Интернациональное воспитание школьников сегодня
Оценка 4.8

Интернациональное воспитание школьников сегодня

Оценка 4.8
Научные работы
docx
15.06.2023
Интернациональное воспитание школьников сегодня
В статье поднимается проблема формирования у школьников межнациональных отношений, а также воспитания у подрастающего поколения уважения к другим народам и их культуре.
интернациональное воспитание.docx

Филимонова Татьяна Сергеевна

МБОУ «СШ №17 имени Героя Российской Федерации А.Б. Буханова»,

Смоленск, Россия

 

Интернациональное воспитание школьников сегодня

Аннотация: В статье поднимается проблема формирования у школьников межнациональных отношений, а также воспитания у подрастающего поколения уважения к другим народам и их культуре.

Ключевые слова: Интернациональное воспитание, толерантность, межнациональные отношения, патриотизм.

 

Современная общественно-экономическая и социокультурная ситуация в нашей стране и в мире способствует расширению межнациональных и межкультурных контактов на всех уровнях и во всех областях общественной жизни. Рост информационного, культурного, экономического обмена и сотрудничества ведет к вовлечению представителей разных национальностей в непрерывное взаимодействие, к усилению солидарности в мире, способствует расширению процесса глобализации. Однако глобализация имеет как позитивные возможности, так и негативные аспекты. Так, естественной реакцией на процесс глобализации стало стремление людей к культурной идентичности, к сохранению отличий и особенностей своей культуры, что вызывает этнические проблемы, культурные столкновения и межнациональные конфликты. Поэтому как никогда остро встала проблема воспитания уважения к иным культурам, пробуждения интереса и терпимости к ним, преодоления чувства раздражения от непохожести «чужих» культур.[1]

Интеграция личности в национальную и мировую культуру, воспитание культуры межнациональных отношений - это социально значимые задачи, которые сегодня определены в основополагающих документах в области российского образования: Законе РФ «Об образовании» (2009), в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010), Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. Решение этих задач требует создания таких условий, которые позволяли бы школьникам постичь культурные ценности, нормы и образцы поведения своего и других народов, а также получить позитивный опыт межкультурного общения и взаимодействия. Определяющая роль возлагается на школу, на создание ею эффективной среды для развития у школьников интернациональных чувств и навыков поведения.

Российская Федерация – страна, в которой живут и взаимодействуют множество разных народов. Это таит в себе опасность межнациональных конфликтов, которые могут привести к столкновениям, войнам или распаду страны. В настоящее время ситуация с межэтническими конфликтами ушла из взрывоопасной стадии и многие регионы живут в так называемом межнациональном мире и согласии. Однако такое положение дел необходимо поддерживать. В том числе посредствам воспитания молодежи в школе. Учителя должны заниматься интернациональным воспитанием школьников.

«Интернациональное воспитание - воспитание у человека высокой культуры межнационального общения, выработка гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми независимо от цвета кожи, языка, обычаев и места проживания».[1, С. 143]

Чтобы иметь более полное представление о том, как сформировать культуру межнационального общения, необходимо обратиться к работам исследователей, занимающихся этой проблемой. Если рассматривать в целом, то понятия «культура межнационального общения», «межкультурная коммуникация» стали употребляться в обществоведческой литературе лишь с начала 80-ых годов XX века. Многие аспекты данных тем можно встретить в работах Болотиной Т.В., Смирнова Н.К., Новиковой Т.Г., [2] Обухова А.С. [3] и ряда других исследователей. Достаточно большая часть исследователей занимается разными сторонами проблемы межнационального общения. Но почти все они дают одно определение понятию «межнациональное общения». По их мнению, под данным термином имеется в виду определение взаимосвязи и взаимоотношений, в процессе которых люди, которые относятся к разным национальностям и разному вероисповеданию, обмениваются друг с другом опытом, мыслями, духовными ценностями. И все это общение в большей степени зависит от уровня воспитания людей, а также от того, как люди умеют воспринимать и соблюдать мораль и общечеловеческие нормы.

Одним из приоритетных направлений в воспитании школьников является формирование чувства национального самосознания, а так же воспитание культуры межнациональных отношений. Прививать правильные привычки у школьников может классный руководитель, например, на классных часах. В современном мире подростку приходится очень трудно, так как зачастую у него сбиты ориентиры, а так же проявляется отсутствие четко выраженных нравственных ценностей. Подросткам трудно сориентироваться в современном мире и помочь ему в этом может классный руководитель. Хотя в настоящее время мир постоянно изменяется, однако зачастую идеалы остаются прежними. Среди них – любовь к Родине, своему народу, его традициям.

Перед классным руководителем стоят задачи воспитания у школьников чувства патриотизма, любви к родной стране, ее народу и культуре. Однако так же важно, чтобы человек уважал не только свою страну, но и другие страны, которые отличаются культурой, традициями.

В нашей школе учатся дети разных национальностей (азербайджанцы, украинцы, узбеки, таджики и т.д.). Это позволяет назвать школу многонациональной. Чтобы дети смогли ужиться в одном коллективе, необходимо проводить беседы, классные часы, направленные на предотвращение межнациональных конфликтов и воспитание межнациональной толерантности.

Примером такой практики могут послужить различные примеры заданий, конкурсов, игр на классных часах. Например, игра «Жизненные ценности людей и толерантность». Предложен список блюд, дети должны угадать к какой стране относится то или иное блюдо. Кроме того, можно решать кроссворд, составленный на основе разных традиций / праздников различных народов. Так же можно использовать доклады о знаменитых людях того или иного народа.

Благодаря классным часам школьник должен осознать, что нет плохих или хороших народов. Есть люди, которые могут быть хорошими, а могут – плохими.

Воспитывать толерантность к другим народам могут не только классные руководители, но и учителя-предметники. Например, на уроках обществознания и истории можно разбирать культуры и традиции разных народов, их обычаи, прививая школьникам уважение к другому народу. На уроках русского языка и литературы можно знакомиться с творчеством разных народов, изучая их пословицы, поговорки, песни, художественную литературу. Особенно это полезно, если в классе есть дети разных национальностей.

В пятом классе есть целый предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». На этих уроках учащиеся знакомятся с культурой, обычаями, традициями народов, которые проживают в нашей стране. Так же можно узнать, как народы ведут свой быт, как празднуют праздники, каким богам поклоняются. Во время этих занятий дети могут делать доклады, объединяться в группы и делать проекты, а после защищать их на публике. У себя на уроке мы с детьми делали небольшие театральные постановки, которые могли бы проиллюстрировать быт народов, показать национальные костюмы, помочь узнать национальных литературных героев различных народов. Это поможет учащимся наиболее полно погрузиться в культуру народов, а так же воспитать в них чувство толерантности, уважение к другим народам и национальностям.

В интернациональном воспитании необходимо опираться на прогрессивный опыт межнационального общения. «Каждому ребенку надо осознать, что и в нашей огромной стране, и в его родном городе все успехи зависят от совместного дружного труда людей разных национальностей, что творческий человек - будь то русский, немец, татарин, белорус, украинец, осетин, грузин, армянин - гордость и слава нашей многонациональной страны».[4, С. 46]

Интернациональное  патриотическое  воспитание   школьников  - воспитание очень важных историко-культурных и нравственно-духовных ценностей, которые отражают, как специфически формировалось и развивалось наше общество и государство, национальное самосознание, образ жизни, судьбы и миропонимания. Оно включает в себя беззаветную преданность и любовь к своей Родине, гордость за то, что мы принадлежим к великому народу, к его проблемам, испытаниям, свершениям, уважение национальных символов и святынь, готовность к самоотверженному и достойному служению государству и обществу. Поэтому очень важно пропагандирование идей дружбы народов, интернационализма, воспитание в атмосфере интернационализма школьников.

В школах необходимо интернациональное воспитание, потому что оно способствует единству, дружбе, братству, культуре межнационального общения. Наша страна постоянно развивается, контактирует с другими странами и народами. Одна из перспективных сфер – это развитие международных отношений, а так же международное сотрудничество во всех сферах жизни. Развитие интернационального воспитания как раз и способствует и содействует этому, поэтому для нашей многонациональной страны это важно.

 

 

Список литературы

1.     Куц Л.Г. Интернациональное воспитание школьников в отечественной педагогике и образовательной практике 60-х - 80-х годов XX века // автореферат. Хабаровск, 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19374186 (дата обращения: 01.09.2021)

2.     Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб.: Лань, 1999. 524 с.

3.     Болотина,Т.В., Новикова,Т.Г., Смирнов, Н.К. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие: учебное пособие для учащихся средних школ. М.: АПК и ПРО, 2002. 186 с.

4.     Мириманова, М.С., Обухов, А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие.- М., 2002. 272 с.

5.     Бибарцева Т.С. Учебно-игровой тренинг специалистов социо-культурной сферы. СПб.: СПбГУК, 1999. 64 с.


 

Филимонова Татьяна Сергеевна

Филимонова Татьяна Сергеевна

Определяющая роль возлагается на школу, на создание ею эффективной среды для развития у школьников интернациональных чувств и навыков поведения

Определяющая роль возлагается на школу, на создание ею эффективной среды для развития у школьников интернациональных чувств и навыков поведения

И все это общение в большей степени зависит от уровня воспитания людей, а также от того, как люди умеют воспринимать и соблюдать мораль и общечеловеческие…

И все это общение в большей степени зависит от уровня воспитания людей, а также от того, как люди умеют воспринимать и соблюдать мораль и общечеловеческие…

Так же можно использовать доклады о знаменитых людях того или иного народа

Так же можно использовать доклады о знаменитых людях того или иного народа

С. 46] Интернациональное патриотическое воспитание школьников - воспитание очень важных историко-культурных и нравственно-духовных ценностей, которые отражают, как специфически формировалось и развивалось наше общество и государство,…

С. 46] Интернациональное патриотическое воспитание школьников - воспитание очень важных историко-культурных и нравственно-духовных ценностей, которые отражают, как специфически формировалось и развивалось наше общество и государство,…

Болотина,Т.В., Новикова,Т.Г.,

Болотина,Т.В., Новикова,Т.Г.,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2023