ИНТУИЦИЯ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

  • Документация
  • doc
  • 15.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интуиция – центральное звено творческого процесса. Поскольку музыкальная педагогика в подлинном значении – это всегда творчество, можно предположить, что интуитивное постижение педагогической ре-альности и управление ею определяют важнейший аспект музыкально-педагогических воздействий.
Иконка файла материала Интуиция ..doc

 

интуиция в системе музыкально-педагогических

 воздействий

 

 

Интуиция – центральное звено творческого процесса. Поскольку музыкальная педагогика  в подлинном значении – это всегда творчество, можно предположить, что интуитивное постижение педагогической реальности и управление ею определяют важнейший аспект музыкально-педагогических воздействий.

Взаимодействие педагога-музыканта со студентами представляет собой множество всевозможных мини-ситуаций, в которых интуиция преподавателя проявляется в мгновенных педагогических находках, характеризуется принятием сиюминутных решений. Б.М. Теплов подчеркивает, что быстрота  достижения результата на основе интуитивного поиска сообщает мыслительным процессам такие характеристики движения, которые не всегда могут быть объяснимы с точки зрения логики. Поэтому  целенаправленное развитие интуиции специфично, требует создания специальных условий, не всегда отвечающих привычным представлениям о педагогически целесообразном и должном. Важнейшее из них – принятие индивидуальных предпочтений в качестве отправного момента выбора в решении педагогических задач.

Большое значение в развитии интуиции традиционно отводится накоплению и расширению опыта. Но рациональный анализ в процессе педагогической практики должен уступить первенство эмоциональным обобщениям и оценкам.

          Активно воздействуют на интуицию импровизационные моменты. Нахождение выхода из внезапно создавшейся ситуации, мгновенный поиск необходимых аргументов при проведении диспута, разрешение спорных проблем – действенные средства, способствующие развитию интуиции.

          Интуиция тесно связана с воображением, с образным педагогическим мышлением. Педагогическое решение, однажды возникшее в определенном контексте, фиксируется в памяти с тем, чтобы силой воображения, вновь возродиться  в определенных обстоятельствах. Нередко толчком для интуитивного принятия решения служат ассоциации, образные аналоги. 

          Один из приемов активизации педагогической интуиции косвенным путем – использование синектики. При этом не только пробуждается творческая мысль педагога, но и появляется стимул к интуитивному поиску.

Таким образом, рассмотрение методов музыкального воспитания как непосредственного перехода интуиции в  педагогическое действие представляется научно перспективной.

 

Библиографические ссылки

Теплов Б. Н. Избранные труды: В 2-х т.– М.,1985. – Т.1. – 328 с.