«Мой край родной – заповедные места Воронежской области»
(Классный час)
Автор: Саранцева Ирина Ивановна, г. Бутурлиновка, Воронежская область, учитель начальных классов КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Цель:
- «знакомство» детей с заповедниками, памятниками природы Воронежской области.
Задачи:
- воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям;
- пробуждать желание побывать в этих местах.
Оборудование: иллюстрации, фотографии природных достопримечательностей, книги о Графском заповеднике, открытки, фотоальбомы, слайды, заметки из газет и журналов.
Ход мероприятия.
1. Учитель. На территории Воронежской области расположен Графский заповедник. Заповедник – это участок земли, на котором в силу особых причин сохранились первозданные природные условия, там обитают редкие растения и животные. Поэтому на территории заповедника запрещена хозяйственная деятельность (нельзя заниматься сельским хозяйством, охотиться, ловить рыбу, строить фабрики и заводы), нельзя и просто так, без дела и без причины, ходить по заповеднику и беспокоить его обитателей.
Заповедник строго охраняется законом, так как люди, своей неразумной деятельностью погубившие большую часть природы, наконец-то опомнились и решили сохранить в нетронутом виде хотя бы некоторые места на земле.
В заповеднике растёт почти тысяча видов растений. Среди них обычные и редкие породы сосны, дуба, клёна, ясеня, ольхи, берёзы, осины. Под деревьями и кустарниками в низинах, на буграх и полянах бок о бок уживаются такие разные растения, как северный олений лишайник и степной ковыль, всем известный ландыш и лесная фиалка.
Игра: «Этажи леса»
(дети располагают растения по уровням на которых они растут)
Здесь живут до полусотни видов млекопитающих: от крошки-землеройки до лесного великана – лося. Встречается тут и сестра соболя, белогрудая куница.
А бобры? Много в заповедном бору ручейков и речушек. Бегут ручейки, переговариваются. То тут, то там с плотинками встречаются. И разливаются они тогда сказочным прудом-омутом… А сделал эти плотины не человек, а лесные инженеры-бобры.
Мало осталось бобров на земле. Причиной их исчезновения была неограниченная добыча этих животных из-за красивого, прочного и потому дорогого меха. Но после создания заповедника численность бобров постепенно увеличилась.
Жизнь бобров свободна, своеобразна и интересна. Они живут колониями – несколько бобровых семей занимают побережье речки или ручья. Летом бобры питаются водными и прибрежными травами, на зиму запасают веточный корм.
Бобры являются великолепными строителями. Поражает трудолюбие этих ночных обитателей леса, их маленьких «ручек». Как они ими работают, как берут корм, как едят – очень интересно наблюдать. Их можно сравнить только с ловкостью рук человека.
Десятки и сотни бобров. Кабанов и оленей ежегодно отлавливаются в заповеднике и расселяются по разным краям.
Нелёгок труд работников заповедника, но красота и богатство природы воодушевляют их. Будто в живом музее, собрались здесь многочисленные виды растений и животных. Это замечательный «остров живых сокровищ».
2. Дидактическая игра «Посели животное»
Каждый ребёнок получает набор карточек, на которых изображены лес, луг, водоросли, почва, берег водоёма. Учитель показывает картинки с разными животными, а дети показывают и прикрепляют картинку с изображением места обитания животного.
3. Аутотренинг.
Учитель. А сейчас мы с вами отдохнём – закройте глаза… (звучит запись «Голоса леса»)
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок,
Я вдыхаю его чистый,
Свежий воздух.
Колышутся травы луга.
Надо мной гордо кружат птицы.
Мне хорошо и приятно.
Я очень рад, что встретился
С удивительным миром заповедника.
Я хочу жить в мире с природой.
На бобровых запрудах поселяется водоплавающая дичь. Вокруг оставленных ими пней образуется мощная поросль, которой охотно кормятся олени. Косули, зайцы. Там, где живут бобры, реки полноводны. В случае лесных пожаров бобровые пруды и канавы преграждают дорогу огню. Создание заповедника благотворно сказалось не только на развитие жизни бобров, но и всех животных и растений, обитающих на его территории.
Заповедники – это острова спасения для растений и животных.
В этом храме природы живут и работают учёные-биологи. Лесники, лаборанты и многие другие специалисты. Они следят за жизнью природы, познают её тайны, изучают её законы и стараются помочь ей уцелеть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.