интуиция в системе музыкально-педагогических
воздействий
Интуиция – центральное звено творческого процесса. Поскольку музыкальная педагогика в подлинном значении – это всегда творчество, можно предположить, что интуитивное постижение педагогической реальности и управление ею определяют важнейший аспект музыкально-педагогических воздействий.
Взаимодействие педагога-музыканта со студентами представляет собой множество всевозможных мини-ситуаций, в которых интуиция преподавателя проявляется в мгновенных педагогических находках, характеризуется принятием сиюминутных решений. Б.М. Теплов подчеркивает, что быстрота достижения результата на основе интуитивного поиска сообщает мыслительным процессам такие характеристики движения, которые не всегда могут быть объяснимы с точки зрения логики. Поэтому целенаправленное развитие интуиции специфично, требует создания специальных условий, не всегда отвечающих привычным представлениям о педагогически целесообразном и должном. Важнейшее из них – принятие индивидуальных предпочтений в качестве отправного момента выбора в решении педагогических задач.
Большое значение в развитии интуиции традиционно отводится накоплению и расширению опыта. Но рациональный анализ в процессе педагогической практики должен уступить первенство эмоциональным обобщениям и оценкам.
Активно воздействуют на интуицию импровизационные моменты. Нахождение выхода из внезапно создавшейся ситуации, мгновенный поиск необходимых аргументов при проведении диспута, разрешение спорных проблем – действенные средства, способствующие развитию интуиции.
Интуиция тесно связана с воображением, с образным педагогическим мышлением. Педагогическое решение, однажды возникшее в определенном контексте, фиксируется в памяти с тем, чтобы силой воображения, вновь возродиться в определенных обстоятельствах. Нередко толчком для интуитивного принятия решения служат ассоциации, образные аналоги.
Один из приемов активизации педагогической интуиции косвенным путем – использование синектики. При этом не только пробуждается творческая мысль педагога, но и появляется стимул к интуитивному поиску.
Таким образом, рассмотрение методов музыкального воспитания как непосредственного перехода интуиции в педагогическое действие представляется научно перспективной.
Библиографические ссылки
Теплов Б. Н. Избранные труды: В 2-х т.– М.,1985. – Т.1. – 328 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.