"Инженерный конструктор как один из инструментов активизации познавательного интереса при изучении географии через интеграцию основного и дополнительного образования"
Оценка 4.8

"Инженерный конструктор как один из инструментов активизации познавательного интереса при изучении географии через интеграцию основного и дополнительного образования"

Оценка 4.8
docx
16.10.2023
"Инженерный конструктор  как один из инструментов активизации познавательного интереса при изучении географии через интеграцию основного и дополнительного образования"
Дорожков А.docx

Дорожков А.А.,

учитель географии ГБОУ «ИТШ №777» г. Санкт-Петербурга

высшей квалификационной категории,

Почетный работник общего образования РФ

 

"Инженерный конструктор  как один из инструментов активизации познавательного интереса при изучении географии через интеграцию основного и дополнительного образования"

Добрый день уважаемые коллеги! Разрешите представиться, я учитель географии инженерно-технологической школы № 777 города Санкт-Петербурга.

ИТШ №777 - это уникальное образовательное учреждение России с высокотехнологичной образовательной средой. Здесь создано сообщество единомышленников – учеников, учителей, родителей, социальных партнеров, которые мыслят и двигаются в одном направлении – и это главное!

Наша школа- это образовательная экосистема будущего, где ребёнок имеет возможность проявить свои таланты и не боится попробовать свои силы в новом, совершить своё первое открытие. Наше образовательное учреждение - это сообщество педагогов, которое ориентировано на формирование у школьников основ инженерного мышления, развитие успешной личности. Образование в школе - это четко структурированная модель с образовательными целями. Здесь созданы условия для обучения и самосовершенствования, общения и креатива, яркого и разнообразного досуга на любой вкус
У нас открыты двери различных творческих объединений, спортивных секций, студий искусств, художественных мастерских, научных и исследовательских лабораторий. Наши ученики под руководством   специалистов ведущих вузов России имеют возможность проводить исследования, работать над социально значимыми проектами.  Инженерно-технологическая школа – это планета знаний и радости, море положительных эмоций от учебного труда и творческого общения.

Без внимания в нашей школе не остается такая дисциплина как география.

География является важнейшим компонентом любой профессии и специальности. Её важнейшим аспектом является формирование мировоззрения, логики научного мышления, интеллектуального и профессионального кругозора как ведущих положений в становлении профессионального самосознания личности будущего специалиста.

Важно и то, что географические знания о ведущих сферах народного хозяйства, основных видах труда и массовых профессиях позволяют учащимся правильно сопоставить свой выбор профессии с потребностями экономического региона в кадрах.

Главная цель обучения современной географии определяется, прежде всего задачами, поставленными государством по переходу к профильному обучению и введению предпрофильного обучения: сформировать в сознании учащегося научно-объективную картину родного края, своей страны и всего мира и одновременно воспитать его как личность, готовую к активной профессиональной деятельности и применению приобретенных знаний и умений в различных жизненных ситуациях.

Отдельные блоки образовательного процесса не могут достичь данной цели в виду различных факторов. Основной “ограничивающий” фактор урочной формы – время, заданное инвариантной частью базисного учебного плана. Отсюда, данный блок образовательного процесса обеспечивает преимущественно базовый уровень и достигает первой части заданной цели. Но именно в этот момент у учащихся возникает вопрос: “А за чем нам это надо, зачем мы это изучаем?” (Порой ставящий учителя в тупик). Ответ же получить в полном объеме он не может. Достижение второй части цели возможно во внеурочной деятельности, регламентированной вариативной частью БУПа или через систему дополнительного образования. Следовательно, требуется объединение частей в целое, т.е. интеграция.

Мы остановимся на втором.

Летом, 2022 года школа приобрела новое инженерное оборудование -  инженерные конструкторы: Link2Space (1 шт.) и LEX (4 шт.).

Link2Space состоит из комплектующих антенной системы, SDR-приёмника, ноутбука, программного обеспечения для приема и обработки данных.

Учащиеся самостоятельно собирают конструктор и получают станцию (комплекс) приема спутниковой информации, производят её настройку и прием на неё данных с пролетающих метеоспутников серий Метеор-М №2, NOAA, MetOp, FengYun-3 по радиоканалам L-диапазона частот в режиме реального времени. Затем проводят обработку и анализ принятых изображений Земли из космоса.

Цели, достигаемые при использовании Конструктора в учебном процессе:

·         Создание живого интереса учащихся к научно-технологической деятельности;

·         Привлечение молодежи к российской космической отрасли в части дистанционного зондирования земли, которая является одной из основополагающих;

·         Формирование у детей интереса к решению взрослых задач, связанных с экологией и метеорологией;

·         Обучение детей работе в команде, умения отстаивать свои интересы и добиваться поставленных задач;

·         Обучение детей работе с новыми материалами и оборудованием, работе с электроникой и изучение основ программирования.

В результате работы решается задача собственными силами собрать и настроить станцию приема спутниковых данных и принять изображения с метеорологических спутников в режиме реального времени.

LEX Комплекс-конструктор

Предназначен для сборки турникетной антенны для приема и обработки данных с метеоспутников серий Метеор-М №2, NOAA по радиоканалам УКВ частот (137 МГц). Состоит из собственно антенны и штатива.

Турникетная антенна (от франц. tourniquet — турникет, вертящаяся крестовина) образована скрещенными попарно под прямым углом горизонтальными симметричными полуволновыми вибраторами, закрепленными на общей вертикальной мачте.

Цели, достигаемые при использовании конструктора в учебном процессе:

·         создание живого интереса учащихся к научно-технологической деятельности;

·         привлечение молодежи к российской космической отрасли в части дистанционного зондирования Земли, которая является одной из основополагающих;

·         формирование у детей интереса к решению взрослых задач, связанных с экологией и метеорологией;

·         обучение детей работе в команде, умению отстаивать свои интересы и добиваться поставленных задач;

·         обучение детей работе с новыми материалами и оборудованием, работе с электроникой и изучение основ программирования.

Задача:

Самостоятельно собрать турникетную антенну, получить в реальном времени изображения с метеоспутников, обработать изображения с целью их просмотра и анализа.

Данные, которые принимает собранный Конструктор, могут быть использованы:

·         на уроках географии для закрепления разделов «Материки, океаны, народы и страны», «География России», «Региональная география»;

·         на уроках информатики при освоении тем «Векторная и растровая графика», «Каталогизация файлов», «Прикладное программное обеспечение», «Обработка данных»;

·         на уроках физики для изучения раздела «Оптика», а также в качестве дополнительных внеклассных занятий.

Изучив технические возможности конструкторов мне пришла идея по созданию рабочей программы для центра дополнительного образования по направлению «Метеорология», которая имеет две подпрограммы. Одна направлена на обучающихся 3-5 классов «Юный метеоролог», а вторая направлена учащихся 6-8 классов «Школа метеорологии».

При сопоставлении программ дополнительного образования и основной образовательной по географии я пришел к выводу, что возможна интеграции уроков географии и объединения «Метеорология», так как многие темы пересекаются. Темы: климат, погода, народные приметы, современные методы исследования, практические навыки работы с космическими снимками и другие.

Как же происходит интеграция? В рамках занятий в центре дополнительного образования заинтересованные учащиеся работают с данными установками развивая свои инженерные навыки. А материалы, которые получают со спутников мы уже используем на учебных занятиях со всеми учащимися. Космические снимки поверхности Земли используются в рамках изучаемой темы. При изучении темы «Климат» рассматриваем атмосферные вихри. А если сделана серия снимков с интервалом во времени, то анализируем их перемещение.

При изучении темы «Лесные ресурсы» можно анализировать площади лесных угодий, а также можно отслеживать изменение границ лесных угодий.

В пожароопасный период возможно отслеживать очаги возгорания и зоны поражения. В весенний период можно отслеживать территории подтопления при обильном снеготаянии или при затяжных дождях.

Данные инженерные конструкторы, это еще и ресурс для подготовки к различным конкурсам. Одним из таких конкурсов является НТО. В направлении «Анализ космических снимков» и направлении «Урбанистика» требуются навыки работы с подобными установками, а главное умение анализировать космические снимки.

Сегодня, по данным направлениям группа учащихся проходит уже командный этап соревнований и им мы желаем успехов.

Как мы понимаете, использование инженерных конструктор способствуют не только интеграции основного и дополнительного образования, но интеграции географии с другими предметами: информатика – изучение программ, их установка, обработка результатов; физика – принцип работы устройств, получение сигналов.

Реализация модели интегративного подхода к изучению географических наук расширяет возможности выбора каждого школьника индивидуальной траектории развития, а также является одним из механизмов реализации программы города Санкт-Петербурга «Наша новая профориентация».

При интегрированном подходе изучения географии, положительным фактором обучения как для учителя, так и для ученика, можно отметить следующие моменты:

– проявляется познавательная деятельность учащихся, проявляются умения обобщать и синтезировать изучаемый материал;

– у школьников проявляется интерес в нахождении правильного решения познавательных задач, объединённых географической и другими науками;

– учащиеся получают более точное и образное представление об общей, географической картине края, т.к. интеграция представлена общими темами, общими задачами. Взаимосвязь изучаемых наук позволит не только закрепить полученные знания и их расширить, но и научиться новому.

Ни один предмет в школе не дает таких широких практических навыков, которые готовили бы человека к жизни, как география. Без географических знаний современный и будущий гражданин не способен ориентироваться в быстро развивающемся мире, воспринимать информацию со страниц газет, Интернета, телепередач. Поэтому внедрение новых методик, особенно интеграционных, в преподавании географии – назревшая необходимость сегодняшнего дня.

Как мы видим, что одним из механизмов развития познавательного интереса у обучающихся стал инженерный конструктор. В будущем мы постараемся расширить спектр применения подобных конструкторов и уверены, что интерес к географическим наукам, профессиям у современных подростков повысится.

 Педагогическая практика свидетельствуют, что сочетание основного и дополнительного географического образования в условиях ФГОС   расширяют границы базового школьного образования, позволяют воспитанникам подойти к стандартам всех уровней образования школы в условиях целостного развития личности каждого ребенка. Личности, имеющей четкие представление о социально-географической картине мира, способной принимать решения в ситуациях выбора и нести ответственность за них перед собой, своей страной и человечеством в целом.

 

 

 

 

 


 

Дорожков А.А., учитель географии

Дорожков А.А., учитель географии

Главная цель обучения современной географии определяется, прежде всего задачами, поставленными государством по переходу к профильному обучению и введению предпрофильного обучения: сформировать в сознании учащегося научно-объективную…

Главная цель обучения современной географии определяется, прежде всего задачами, поставленными государством по переходу к профильному обучению и введению предпрофильного обучения: сформировать в сознании учащегося научно-объективную…

Обучение детей работе в команде, умения отстаивать свои интересы и добиваться поставленных задач; ·

Обучение детей работе в команде, умения отстаивать свои интересы и добиваться поставленных задач; ·

Изучив технические возможности конструкторов мне пришла идея по созданию рабочей программы для центра дополнительного образования по направлению «Метеорология», которая имеет две подпрограммы

Изучив технические возможности конструкторов мне пришла идея по созданию рабочей программы для центра дополнительного образования по направлению «Метеорология», которая имеет две подпрограммы

Санкт-Петербурга «Наша новая профориентация»

Санкт-Петербурга «Наша новая профориентация»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2023