Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС
Оценка 5

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Оценка 5
Педсоветы
doc
русский язык
5 кл—9 кл
31.01.2017
Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС
выступление на августовской конференции для учителей, работающих в основной и старшей школе. В моём выступлении речь идёт о ФГОС второго поколения, о социальном заказе общества, о структуре современного урока в рамках требований ФГОС второго поколения, о типах уроков, методах и формах организации работы обучающихся на уроке, о технологической карте урока.
выступление на конференции.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новоивановская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района Выступление на тему «Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС».                                                                     Подготовила учитель                                                                                       русского языка и литературы                                                     I категории                                                                                Силенко Алла Михайловна С.Новоивановка 2016       « Урок – это зеркало общей и педагогической  культуры  учителя, мерило его интеллектуального  богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомлинский Итак, уважаемые коллеги, мы с вами уже давно говорим о модернизации  образования, образовательной инициативе «Наша новая школа», о введении  ФГОС второго поколения. Прежде  чем начать обсуждение вышеназванной проблемы, нужно немного  окунуться в теорию и определиться с понятиями, о которых пойдет речь. Инфраструктура (от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение)         термин, появившийся в экономической литературе в конце 40­х гг. 20 в. для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих  промышленное и с.­х. производство (строительство шоссейных дорог,  каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство,  ж.­д. транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и  профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т.  п.). Социальная инфраструктура ­ это совокупность отраслей и предприятий,  функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Социальная инфраструктура ­ это группа обслуживающих отраслей и видов  деятельности, призванных удовлетворять потребности людей, гарантировать  необходимый уровень и качество жизни, обеспечивать воспроизводство  человеческих ресурсов и профессионально подготовленных кадров для всех  сфер национальной экономики. Социальная инфраструктура ­ это система объектов образования,  дошкольного воспитания, здравоохранения, социального обеспечения, бытового  обслуживания, торговли, культуры, спорта, досуга, иных социально значимых  объектов обслуживания населения. ИИ  ­ая, ­ое. [от англ.  ИНТЕРАКТ ВНЫЙ interactive]. Информ. Основанный на двусторонней связи между зрителем  (слушателем, пользователем) и центральным узлом какой­л. системы  (телестудии, радиостанции, компьютера и т.п.). И. опрос. Современное образование в России перешло на Федеральный государственный  образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями  (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина  современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью  современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта  познавательной деятельности. «Уже сегодня необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют  стандарты нового поколения и использовать новые подходы в работе».     (Примерные программы по  учебным предметам) Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который  ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование  отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде  знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные  виды деятельности.  Поставленная задача требует перехода к новой системно­деятельностной  образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с  принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый  стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно­ коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности  расширения образовательных рамок по каждому предмету в  общеобразовательном учреждении. Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ  в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образовании» и  представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации  основных образовательных программ начального общего образования». Стандарт выдвигает три группы требований:  Требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования  Требования к структуре основной образовательной программы общего  образования  Требования к условиям реализации основной образовательной программы  общего образования Система образования отказывается от традиционного представления  результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта  указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к  концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде  личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные  действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы  деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Предусматривается отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей  Федерального государственного образовательного стандарта.  Представлены четыре вида УУД:  личностные  познавательные  регулятивные  коммуникативные. Требования ФГОС к метапредметным  результатам освоения основной  программы следующие:  активное использование речевых средств и средств информационных и  коммуникационных технологий для решения коммуникативных и  познавательных задач;  использование различных способов поиска (в справочных источниках и  открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации  в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и  технологиями учебного предмета. Основная образовательная программа основного общего образования должна  содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Программа развития УУД на ступени основного общего образования должна  быть направлена на формирование и развитие компетенции обучающихся в  области использования информационно­коммуникационных технологий на  уровне общего пользования, включая владение информационно­ коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей  информации, презентацией выполненных работ, основами информационной  безопасности, умением безопасного использования средств информационно­ коммуникационных технологий и сети Интернет. Программа должна содержать:  описание особенностей реализации основных направлений учебно­ исследовательской и проектной деятельности обучающихся  (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное,  социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм  организации учебно­исследовательской и проектной деятельности в  рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;  описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ­компетенций;  перечень и описание основных элементов ИКТ­компетенций и  инструментов их использования;  планируемые результаты формирования и развития компетентности  обучающихся в области использования информационно­ коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на  межпредметной основе;  описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных  действий у обучающихся, в том числе информационно­методического  обеспечения, подготовки кадров;  методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и  применения обучающимися универсальных учебных действий Приоритетна развивающая функция обучения, которая должна обеспечить  становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных  возможностей. Акцент на умения применять знания, на знания как средство  развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках теперь будут  выглядеть несколько иначе. На уроках мира, предлагается не столько усвоить  конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественно­научными текстами рисунками, таблицами и простейшими схемами  с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания  собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения». Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к  современному уроку в свете новых ФГОС?  Прежде всего, необходимо рассмотреть  этапы конструирования урока. 1. Определение темы учебного материала 2. Тип дидактической цели темы 3. Тип дидактической цели урока 4. Определение типа урока  изучения и первичного закрепления новых знаний  закрепления новых знаний  комплексного применения ЗУН  обобщения и систематизации знаний  проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся 5. Продумывание структуры урока 6. Обеспеченность урока * 7. Отбор содержания учебного материала 8. Выбор методов обучения 9. Выбор форм организации педагогической деятельности 10.Оценка ЗУН 11.Рефлексия урока   Одной,   и   самой   важной   особенностью   нового   стандарта,   являются   новые требования к освоению обучающимися образовательной программы.  Важнейшей   задачей   современной   системы   образования   является   формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.  Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового  поколения. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация  стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под  результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять  эти знания в практической деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные,   предприимчивые люди, которые:     могут анализировать свои действия, самостоятельно  принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаются мобильностью; способны к сотрудничеству; обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее  социально­экономическое процветание. Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку? А это хорошо  организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь  хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою  деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель,  задачи урока:        урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам  нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять  учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации,  активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; время­сбережение и здоровье­сбережение; в центре внимания урока – дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие  аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение  детей;    умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым. Принципы педагогической техники на уроках:      свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии  ученику предоставляется право выбора); открытости (не только давать знания, но и показывать их  границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых  лежат за пределами изучаемого курса); деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков  преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь  использовать свои знания); идеальности (высокого КПД) (максимально использовать  возможности, знания, интересы самих учащихся); обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с  помощью развитой системы приемов обратной связи). Основные типы уроков. Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок,  лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой  практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная  работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по  применению знаний. Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная  работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно  применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция,  круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа,  зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень  овладения знаниями, умениями и навыками. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:   формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию  учащихся в учении; развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки:  исследовательские, рефлексивные, самооценочные;    формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения,  непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической  деятельности; были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса  учащихся; реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. Методы и формы современного урока:     метод проектов; информационно­коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии (интеграция); портфолио. Метод проектов хорошо прижился в начальной школе. Это подтверждает  учебный план– 16 часов проектов с 1 по 4 класс. Подведение итогов проектной деятельности, по традиции, проходит в рамках  “Недели науки и творчества” на открытом мероприятии “Фестиваль школьных  проектов”. Без применения ИКТ не может быть современного урока. ИКТ – это информационно­коммуникационные технологии. Внедрение  ИКТ осуществляется по следующим направлениям:     создание презентаций к урокам; работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР; использование готовых обучающих программ; разработка и использование собственных авторских программ. Возможности ИКТ:     создание и подготовка дидактических материалов (варианты  заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные  таблицы и т.д.); создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и  воспитания; создание текстовых работ; обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.        Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.т.е. каждый  из нас сначала представляет урок в своем воображении, затем планирует его. В свете требований ФГОС появляется новый способ планирования урока  ­“технологическая карта”. Технологическая карта урока – что это? Понятие “технологическая карта”  пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в  дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором  представлено описание от цели до результата с использованием инновационной  технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической  деятельности в технологической карте заключается в использовании  инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для  ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных  результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты:  интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с  информацией, технологичность и обобщённость.  Технологическая карта – это новый вид методической продукции,  обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в  начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в  соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием  технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс,  обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений  (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС  второго Поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к  уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного  процесса по темам. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем  параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности  обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.  Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы  организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной  информации и формирования личностных, метапредметных и предметных  умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к  результатам образования. Структура технологической карты включает:     название темы; цель освоения учебного содержания; планируемый результат (информационно­интеллектуальную  компетентность и УУД); основные понятия темы;  метапредметные связи и организацию пространства (формы  работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы. Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и  системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом  цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать  самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять  интегративный контроль результатов учебной деятельности. Создание технологической карты позволяет учителю:     осмыслить и спроектировать последовательность работы по  освоению темы от цели до конечного результата; определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и  соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в  систему уроков);определить возможности реализации  межпредметных знаний (установить связи и зависимости между  предметами и результатами обучения); определить универсальные учебные действия, которые  формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного  курса; соотнести результат с целью обучения после создания продукта –  набора технологических карт. Преимущества технологической карты:      использование готовых разработок по темам освобождает  учителя от непродуктивной рутинной работы; освобождается время для творчества учителя; обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные  действия всех участников педагогического процесса; снимаются организационно­методические проблемы (молодой  учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.); обеспечивается повышение качества образования. Использование технологической карты обеспечивает условия для  повышения качества обучения, так как:   учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от  цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией;   организуется поэтапная самостоятельная учебная,  интеллектуально­познавательная и рефлексивная деятельность  школьников; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в  практической деятельности. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность  максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить  рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания,  методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.  Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания,  адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С  помощью технологической карты можно провести не только системный, но и  аспектный анализ урока  Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий  требованиям ФГОС нового поколения? Современный урок – это:         урок с использованием техники (компьютер, диапроектор,  интерактивная доска и т.п.); урок, на котором осуществляется индивидуальный подход  каждому ученику. урок , содержащий разные виды деятельности. урок , на котором ученику должно быть комфортно. урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие  познавательной активности ученика. современный урок развивает у детей креативное мышление. современный урок воспитывает думающего ученика­ интеллектуала. урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу  радости и увлеченности. Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды,  отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики  концентрируется в уроке. Рекомендации по подготовке к уроку в контексте ФГОС * Карта обеспеченности урока № раздел материально­ учитель ученики время п.п       техническое оснащение количество  бумажных  источников и компьютеров с  необходимы м ПО учебный элемент бумажные электронны е бумажные электрон ные                               Основная дидактическая структура отображается  в плане­конспекте урока  и в технологической карте. Она имеет как статичные моменты, которые не  изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым  свойственно более гибкая структура: 1. Организационный момент  тема,  цель,  образовательные, развивающие, воспитательные задачи  мотивация их принятия  планируемые  результаты: знания, умения, навыки  личностноформирующая направленность урока 2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно  задавалось) 3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока  постановка учебной задачи  актуализация знаний 4. Сообщение нового материала  Решение учебной задачи  Усвоение новых знаний  Первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль с тестом) 5. Закрепление изученного материала  Обобщение и систематизация знаний  Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый  контроль с тестом) 6. Подведение итогов  диагностика результатов урока  рефлексия достижения цели 7. Домашнее задание o инструктаж по его выполнению Необходимо четко обозначить тему, и цель и задачи урока.   Цель – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата  деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств.  Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в  некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление  несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью;  осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия. Цель урока определяется: o планируемым результатом урока o путями реализации этого плана Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование»,  «Знакомство» и пр. В формировании цели урока следует избегать  глагольных форм. Задача – данная в определённых условиях (например, в проблемной  ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута  преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре. Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и  формулирование задачи самим субъектом, что происходит при  предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер. Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться  преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная  последовательность задач образует программу деятельности. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос:  "Что надо сделать, чтобы достичь цели урока?" Таким образом, задачи  должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить», «объяснить»,  «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр. Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока.  В  формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие  и соответствие задачам:  сколько задач ­ столько и планируемых  результатов должно быть. На основном этапе урока крайне важна подготовка каждого ученика к  активной учебной деятельности. ЭОР можно использовать на любом этапе урока, если это целесообразно,  позволяет экономить время урока, повышает интерес учащихся. Обязательным моментом является список источников информации,  которые были использованы как при подготовке, так и в ходе урока. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект  учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата  с использованием инновационной технологии работы с информацией. Обучение с использованием технологической карты позволяет  организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию  предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных  учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго  поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической  карте заключается в использовании инновационной технологии работы с  информацией, описании заданий для ученика по освоению темы,  оформлении предполагаемых образовательных результатов.  Технологической карте присущи следующие отличительные черты:  интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с  информацией, технологичность и обобщённость. Структура технологической карты включает:  название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение  цель освоения учебного содержания  планируемые результаты (личностные, предметные,  метапредметные, информационно­интеллектуальную  компетентность и УУД)  метапредметные связи и организацию пространства (формы работы  и ресурсы)  основные понятия темы  технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы  определяется цель и прогнозируемый результат, даются  практические задания на отработку материала и диагностические  задания на проверку его понимания и усвоения)  контрольное задание на проверку достижения планируемых  результатов Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и  системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с  учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и  формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и  учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов  учебной деятельности. Технологическая карта позволит учителю:  реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;  определить универсальные учебные действия, которые формируются  в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;  системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;  осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;  определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести  его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему  уроков);  проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год  посредством перехода от поурочного планирования к  проектированию темы;  освободить время для творчества ­ использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,  определить возможности реализации межпредметных знаний  (установить связи и зависимости между предметами и результатами  обучения);  на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить  согласованные действия всех участников педагогического процесса;  выполнять диагностику достижения планируемых результатов  учащимися на каждом этапе освоения темы.  решить организационно­методические проблемы (замещение уроков,  выполнение учебного плана и т. д.);  соотнести результат с целью обучения после создания продукта —  набора технологических карт.  обеспечить повышение качества образования. Технологическая карта позволит администрации школы контролировать  выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также  осуществлять необходимую методическую помощь. Использование технологической карты обеспечивает условия для  повышения качества обучения, так как:  учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели  до результата;  используются эффективные методы работы с информацией;  организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально­ познавательная и рефлексивная деятельность школьников;  обеспечиваются условия для применения знаний и умений в  практической деятельности. Примеры шаблонов технологических карт: Технологическая карта урока  Ф.И.О.  Предмет:  Класс:  Тип урока:     Образовательные: Развивающие: Воспитательные:  ЛичностныеУУД:     Регулятивные УУД:   Коммуникативные УУД:  Познавательные УУД: Тема Цель Задачи УУД Планируемые результаты Основные понятия Межпредметные связи Ресурсы:   основные   дополнительные Формы урока Технология Предметные:  Знать  Уметь Личностные: Метапредметные:       фронтальная, И – индивидуальная, П – парная,  Г – групповая   Планируемые результаты Дидактическая структура  урока Деятельно Деятельно учеников учителя сть сть Организацион ный момент Время: Основные  этапы: Проверка  домашнего  задания Время: Этапы: Изучение  нового  материала Время: Этапы: Закрепление   нового  материала  Время: Этапы: Контроль Время: Этапы: Рефлексия  Время: Этапы:                   .                                       . Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланирован ных результатов Предметн ые УУД (Познавательн ые УУД). (Коммуникат ивные УУД). (Регулятивные  УУД).                           Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными  этапами урока, но может менять в зависимости от типов урока Технологическая карта с методической структурой урока Методическая структура урока Методы обучения Форма деятель ности Методические приемы и их содержание Средства обучения Способы организации деятельности Признак и решения дидакти ческих  задач                                                                         Дидактическа я структура   урока Организацион ный момент Актуализация знаний Сообщение  нового  материала Закрепление  изученного  материала Подведение  итогов Домашнее  задание   Современный урок в контексте Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения  ­   урок   действенный,   имеющий   непосредственное   отношение   к   интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства.  Что отличает современный урок от традиционного?  Место в образовательном процессе    образования. Его конкуренты:    Урок   утратил   роль   главной   и   единственной   организационной   формы 1. Информационное образование 2. Домашнее образование 3. Дополнительное образование  Требования к проведению урока   урок должен быть эмоциональным;  вызывать интерес к учению;  воспитывать потребность в знаниях;  темп и ритм урока должны быть оптимальными;  действия учителя и учащихся завершёнными;  необходим полный контроль во взаимодействии учителя и учащихся на   уроке; ­ педагогический такт.  Структура  Содержание  Организационные формы   Фронтальная форма обучения.  Групповая, дифференцированно – групповая, парная форма обучения; группы сменного состава.  Индивидуальная форма обучения.  Коллективная форма организации обучения.   Методика  Средства  Цели урока: Образовательная  ­ соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей; Воспитательная  –   формирование   личностных   УУД,   через   содержание   учебного материала; Развивающая   –  развитие   познавательных   (интеллекта),   коммуникативных, регулятивных (воли) УУД   Типы уроков:  Урок первичного предъявления новых знаний  Урок формирования первоначальных предметных умений  Урок применения предметных умений  Урок обобщения и систематизации   Урок повторения   Контрольный урок  Коррекционный урок  Комбинированный урок  Учебная экскурсия  Урок решения практических, проектных задач Нетрадиционные типы уроков:  Урок­соревнование  Урок­путешествие  Урок­сказка  Урок­игра  Урок­конференция  Урок взаимного обучения  Интегрированный урок  Приёмы повышения мотивации Урок современного типа  В   широком   значении  «универсальные   учебные   действия»  –   саморазвитие   и самосовершенствование   путем   сознательного   и   активного   присвоения   нового социального опыта.  В   более   узком   (собственно   психологическом   значении)  «универсальные   учебные действия»  –   это   совокупность   действий   учащегося,   обеспечивающих   его культурную   идентичность,   толерантность, способность   к   самостоятельному   усвоению   новых   знаний   и   умений,   включая организацию этого процесса.  Требования к   социальную   компетентность, Урок современного типа Традиционный урок  Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся  (ФГОС)  уроку  Объявление  темы урока Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, должны научиться чему     Практическая деятельность Планирование Учитель   сообщает   учащимся, какую   работу   они   должны выполнить, чтобы достичь цели Под   руководством   учителя учащиеся     ряд практических   (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учитель   осуществляет   контроль за   выполнением   учащимися практической работы выполняют задач   Осуществление учащихся контроля Осуществление коррекции Оценивание учащихся Итог урока     действия   учащимися достижения осуществляют   по плану групповой, Формулируют сами учащиеся, определив  границы знания и незнания Планирование способов   намеченной цели Учащиеся учебные намеченному (применяется индивидуальный методы) Учащиеся контроль формы взаимоконтроля) Учащиеся   формулируют затруднения   и   осуществляют коррекцию самостоятельно осуществляют (применяются самоконтроля,               по Учащиеся   дают   оценку деятельности её результатам (самооценивание,   оценивание результатов   деятельности товарищей) Проводится рефлексия Учитель в ходе выполнения и по итогам   выполненной   работы учащимися осуществляет коррекцию Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке   Учитель   выясняет   у   учащихся, что они запомнили Домашнее задание     объявляет и Учитель Учащиеся   могут   выбирать задание   из   предложенных комментирует   (чаще   –   задание одно для всех) учителем учётом с индивидуальных возможностей     1.Организационный момент.  Цель: включение учащихся в деятельность на личностно­ значимом уровне. «Хочу, потому что могу».  • 1­2 минуты; • У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.  • включение детей в деятельность;  • выделение содержательной области.  Приёмы работы: •  учитель   в   начале   урока   высказывает   добрые   пожелания   детям;   предлагает пожелать друг другу удачи  •  учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказывают свое мнение;  • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);  • самопроверка домашнего задания по образцу. II. Актуализация знаний.  Цель:  повторение   изученного   материала,   необходимого   для   «открытия   нового знания»,   и   выявление   затруднений   в   индивидуальной   деятельности   каждого учащегося.  1. 4­5 минут. 2. Возникновение проблемной ситуации.  • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);  • создание проблемной ситуации;  • выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.  III. Постановка учебной задачи.  Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);     проговаривание   цели   урока   в   виде   вопроса,   на   который   предстоит ответить, или в виде темы урока.  • 4­5 мин; Методы  постановки  учебной  задачи:   побуждающий  от   проблемной   ситуации диалог, подводящий к теме диалог.  IV. «Открытие нового знания»  (построение проекта выхода из затруднения).  Этап изучения новых знаний и способов действий  Цель: решение устных задач и обсуждение проекта их решения.  • 7­8 мин;  • Способы: диалог, групповая или парная работа: • Методы: диалог, побуждающий к гипотезам, подводящий к открытию знания и к решению проблемы.  • организация самостоятельной исследовательской деятельности;  • выведение алгоритма.  V. Первичное закрепление.  Этап закрепления  знаний и способов действий Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.  • 4­5 минут;  • Способы: фронтальная работа, работа в парах;  •  Средства:   комментирование,   обозначение   знаковыми   символами,   выполнение продуктивных заданий.  • выполнение заданий с проговариванием в громкой речи VI   Самостоятельная   работа   с   самопроверкой   по   эталону.   Самоанализ   и самоконтроль  Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.  • 4­5 минут;  • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2­3 типовых заданий);  • Выполняется письменно;  • Методы: самоконтроль, самооценка. VII Включение нового знания и повторение. • 7­8 минут;  •  Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;  • Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. VIII Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.  • 2­3 минуты;  • Вопросы:  • Какую задачу ставили?  • Удалось решить поставленную задачу?  УРОК СЕГОДНЯ  (выводы) 1.Это организованная учителем активная познавательная деятельность учащихся. 2. Это учебное сотрудничество.  3. Это активные и интерактивные формы работы. 4.   Самостоятельность   и  самодеятельность  ученика   (постановка   цели   урока, определение   проблемы   урока   и   путей   её   решения,   отбор   способов   и   средств достижения цели, самоанализ и самоконтроль, самооценка и оценка достигнутых результатов).  5. Это хорошо спланированная организаторская роль учителя (консультант).  6. Это реализация ТЦУ урока (развитие, обучение, воспитание). Междисциплинарная связь в науке признана одним из средств ее прогресса,  поэтому обращение педагогов  к  технологическому подходу в образовании не  случайно.  Интерес и внимание педагогов к  конструированию технологических  карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отследить деятельностную  составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является  актуальным, прежде всего, для развивающего образования.  Исходя из определения (технологическая карта ­ современная форма  планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся), можно  выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при  конструировании технологической карты урока: ­ в ней должен быть описан весь процесс деятельности; ­ должны быть указаны операции и их составные части. Необходимость реализации в образовательном процессе системно­ деятельностного и личностно­ориентированного подходов требует  от учителя  не только детальной операционально – деятельностной структуризации урока,  но и четкой фиксации субьект ­ субьектных  форм взаимодействия его  участников. Поэтому  для того, чтобы грамотно отразить в технологической  карте урока специфику педагогической деятельности, необходимо обратиться к  понятию деятельности. Деятельность – специфически человеческая форма  активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет  целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая  деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс   деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности  является ее осознанность.  В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть  возможность:  ­ тщательного планирования каждого этапа деятельности; ­ максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых  действий и операций, приводящих к намеченному результату; ­ координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической  деятельности. Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации)  достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных  учителями­практиками, пришли к выводу, унифицированной, устоявшейся  формы пока не существует. Но выявлены следующие тенденции  в планировании учителями урочной деятельности:  ­популярность планирования урочной деятельности очень высока; ­ карты варьируются и перечню выделенных разделов в зависимости от степени  детализации хода урока; ­ разработчики технологических карт урока привносят в их структуру  элементы, которые призваны отразить содержательные  особенности   преподаваемого ими предмета.  Предлагается  выделить в структуре карты блоки, соответствующие идее  технологизации учебного процесса: ­блок целеполагания (что необходимо сделать и воплотить); ­ инструментальный (какими средствами это достижимо); ­  организационно­деятельностный  (структуризация на действия и  операции). В ходе введения ФГОС каждому учителю предстоит осознать важность и  необходимость достижения обучающимися  трех групп планируемых  образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных), сформулированных не  в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде  формируемых способов деятельности. Это порождает ряд требований не  только к содержанию, но и к форме организации образовательного  процесса.  Для педагога становится особенно актуальным умение  планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять  формирование результатов обучения. Эта необходимость и определила структуру предполагаемой  технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды  деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и результаты работы. Список использованной литературы. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный  ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=2661.; 2. Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный  сайт/URL:http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school­russia.html. 3. 4. О.Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты начального общего  образования //Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010. Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный  сайт/URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm. 5. 6. 7. Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный  сайт/URL:http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077. Завуч. [Текст]: //Научно­практический журнал № 7, М – Центр  “Педагогический поиск”, 1999. М.Н. Скаткин [Текст]: /Совершенствование процесса  обучения//Методическое пособие – М.: 1971.

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС

Интерактивная инфраструктура современного урока в контексте стратегий ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2017