ИНТЕРВАЛ
Оценка 4.9

ИНТЕРВАЛ

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
музыка +1
Взрослым
24.09.2018
ИНТЕРВАЛ
Слово «интервал» буквально обозначает расстояние, но в музыкальной теории и практике оно употребляется для обозначения не только расстояния между двумя звуками, но и самого сочетания этих звуков. Музыкальный интервал – первооснова гармонии, строительный материал произведений. Интервал – от латинского Intervallum промежуток – соотношение (расстояние) двух музыкальных звуков по их высоте. Интервал характеризуется числом охватываемых их ступеней звукоряда и качественной определенностью, зависящей от числа целых тонов и полутонов, разделяющих звуки. В обозначении интервал указывается как количественная (ступеневая) величина (латинскими порядковыми числительными или цифрами), так качественная (обозначение чистых, малых, больших, уменьшенных, уменьшенных, дважды уменьшенных, дважды увеличенных). Интервалы, совпадающие по числу охватываемых ступеней, могут быть различны по числу тонов и полутонов например м.2 и б.2. И наоборот – в темперированном строе одинаково звучащие интервалы могут содержать разное количество ступеней.
Interval.docx
ИНТЕРВАЛ Слово «интервал» буквально обозначает расстояние, но в музыкальной теории и практике оно употребляется для обозначения не только расстояния между двумя звуками, но и самого сочетания этих звуков. Музыкальный интервал – первооснова гармонии, строительный материал произведений. Интервал – от латинского Intervallum промежуток – соотношение (расстояние) двух музыкальных звуков по их высоте. Интервал характеризуется числом охватываемых их ступеней звукоряда и качественной определенностью, зависящей от числа целых тонов и полутонов, разделяющих звуки. В обозначении интервал указывается как количественная (ступеневая) величина (латинскими порядковыми числительными или цифрами), так качественная (обозначение чистых, малых, больших, уменьшенных, уменьшенных, дважды уменьшенных, дважды увеличенных). Интервалы, совпадающие по числу охватываемых ступеней, могут быть различны по числу тонов и полутонов например м.2 и б.2. И наоборот – в темперированном строе одинаково звучащие интервалы могут содержать разное количество ступеней. Интервалы классифицируются по следующим признакам: По способу извлечения (по временным соотношениям)  Гармонические и мелодические. Мелодическим называется интервал, звуки которого берутся последовательно друг за другом, является основой горизонтали. Интервал может быть восходящим и нисходящим. Гармоническим называется интервал, звучащий при одновременном сочетании двух звуков. По степени слитности (по слуховым впечатления, фонизму  (от греческого «звук» окраска, характер звучания гармонического интервала, аккорда. Термин ввел Юрий Николаевич Тюлин)) Консонансы (от латинского – согласно звучу) в музыке подразумевается мягкость, согласность звучания. Консонансы подразделяются на три вида: 1)Абсолютные консонансы, к которым относятся интервалы чистой примы и чистой октавы. 2)Совершенные консонансы, к которым относятся чистая кварта и отчасти чистая квинта (так как она в эпоху полифонии строгого стиля в двухголосии кварта считалась диссонансом и использовалась как задержание к терции или как проходящий звук). 3)Несовершенные консонансы, к которым относятся большие и малые терции и большие и малые сексты. Диссонансы (от латинского - нестройно звучу) подразумевается большая или меньшая резкость, несогласованность звучания. К диссонансам относятся секунда большая и малая, септима большая и малая, тритоны, увеличенные и уменьшенные интервалы  По отношению к октаве: простые и составные интервалы. Простые интервалы – это интервалы, не выходящие за пределы октавы. Простыми интервалами являются: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Составные интервалы1 – это интервалы, шире октавы. Количество ступеней составных интервалов образуют сумму ступеней октавы и простого интервала. Составные интервалы, как и простые бывают чистые, большие, малые, уменьшенные и увеличенные. По месту в ладовой системе: устойчивые и неустойчивые  интервалы. Устойчивые интервалы – это интервалы, в которых и основание и вершина являются устойчивыми ступенями лада. К неустойчивым интервалам относятся интервалы, в которых либо вершина и основание являются неустойчивыми ступенями лада, либо неустойчивая одна из ступеней, образующих интервал. Все неустойчивые интервалы требуют разрешения. Разрешение – переход неустойчивых интервалов в устойчивые интервалы. Есть два типа разрешений, ладовое и акустическое. У консонансов только ладовое разрешение. Неустойчивые консонансы, подчиняясь закону ладового тяготения, стремятся к устойчивым. Практически при разрешении неустойчивых консонансов в любой тональности следует помнить, что устойчивыми являются звуки тонического трезвучия соответствующей тональности. Диссонансы разрешаются двумя типами. Ладовое разрешение диссонанса. Принцип основан на 1) переходе неустойчивых звуков в устойчивые звуки тонического трезвучия. Каждый неустойчивый звук тяготеет к ближайшему устойчивому, поэтому при ладовом разрешении диссонанса каждый разрешаемый звук переходит плавно в ближайшую устойчивую ступень, движется на большую и малую секунду. Если оба звука диссонанса неустойчивы, то они оба разрешаются плавно, поступенно (диатонически). Если один звук диссонанса устойчив, то он при разрешении может оставаться на месте ил скачком переходить в другой устойчивый звук своей тональности. При разрешении все устойчивые интервалы расширяются, а уменьшенные сужаются. В традиции теории считается нежелательно разрешение секунды в приму и септимы в октаву. 1 Нона (9) – секунда через октаву, Децима (10) – терция через октаву, Ундецима (11) – кварта через октаву, Дуодецима (12) – квинта через октаву, Терцдецима (13) – секста через октаву, Квартдецима (14) – септима через октаву, Квинтдецима (15) – двойная октава. занимали Акустическое разрешение диссонансов. При этом 2) разрешении диссонансы переходят в консонансы независимо от устойчивости и неустойчивости последних в данном ладу. При этом разрешение увеличенных и уменьшенных часто совпадает с ладовыми разрешениями. Разрешение же больших и малых секунд и септим, а так же чистой кварты только в отдельных случаях совпадают с ладовым, ибо подчиняется иным правилам. Традиции разрешения этих интервалов сложилось до XVII века в полифонической музыке строгого стиля. В основе этой музыки лежала не мажора-минорная система, а средневековые (натуральные) лады, не обладающие однозначным ладовым тяготением2. На протяжении XVIII и XIX веков в европейской музыке господствующее семиступенные диатонические лады мажора и минора. Интервалы, образуемые на разных степенях этих ладов называются диатоническими. Однако с конца XVIII и начала XIX, в творчестве самых различных композиторов заметна тенденция к обогащению и расширению выразительных возможностей диатонических ладов. Все чаще в музыке появляются хроматические измененные ступени (повышенные или пониженные на хроматические полутоны). К диатоническим относятся интервалы, возможные на ступенях натуральных мажора и минора и ладов народной музыки. Это ч1, ч8, м2, б2, м7, б7, м3, б3, м6, б6, ч4, ч5, диатонические тритоны. положение Хроматическими называются интервалы, которые образуются с участием альтерированных3 ступеней лада. При альтерации функция каждого звука остается неизменной. Среди хроматических 2 Согласно этим традициям, диссонирующим звуком в секунде считается основание, которое разрешается плавным ходом на большую и малую секунду вниз. Вершина секунды считается свободным звуком и при разрешении остается на месте ил скачком переходит в другой звук, образуя в момент разрешения консонанс с нижним звуком. Обычно вершина движется скачком на кварту вверх. Таким образом секунда разрешается в терцию или сексту. Малая секунда разрешается только ходом основания на большую секунду.Соответственно в септиме диссонирующем звуком считается вершина, а свободным основание. Поэтому септима разрешается плавным ходом вершины вниз, причем основание остается на месте или скачком на кварту идет наверх. При разрешении септимы ход вершины на большую и малую секунду зависит от тональной основы. Большая септима и малая секунда, могут разрешаться только ходом на большую секунду. Нона разрешается двумя способами: 1)Вершина движется на секунду вниз. Основание остается на месте или переходит в чистую кварту вверх. В результате образуется чистая октава или чистая квинта. 2)Нона рассматривается как секунда через октаву и разрешается как секунда, причем скачек вершины на октаву вверх заменяется обычно скачком квинты вниз. Кварта в эпоху строгого полифонического письма считалась диссонансом, у которого два звука свободны. Но чаще кварта разрешается ходом вершины на большую или малую секунду вниз. 3 «Альтерация – повышение или понижение неустойчивых ступеней в направлении существующих в данной тональности тяготений, вызывающее обострение этих тяготений». интервалов преобладают увеличенные и уменьшенные. К ним относятся: ув5, ум4, ув2, ум7, ув6, ум3, ув3, ум6, двув4, двум5. Увеличенные интервалы образуются по средствам понижения или повышения верхнего звука, либо одновременным понижением нижнего и повышением верхнего звуков. Уменьшенные интервалы образуются разновременной или одновременной восходящей альтерацией нижнего и нисходящей верхнего звуков. Классификация интервалов по их ладовому составу. В соответствии с ладовым составом хроматические увеличенные и уменьшенные интервалы целесообразно разделить на три группы: 1)Интервалы в которых сопряжены оба вводных тона: ув4, ум5, ув2, ум7. ув5. 2)Интервалы, соотносящие вводный тон и диатоническую неустойчивую ступень, не являющеюся вводным тоном: ум3, ув6. 3) Интервалы, сочетающие вводный тон и устойчивый тон: ум4, В первую группу входят интервалы, в которых соотносятся не только альтерационные вводные тоны. В некоторых из них альтерированная ступень лада сочетается с диатоническим вводным тоном. Это не играет существенной роли, так как в сочетании с альтерированным, диатоническим вводным тоном воспринимается столь же напряженно, он так же определенно направлен в опорный тон и так же остро интонируется. В отличии от интервалов первой группы, в интервалах второй группы диатонические ступени лада не будучи вводными тонами, не так остро тяготеют в устойчивые звуки. Это обстоятельство выявляет в интервалах второй группы новые интонационно- выразительные возможности. Увеличенные и уменьшенные интервалы третьей группы привносят в интонацию новые оттенки. Вводный тон требует остронаправленного, а устойчивый звук – опорного интонирования. Однако устойчивые звуки, входящие в эти интервалы, сами часто воспринимаются как вводные тоны, и это обогащает их интонационное содержание. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ИНТЕРВАЛОВ Каждый интервал многообразно проявляется в контексте произведения, сохраняя при этом присущие для него характерные свойства. Но под воздействием факторов выразительные свойства одного и того же интервала меняются. Они зависят от того, в какой форме (гармонической или мелодической), в каких ритмических условиях проявляется интервал, какова ладовая функция образующих степеней (устойчивые или не устойчивые, главные или побочные). На выразительность интервала оказывают влияние так же темп исполнения и тембр. Далее приведем самые распространенные виды интервалов. Секунда – в гармонической форме звучит резко, напряженно, остро выявляя акустическую природу диссонанса. Мелодическая малая секунда приобретает иные выразительные свойства. Например нисходящая малая секунда с акцентом на первом звуке – интонация вздоха, жалобы. (Находит воплощение в творчестве разнообразных композиторов, например в пьесах «Первая утрата» Р. Шумана, «Болезнь куклы» П. Чайковского, «Сиротка», «В углу» из вокального цикла «Детская» М. Мусоргского, в печальных песнях и плачах («Деревенская плакальщица» Р. Щедрина из фортепианного цикла «Альбом для юношества»). И.С. Бах «ХТК» 1 том cis-moll Кварта. Затактовая кварта как восходящий ход от доминанты к тонике звучит энергично, утверждающе, воплощает в себе волевое начало. А от сильно к слабой доле (доминанта-тоника) кварта придает мелодическому движению плавность. Пример «Марсельеза» Рудже де Лиля Хроматический ход в пределах кварты является символом скорби, страдания. Обороты со скрытой уменьшенной квартой многократно встречаются у П.И. Чайковского. (на слова «милая, лесная» ми- бемоль – си бекар – ум.4) романс c-moll П.И. Чайковский «Соловей» Своеобразное преломление получает уменьшенная кварта в творчестве Танеева. В диапазоне уменьшенной кварты изложена тема рока. С.И. Танеев роман «В дымке-невидимке» С.И. Танеев Концерт для скрипки с оркестром 3 часть «Сказка» Секста – Септима – Тритон – Интервал является деталью в музыкальном организме, он неразрывно связан со всем процессом музыкального развития. Изучение интервалов и их свойств – необходимая ступень к овладению комплексом музыкально-теоретических дисциплин. Теоретические исследования по интервалам: А.Л. Островский «Курс теории музыки», Л.Красинская, В. Уткин «Элементарная теория музыки», В. Вахрамеев «Элементарная теория музыки», Ю. Тюлин «Краткий теоретический курс гармонии», Б. Алексеев, А. Мясоедов «Элементарная теория музки».

ИНТЕРВАЛ

ИНТЕРВАЛ

ИНТЕРВАЛ

ИНТЕРВАЛ

ИНТЕРВАЛ

ИНТЕРВАЛ

ИНТЕРВАЛ

ИНТЕРВАЛ

ИНТЕРВАЛ

ИНТЕРВАЛ

ИНТЕРВАЛ

ИНТЕРВАЛ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2018