Интерактивные формы работы классного руководителя с родителями как один из аспектов повышения взаимодействия в системе «школа-родитель».
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. От их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создадут благоприятные условия для развития ребенка.
Деятельность классного руководителя в современном мире является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома.
Актуальность заключается в том, что отношения школы и семьи, учителей и родителей пока еще не всегда являются нормальными. Зачастую они выступают как противники, которые борются за первенство влияния на детей.
Целью исследовательской работы является изучение современных форм работы классного руководителя с родителями, направленных на установление взаимодействия родителей с учителем.
Объектом исследования является процесс взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся в современном пространстве школы.
Предметом в исследовании выступает воспитательная система: методы, формы и способы взаимодействия классного руководителя с родителями.
Согласно поставленной цели решаются несколько основных задач:
1. Выявить в историко-педагогической литературе функции деятельности классного руководителя и изучить способы его общения с родителями.
2. Проанализировать в педагогической литературе содержание, методы и формы совместной работы классного руководителя с родителями.
3. Систематизировать материал в аспекте основ содержания педагогической деятельности классного руководителя с родителями.
В исследовании использовались следующие методы: анализ педагогической литературы, обобщение и систематизация.
Работа состоит из введения, из теоретической главы, заключения, списка литературы, которая насчитывает 17 источников, приложения в количестве 2.
Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой. Ф.П.Черноусова выделяет способы взаимодействия родителей и классных руководителей.
Основными функциями классного руководителя являются:
• изучение семей и условий семейного воспитания;
• информирование родителей о содержании учебно - воспиательного процесса в классе;
• психолого - педагогическое просвещение родителей;
• взаимодействие с родительским комитетом;
• совместная деятельность родителей и учащихся.
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Если форма работы – элемент организации, то метод – это средство воздействия. Между собой они органически связаны. Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения.
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся занимает психолого-педагогическое просвещение. Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы с семьёй.
Одной из главных и наиболее распространённых форм психолого-педагогического просвещения родителей является родительское собрание. Выделяется три этапа родительского собрания.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Классный руководитель – центральное лицо воспитательного процесса. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют самое главное – кто и как вводит ребенка в жизнь. Взаимодействие классного руководителя с родителями является неотъемлемой частью его работы в школе. С первых же дней важно наладить с родителями детей дружеские, партнерские отношения. Ведь основы воспитанности ребенка закладываются в семье, и в школу он приходит уже так или иначе воспитанным.
Взаимодействие классного руководителя с родителями - многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей.
С помощью школы родители должны видеть положительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть свои ошибки и предупреждать их. Родители должны видеть в педагогах людей, запрограммированных не на разрушение, а на созидание как личности самого ребенка, так и семьи своего ученика.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.