Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 8 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
У р о к 12
ИОННАЯ СВЯЗЬ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : ионная связь, ионы, катионы и
анионы.
Т р е б о в а н и я : знать понятие «ион»; уметь определять ионный тип
связи в соединениях.
О б о р у д о в а н и е : таблица «Образование ионной связи».
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
У д о с к и :
– изменение строения и свойств атомов в периоде (один учащийся);
– изменение строения и свойств атомов в главной подгруппе (другой
учащийся).
Фронтально: упр. 1, подобные упражнения.
II. Объяснение нового материала.
Как вы знаете, в природе атомы большинства элементов не
существуют разрозненно, а соединяются между собой.
Причиной их объединения является стремление к наиболее
устойчивому энергетическому состоянию, которое достигается при
завершении внешнего энергетического уровня.
Взаимодействие между атомами, приводящее к образованию
устойчивых многоатомных структур (молекул, ионов, кристаллов),
называются химической связью.
Как мы уже выяснили, металлы отдают электроны, неметаллы –
принимают. Если атомы металла и неметалла окажутся рядом, между
ними произойдет переход электронов.
Н а п р и м е р :Натрий переходит в устойчивое состояние за счет того, что у него
оказывается внешним завершенный второй уровень, а у хлора – третий
уровень. Натрий отдает электрон, поэтому заряжается положительно,
хлор принимает электрон – заряжается отрицательно. Заряженные
частицы, полученные из атомов путем присоединения или отдачи
электронов, называются ионами. Положительные ионы называются
катионами, отрицательные – анионами. Между разноименно
заряженными частицами возникает притяжение, которое и называется
ионной связью.
Каждый ион имеет заряд, который равен разнице между зарядом
ядра и числом электронов.
Упражнение. Показать образование ионной связи между атомами:
1) кальция и фтора;
2) бария и кислорода;3) лития и азота;4) алюминия и фтора.
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 9 (до конца), упр. 2 (письменно).