лицензия ДОУ на право ведения образовательной деятельности |
Родительский уголок «Важно, нужно, интересно» |
анкетирование |
Название и девиз группы |
Визитная карточка учреждения |
Папки передвижки с консультациями по проблемам развития ребенка |
тестирование |
Художественный вернисаж |
С вашими детьми работают |
Папки ширмы с информацией по изучаемой теме, по мероприятиям предстоящим и проведенным |
Паспорт семьи |
Юный скульптор |
Режим дня |
Тематические памятки |
Почта «Ваши вопросы –наши ответы» |
Лукошко рассказов |
Сетка ООД |
ОКНО – очень короткие новости |
Почта родительской заботы |
Фотовернисаж «Настроение» |
Психологическая характеристика и задачи воспитания детей данного возраста. |
Уголок узких специалистов: - логопед, психолог, физ. инструктор, - музыкальный руководитель, врач, - педагог дополнительного образования. Буклеты, памятки-раздатки от узких специалистов |
Страничка в сети Интернет: информационные материалы, консультации, объявления https://vk.com/id440120455
|
Выставки «Наши руки не для скуки» |
Особенности ООП, реализуемой в учреждении и группе |
Памятки – раздатки «Это интересно» |
Почта родительской радости |
Вернисаж «Звезда дня» |
Анонс месяца
|
Читательский рюкзачок |
План заседания родительского клуба «Заботливые родители талантливых детей» |
Страничка портфолио ребенка |
Журнал приема и ухода детей |
Домашняя игротека |
Наши поздравления |
|
Сегодня мы узнали |
Библиотечка умного родителя |
Педагогическая переписка в сети Интернет |
Электронная фоторамка |
Информация по дополнительным образовательным услугам |
Алгоритм одевания |
|
Сундучок «Маша-растеряша» |
План взаимодействия с родителями |
Алгоритм складывания вещей в шкафу |
|
Персональные выставки, Портфолио семьи |
График индивидуальной работы с ребенком |
График «Консультация за закрытыми дверями» |
|
График встречи с интересными людьми |
Мой ребенок самый лучший |
Вы нам писали - отвечаем |
|
Юмор в коротких штанишках |
Блокнот «Образовательные секретики» |
Буклеты |
|
Поэтический букет |
Похвальбушечки |
Реклама педагогических новинок и не только |
|
Наши добрые дела |
Календарь интересных событий в группе |
Книга – эстафета «Советы наших родителей» |
|
Тетрадь благодарности |
График опробования |
Тематические газеты |
|
Девиз недели |
Меню |
График «Читаем вместе» |
|
Декоративный букет |
Сменяемость материала происходит постоянно.
Замена по мере необходимости: визитная карточка учреждения, сетка ООД, режим дня, графики, план взаимодействия с родителями» «Похвальбушечки», календарь интересных событий в группе, паспорт семьи
- анкетирование, тестирование: после проведенных мероприятий, для определения актуальности готовящейся темы, определения уровня знаний родителей по теме педагогической встречи
Один раз в квартал: психологическая характеристика и задачи воспитания детей данного возраста (формирование и развитие определенных психических процессов) родительские уголки, выставки – по мере проведения конкурсов и творческих акций; фото - вернисаж после проведения мероприятия; «Наши добрые дела»
Один раз в месяц: анонс месяца, домашняя игротека, библиотечка умного родителя, портфолио семьи, персональные выставки, страничка портфолио ребенка, папки – ширмы – не реже одного раза в месяц и в соответствии с тематическими мероприятиями, информация от узких специалистов, тематические газеты, реклама педагогических новинок, поэтический букет
Два раза в месяц: «Вы нам писали – отвечаем», «Звезда дня» (чаще всего приурочено к дню рождению ребенка, но может быть и ответом на замечательное событие в жизни ребенка и просто для его поддержки).
Один раз в неделю: папки – передвижки, памятки – раздатки, буклеты меняются в соответствии с запросами родителя, возникающими проблемами в воспитании ребенка, но не реже одного раза в неделю, Книга – эстафета «Советы наших родителей» ( одна семья берет ее для заполнения и прочтения на неделю), «Читательский рюкзачок», «Юмор в коротких штанишках», девиз недели
Ежедневно: меню, «Сегодня мы узнали», «Мой ребенок самый лучший», образовательные блокнотики, выставка детских работ,
Форма |
Цель |
Содержание |
|
Визитная карточка учреждения
|
Познакомить родителей с особенностями деятельности учреждения. |
Включает в себя лицензию на право ведения образовательной деятельности, информацию о руководителях, педагогах, работающих с детьми, особенности основной образовательной программы, реализуемой в учреждении и группе данного возраста |
|
Режим дня |
Формирование ответственности родителей |
||
Сетка НОД |
Познакомить с основными видами и направлениями образовательной деятельности |
||
Психологическая характеристика и задачи воспитания детей данного возраста. |
Дать представления родителям об особенностях развития ребенка на данном возрастном этапе, снабженное мини-памятками – особенности моего ребенка, что должен уметь ребенок данного возраста. |
||
График пробования |
Привлечение родителей к созданию РППС |
Традициям программы Н,М, Крыловой. Согласно графику родители приносят продукт на опробование, составляют с ребенком мини рассказ, готовят реферативный материал, фотографии, подбирают литературу о создании продукта, его приготовлении. |
|
Родительский уголок «Важно, нужно, интересно»
|
Знакомство родителей с особенностями формирования, развития, воспитания |
Информационный стенд с познавательной информацией по проблемам воспитания, развития, образования, составляется исходя из возрастных, индивидуальных особенностей развития детей группы и по итогам педагогических родительских встреч |
|
График «Читаем вместе» |
Формирование читательского интереса |
Традиция ДОУ. Два раза в неделю Родителя согласно графику читают детям программные произведения, любимые произведения ребенка. |
|
Тестирование, анкетирование |
Выявление запроса родителей, степень удовлетворенности, интереса к заданной теме |
||
Анонс месяца
|
Дать возможность родителям оказать детям помощь в накоплении опыта по изучаемой теме. Привлечь родителей к обогащению РППС |
||
Календарь интересных событий в группе |
Знакомство родителей с ближайшими мероприятиями ДОУ, группы |
||
Журнал приема и ухода детей |
Повышение родительской ответственности |
||
Информация по дополнительным образовательным услугам
|
Познакомить родителей с платными образовательными услугами, предоставить возможность выбора и удовлетворения образовательных потребностей ребенка и запросов родителей |
Содержит сведения о педагогах, задачах дополнительных образовательных услуг, длительности занятий, стоимости. Так же на стенде находится табель посещаемости занятий, тема, выставочные работы или задания для закрепления в домашних условиях |
|
Почта
|
Определение родительских запросов
|
Почта родительской радости, родительской заботы «Ваши вопросы –наши ответы». Почтовый ящик, куда родители кладут свои записки с темами которые они хотели бы обсудить или в какой помощи нуждаются, исходя из этих запросов оформляется папка-ширмам, если тема касается большинства, папка-передвижка, если индивидуально, буклеты, памятки. |
|
График индивидуальной работы с ребенком
|
Воспитание родительской ответственности и инициативности |
Согласно ООП учреждения, в основе которой лежит программа Н,М. Крыловой «Детский сад - дом радости» с каждым ребенком в течении дня проводится индивидуальны работа исходя из его потребностей и проблем. В графике указаны ФИ ребенка, образовательная область по которой ведется индивидуальная работа и время. |
|
Чем мы заняты сегодня
|
Познакомить родителей с содержанием детской деятельности в течение дня |
Прописаны виды деятельности, цели, задачи. И предложение помочь закрепить пройденный материал дома с перечнем игр и упражнений |
|
План взаимодействия с родителями |
Вовлечение родителей в образовательную деятельность, повышение их педагогической компетентности, реализации собственных возможностей в вопросах воспитания |
Составляется в соответствии с запросами родителей, с образовательными потребностями на основе анкетирования |
|
Уголок узких специалистов
|
Знакомство родителей с особенностями формирования, развития, воспитания. Помощь родителям в вопросах воспитания собственного ребенка, с мини-памятками с рекомендациями (чистоговорки, распевки, виды массажа, игровые упражнения, задания) (приложение №5) |
||
Папки передвижки с консультациями по проблемам развития ребенка. Памятки, раздатки, буклеты
|
Знакомство родителей с особенностями формирования, развития, воспитания |
Они могут оформлены исходя из запросов родителя, проблемы ребенка. Они могут оформлены в виде статьи, в виде подборки специальной литературы, памятки, буклета. 1 раз в квартал родителю дается задание подобрать материал по проблеме и познакомить с ним родителей. |
|
Читательский рюкзачок
|
Формирование читательского интереса у детей и педагогической компетентности у родителей |
Рюкзачок, в котором идет тематическая подборка художественной, энциклопедической литературы, а также игрушка, пазлы и тетрадь читателя. Рюкзачок отдается в семью на неделю, с памяткой о прочтении детской книги. |
|
Домашняя игротека
|
Формирование педагогического интереса к детской игре
|
Подборка игр, развивающих книг для возможности в домашних условиях поиграть с ребенком. Папка формируется в соответствии с запросами родителей и интересами детей |
|
Библиотечка умного родителя
|
Реклама педагогической литературы, которой может воспользоваться родитель. Библиотека составляется исходя из запроса родителей и потребностей ребенка. |
||
Книга – эстафета «Советы наших родителей» |
Создание условий для обмена опытом между родителями |
Канцелярская книга, в которой задаётся тема и родители имеют возможность поделиться собственным опытом решения проблемы или демонстрации своего опыта. Например, «Ребенок все время бегает за взрослым. Что делать?», «Как научить ребенка чистить зубы?» |
|
Меню
|
Знакомство родителей с содержанием блюд, с указанием калорийности и веса |
Есть меню для взрослых. Есть меню для детей, которое представлено мини пакетиками с сухими продуктами или картинками, исходя из содержания меню, дети выбирают вместе с родителями задействованные в приготовлении блюда продукты и как бы читают меню на день |
|
Портфолио семьи, Портфолио ребенка
|
Реклама лучшего педагогического опыты, Создании ситуации успешности для родителя, ребенка |
Портфолио ребенка – страничка создается один раз в месяц, и размещается в рамку на дверце шкафа ребенка. Создавая страничку ребенок узнает себя. портфолио семьи – страничка один раз в квартал. |
|
ОКНО – очень короткие новости
|
Помощь педагогу или родителю по донесению срочной информации
|
Стикеры и ручки по всей раздевалке позволяют родителю написать записку воспитателю, если он занят образовательным процессом или воспитателю (чтобы не забыть) какие-то короткие срочные новости. Причем все расположено на разном высотном уровне, что дает возможность родителям маленького роста или пожилым чувствовать себя комфортно |
|
Папки ширмы с информацией по изучаемой теме, по мероприятиям предстоящим и проведенным
|
Знакомство родителей с особенностями формирования, развития, воспитания. |
Готовятся совместно с родителями. Папкой ширмой может стать тема «Праздник дома», «Играем на улице», «Игры на кухне», «Меню для малоежек», «Как мы учим стихи». Родителям дается задание написать мини-текст, потом это обрабатывается и составляется единая папка-ширма. |
|
Лукошко рассказов Худ. вернисаж
|
Познакомить родителей с творческими возможностями и навыками ребенка. |
Это стенды для оформления детских творческих работ: рисование, лепка, аппликация, конструирование, речетворчество, |
|
Фото вернисаж «Настроение» |
Знакомство родителей с деятельностью детей в группе |
Постоянные тематические фотовыставки: Деятельность в группе. |
|
Поэтический букет
|
Создание условий для самостоятельного заучивания стихов дома |
На тематическом букете, являющимся украшением раздевалки, расположены короткие стихи, который родитель может взять и выучить с ребенком по дороге домой |
|
Блокнот «Образовательные секретики»
|
Привлечение родителей к решению проблем ребенка, оказанию ему помощи |
На каждого ребенка заведен блокнот, где воспитатель пишет об успехах и проблемах ребенка, блокноты индивидуальные, прочитав родителей может забрать страничку с собой или оставить |
|
Мой ребенок самый лучший
|
Создание для ребенка ситуации успеха |
Каждого ребенка каждый день есть за что похвалить и пусть родители об этом знают: в правом углу шкафа на магнит прикрепляется стикер с картинкой в каком виде деятельности отличился ребенок в течение дня, всего стикеров 30 штук, есть возможность выбора и повторное обозначение (похвала) отличившихся |
|
Вернисаж «Звезда дня»
|
Создание ситуации успеха для ребенка |
Два раза в месяц совместно с родителями создается персональная выставка ребенка, по его увлечениям, творческим работам. |
|
Тетрадь благодарности
|
Создавать ситуацию удовлетворенности родителей своей педагогической или творческой деятельностью |
||
Похвальбушечки
|
Создание ситуации радости и гордости за ребенка, за себя |
Стендовая информация, на которых располагаются грамоты детей, родителей, педагогов |
|
Выставки «Наши руки не для скуки», конкурсное движение
|
Презентация творческих возможностей родителей |
Постоянные тематические выставки посвященные определенной теме или конкурсу «Говорят у мамы руки золотые», «Волшебная иголочка», «Сенсорная книжка своими руками», «Кафе для птиц» |
|
Наши добрые дела
|
Поощрять родителей, являющимися активными помощниками в группе |
На специальном стенде каждое доброе дело родителя отмечается фишкой, на родительском собрание 1 раз в квартал родителям вручаются благодарственные письма |
|
План заседания родительского клуба «Заботливые родители талантливых детей» |
Формирование педагогической компетентности у родителей по вопросам воспитания и обучения детей |
Согласно годового плана взаимодействия с родителями, в соответствии с их запросами составлен план родительских встреч по интересам «Развитие мелкой моторики», «Ребенок любит рисовать», «Как победить упрямство», «Ошибки речи»… |
|
Страничка в сети Интернет: https://vk.com/id440120455 |
Использование ИКТ в педагогическом образовании родителей |
Информационные материалы, консультации, объявления, Педагогическая переписка. С целью безопасности, страничка закрыта для посторонних пользователей. |
|
Родители являются непосредственными участниками реализации форм взаимодействия выделенных зеленым цветом.
Таким образом, проведенная в дошкольном учреждении работа по созданию в раздевалке комфортных условий педагогического просвещения, позволяющих каждому родителю найти удобный для себя способ восприятия образовательной педагогической информации, увидеть в ней «своего ребенка», его успехи, достижения, проблемы, будет способствовать:
- повышению их педагогической компетентности;
- формированию позиции «ответственного за воспитание своего ребенка родителя»;
- вооружению родителя эффективными методами и приёмами воспитания;
- формированию положительно эмоциональных детско-родительских отношений.
Список литературы
1. Доронова Т.Н.,.Соловьева Е.В, Жичкина А.Е. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ».
2. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ.
3. Борисова Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия.
4. Елисеева Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия.
5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект.
6. Хаснутдинова С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.