Интерактивные игры по экологии и устойчивому развитию
Оценка 4.9

Интерактивные игры по экологии и устойчивому развитию

Оценка 4.9
Игры
doc
экология
7 кл—11 кл
21.12.2018
Интерактивные игры по экологии и устойчивому развитию
Актуальность развития экологической культуры учащихся возрастает. Формирование соответствующей мотивации поведения детей с учетом возрастных особенностей приобретает социальную значимость. Применение интерактивных методов на уроках и во внеурочной деятельности позволяют формировать экологически грамотную личность школьников. Предложенные интерактивные игры по экологии развивают коммуникативные умения и навыки, систему личностных отношений и ценностей.
Интерактивные игры по экологии.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск «Школа №З имени Героя России С. Медведева»  1 Интерактивные игры по экологии и устойчивому развитию Компетентностный подход в образовании как основа ФГОС: сущность и механизмы реализации. Секция:                                                                                Автор: Оленева В.А., учитель биологии, высшая квалификационная категория                                                                   МБОУ «Школа №З им. Героя России    С. Медведева» Саяногорск, 2018 2 Оглавление Введение                                                                                                                   3 Практическая часть                                                                                                  3 Заключение Литература             5                     6 3    Введение        находят   все   более   широкое   применение   в Интерактивные   методы   экологическом   образовании   [1­5],   особенно,   при   выполнении   заданий, упражнений, однозначного решения, различных точек зрения, оценку альтернатив.   предусматривающих   обсуждение   проблем,   не   имеющих        Работая в режиме непосредственного общения, змоционально­ чувственного восприятия, дети не только развивают коммуникативные умения и навыки, но и, делясь   своим   опытом,   учатся   не   столько   у   педагога,   сколько   друг   у   друга, развивают систему личностных отношений и ценностей.           Ниже   представлены   методические   рекомендации   по   применению   интерактивных   упражнений   и   игр   для   изучения   и   моделирования   различных экологических систем и ситуаций, экологических проблем. Практическая часть          “Ноев ковчег”  (знакомство с биоразнообразием). Количество участников: 15­29, время 5­10 минут.        Ход упражнения. Ведущий говорит на ухо каждому участнику (так, чтобы другие   не   слышали)   название   того   или   иного   животного   (например,   кошка, собака, лягушка, мышь и т.д.), так, чтобы названия повторялись дважды.             Задание участникам:  не говоря никаких слов, найти свою пару. Можно имитировать   звуки.   Издаваемые   тем   или   иным   животным,   особенности   его внешнего вида и передвижения. 4      Игра заканчивается, когда каждый найдет свою пару.          “Крокодил   и   лягушки”  (моделирование   отношений   хищник­   жертва, внутривидовой   конкуренции,   антропогенного   воздействия,   приводящего   к разрушению   местообитаний).  Количество   участников:   15­20,   время   10­15 минут. Материалы и оборудование, листы бумаги формата А4 или старее газеты (1 на 1­2 участников). Подготовка: требуется свободное пространство около 1 м на каждого участника. Ход упражнения. Из числа участников выбираются 2­3 крокодила, остальные – лягушки. Ведущий раскладывает на полу (“болото”) листы бумаги (“кочки”). Задача лягушек – встать на кочку, не касаясь пола. Задача крокодилов – ловить зазевавшихся лягушек, которые находятся вне кочек. По   команде   ведущего   “лягушки”   лягушки   прыгают   по   болоту,   а   крокодилы спят.   По   команде  “крокодилы”  крокодилы   начинают   охотиться.   А   лягушки должны прятаться на кочках.              После каждой ‘охоты” одна кочка убирается. Когда кочек лягушкам перестает   хватать   (сокращение   местообитания,   внутривидовая   конкуренция), они могут разорвать лист бумаги, либо встать на кочку лишь носком ноги, либо держать друг друга на руках.        Игра заканчивается, когда на болоте остается 1­2 лягушки.              “Слова  и  образы”  (образное   представление   теоретических   понятий, законов).  Количество участников: 25­30.  Время: 15­20 минут. Материалы и оборудование:   столы   (1   на   405   участников);   стулья   (по   числу   участников); доска/стенд;   листы   бумаги   А1 (  1  на  4­5  участников);   фломастеры;   узкие   и длинные полоски бумаги 5х20 см; ножницы. Подготовка: ведущий записывает на полосках   бумаги   экологические   высказывания   (например,   пословицы. Поговорки   экологического   содержания,   законы   экологии   Б.   Коммонера   и разрезает полоски на части по числу участников. 5            Ход упражнения.  Ведущий предлагает участникам выбрать по одному разрезанному   кусочку,   и,   общаясь   с   другими   участниками.   Собрать   целое высказывание. Каждое собранное высказывание – группа.       Задание группам. В течение 5­10 минут изобразить фломастерами на листе бумаги содержание своего высказывания, как оно представляется участникам.         По окончании работы проводится итоговая презентация работ, в которой 1­ 2   представителя   от   каждой   группы   демонстрируют   свой   рисунок   и   кратко поясняют его.      “Паутина жизни” (моделирование связей в экосистемах). Количество   участников:   20­25,  время:  10­15   минут.  Материалы   и оборудование: крепкая бечевка длиной около 1­1.5 м на каждого участника; карточки   с   названиями   (для   старшеклассников)   или   рисунками   (для дошкольников   и   учащихся   начальных   классов)   живых   организмов, выполняющими   различные   функции   в   экосистеме   (4­5   продуцентов,   2­3 консументов различного уровня, 3­4 редуцентов). К карточкам прикрепляется прочная нитка, чтобы карточку можно было повесить на шею.            Подготовка:  требуется свободное пространство около 0,5 м на каждого участника.      Ход упражнения. Участники выбирают себе по одной карточке и надевают на шею. Все встают в круг лицом внутрь. Ведущий, держащий клубок бечевки, также   встает   в   круг   и   просит   каждого   участника   “назвать”   себя.   Задача участников – построить экосистему, передавая/ перебрасывая клубок бечевки тому   “организму”,   с   которым   могут   существовать   экологические   связи (трофические, форические, фабрические и т.п.) в реальных экосистемах. Свой выбор необходимо пояснить. Когда экосистема построена, ведущий просит всех участников сильно натянуть бечевку, отойдя на полшага назад, почувствовать связи друг с другом. 6              Затем могут быть смоделированы различные нарушения взаимосвязей в экосистеме.  Например,  исчезли   продуценты,  или   редуценты,  или   конкретный вид   живых   организмов.   Названные   организмы   ослабляют   натяжение   нити, опустив руку вниз (но не отпуская нить). Те участники, которые почувствовали ослабление нити, также отпускают руки вниз. В итоге, бечевка опускается вниз полностью. Связей между организмами нет. Экосистема разрушена.         По окончании упражнений ведущий просит участников осторожно смотать назад “нить жизни”, не роняя клубок на пол. Заключение.  Предложенные   игры   способствуют   повышению   экологической грамотности   детей,   мотивации     к   участию   в     решении   актуальных   проблем окружающей среды. Литература 1. Ермаков   Д.С.,   Зверев   И.   Д.,   Суравегина   И.   Т.   Учимся   решать экологические   проблемы:   Методическое   пособие   для   учителя.­   М.: Школьная Пресса, 2002. 2. Калинин В. Б., Гайворон Т.Д. Устойчивое развитие: Игры и упражнения. – М.: АсЭкО, 2003. 3. Корякина   Н.И.,   Жевлакова   М.А.,   Кириллов   П.Н.   Образование   для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологии/ Под общ. Ред. С.В.Алексеева.­ СПб: Союз художников, 2000. 4. От   соперничества   к   сотрудничеству:   Практическое   руководство   по активным   методикам   в   экологическом   образовании.­   М.:РХТУ   им. Д.И.Менделеева, 1999. 5. Шпотова   Т.В.   Методические   рекомендации   к   программе   “Игровая экология”. В 3 ч. – М.: ИСАР, 1999. При   подготовке   методических   рекомендаций   использованы   идеи   и материалы образовательных проектов и программ АсЭкО – ассоциации “Экологическое образование”. ИСАР­ Дальний Восток. 7

Интерактивные игры по экологии и устойчивому развитию

Интерактивные игры по экологии и устойчивому развитию

Интерактивные игры по экологии и устойчивому развитию

Интерактивные игры по экологии и устойчивому развитию

Интерактивные игры по экологии и устойчивому развитию

Интерактивные игры по экологии и устойчивому развитию

Интерактивные игры по экологии и устойчивому развитию

Интерактивные игры по экологии и устойчивому развитию

Интерактивные игры по экологии и устойчивому развитию

Интерактивные игры по экологии и устойчивому развитию

Интерактивные игры по экологии и устойчивому развитию

Интерактивные игры по экологии и устойчивому развитию

Интерактивные игры по экологии и устойчивому развитию

Интерактивные игры по экологии и устойчивому развитию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2018