И.С. Тургенев «Муму». Образ Герасима.
Оценка 4.8

И.С. Тургенев «Муму». Образ Герасима.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
21.01.2017
И.С. Тургенев «Муму». Образ Герасима.
Задачи: повторить знания о детстве и начале литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству; вспомнить об истории создания рассказа «Муму»; рассмотреть героев и их поступки. формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя; обобщать, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов; воспитание общечеловеческих ценностей; умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.
Урок № 41.docx
Тема: И.С. Тургенев «Муму». Образ Герасима. Цель:  Нравственные   качества   главного     героя.  Углубление   представления   о   теме художественного произведения. Задачи:  повторить   знания   о   детстве   и   начале   литературного   пути   И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству; вспомнить об истории создания рассказа «Муму»; рассмотреть героев и их поступки.  формировать   умение   анализировать   текст   художественного   произведения;   развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя; обобщать, делать выводы;  формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического   образов;     воспитание   общечеловеческих   ценностей;   умение   работать   в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.   “Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей,  он вырос немой и могучий,  как дерево растет на плодородной земле…”  Ход урока. 1. Организация класса. 2. Актуализация знаний уч­ся. ­ Что же такое крепостное право?  ­ Что вы знаете о крепостных крестьянах? (Ответы детей)  ­ Ребята, а к какому сословию принадлежал И.С.Тургенев?   (Иван Сергеевич Тургенев родился   в   Орловской   губернии.   Село   Спасское­Лутовиново   находится   в   нескольких верстах от Мценска. Уездного города Орловской губернии. Огромное барское поместье, в березовой   роще,   с   усадьбой   в   виде   подковы,   с   церковью,   с   домом   в   сорок   комнат, бесконечными службами, оранжереями, винными подвалами, кладовыми, конюшнями, с парком   и   фруктовым   садом.   Спасское   принадлежало   Лутовиновым.   Последнею   из Лутовиновых владела им девица Варвара Петровна, мать будущего писателя. ­ Какие сведения о ней вам известны?  (Мать Тургенева, Варвара Петровна, урожденная Лутовинова,   ­   женщина   властная,   умная   и   достаточно   образованная,   красотой   не блистала.   Была   она   небольшого   роста,   приземистой,   с   широким   лицом,   попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие. Рано потеряв отца, она воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, который держал ее в строгости и за малейшее   ослушание   грозил   выгнать   из   дома.   Но   неожиданно   дядя   умер,   оставив племяннице   огромные   поместья   и   почти   пять   тысяч   крепостных.   ­   Ей   было   уже   под тридцать лет, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев для закупки лошадей с ее завода.). ­ Какие сведения об отце Ивана Сергеевича нам известны?   (Это был молодой офицер, который происходил из старинного дворянского рода, к тому времени оскудевшего. Он был красив, изящен, умен. ­ Варвара Петровна сразу влюбилась в молодого офицера. В 1816 году состоялась их свадьба. Через год у них родился сын Николай, а затем сын Иван.) ­   А   что   вспоминает   Тургенев   о   своем   детстве?     (Воспитанием   детей   занималась преимущественно Варвара Петровна. Перенесенные в свое время в доме отчима и дяди страдания   отразились   на   ее   характере.   Своенравная,   капризная,   к   детям   своим   она относилась неровно. «Мне нечем помянуть моего детства, ­ говорил много лет спустя Тургенев.  – Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий  пустяк  –  одним  словом,  муштровали,  как   рекрута.  Редкий  день   проходил   без розог,   когда   я   отваживался   спросить,   за   что   меня   наказывали,   мать   категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, догадайся».  ­ Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах   враг   этот   имел   определенный   образ,   носил   известное   имя:   враг   этот   был   – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться   до   конца   –   с   чем   я   поклялся   никогда   не   примеряться…   Это   была   моя Аннибаловская клятва».   «Записки   охотника»,   рассказ   «Муму»   ­   вот   первые   произведения,   в   которых осуществляется данный молодым писателем обет. 3. Открытие новых знаний. Работа  по содержанию рассказа. ­ Итак, обратимся к рассказу. Для начала нам необходимо вспомнить атмосферу барского дома и его хозяйку ­ барыню.  ­  Как  выглядит   дом   барыни? (В  одной  из  отдаленных   улиц  Москвы,  в  сером  доме   с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом).  ­ Нарисуйте словесный портрет барыни. (Старая женщина, в белом чепце, возможно, с пенсне).  ­ Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа? (Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно   доживала   последние   годы   своей   скупой   и   скучающей   старости.   День   ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи).  ­ Если обобщить наши наблюдения, какой вывод можно сделать? Кто же такая барыня и какова атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события? (Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать).  ­ Тургенев показывает нам властную и капризную старуху. Но она не является главной героиней рассказа. А кто же является главным героем? (Герасим).   ­ Нам  предстоит  поработать  в группах  и  ответить  на  некоторые  вопросы. (Работа  в группах)  1   группа:   «Как   описывает   автор   Герасима?   Как   работал   Герасим?  Ответы подтверждайте цитатами».  Примерный ответ: Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей   челяди.   Герасим   был   высокий   мужик   богатырского   сложения,   глухонемой   от рождения. Автор пишет: «Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь   земли,   либо   о   Петров   день   так   сокрушительно   действовал   косой,   что   хоть   бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и, не будь его несчастье, всякая девка охотно   пошла   бы  за   него   замуж…»  По  этому   описанию   можно   судить   об  отношении автора к своему герою: Тургенев любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о его неутомимости и трудолюбии.  2 группа: «Что такое сравнение? Найдите сравнения в описании работы Герасима».  Примерный ответ: Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим. Примеры сравнений: «…как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей»; Тургенев сравнивает Герасима с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо»; Герасим в городе чувствует себя «как пойманный зверь»; Герасим «смахивал на степенного гусака»; когда Герасим работал, то «топор звенел как стекло, и летели во все стороны осколки и поленья…»  3 группа: «Что такое гипербола? Найдите в тексте примеры гипербол. Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?»  Примерный   ответ:   Гипербола  –  это   сильное  преувеличение.  Описывая   силу  Герасима, Тургенев употребляет гиперболы. Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы». Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой». Двух коров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води». Герасим сильный, он любит трудиться, аккуратный, всё всегда делает основательно.  4  группа:   «Найдите   в  тексте   описание   каморки   Герасима.   Для   чего,   по­вашему, автор так подробно описывает жилье героя?»  Примерный ответ: Каморка Герасима была маленькая и располагалась над кухней. «…Он устроил   ее себе  сам,  по  своему  вкусу:  соорудил   в ней  кровать  из  дубовых  досок   на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же   крепкого   свойства,   а   возле   столика   –   стул   на   трех   ножках,   да   такой   прочный   и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили». Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.    ­ Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме? Каким человеком он был?  Герасим   подобен   русскому   былинному   богатырю.   Природа   одарила   его   красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить ему речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде – с метлой и бочкой   –   кажется   ему   нелепой,   но   он   упорно   выполняет   порученное   дело.   Во   всём Герасим любит порядок, аккуратность. Он один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового «в точности» исполнить приказания барыни. ­ Прочитав рассказ до конца, мы увидим, что не все приказания барыни исполнит Герасим. Однажды он уйдет от неё.  ­Мог   ли   Герасим   вернуться   в   дом   барыни   после   того,   как   исполнит   ее   жестокое приказание? (Нет. Герасим не смог простить барыню и вернуться в ее дом. Он исполняет ее жестокое приказание, но не прощает ее).  ­ Барыня, зная, как привязан Герасим к Муму, отдает жестокий приказ, не задумываясь о том, как себя будет чувствовать Герасим. Но ее и не волновало это. Ведь он был для нее обычным крепостным, а значит – она могла делать с ним и его судьбой что угодно. ­ Попробуем ответить на вопрос: совместимы ли понятия «личность» и «крепостное право». (Нет. Крепостное право – это зависимость, а личность – это свобода. Герасим выбирает свободу).  ­  Тургенев не просто так изображает Герасима немым от рождения. В лице Герасима он олицетворяет   русский   народ,   бесправный   молчаливый   народ   в   условиях   крепостного права.   Но   Герасим   своим   уходом   доказывает,   что   и   молчаливый   народ   может протестовать и иметь свое мнение.  ­ Представьте, что нам предстоит составить «лестницу» и расположить на ней героев. На какую ступень мы поставим барыню, а на какую Герасима? (Герасима мы поставим на более высокую ступень, чем барыню). ­ Скажите, какие выводы вы сделали для себя? (В любой ситуации надо оставаться человеком. Стремиться совершенствовать себя, любить окружающих, помогать им).  4. Первичный контроль знаний. Нам предстоит дать целостную характеристику главному герою – Герасиму. Чтобы этого достичь, надо “увидеть” его лицо, фигуру, походку, представить себе его особенности, “услышать” мнения о нем других героев, самого автора, проникнуть в его внутренний мир. Важно найти то главное, что поможет раскрыть его характер, объяснить мотивы его поступков и суметь передать все это словами. ­ Литературная характеристика состоит из следующих компонентов:  1. Косвенная   характеристика,   оценочные   общие   сведения   о   герое,   сообщаемые автором или кем­либо из персонажей;  2. Портретная характеристика;  3. Психологическая характеристика;  Речевая характеристика (выявление в строе речи индивидуальных особенностей ее 4.   носителя) Далее  работа   с   текстом.   В   соответствии   с   планом   учитель   предлагает   перейти   к составлению общей характеристики Герасима. ­ Что узнаем мы о Герасиме из повести автора?  Герасим был немой.  Он был очень сильным.  Работал дворником.  Вырос в деревне, а потом его перевезли в город.  В городе он скучал, ему там было плохо, но потом он привык.  Герасим   усердно   исполнял   свою   обязанность:   на   дворе   никогда   не   было   ни   сору,   ни щепок.  Со   своими   остальными   работниками   Герасим   находился   в   отношениях   не   то   чтобы приятельских, ­ они его боялись ­, а коротких: он считал их за своих.  Он был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок.  Он не любил драчунов. При нем даже петухи не дрались.  Он не любил, чтобы к нему ходили  ­   А   теперь   мы   с   вами   попробуем   составить   портретную   характеристику   Герасима.  В литературном произведении портрет имеет определенные задачи: Он вызывает зрительное представление о герое, то есть рисует героя словами так, что нам кажется, будто мы обстановкой, Способности героя;  Темперамент:  видим его на самом деле. “Одна из сложнейших задач портрета – выявить через внешность человека психологическое содержание личности, внутреннюю жизнь человеческой души”. Портрет всегда воспринимается вместе с поведением героев, их поступками, мыслями, окружающей действия. развитием В описании портрета человека входят такие компоненты: Возраст Фигура – сложен богатырем, важен, степенен, великан. Рост – 12 вершков т.е. 195.5см. Осанка – могучий, как дерево. Походка – твердая, тяжелоступная, неверная походка. Лицо – радостное, улыбающееся, безжизненное, окаменелое. Глаза – Волосы Руки – огромные ладоши, огромные ручища. Одежда – кафтан, тулуп, сапоги. Учащимся   предлагается   запомнить   эту   таблицу.   Вы   не   всегда   сможете   найти “портретные”   слова.   Кроме   того   необходимо   отметить   психологическое   состояние. Составление   психологической   характеристики   героя.   Запишите   последовательность характеристики:  1. 2. а) активность;  б) Эмоциональность;  3. 4. 5.   Учитель предлагает перейти к составлению психологической характеристики. Работа носит вопросно – ответный характер. Одновременно записи. - Какими способностями обладает Герасим. ­ Что можно сказать о психологическом состоянии Герасима, когда он попал в город? Вывод: Он находился в смятенном состоянии. Он тосковал, скучал. Город был ему чужим. Он бросался лицом на землю и целые часы лежал неподвижно, как пойманный зверь. ­ Как меняется Герасим, полюбив Татьяну? Вывод: Он становится добрым, ласковым. Ему есть о ком заботиться, кого защищать. Он не так одинок в чужом для него городе. ­ Как переживал Герасим замужество Татьяны? Вывод:   После   того,   как   у   Герасима   отнимают   его   любовь,   он   вновь   остается   один, отгораживается   от   людей,   становится   мрачным   и   угрюмым.   Но   он   не   затаил   зла   на Татьяну Капитона. ­ Душевные переживания Герасима, его привязанность к Муму и его действия, когда его лишают привязанности. Вывод: Герасим очень любил Муму, он относился к ней, как мать к своему ребенку и то, что он решился лишить ее жизни, говорит об огромной силе воле героя. Если ей уж суждено погибнуть, то это лучше сделает он сам. Принять такое решение может только очень мужественный  человек. И самовольный уход Герасима из города – это протест бесправного   человека,   против   унижения,   оскорбленный   человеческих   чувств, Чувства  Мотивация поступка (причина, повод к какому –либо действию)  Воля. проводятся в тетрадях     этой   к     и – издевательств. То, что произошло с Герасимом, навсегда лишило его возможности быть счастливым, навсегда отгородило его от людей. Он предпочитает жить бобылем и больше не заводит себе ни одной собаки. Эта душевная травма осталась с ним на всю жизнь. ­  Итак,  мы   постарались   дать   подробную   характеристику   герою  повести   “Муму”.   Это поможет вам дома дать письменно ответы на вопросы:  “Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?” “Друзья и враги Герасима” “В чем вина и беда барыни? 5. Рефлексия. 6. Д\З: письменный ответ на вопрос.

И.С. Тургенев «Муму». Образ Герасима.

И.С. Тургенев «Муму». Образ Герасима.

И.С. Тургенев «Муму». Образ Герасима.

И.С. Тургенев «Муму». Образ Герасима.

И.С. Тургенев «Муму». Образ Герасима.

И.С. Тургенев «Муму». Образ Герасима.

И.С. Тургенев «Муму». Образ Герасима.

И.С. Тургенев «Муму». Образ Герасима.

И.С. Тургенев «Муму». Образ Герасима.

И.С. Тургенев «Муму». Образ Герасима.

И.С. Тургенев «Муму». Образ Герасима.

И.С. Тургенев «Муму». Образ Герасима.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2017