Здравствуйте, дорогие любители творчества Бетховена. Сегодня мы расскажем об отце великого композитора.
Дата и место рождения
Иоганн ван Бетховен — именно так звали отца великого композитора. В свою очередь Иоганн был сыном Людвига Старшего (дедушки великого композитора) и его супруги — Марии Жозефы Болл.
Родился он 14 ноября 1740 года, вероятнее всего в городе Мехелен (Фландрия), как и его отец. Однако среди некоторых западных биографов есть мнение, что Иоганн на самом деле не был биологическим сыном Людвига Старшего, а был им усыновлен.
С другой стороны число биографов, выдвигающих данную гипотезу, ничтожно мало. Более того, эти биографы основываются на, мягко говоря, сомнительных аргументах, о которых мы даже говорить не будем.
Поэтому нам нет смысла сомневаться в том, что Иоганн был биологическим сыном Людвига Старшего, ровно, как и биологическим отцом Людвига Младшего (того самого великого композитора).
Иоганн ван Бетховен — отец Бетховена
___________________________________
Здравствуйте, дорогие любители творчества Бетховена.
Сегодня мы расскажем об отце великого композитора.
Дата и место рождения
Иоганн ван Бетховен — именно так звали отца
великого композитора. В свою очередь Иоганн был
сыном Людвига Старшего (дедушки
великого
композитора) и его супруги — Марии Жозефы Болл.
Родился он 14 ноября 1740 года, вероятнее всего в
городе Мехелен
(Фландрия), как и его отец. Однако
среди некоторых западных биографов есть мнение, чтоИоганн на самом деле не был биологическим сыном
Людвига Старшего, а был им усыновлен.
С другой стороны число биографов, выдвигающих
данную гипотезу, ничтожно мало. Более того, эти
биографы основываются на,
мягко говоря,
сомнительных аргументах, о которых мы даже говорить
не будем.
Поэтому нам нет смысла сомневаться в том, что Иоганн
был биологическим сыном Людвига Старшего, ровно,
как и биологическим отцом Людвига Младшего (того
самого великого композитора).
Иоганн, кстати говоря, был не единственным ребенком
Людвига Старшего. До него у дедушки Бетховена
родились еще двое детей, но жили они недолго.Старшая сестра Иоганна прожила всего год, а дата
смерти его старшего брата нам, вообще, неизвестна:
Мария Людовика Бернардин ван Бетховен (27
28 августа 1734 года, Бонн — 17 октября 1735, Бонн);
Марк Джозеф ван Бетховен (2425 апреля 1736,
Бонн — дата и место смерти неизвестно);
С детства Иоганн обучался вокалу под руководством
своего отца, параллельно изучая скрипку и альт. После
посещения начальной школы год или два он провел в
иезуитском колледже.
Уже в 1752 году Иоганн поет (сопрано) в Боннской
капелле, правда бесплатно. Через четыре года (с 25
марта 1756) он будет официально работать в капелле за
деньги. Вероятно, в тот момент его мутировавший
голос уже понизился до регистра «тенор», коим он иостанется.
Иоганн параллельно
подрабатывал преподавателем по фортепиано и вокалу.
Более того,
Насколько хорошим музыкантом был Иоганн, мы не
знаем. Некоторые биографы утверждают, что отец
Людвига обладал прекрасным голосом, как, в свою
очередь, и его отец — Людвиг Старший. В то же время
другие источники настаивают на том, что Иоганн был
весьма посредственным музыкантом, особенного на
фоне прекрасного голоса его отца.
Несчастная семейная жизнь
Известно, что 12 мая 1767 состоялась женитьба
Иоганна на Марии Магдалине Кеверих —
девятнадцатилетней вдове , которая впоследствии
станет матерью великого композитора Бетховена.Венчание происходило в церкви Святого Ремигия, где
через 2,5 года будут крестить их сына — Людвига.
До сих пор биографы не могут ответить (да и вряд ли
ответят) на вопрос, при каких именно обстоятельствах
познакомились родители великого композитора.
Вероятнее всего, Иоганн познакомился с Марией
Магдалиной во время поездки на ее родину — в
Эренбрайтштайн (Кобленц, Трирское курфюршество).Также следует учесть, что кузина Марии Магдалины
была замужем за Иоганном Ровантини — коллегой
Иоганна в боннской капелле. Вполне возможно, что
Ровантини както поспособствовал знакомству
будущих родителей Бетховена, но полной уверенности
в этом нет.Стоит также отметить, что Людвиг Старший был
категорически против этого брака, хотя потом он все
равно с этим смирился, учитывая, что Мария
Магдалина оказалась очень хорошей невесткой.
В первое время после женитьбы Иоганн и Мария
Магдалина жили в доме на улице Бонгассе
515 (сейчас — Бонгассе 20), где впоследствии и
родится великий композитор. При этом, Людвиг
Старший, отец Иоганна, переехал в квартиру,
расположенную в доме на этой же улице — буквально
по диагонали напротив дома Иоганна.
Всего у Иоганна и Марии Магдалины было семеро
детей, из которых выжили только трое, отмеченные
желтым цветом на картинке ниже. Среди них и
будущий великий композитор:Как видите, семейная жизнь Иоганна была хоть и
плодотворной, но абсолютно несчастной, так как
потеря четверых детей в младенческом периоде (как и
в любом другом возрасте) стала бы невыносимой
утратой для любого человека.
Стоит отметить, что для Марии Магдалины это был
уже второй неудачный брак — в первом она потеряла
не только супруга, но и ребенка, тоже в младенческом
возрасте. А сама мать великого Бетховена назвала свой
брак с Иоганном «цепью горестей».
Был ли отец Бетховена алкоголиком?
К сожалению Иоганн, в отличие от своего уважаемого
отца Людвига и не менее уважаемого сына (тожеЛюдвига), был сплошным разочарованием для своей
семьи, прежде всего изза проблем с алкоголизмом.
Мы не знаем, что именно послужило для Иоганна
причиной его злоупотребления алкоголем. Возможно,
свою роль сыграли плохие гены — его мать, Мария
Жозефа Болл(она же — бабушка великого Бетховена),
также была одержима алкоголизмом, за что ее супруг,
Людвиг Старший, был вынужден отправить ее в
монастырь до конца жизни.
Учитывая то, что Людвиг Старший помимо работы
капельмейстером занимался винной торговлей, в их
доме всегда было вино. А это безусловно добавило
масло в огонь как в случае с матерью Иоганна,
продававшей это вино, так и в его собственном случае.С другой стороны катализатором зависимости Иоганна
от алкоголя могла стать его психологическая
слабость, связанная с чередой неудач и семейных
трагедий.
Однако большинство биографических
источников говорят о том, что еще до смерти своего
первого сына Иоганн злоупотреблял алкоголем. Более
того некоторые биографы допускают, что именно
алкоголизм Иоганна стал одной из причин такой низкой
выживаемость его детей.
и биографы,
которые, вообще,
Однако есть
сомневаются в наличии у Иоганна ван Бетховена
какихлибо признаков алкоголизма.
В частности музыковед Джозеф Шмидт
Георг утверждал, что Иоганн выпивал не больше и
не чаще, чем среднестатистический житель Бонна в
тот период.Однако абсолютное большинство биографов все
таки утверждают обратное, называя Иоганна
неисправимым алкоголиком.
Более того, об алкогольной зависимости Иоганна
свидетельствует тот факт, что в 1789 году
девятнадцатилетний Людвиг (сын Иоганна и будущий
великий композитор) подал курфюрсту ходатайство с
просьбой заставить своего отца выплачивать своим
детям половину своего жалованья.
Дело заключалась в том, что на тот момент Мария
Магдалина — жена Иоганна и мать Людвига уже
умерла, и по свидетельствам биографов Иоганн после
этого случая окончательно спился и не мог содержать
семью, а жалованья молодого Людвига (он тоже
работал в капелле) не хватало на содержание двух
младших братьев.Хотя Иоганн в то время уже потерял свой певчий голос
и практически не работал в капелле, по законам того
времени ему все равно должны были выплачивать
определенное жалованье до конца жизни, как и любому
другому музыканту капеллы. Поэтому Людвиг
попросил курфюрста сослать Иоганна из Бонна и
удерживать половину его жалованья в пользу детей —
то есть себя и своих младших братьев. Однако вскоре
Людвиг передумал по поводу ссылки Иоганна и
оставил в ходатайстве только ту часть просьбы,
которая касалась жалованья.
Курфюрст Максимилиан Франц одобрил просьбу
Людвига, и в результате этого Иоганн остался в Бонне.
Он получал своего жалованье лично на руки и, как ни
странно, без проблем выплачивал половину своего
дохода Людвигу, как своему старшему и самомудееспособному сыну. А Людвиг, в свою очередь
рационально пользовался этими деньгами, помогая
младшим братьям.По факту Людвиг после смерти матери стал главой
своей семьи, так как Иоганн уже не был полностью
дееспособным.
Каким мы помним Иоганна?
Иоганн был неудачником сразу по многим параметрам.
У него не сложилось ни семейного счастья, ни карьеры.
Нет сомнений, что Иоганн мечтал занять место своего
отцакапельмейстера после его смерти. Однако, когда
Людвиг Старший скончался (1773, перед Рождеством),
на его должность поставили другого музыканта, ибо о
вредной привычке Иоганна уже знал, наверное, весь
Бонн.
После смерти Людвига Старшего также ухудшилось и
материальное положение Иоганна и его семьи в целом,
так как отец всячески помогал ему при жизни. Конечно,Людвиг Старший оставил Иоганну какоето наследство,
но он его потихоньку распродает и пропивает. В свою
очередь Мария Магдалина, будучи пока еще живой,
подрабатывала, подшивая одежду знакомых и соседей,
но это был не серьезный заработок.
вредная привычка. В частности,
С другой стороны Иоганн мог бы обеспечить себе и
своей семье хорошее финансовое состояние, если бы не
его
по
словам Фишера (хозяина дома, где какоето время
жили Бетховены) Иоганн часто давал уроки
фортепиано и вокала для сыновей и дочерей очень
богатых и влиятельных жителей Бонна, а также
некоторых дипломатов. Следовательно, он мог бы стать
более успешным с финансовой точки зрения. Но его
вредная привычка все равно брала свое.Иоганна часто жалели только изза уважения к его
отцу. В частности, еще при жизни Марии Магдалины
произошел просто ужасно некрасивый случай,
когда Иоганн, нуждающийся в деньгах, пытался
обмануть наследников покойного графа Каспара
Антона фон Бельдербуша (1722—1784) — первого
министра курфюрста, виртуозно подделав его подпись
в завещании.
Самым обидным и этически неправильным было то, что
покойный граф при жизни очень хорошо относился к
Иоганну и, более того, за несколько лет до своей
смерти стал крестным отцом сына Иоганна — Каспара
Антона Карла (1774—1815), младшего брата Людвига.
И все же Иоганн, по свидетельствам некоторых
биографов, действительно, так подло поступил со
своим уже покойным другом и покровителем. Но дажев этом случае разоблаченного Иоганна пожалели и не
предприняли против него никаких юридических
действий.
В последние годы жизни отец великого Людвига ван
Бетховена (тогда еще не такого популярного) стал чем
то вроде трагикомической фигуры в Бонне.
Однажды Иоганна во время пьяного конфликта
задержали сотрудники органов правопорядка, и его сын
Людвиг был вынужден вытаскивать его изпод стражи.
Некоторые биографы говорят, что даже из капеллы
Иоганна не выгоняли только из уважения к его былым
заслугам и к заслугам его отца.
К сожалению, до нас также не дошли представления о
внешности Иоганна, за исключением одного из
портретов, который Вы видели в начале статьи.Один из соседей описал Иоганна, как «высокого и
красивого мужчину, который пудрил себе волосы в
последние годы своей жизни».
Другой писал, что Иоганн был «среднего роста, с
удлиненным, лицом, широким лбом, круглым носом,
широкими плечами, серьезными глазами, у него было
немного шрамов и тонкая косичка».
Отношения отца и сына. Смерть Иоганна.
К сожалению, исходя из данных большинства
биографов, отец великого Бетховена запомнился нам,
как алкоголик, терроризировавший своего сына
Людвига уроками игры на скрипке и клавесине.
Конечно же, в занятиях музыкой не было бы ничего
плохого, если бы только Иоганн, заметивший
импровизаторский талант маленького Людвига, непроводил их с особой жестокостью, преследуя
корыстные
скудным
материальным положением.
мотивированные
цели,
стремился повторить
успех Леопольда
Иоганн
Моцарта, обучая своего сына Людвига игре на
музыкальных инструментах, будучи его первым
учителем.
Однако в отличие от отца
великого Моцарта, Иоганн ван Бетховен проводил эти
уроки не с любовью, а с целью вырастить «второго
Моцарта», чтобы срубить побольше денег на его
популярности.
В частности,
на картинке ниже Вы видите
пригласительное «извещение», в котором Иоганн
спекулировал, занизив возраст своего сына более, чем
на год. Вероятно, Иоганн таким образом хотелпривлечь большее внимание публики к таланту своего
сына:
В свою очередь отношение маленького Людвига к
своему отцу было соответствующим.
Если
великий Моцарт просто обожал своего отца
Леопольда, называя его «вторым для себя после
Бога», то Людвиг при жизни Иоганна, мягко говоря,
недолюбливал своего отцаалкоголика.
Жизнь Иоганна закончилась 18 декабря 1792 года —
примерно через месяц после второго отъезда Людвига в
Вену.
Есть даже данные, что курфюрст Максимилиан Франц
пошутил на тему смерти Иоганна, что «после смертиИоганна ван Бетховена доходы от винной торговли
могут потерпеть убытки.»
Но, несмотря на разочарование в своем отце, по
свидетельствам современников его добродушный сын,
Людвиг ван Бетховен, никогда не оскорблял личность
Иоганна на людях и гневался, когда об отце говорили
чтото плохое.
Более того, сохранилась рукописная копия оды Карла
Филиппа Эммануила Баха«Morgengesang am
Schöpfungstage» или, если перевести на русский,
«Утренняя песнь творению (1783)». Эти ноты вручную
переписывал лично Иоганн. Чуть позже Людвиг
напишет вверху отцовской рукописи карандашом:
«Написано моим дорогим отцом»:В любом случае те уроки музыки, которые Иоганн
давал маленькому Людвигу, а также постоянное
привлечение Иоганном разных преподавателей длясвоего сына, безусловно повлияли на формирование
личности великого композитора. Хоть Иоганн и был
неудачником, зато он оставил нам потрясающее
наследие в лице своего сына — Людвига ван Бетховена.ПРОИСХОЖДЕНИЕ. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ.
Бетховен родился в Бонне, предположительно 16
декабря 1770 (крещен 17 декабря). В его жилах кроме
немецкой текла и фламандская кровь: дед композитора
по отцу, тоже Людвиг, родился в 1712 в Малине
(Фландрия), служил певчим в Генте и Лувене и в 1733
перебрался в Бонн, где стал придворным музыкантом в
капелле курфюрстаархиепископа Кёльнского. Это был
умный человек, хороший певец, профессионально
подготовленный инструменталист, он дослужился до
должности придворного капельмейстера и пользовался
уважением окружающих. Его единственный сын Иоганн
(остальные дети умерли в младенческом возрасте) с
детства пел в той же капелле, но положение его было
шаткое, поскольку он сильно пил и вел беспорядочнуюжизнь. Иоганн взял в жены Марию Магдалену Лайм,
дочь повара. У них родилось семеро детей, из которых
в живых остались трое сыновей; Людвиг, будущий
композитор, был старшим из них.
Также по теме:
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА
Бетховен вырос в нищете. Отец пропивал свое скудное
жалованье; он занимался с сыном игрой на скрипке и
фортепиано в надежде, что тот станет вундеркиндом,
новым Моцартом, и обеспечит семью. Со временемотцу прибавили жалованье в расчете на будущее его
одаренного и трудолюбивого сына. При всем том
мальчик неуверенно владел скрипкой, а на фортепиано
(как и на скрипке) любил больше импровизировать, чем
совершенствовать технику игры.
Общее образование Бетховена было столь же
несистематичным, как и музыкальное. В последнем,
однако, большую роль играла практика: он играл на
альте в придворном оркестре, выступал исполнителем
на клавишных инструментах, в том числе на органе,
которым сумел быстро овладеть. К.Г.Нефе, с 1782
боннский придворный органист,
стал первым
настоящим учителем Бетховена (в числе прочего он
прошел с ним весь Хорошо темперированный
Обязанности Бетховена как
клавир И.С.Баха).придворного музыканта значительно расширились,
когда эрцгерцог Максимилиан Франц стал курфюрстом
Кёльнским и начал проявлять заботу о музыкальной
жизни Бонна, где располагалась его резиденция. В 1787
Бетховену удалось впервые посетить Вену – в то время
музыкальную столицу Европы. По рассказам, Моцарт,
послушав игру юноши,
высоко оценил его
импровизации и предрек ему большое будущее. Но
вскоре Бетховен должен был вернуться домой – его
мать лежала при смерти. Он остался единственным
кормильцем семьи, состоявшей из беспутного отца и
двух младших братьев.
Одаренность юноши, его жадность к музыкальным
впечатлениям, пылкая и восприимчивая натура
привлекли внимание некоторых просвещенныхбоннских семейств, а блестящие фортепианные
импровизации обеспечили ему свободный вход в любые
музыкальные собрания. Особенно много сделало для
него семейство Бройнинг, которое взяло опеку над
неуклюжим, но оригинальным молодым музыкантом.
Доктор Ф.Г.Вегелер стал ему другом на всю жизнь, а
граф Ф.Е.Г.Вальдштейн, его восторженный почитатель,
сумел убедить эрцгерцога послать Бетховена для
учения в Вену.
ВЕНА. 1792–1802.
В Вене, куда Бетховен приехал во второй раз в 1792 и
где оставался до конца своих дней, он быстро нашел
титулованных друзеймеценатов.Люди,
встречавшиеся с молодым Бетховеном,
описывали двадцатилетнего композитора как
склонного к
коренастого молодого человека,
щегольству, порой дерзкого, но добродушного и милого
в отношениях с друзьями. Понимая недостаточность
своего образования, он отправился к Йозефу Гайдну,
признанному венскому авторитету в области
инструментальной музыки (Моцарт умер годом ранее) и
некоторое время приносил ему для проверки
упражнения в контрапункте. Гайдн, однако, вскоре
охладел к строптивому ученику, и Бетховен втайне от
него стал брать уроки у И.Шенка и затем у более
основательного И.Г.Альбрехтсбергера. Помимо этого,
желая усовершенствоваться в вокальном письме, он
посещал в течение нескольких лет знаменитогооперного композитора Антонио Сальери. Вскоре он
вошел в кружок,
объединявший титулованных
любителей и профессиональных музыкантов. Князь
Карл Лихновский ввел молодого провинциала в круг
своих друзей.
Ф.Г.Клопштока,
неоднозначен.
Бетховен
одного
Вопрос, насколько среда и дух времени влияют на
читал
творчество,
произведения
из
предшественников движения «Бури и натиска». Он был
знаком с Гёте и глубоко почитал мыслителя и поэта.
Политическая и общественная жизнь Европы того
времени была тревожной: когда Бетховен прибыл в
1792 в Вену, город был взбудоражен вестями о
революции во Франции. Бетховен восторженно
принимал революционные лозунги и воспевал свободу всвоей музыке. Вулканическая, взрывчатая природа его
творчества – несомненно, воплощение духа времени, но
только в том смысле, что характер творца был в какой
то мере сформирован этим временем. Смелое
нарушение
мощное
самоутверждение, грозовая атмосфера бетховенской
музыки – все это было бы немыслимо в эпоху Моцарта.
общепринятых
норм,
Тем не менее ранние бетховенские сочинения во
многом следуют канонам 18 в.: это относится к трио
(струнным и фортепианным),
скрипичным,
фортепианным и виолончельным сонатам. Фортепиано
было тогда для Бетховена самым близким
инструментом, в фортепианных произведениях он с
предельной искренностью выражал самые сокровенные
чувства, а медленные части некоторых сонатуже
более
предвосхищение
(например, Largo e mesto из сонаты ор. 10, № 3)
проникнуты
романтическим
томлением. Патетическая соната ор. 13 – тоже
очевидное
поздних
бетховенских экспериментов. В иных случаях его
новаторство носит характер внезапного вторжения, и
первые слушатели воспринимали его как явный
произвол. Изданные в 1801 шесть струнных квартетов
ор. 18 можно считать самым крупным достижением
этого периода; Бетховен явно не спешил с
публикацией, сознавая, какие высокие образцы
квартетного письма оставили Моцарт и Гайдн. Первый
оркестровый опыт Бетховена связан с двумя
концертами для фортепиано с оркестром (№ 1, до
мажор и № 2, сибемоль мажор), созданными в 1801: вних он, повидимому, тоже не был уверен, будучи
хорошо знакомым с великими достижениями Моцарта в
этом жанре. В числе наиболее известных (и наименее
вызывающих) ранних произведений – септет ор. 20
(1802).
Первая симфония
(опубликована в конце 1801) – первое чисто
оркестровое сочинение Бетховена.
Следующий опус,
ПРИБЛИЖЕНИЕ ГЛУХОТЫ.
Нам остается только гадать, до какой степени
бетховенская глухота повлияла на его творчество.
Недуг развивался постепенно. Уже в 1798 он жаловался
на шум в ушах, ему бывало трудно различать высокие
тоны, понимать беседу, ведущуюся шепотом. В ужасе
от перспективы стать объектом жалости – глухимкомпозитором, он рассказал о своей болезни близкому
другу – Карлу Аменде, а также докторам, которые
посоветовали ему по возможности беречь слух. Он
продолжал вращаться в кругу своих венских друзей,
принимал участие в музыкальных вечерах, много
сочинял. Ему так хорошо удавалось скрывать глухоту,
что до 1812 даже часто встречавшиеся с ним люди не
подозревали, насколько серьезна его болезнь. То, что
при беседе он часто отвечал невпопад, приписывали
плохому настроению или рассеянности.
Летом 1802 Бетховен удалился в тихий пригород Вены
– Хайлигенштадт.
Там появился потрясающий
документ – «Хайлигенштадтское
завещание»,
мучительная исповедь терзаемого недугом музыканта.
Завещание адресовано братьям Бетховена (с указаниемпрочесть и исполнить после его смерти); в нем он
говорит о своих душевных страданиях: мучительно,
когда «человек, стоящий рядом со мной, слышит
доносящийся издали наигрыш флейты, не слышный для
меня; или когда ктонибудь слышит пение пастуха, а я
не могу различить ни звука». Но тогда же, в письме к
доктору Вегелеру, он восклицает: «Я возьму судьбу за
глотку!», и музыка, которую он продолжает писать,
подтверждает это решение: в то же лето появляются
светлая Вторая симфония, ор. 36, великолепные
фортепианные сонаты op. 31 и три скрипичных сонаты,
ор. 30.
ВТОРОЙ ПЕРИОД. «НОВЫЙ ПУТЬ».«трехпериодной»
Согласно
классификации,
предложенной в 1852 одним из первых исследователей
творчества Бетховена В. фон Ленцем, второй период
приблизительно охватывает 1802–1815.
Окончательный разрыв с прошлым явился скорее
осуществлением, продолжением тенденций раннего
периода,
нежели сознательной «декларацией
независимости»: Бетховен не был реформатором
теоретиком, как Глюк до него и Вагнер после него.
Первый решительный прорыв к тому, что сам Бетховен
называл «новым путем», произошел в Третьей
симфонии (Героической),
работа над которой
относится к 1803–1804. Продолжительность ее втрое
больше, чем любой другой симфонии, написанной
ранее. Первая часть – музыка необычайной силы,вторая – потрясающее излияние скорби, третья –
остроумное, прихотливое скерцо, а финал – вариации
на ликующую, праздничную тему своей мощью далеко
превосходит традиционные финалы в форме рондо,
сочинявшиеся предшественниками Бетховена. Часто
утверждают (и не без оснований), что сначала Бетховен
посвятил Героическую Наполеону, но узнав, что тот
провозгласил себя императором, отменил посвящение.
«Теперь он будет попирать права человека и
удовлетворять только собственное честолюбие», –
таковы, по рассказам, были слова Бетховена, когда он
разорвал титульную страницу партитуры с
посвящением.
В конце концов Героическая была
посвящена одному из меценатов князю Лобковицу.
СОЧИНЕНИЯ ВТОРОГО ПЕРИОДА.В эти годы гениальные творения выходили изпод его
пера одно за другим. Основные сочинения композитора,
перечисленные в порядке их возникновения, образуют
невероятный поток гениальной музыки,
этот
воображаемый звуковой мир заменяет его творцу
уходящий от него мир реальных звучаний. Это было
победоносное
отражение
напряженной работы мысли, свидетельство богатой
внутренней жизни музыканта.
самоутверждение,
Мы сможем назвать лишь самые важные сочинения
второго периода: скрипичная соната ля мажор, ор. 47
(Крейцерова, 1802–1803); Третья симфония, ор. 55
(Героическая, 1802–1805); оратория Христос на
Масличной горе, ор. 85 (1803); фортепианные
сонаты: Вальдштейновская, ор. 53; фа мажор, ор.54, Аппассионата, ор. 57 (1803–1815); фортепианный
концерт № 4 соль мажор, ор. 58 (1805–1806);
единственная опера Бетховена – Фиделио, ор. 72 (1805,
вторая редакция 1806); три «русских» квартета, ор. 59
(посвящены графу Разумовскому;
1805–1806);
Четвертая симфония сибемоль мажор, ор. 60 (1806);
скрипичный концерт, ор. 61 (1806); увертюра к
трагедии Коллина Кориолан, ор. 62 (1807); Месса до
мажор, ор. 86 (1807); Пятая симфония до минор, ор. 67
(1804–1808); Шестая симфония, ор. 68 (Пасторальная,
1807–1808); виолончельная соната ля мажор, ор. 69
(1807); два фортепианных трио, ор. 70 (1808);
фортепианный концерт № 5, ор. 73 (Император, 1809);
квартет, ор. 74 (Арфа, 1809); фортепианная соната, ор.
81а (Прощание, 1809–1910); три песни на стихи Гёте,ор. 83 (1810); музыка к трагедии Гёте Эгмонт, ор. 84
(1809); квартет фа минор, ор. 95 (1810); Восьмая
симфония фа мажор, ор. 93 (1811–1812); фортепианное
трио сибемоль мажор, ор. 97 (Эрцгерцог, 1818).
Ко второму периоду относятся наивысшие достижения
Бетховена в жанрах скрипичного и фортепианного
концерта, скрипичные и виолончельные сонаты, оперы;
жанр фортепианной сонаты представлен такими
как Аппассионата и Вальдштейновская.
шедеврами,
Но даже музыканты не всегда были способны
воспринять новизну этих сочинений. Говорят, что
однажды ктото из коллег спросил Бетховена: неужели
он считает музыкой один из квартетов, посвященных
русскому посланнику в Вене, графу Разумовскому. «Да,