Интерактив для родителей Тема интерактива_ «Воспитание художественно - эстетической культуры младшего школьника» 1 класс

  • docx
  • 17.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тема интерактива_ «Воспитание художественно - эстетической культуры младшего школьника» 1 класс.docx

Интерактив для родителей

Тема интерактива: «Воспитание художественно - эстетической культуры младшего школьника»

Характеристика целевой аудитории: родители младших школьников разного социального статуса, разных профессий, разного возраста и с разным жизненным опытом.

Цель: организация просветительской деятельности для осознания родителями обучающихся проблемы недостаточного уровня художественно - эстетической культуры у младших школьников.

Задачи:

·         выявить причины проблемы недостаточного уровня художественно - эстетической культуры младших школьников.

·         наметить способы воспитания художественно - эстетической культуры младших школьников.

·         разработать совместные рекомендации по воспитанию художественно - эстетической культуры младших школьников.

Форма проведения: круглый стол

План:

1.      Выявление причин недостаточного уровня художественно - эстетической культуры младших школьников.

2.      Поиск способов воспитания художественно - эстетической культуры младших школьников.

3.      Разработка совместных рекомендаций по воспитанию художественно - эстетической культуры младших школьников.

 

 

 

 

 

 

Ход фрагмента интерактива

 

-Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо вам за то, что вы пришли на нашу встречу, которую мы проведем в форме круглого стола. А поговорим мы о самом для нас дорогом – о наших детях. Прошлое наше родительское собрание было посвящено теме успеха наших детей. Сейчас мы с вами будем писпользовать прием «Закончи предложение». Поэтому давайте по цепочке продолжим фразу «Мой ребенок успешен, потому что ...». Я начну. Наши дети успешны, потому что весь наш класс справился с контрольной работой по математике.

 

2. Подведение к проблеме, её актуализация.

-Речь пойдет о сфере, которая формирует душу, учит видеть и чувствовать мир иначе. Представьте две ситуации:

 

Ситуация 1:

Ребенок проходит мимо цветущей клумбы, не заметив ее. В музее он скучает у картин. Слушая музыку, просит выключить.

 

Ситуация 2:

Ребенок замирает, рассматривая узор мороза на стекле. С удовольствием рисует, лепит, поет. Умеет подобрать красивую открытку для бабушки. Восхищается закатом.

 

-Как вы думаете, какое качество отличает ребенка во второй ситуации?

 

-Совершенно верно! Подумайте, как может звучать проблемный вопрос нашего род собрания?

 

- Проблемный вопрос звучит так: «Как развивать художественно – эстетическую культуру ребенка?»

 

-Поэтому тема нашего интерактива «Воспитание художественно - эстетической культуры младшего школьника».

 

-Цель звучит так: «узнать, как воспитать художественно-эстетической культуру младших школьников»

 

-Именно этой цели мы будем придерживаться сегодня на нашем интерактиве.

- А чтобы наш интерактив прошел продуктивнее, мы с вами будем придерживаться определенного плана, он представлен на слайде.

 

1. Выявление причин недостаточного уровня художественно - эстетической культуры младших школьников.

2. Поиск способов воспитания художественно - эстетической культуры младших школьников.

3. Разработка совместных рекомендаций по воспитанию художественно - эстетической культуры младших школьников.

 

- Уважаемые родители, поднимите руку, кто считает эту проблему актуальной? А почему вы считаете эту тему актуальной?

 

- Благодарю, я с вами согласна, ведь развитие художественно-эстетической культуры является частью воспитания гармоничной личности, способствующей всестороннему развитию ребёнка и формированию культурных ценностей.

 

-Начнем наше обсуждение с определения понятия «художественная и эстетическая культура», взятое из Большого энциклопедического словаря

 

Художественно - эстетическая культура — это совокупность знаний, умений, навыков и внутренних качеств человека, позволяющих ему воспринимать, понимать, ценить и создавать произведения искусства, чувствовать красоту и гармонию окружающего мира. (Большой энциклопедический словарь)

 

- А сейчас давайте подумаем, как ведет себя человек с развитой художественно-эстетической кульутрой?

Для этого используйте прием «Заполни кластер».

 

- Уважаемые родители, кто желает поделиться пунктами, которые вы написали?

- Спасибо за ваши ответы. Таким образом, мы с вами подумали о признаках ребенка с высоким уровнем развития художественно - эстетической культуры.

 

- Педагоги выделяют следующие признаки:

 

1. Ценностно-смысловое восприятие произведений искусства:

  * Способность понимать и интерпретировать произведения искусства

  * Умение видеть красоту в природе и искусстве

2. Творческая активность и самостоятельность:

  * Проявление инициативы в художественной деятельности

  * Способность к самостоятельному творчеству (изобразительное искусство, музыка, конструирование)

3. Эмоциональная отзывчивость:

  * Способность к сопереживанию персонажам художественных произведений

  * Глубокие эмоциональные реакции на произведения искусства

4. Художественное восприятие:

  * Умение различать виды искусства

  * Способность анализировать художественные произведения

5. Развитая фантазия и воображение:

  * Богатый творческий потенциал

  * Способность создавать новые художественные образы

6. Интеллектуальное развитие:

  * Сформированные элементарные представления об искусстве

  * Способность к художественному мышлению

7. Культурные компетенции:

  * Освоение основных культурных способов деятельности

  * Знание элементарных основ разных видов искусства

8. Коммуникативные навыки:

  * Умение делиться своими впечатлениями об искусстве

  * Способность высказывать свое мнение о художественных произведениях

 

- Эти характеристики формируют личность, обладающую высокой степенью эстетической восприимчивости, культурой отношения к миру искусства и желанием наполнять свою жизнь прекрасным.

 

- А мы продолжаем идти по намеченному плану: сейчас мы с вами подумаем почему у обучающихся может быть низкий уровень художественно – эстетической культуры и какие могут быть причины. Мы с вами используем прием «Найди причину». Ваша задача - в парах заполнить 1 столбик.

 

- Итак, поделитесь своим мнением. Какие причины вы выявили?

 

-Хорошо, спасибо! На самом деле психологи выделяют следующие причины:

 

1. Недостаточная среда окружения

Отсутствие богатой культурной среды дома и в школе, ограниченное количество занятий творчеством, редкие посещения музеев, театров, концертов и других мероприятий.

2. Ограниченность семейного воспитания

Родители сами не обладают высоким уровнем эстетической культуры, редко показывают ребенку образцы высокого искусства, недостаточно поощряют самостоятельное творчество и интерес к красоте.

3. Плохое качество образовательного процесса

Недостаточность внимания педагогов к вопросам эстетического воспитания, слабые программы по искусству и культуре, акцент на технических дисциплинах в ущерб гуманитарным наукам.

4. Чрезмерное увлечение гаджетами и цифровыми развлечениями

Дети проводят много времени за экранами компьютеров и смартфонов, играя в игры, смотря развлекательные ролики, вместо того чтобы заниматься живописью, музыкой, литературой и другими видами традиционного искусства.

5. Нехватка личного опыта взаимодействия с искусством

Ребенок мало сталкивается с живым общением с подлинниками произведений искусства, чаще воспринимает упрощенные копии и суррогаты, теряя возможность глубокого погружения в мир истинной красоты.

 

- Таким образом, нам необходимо работать с вами вместе, т.е. сообща. И только в том случае, наши дети научатся видеть прекрасное.

 

- Как вы считайте, как можно решить проблему? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах, по тройкам и используя прием «Решение ситуации», составить небольшой перечень действий с вашей стороны, со стороны родителя, по решению данной проблемы.

 

-Давайте приступим к обсуждению. Попрошу высказать мнение.

 

- Спасибо за ваши предложения по решению этой проблемы.

-В данных ситуациях педагоги предлагают следующие рекомендации:

 

1. Создавайте дома творческую атмосферу:

   - Оборудуйте специальное место для творчества (стол, полки с материалами).

  

2. Поощряйте творческое самовыражение:

   - Предоставляйте детям свободу выбора в творческих занятиях.

   - Поощряйте их инициативу и оригинальные идеи, не критикуя за ошибки.

 

3. Регулярно знакомьте с произведениями искусства:

   - Посещайте музеи, выставки, театры вместе с детьми.

   - Обсуждайте увиденное, задавайте вопросы, чтобы развивать критическое мышление.

 

4. Используйте искусство в повседневной жизни:

   - Включайте классическую музыку во время домашних занятий.

   - Оформляйте дом красивыми предметами, объясняя их эстетическую ценность.

   - Создавайте семейные проекты (рисунки, поделки, совместные спектакли).

 

5. Поддерживайте интерес к природе:

   - Прогуливайтесь вместе, обращая внимание на красоту природы.

   - Обсуждайте природные явления, учите видеть прекрасное в окружающем мире.

 

6. Будьте примером:

    - Демонстрируйте собственный интерес к искусству и творчеству.

    - Участвуйте вместе с детьми в творческих занятиях, делитесь своими знаниями и опытом.

 

Памятка

«Как развивать художественно – эстетическую культуру у ребенка?»Создайте новую семейную традицию.

- Например, каждое 15 число всей семьей посещайте музей или новую выставку. Вы и время с ребенком проводите, и искусство ему показываете.

1. Выходя на прогулку или в магазин за продуктами, постарайтесь найти 3 красивых предмета в природе: здесь красивый закат, там птичка гнездо свила, а здесь небо необычно голубого цвета.

2. Дома можно завести отдельную полочку на стене: наше творчество. Где вы будете совместно с детьми создавать картины, например, из крупы или ставить подделки. Дети будут знать, что их творческие подделки вам важны и интересны.

 

4.

 

5.

 

- Используя данные рекомендации, вы сможете постепенно сформировать у ребенка богатую художественно-эстетическую культуру, повысить уровень эмоционального восприятия, расширить кругозор и способствовать полноценному развитию личности.

 

- А какие рекомендации вы, может быть, уже используете? Давайте я начну. Каждый месяц у нас обновляется творческая доска: рисунки с урока изо мы вывешиваем на эту доску и затем, стараемся похвалить каждый рисунок. Могу сказать, что наши дети с каждый разом стараются все больше и больше.

 

- Очень надеюсь, что вы, уважаемые родители, не будете забывать о важности поддержки для ваших детей. А для напоминания вам об этом я приготовила для вас памятки. Но не все пункты в них заполнены. Используя прием «Предложите свой совет», каждый допишите в последних 3х строках рекомендации или приемы, которыми вы пользуетесь для воспитания художественно – эстетической культуры.

 

- Назовите приемы, которые вы записали?

 

- Подробнее о том, как помочь ребенку развивать художественно – эстетическую культуру вы можете прочитать в литературе, которую вы видите на слайде.

 

1.      Т.Н. Доронова  «Природа, искусство и дети».

2.      М.Г. Дрезнина, О.А.  Куревина «Навстречу друг другу. Программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей»

3.      О. П. Радынова «Ребёнок в мире прекрасного».

 

- И в завершении мне бы хотелось получить от вас обратную связь, продолжите одно из предложений.

 

Я осознал(а) важность…

Сегодня мне было ...

Думаю, что теперь буду использовать…

 

- Спасибо, и я надеюсь, что рекомендации, которые мы с вами сегодня вывели и обсудили, будут использоваться вами в общении с вашими детьми.

-Теперь предлагаю поблагодарить друг друга за взаимодействие на собрании по цепочке (учитель начинает)

-Я благодарю вас за сегодняшнюю встречу, надеюсь, что она была для вас полезной и большое вам спасибо за участие в интерактиве!

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru