«Исчезнувшие памятники моей малой родины». «О чём молчат развалины церквей» (История церкви в селе Николаевка)
Оценка 4.6

«Исчезнувшие памятники моей малой родины». «О чём молчат развалины церквей» (История церкви в селе Николаевка)

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
история
5 кл—11 кл +1
27.09.2020
«Исчезнувшие памятники моей малой родины». «О чём молчат развалины церквей» (История церкви в селе Николаевка)
Тема исследовательской работы – «История церкви в селе Николаевка». Выбранную тему считаю актуальной, так как она касается изучения наших духовных корней. Ведь история церкви– это часть истории моего села, и все жители должны знать каким была первая церковь, как его разрушили, и не забыть тех людей, которые помогли построить новый храм. Цель исследования – изучить историю церкви села Николаевка и показать её духовное и культурное значение в жизни села и людей. Задачи для достижения цели: 1.Найти сведения о православной церкви в селе Николаевка. 2.Изучить историю церкви до Революции, а так же в период её закрытия и строительства новой. 3. Раскрыть значение церкви в духовной и культурной жизни жителей. Объект исследования события, связанные с храмом от построения и по настоящее время. Предмет исследования Христо-Рождественская церковь села Николаевка Аннинского района Воронежской области. Гипотеза: церковь всегда являлся духовным, нравственным, социальным и культурным центром села и судьба церкви неразрывно связана с судьбой жителей села. Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут найти применение на классных часах и внеклассных мероприятиях. А воспитание любви и знание истории своей малой Родины необходимо каждому человеку, особенно ребенку, чтобы укрепить в себе и в других чувство патриотизма. Актуальность работы является в том, что до сих пор нет работы, в которой были бы объединены все раннее известные и вновь открытые факты из истории храма. Я считаю своим долгом подробнее изучить историюнашей церкви.
о чём молчат развалины церквей.docx

Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение

«Николаевская  средняя общеобразовательная школа»

 

Муниципальная  краеведческая конференция обучающихся

«История населённых пунктов Аннинского района»

 

Номинация:«Исчезнувшие памятники моей малой родины».

«О чём молчат развалины церквей»

(История церкви в селе Николаевка)

 

 

Подготовила: Жарук Руслана Валентиновна учащаяся 8 класса МКОУ Николаевской  СОШ,

396204,  Воронежская обл., Аннинский р-н, с.Николаевка, ул.Юбилейная, д. 23;

396204,  Воронежская обл., Аннинский р-н,, с.Николаевка, ул.Юбилейная,д7; Контактный   телефон:89056503416

Руководитель: Свистова Снежана Витальевна , учитель истории МКОУ Николаевской  СОШ,

396204, Воронежская обл., Аннинский р-н,;с.Николаевка, ул. Юбилейная,д 22

 

Контактный  телефон:89036512595

 

E-mail:svistova-s@mail.ru

 

с.Николаевка – 2019

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………..с.3-4

II. История церкви в селе Николаевка:

   1. Христо -Рождественская церковь села Николаевка………………….с.5-8

   3.Изучение общественного мнения о значении храма в современной жизни нашего села…………………………………………………………………..с.9-11

III. Заключение………………………………………………………………с.12

 Источники…………………………………………………………………...с.13

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

О чём молчат разрушенные храмы-
О чём молчат развалины церквей
Наступит день-покосятся бурьяны,
И купола заблещут средь лучей!

                              Игорь Перышкин

 

Тема исследовательской работы – «История церкви в селе Николаевка».

Выбранную тему считаю актуальной, так как она касается изучения наших духовных корней. Ведь история церкви– это часть истории моего села, и все жители должны знать каким была первая церковь, как его разрушили, и не забыть тех людей, которые помогли построить новый храм.

Цель исследованияизучить историю церкви села Николаевка и показать её духовное и культурное значение в жизни села и людей.

Задачи для достижения цели:

    1.Найти сведения о православной церкви в селе Николаевка.

    2.Изучить историю церкви до Революции, а так же в  период её закрытия и строительства новой.

    3. Раскрыть значение церкви в духовной и культурной жизни жителей.

Объект исследования   события, связанные с храмом от построения и по настоящее время.

Предмет исследования Христо-Рождественская церковь села Николаевка Аннинского района Воронежской области.

Гипотеза: церковь всегда являлся духовным, нравственным, социальным и культурным центром села и судьба церкви неразрывно связана с судьбой жителей села.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут найти применение на классных часах и внеклассных мероприятиях. А воспитание любви и знание истории своей малой Родины необходимо каждому человеку, особенно ребенку, чтобы укрепить в себе и в других чувство патриотизма.

Актуальность работы является в том, что до сих пор нет работы, в которой были бы объединены все раннее известные и вновь открытые  факты из истории храма. Я считаю своим долгом подробнее изучить историюнашей церкви.

Источники исследования

Рассказы старожил села: Мошкиной Марии Ивановны и Бузиной Клавдии Васильевны.

Проектный продукт -слайдовая презентация.

  Этот продукт поможет достигнуть цели работы, так как слайдовая презентация наглядно и доступно сможет рассказать широкому кругу людей об историиХристо-Рождественской церкви.

 

 Методы исследования:

- систематизация   и анализ собранной информации;

- социологический опрос;

- метод использования Интернет – ресурсов;

- метод презентаций;

- личная беседа;

- работа с публикациями.

 

 

 

 

 

 

 

Христо -Рождественская церковь села Николаевка

Деревня Николаевка Бобровского уезда Воронежской губернии появилась на рубеже XVIII-XIX веков на месте загонов для скота,принадлежавшего крестьянам тогда дворцового села Анна. Этот хутор,пока без названия,был указан на карте 1797 года. В начале XIX века здесь растет деревня. Населялась она крепостными крестьянами графа Ф.В. Ростопчина, жителями Анны.

В 1859 году в деревне в 91 дворе проживало 776 жителей.Сейчас в селе живут более 1100 человек.

В 1866 году в Николаевке была построена Христо-Рождественская церковь. Церковь была деревянной, высокой, в нутрии была богато украшена, но не отапливалась, когда зимой шли на службу, то старались потеплее одеться, ведь служба длится от полтора часа и дольше. Жители села посещали церковь регулярно, самую лучшую одежду носили только в церковь. При  церкви был хор, который пел вовремя общественного богослужения христианские гимны, молитвы и псалмы.На колокольне деревянного храма находилась огромный колокол, он созывал верующих на богослужение и возвещал о важнейших частях совершаемой в храме службы. К колоколам на Руси относились с особым уважением. По преданиям колокол отводил болезни, бури, дьявольские козни. Известно, что колокола звонили сами по себе предсказывая войну, смерть, голод. Считалось, что звоном колокол освещает воздух, изгоняет из него вредоносные силы.

Церковь называлась Христо-Рождественской в честь праздника Рождества Христова. Рождество престольный праздникв селе Николаевка. На Рождество ходили друг другу в гости, гуляния длились три дня. Каждый готовился к этому празднику. В домах наводили порядок и чистоту,украшали вышитыми рушниками иконы. Готовили холодец, блинцы, варили ушное, кто по зажиточнее готовил с бараниной. Закончился рождественский пост, и всё этоможнобыло есть верующему православному христианину. Старались праздничные дни выделить из повседневной жизни.

В 1885 году в селе открыта церковноприходская школа,здесь училось более 20 детей. Деревня была сплошь не грамотной. Возможность получить начальное образование давали церковноприходские школы. Они открывались при храмах, чаще всего в церковных караулках, либо в домах, нанимаемых сельским обществом. Образование здесь давалось в меньшем объёме, главным лицом был так называемый законоучитель (преподаватель «закона божьего»), им чаще всего был сам священник. В Николаевке таким законоучителем был священник Пётр Смирницкий, а учителем - дьякон А.Кулисцов. В  семье священника Петра  и матушки Ольги было две  дочери и два сына (со слов старожил села). Батюшка Пётр умер рано, до того как разрушали церковь. Матушка Ольга, по словам Мошкиной Марии Ивановны, была красавица, прожила до 1957 года. (Приложение1)О сыновьях известно, что были врачами, присылали посылки с лекарствами, для лечения односельчан. Старшая дочь, Валентина, жила в Германии, но во время войны погибла. Дочь, Анастасия, работала сначала в церковноприходской школе, а с 1918 года школа стала начальной. Первой учительницей Николаевской школы считается Смирницкая Анастасия Петровна, учила 1,2 и 3 классы. Муж Анастасии Петровны, Василий Сергеевич, был лекарем. Мошкина Мария Ивановна, хорошо помнит семью Анастасии Петровны, ведь она была её первой учительницей.  Мать Марии Ивановны, Максименкова Ирина Алексеевна, жила по соседству с батюшкой Петром. У Ирины Алексеевны было 8 детей, Мария Ивановна с 1928 года рождения стала учителем начальных классов, всю жизнь проработала в Николаевской школе. С любовью и теплом вспоминает она свою первую учительницу Анастасию Петровну. Анастасия Петровна очень долго преподавала в школе, она учила детей вышивать и шить. Умерла в 1967 году. (Приложение 2)

После установления Советской власти, по всей России шло массовое уничтожение и разрушение церквей и храмов. Священнослужители были лишены избирательного права, их облагали огромными налогами, всячески унижали и притесняли. Судьба нашей церкви - это часть большой истории страны. В 1938 году к церкви подъехал трактор, и начали её ломать. Мошкина Мария Ивановна вспоминает это событие со слезами на глазах.Люди плакали и крестились. Сначала сняли колокола. Огромный колокол упал на землю и покатился в низ, под гору, где протекал ручей. От колокола отлетел осколок. По воспоминаниям Бузиной Клавдии Васильевны, 1927 года рождения, когда она работала в школе уборщицей, то давала звонки колокольчиком, который был выплавленв колхозной кузнице из осколка того колокола. Колокольчик звонил очень звонко и громко. Будучи совсем ещё девчонкой,Клавдия Васильевна помнит события того времени очень хорошо. (Приложение 3)  Помнит она, как вытащили иконы из храма и бросили их на землю, по иконам стали топтаться и приплясывать даже, они с подругой  одну икону схватили и побежали домой, их хотели догнать, но не смогли. Икона до сих пор сохранилась в семье Клавдии Васильевны. (Приложение 4) Висит икона Божьей Матери в самом почитаемом месте и считается семейной реликвией. Некоторые жители забрали иконы по домам, кто-то для того чтобы хранить их, кто-то растапливать печь. Советская власть проводила антирелигиозную политику. Приезжали с райкома, ходили по домам, проверяли наличие икон. Стали играть комсомольские свадьбы, без благословений и венчаний. Но втайне продолжали верить и молиться. Иконы не вешали на виду, а прятали в шкафы, подальше от чужих глаз. Мошкин Сергей Юрьевич помнит, как его бабушка открывала шифоньер быстро крестилась, оглядывалась и закрывала. Будучи мальчишкой которого мучило любопытство, он заглянул туда и обнаружил иконы.

Со слов старожил села в 1925 году в Николаевке образовалась христианская секта - «самаряне». Самаряне или самаритяне жители исторической области Самарии и округа Самарии в Израиле.В Новом Завете естьпритча о добром самаря́нине (Притча о добром самаритя́нине, Притча о милосердном самаря́нине) — одна из известных притч Иисуса Христа, упоминаемая в Евангелии от Луки. Она рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего самарянина — представителя этнической группы, которую евреи не признают единоверцами.  Самаряне села Николаевка ходили в церковь, соблюдали все религиозные праздники, но видя, как насильно их заставляют голосовать (если не проголосуешь - ссылали, а там многие погибали) озлобились на власть. Таких было 40-60 человек в селе. Они не разрешали детям вступать в пионеры и ВЛКСМ, не получали паспорта и пособия на детей, пенсии. Физически не выступали против власти, вели мирный, тихий образ жизни. Дети, вмести со взрослыми, читали религиозную литературу, приобщались к чтению библии.  Самаряне до 1938 года ходили в церковь, но когда батюшки стали коммунистами, они перестали им верить. Стали собираться в небольшие общины в частных домах для службы, читали по покойникам, проводили службы по религиозным праздникам. Сами за свои деньги покупали иконы и свечи. Когда их стали преследовать в селе за веру, они начали ездить в  село Углянец, где была многочисленная секта самарян, которая тоже находилась в частном доме. Секты  на сегодняшний день в Николаевке нет, но прозвище «самаряне» сохранилось. Можно не говорить, что живешь в селе Николаевка, а просто сказать: «Я самарянин». Но не только сохранилось прозвище «самаряне» с тех времён, а ещё закрепилось за одним из домов название «дьяконов двор», где раньше жил дьяк. Дом находиться не далеко от церкви, которую разрушили. Во время траурного процесса обязательно останавливаются около места, где раньше стояла церковь, далее по пути «дьяконов двор» за которым поворот на кладбище. Вот и появилось в селе выражение «отнесут за дьяконов двор». (Приложение 5)

Время страшных перемен не прошло бесследно, оно оставило отпечаток в сердце каждого человека, отразилось на судьбах миллионов людей.

На месте церкви сделали школу коммунистической молодёжи (ШКМ), где обучение продолжалось семь лет. Учащиеся получали профессию столяра и сапожника. В 1975 году из здания ШКМ был построен колхозный детский сад. В настоящее время здание заброшено. (Приложение 6)

Жители села Николаевка планировали на этом месте установить крест в память о разрушенной церкви, ведь там были похоронены служители  церкви (раньше было принято хоронить священнослужителей возле церкви).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строительство новой церкви в селе Николаевка

«Кресты и купола для строящейся церкви освятили в селе Николаевка Аннинского района в среду, 3 июля» - об этом корреспонденту РИА «Воронеж» сообщила глава Николаевской сельской администрации Светлана Сергеева в субботу, 6 июля 2019 года. (Приложение 7)

Решение о строительстве церкви местные жители приняли на сельском сходе в 2015 году. Тогда залили фундамент и сложили цоколь.За прошедшие годы фундамент выстоялся, и в апреле 2019 года продолжили строительство. Строители установили двери, окна, уложат полы и завершат отделочные работы внутри здания, смонтируют иконостас. Также вокруг церкви выложили широкую дорожку, к храму подведут воду, сделают отопление. Общие затраты составят около 10 млн рублей. Средства предоставил спонсор. (Приложение 8)

Автором проекта являлся главный строитель АО "Молвест" Беляков Геннадий Евгеньевич совместно с подрядчиком ИП Паршиным Петром Петровичем. (Приложение 9)

Проект согласовывался, редактировался и был утвержден собственником компании Пономаревым Аркадием Николаевичем и генеральным директором ЭкоКорм Мануйловым Владимиром Владимировичем. П.П.Паршин занимается приобретением иконостаса. Церковная утварь приобреталась в Софрино.Иконостас находится на стадии изготовления, но мы получили сведения о том каким он будет от спонсоров.

Изготовление и монтаж иконостаса.

Габаритные размеры 6 580 х 3 500 (H) мм.Основа: металлокаркас, пескоструйная очистка, грунтован и окрашен в 2 слоя, обшивка — МДФ. Накладные декоративные элементы украшений выполняются из объемно-формованного стеклопластика. Колонны местного, праздничного ряда выполнены в объёме 180º. Задняя стенка обшита гипсокартоном, окрашена в бежевый цвет.Комплект печатных икон на канвасе.

Убранство престола, облачение престола. (Приложение)

Габаритные размеры 800х800, 1000 (Н) мм.  Декоративные элементы украшений выполняются из объемно-формованного стеклопластика.Престол выполнен из ценных пород дерева — бука.

Жертвенник. Габаритные размеры 800х800, 1000 (Н) мм. Декоративные элементы украшений выполняются из объемно-формованного стеклопластика.

Аналой — 2 шт..Габаритные размеры 400х400х1350 (Н) мм. Декоративные элементы украшений выполняются из объемно-формованного стеклопластика.

Панихидный стол. 44 свечи.

Габаритные размеры 710 х 710 х 800 (Н) мм. Декоративные элементы украшений выполняются из объемно-формованного стеклопластика.

Голгофа храмовая H 2500мм — 1 шт.

- крест из хвойных пород дерева;

- Спаситель выполнен на твердой основе из МДФ. Золочение нимба сусальным золотом.

- горка под крест

- колёса для транспортировки голгофы

Семисвечник запрестольный малый. Высота 1300 мм.

Подсвечник на 24 свечи, высота 1300 мм.

Осветительные приборы. (Приложение 10)

Изделия отлиты из латуни марки ЛС59 (сплав под золото 750 пробы) и покрыты прозрачным лаком

Изделия могут быть покрыты сусальным золотом 960 пробы при этом стоимость изделия увеличивается на 75%.

Или покрыты поталью под золото при увеличении стоимости на 50%.

Гарантийный срок эксплуатации металла не ограничен.

Гарантийный срок покрытия при правильной эксплуатации 25 лет.

Хорос 1 ярус на 12 свеч + 12 Лампад диаметр 130 см (по свечам) высота от 0,6м до 1.5м, с подвесом, цепи литые 6 шт., крест, розетка. Лампочки в комплектацию не входят.Бра на 2 свечи (на вход). Бра на 3 свечи (в центральную часть и трапезную). Бра на 3 свечи (в алтарь)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение общественного мнения о значении храма в современной жизни нашего села

Восстановление храмов по России - это первый этап в восстановлении православных традиций. Но без духовного выздоровления общества, без осознания людьми важности Церкви в жизни русского народа невозможно говорить о полноценном возрождении духовности общества. Чтобы  узнать о том, знают ли дети историю своей церкви, а так же выявить отношение к  значению церкви для жителей, были проведены анкетные опросы учащихся  МКОУ Николаевской СОШ

Анкетирование было направлено на изучение общественного мнения по следующим направлениям:

1)       выявить знание истории о церкви с.Николаевка;

2)       выявить желание учащихся больше узнать об истории нашей церкви;

3)       выявить, оказывает ли влияние на жителей церковь в нашем селе.

 

При проведении опроса выяснилось, что около 93% опрошенных учеников не знают историю церкви села Николаевка. (Приложение 11)

Так же выяснилось, что 97 % опрошенных учащихся хотели бы подробнее узнать историю о Христо-Рождественской церкви. В результате был выявлен интерес, со стороны учеников, к теме моей исследовательской работы и была выявлена ее практическая значимость.(Приложение 12)

По результатам  третьего вопроса мною установлено, что  58% учеников считают, что когда люди посещают храм, то они изменяются к лучшему, становятся добрыми и воспитанными. Значит церковь воспитывает хороших и достойных людей. (Приложение 13)

 

 

Заключение

Я убедились на многочисленных примерах, что 70 лет гонений на православную веру оказались бессильны перед тысячелетней историей православия в нашем Отечестве.

Из представленных данных можно сделать следующие выводы.

Церковь Рождества-Христова в селе Николаевка прошла все исторические этапы, которые были в отношениях государственной власти и Русской Православной Церкви в истории России: строительство храмов, закрытие и разрушение храма при Советской власти и его восстановление. Таким образом, можно сделать вывод, что положение и развитие храма, в первую очередь, зависит от отношения государственной власти к Церкви.

История моей церкви – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.

На протяжении всего своего существования церковь имела большое религиозное, просветительское, воспитательное и образовательное значение в жизни жителей села. Учительница Анастасия Петровна преподавала и в церковноприходской  школе, и советской школе.

Думаю, не возможно без помощи Церкви выйти из нравственного кризиса, который охватил общество, особенно молодое поколение страны: пьянство, наркомания, преступность. Все это подтверждает о необходимости введения в нашей школе уроков духовного воспитания, особенно изучения Православной культуры.

 

 

 

Источники

1.     Анна за веком – век.- Воронеж: Центр.-Черноземн. Кн. Изд-во,-1998.-544 с.

2.     Газета «Аннинские вести». 9 июля 2018, №55(12269)

3.     «Летопись села Николаевки»- альбом Николаевской сельской библиотеки.

4.     «История Николаевской школы» - альбом Николаевской школьной библиотеки.

5.     Ресурсы сети Интернет:

- https://ru.wikipedia.org › wiki › Самаритяне

-voronej.bezformata.com › listnews › nikolaevka-osvyatili-kresti-i-kupola

 

6.     Интервьюирование Мошкиной Марии Ивановны и Бузиной Клавдии Васильевны – старожил села Николаевка.

7.     Проект главного строителя АО "Молвест" Белякова Геннадия Евгеньевича.

8.     Смета изготовление и монтаж иконостаса - ИП Паршин Петр Петрович.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Николаевская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Николаевская средняя общеобразовательная школа»

Содержание I . Введение…………………………………………………………………

Содержание I . Введение…………………………………………………………………

О чём молчат разрушенные храмы-

О чём молчат разрушенные храмы-

Родины необходимо каждому человеку, особенно ребенку, чтобы укрепить в себе и в других чувство патриотизма

Родины необходимо каждому человеку, особенно ребенку, чтобы укрепить в себе и в других чувство патриотизма

Христо -Рождественская церковь села

Христо -Рождественская церковь села

Закончился рождественский пост, и всё этоможнобыло есть верующему православному христианину

Закончился рождественский пост, и всё этоможнобыло есть верующему православному христианину

После установления Советской власти, по всей

После установления Советской власти, по всей

Самарии и округа Самарии в Израиле

Самарии и округа Самарии в Израиле

Время страшных перемен не прошло бесследно, оно оставило отпечаток в сердце каждого человека, отразилось на судьбах миллионов людей

Время страшных перемен не прошло бесследно, оно оставило отпечаток в сердце каждого человека, отразилось на судьбах миллионов людей

Строительство новой церкви в селе

Строительство новой церкви в селе

Колонны местного, праздничного ряда выполнены в объёме 180º

Колонны местного, праздничного ряда выполнены в объёме 180º

Изделия могут быть покрыты сусальным золотом 960 пробы при этом стоимость изделия увеличивается на 75%

Изделия могут быть покрыты сусальным золотом 960 пробы при этом стоимость изделия увеличивается на 75%

Изучение общественного мнения о значении храма в современной жизни нашего села

Изучение общественного мнения о значении храма в современной жизни нашего села

Заключение Я убедились на многочисленных примерах, что 70 лет гонений на православную веру оказались бессильны перед тысячелетней историей православия в нашем

Заключение Я убедились на многочисленных примерах, что 70 лет гонений на православную веру оказались бессильны перед тысячелетней историей православия в нашем

Источники 1. Анна за веком – век

Источники 1. Анна за веком – век
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2020