Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области
Оценка 5

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
география
10 кл—11 кл +1
04.02.2017
Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области
Методические рекомендации по внеурочной деятельности для учителей и обучающихся школ Воронежской области. Туристско-краеведческое движение школьников по выявлению и изучению истории исчезнувших с административной карты Воронежской области населённых пунктов набирает силу и в него включается все большее число школ. Цель поиска состоит в том, чтобы создать историческую реконструкцию исчезнувшего населённого пункта и установить причины, по которым и почему жители покинули привычную среду обитания.
Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области.docx
Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области. Методические рекомендации по внеурочной деятельности для учителей и   обучающихся   школ   Воронежской   области.     Туристско­краеведческое движение   школьников   по   выявлению   и   изучению   истории   исчезнувших   с административной карты Воронежской области населённых пунктов набирает силу и в него включается все большее число школ. Цель поиска состоит в том, чтобы   создать   историческую   реконструкцию   исчезнувшего   населённого пункта   и   установить   причины,   по   которым   и   почему   жители   покинули привычную среду обитания. В   истории   Воронежской   области   известно   множество   причин исчезновения одних и возникновения новых населённых пунктов. Вплоть до самых специфических. Можно привести пример, как в пятидесятые годы ХХ века   исчезло   древнее   поселение   –   село   Ямное   на   Задонском   шоссе.   Его перенесли, ближе к реке Дон, так как на старом месте возникли проблемы с питьевой водой. Другой пример ­ не стало и хутора «Ветряк», на котором жил дорожный мастер. В связи с изменением технологии содержания и ремонта Задонского   шоссе   необходимость   в  постоянном   проживании   здесь   мастера отпала. Но   большинство   причин   исчезновения   населённых   пунктов   в Воронежской   области   связаны   с   экономическими   вопросами.   После постройки крепости Воронеж начинают заселяться земли севернее крепости. Возникают   сёла,   деревни,   хутора.   Близ   с.   Рамонь   выросла   деревенька Париново, население которой несло сторожевую службу. В 1840 г. в с. Рамонь построили   сахарный   завод.   Население   деревни,   кроме   занятия   сельским хозяйством, зимой работало на сахарном заводе, а с начала ХХ века и на кондитерской фабрике, основанной при заводе. В основном жители деревни были наёмными рабочими. После Великой Отечественной войны (1941­1945 гг.)   районный   центр   пос.   Рамонь   разрастался   и   объединился   с   деревней Париново. По данным областного статистического управления Воронежской области к концу ХХ в. деревня Париново исчезла с административной карты Воронежской   области   и  стала   составной   частью   рабочего   посёлка   Рамонь, районного центра Воронежской области. Подобных примеров в Воронежской области достаточно. В 1980­е гг. становится очевидным тот факт, что сельское население катастрофически стареет, молодых сил нет. Начинают исчезать с лица земли целые   деревни.   Поэтому   надо   не   просто   успеть   зафиксировать   названия деревень,   но   и   записать   воспоминания   последних   жителей,   чтобы   по   ним написать   историю   каждой   деревни.   Достаточно   сказать,   что   по   данным специалиста   Управления   архитектуры   и   градостроительства   Воронежской области Л. В. Кригер за период с 1980 по 2005 гг. упразднено 160 населённых пунктов.   Этот   процесс   имеет   свои   глубокие   корни   в   новейшей   истории России. Ещё в конце 1940 – начале 1950­х гг. стало происходить укрупнение колхозов.   А   в   1960­е   гг.   вводится   в   оборот   термин   «неперспективная деревня». Им обозначают сельские поселения, которые в ближайшем будущем должны были исчезнуть. Цель такой политики была двояка. С одной стороны, борьба против личных подсобных хозяйств, с другой – попытка вытолкнуть из села   в   город   рабочие   руки.   В   неперспективных   сёлах   уничтожалась производственная структура: если это было отделение совхоза или бригада колхоза, то всё оборудование, техника, скот переводились  на центральную усадьбу.   При   этом   имеющиеся   производственные   постройки, животноводческие   сооружения   забрасывались.   Следующим   шагом   по ликвидации неперспективных деревень являлось закрытие школ, что обрекало село на умирание. Затем прекращали существование магазины, медпункты. Вопросам   социальной   сферы   власти   не   уделяли   никакого   внимания. Неперспективные   поселения   были   вычеркнуты   чиновниками   из   жизни. Большинство хуторов и малых деревень перестали существовать в 1960 – 70­е гг.   в   связи   с   ошибочной   политикой   государства   по   ликвидации   малых населённых пунктов. В такой обстановке для многих селян миграция в город и   переселение   на   центральные   усадьбы   колхозов   и   совхозов   стала единственным   выходом.   Поиск   будущих   респондентов   следует   начинать именно здесь. Ценные   материалы   по   нашей   теме   появляются   в   центральных периодических   изданиях.   Например,   в   «Российской   газете»   были опубликованы результаты переписи населения Воронежской области в 2010 году, где указано исчезновение многих населённых пунктов. Там же указаны две причины такой трансформации: первая – местные органы власти своим решением   подтвердили   факт   слияния   некоторых   населённых   пунктов   с близлежащими   городами   или   крупными   сёлами,   что   привело   к   их исчезновению с карты области и вторая – произошла ликвидация населённых пунктов в связи с отсутствием в них жителей. Богатая   топонимическая   информация   содержится   в   схемах избирательных   округов   и   в   списках   избирательных   участков, публиковавшихся во всех районных газетах накануне выборов в органы власти различных уровней. Данные схемы и списки позволяют уточнить количество и названия населённых пунктов той или иной местности. Другой тип источников, на которые можно опереться в ходе поиска – это   справочные   издания   по   административно­территориальному   делению, издаваемые Территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Воронежской области. Их печатание после паузы, возникшей в середине   1930­х   гг.   возобновилось   в   послевоенный   период   с   1959   г.   и продолжается по сей день. Они имеются в составе фондов ВОУНБ ИМ. И. с. Никитина.   Структура   справочников   такова,   что   позволяет   сравнивать изменения, происходившие в этот период, в составе поселений одного и того же   сельсовета   или   сельской   администрации   и   определить,  в  какой   период исчезал   с   карты   тот   или   иной   населённый   пункт.   В   изданиях   до   1982   г. указывается принадлежность поселения к конкретному колхозу или совхозу. По   итогам   Всероссийской   переписи   населения   2002   г.   был   опубликован статистический   бюллетень,   в   котором   помимо   перечисления   населённых пунктов приводились данные о количестве населения в каждом из них. С 2006 г. стали выходить реестры по административно­территориальному устройству Воронежской   области,   где   представлены   названия   сельских   поселений   и входящие   в   их   состав   территориальные   единицы   (населённые   пункты),   расстояние   до количество   жителей   в   двухлетней   динамике, административного центра поселения и до административного центра района, площадь   административно­территориальных   единиц   в   гектарах.   Последний такой   справочник   вышел   в   2013   г.   Населённые   пункты,   оставшиеся   без жителей, отмечены и в атласе автомобильных дорог Воронежской области как нежилые. Не   обойтись   юным   исследователям   без   опыта   предшественников. Большую роль в краеведческой работе играет «Словарь названий населённых пунктов Воронежской области», опубликованный в качестве приложения к книге С. А. Попова «Ойконимия Воронежской области». В нём в алфавитном порядке   систематизированы   поселения   региона,   указаны   типы   населённых пунктов (сёла, деревни, хутора, посёлки и т. п.), дана краткая справка по каждому.   Знаком   *   и   полужирным   курсивом   обозначены   исчезнувшие названия. В отдельных случаях приводится время исчезновения и причины. По целому ряду районов изданы книги и даже энциклопедии, в которых поднимается тема исчезнувших поселений. Интересные материалы о судьбе малых населённых пунктов находим в книге Ф. Воробьёва «Каменский район: прошлое и настоящее». Так, хутор Водный (Гефсимания) Каменского района, бывший бригадой колхоза «Родина», распался в конце 1970­х гг., а в 1987 г. был   ликвидирован   решением   облисполкома.   Его   жители   вернулись   в   село Волчанское,   откуда   были   родом   первые   поселенцы.   Хутор   Ельчанск (Студенок)   в   1968   г.   вошёл   в   состав   села   Марки.   Хутор   «Новый   строй» прекратил своё существование в середине 1970­х гг. в связи с переселением   В   «Энциклопедии жителей   на   центральные   усадьбы   колхозов. Верхнемамонского района Воронежской области»[ даётся справка о местных исчезнувших   хуторах.   В   2006   г.   умер   последний   житель   хутора   Себелево (Дружный).   Последние   жители   покинули   хутор   Малахов   в   1986   г.   Хутор «Прогресс» существовал до начала 1990­х гг. и т. д. В 2000 – 2010­е гг. под авторством Л. В. Кригер вышло более 14 путеводителей по районам области (Калачеевский,   Каменский,   Каширский,   Новоусманский,   Ольховатский, Острогожский,   Павловский,   Панинский,   Поворинский,   Подгоренский, Рамонский, Семилукский, Хохольский). В них содержится как информация об историко­культурном наследии местности, так и об особенностях расселения, его динамике. Автор упоминает также об утраченных поселениях и даёт их краткую характеристику. Ценные сведения предоставляют похозяйственные книги   колхозов,   в   которых   фиксировалось   количество   скота,   земли, численность   населения   деревни   и   др.,   а   также   похозяйственные   книги сельских администраций. В последнее время выходит много литературы по истории отдельных сёл и деревень, в которых авторы касаются судьбы исчезнувших населённых пунктов. В своей книге об истории села Новосильское Семилукского района К. Ф. Данилова рассказывает о хуторе Самара, списки жителей которого она обнаружила в в похозяйственной книге Новосильского сельского совета на 1961   год.   Встречи   с   бывшими   жителями   хутора,   беседы   с   ними   помогли исследовательнице   восстановить,   как   сложились   биографии   переселенцев после потери родного очага в других местах.[9] Своеобразным памятником, исчезнувшим   хуторам,  их  жителям  является   книга  В.  Беликова  «О  былых   Она   написана   на   материалах   села хуторах   покаянное   слово». Новопостояловка   и   окрестных   хуторов   Россошанского   района.   Помимо рассказа об истории поселений, занятиях и быте жителей, автор включил в книгу схемы хуторского расселения с обозначением каждого домовладения и важных ориентиров (пруд, магазин, лес, конюшня, школа и т. д.). Значимую информацию содержат архивные документы. Но прежде чем обращаться непосредственно в Государственный архив Воронежской области следует воспользоваться путеводителем по архиву, изданном в 2010 г. Внутри раздела   «Фонды   органов   государственной   власти,   управления   и   местного самоуправления»   даны   шифры   об   имеющихся   фондах   сельских   советов   и содержатся сведения о количестве документов и их хронологических рамках. Например, фонд Большедобринского сельсовета Эртильского района имеет шифр «Р ­ 1330», 237 единиц хранения, охватывающих период с 1946 по 1973 гг.   В   этих   фондах   хранятся   похозяйственные   книги   колхозов.   Списки населённых   можно   обнаружить   в   фондах   районных   советов   депутатов трудящихся. Например, фонд Калачеевского райсовета включает документы 1928 – 1979 гг. В   рамках   внеурочной   деятельности   проходит     областная   экспедиция «Исчезнувшее   село»   в   программе   туристско­краеведческого   движения обучающихся «Край родной», которая предусматривает работу по выявлению исчезнувших населенных пунктов Воронежской области. История населенного пункта,   хотя   и   тесно   связана   с   историей   страны,   однако   имеет   свои уникальные   черты   и   особенности.   За   всю   историю   Воронежского   края появлялись   и   исчезали   многие   населенные   пункты.   По   итогам   переписи населения Воронежскойобласти2010 года число сел и деревень по сравнению с   2002   годом   (предыдущая   перепись)   уменьшилось   на   8,5   тысячи.   Это произошло по двум причинам. Часть сельских населенных пунктов решением местных властей была включена в черту соседних городов и поселков, часть – ликвидирована из­за отсутствия жителей (Российская газета No 4 12.01.2012 с. 5.). Целью данной экспедиции является: выявить исчезнувшие населенные пункты за последние  50 лет и указать их на карте области. Исследование истории исчезнувшего населенного пункта, по сути, недавних событий, может начинаться   с   организации   сбора   и   анализа   источников   «на   местах».   Надо выяснить круг очевидцев изучаемых событий, которые сохранили не только память, но и материалы по истории села (фотоальбомы, кинофильмы, видео ­ фильмы,   грамоты,   дипломы,   благодарности   и   другие   источники).   В дальнейшей  деятельности  важно  использовать  метод  анкетирования.  Перед анкетированием   нужно   провести   с   жителем   исчезнувшего   поселения индивидуальную беседу, в которой нужно объяснить цель их опроса. Вопросы в   анкете   могут   перекликаться,   что   необходимо   для   уточнения   фактов   из истории   населенного   пункта.   Во   время   интервьюирования     для   уточнения фактов, рекомендуется использовать разные источники (сведения нескольких респондентов, письменные материалы и т.д.).  В   Воронежской   области     положительный   опыт изученияисчезнувших сел. В Калачеевском районе много сил и времени этой есть теме отдал краевед И. Письменный.Он со своими учениками установил на территории   района,  ранее   занятых  селами,  таблички,  с  названием   бывшего здесь села и очень краткой историей (дата существования, число жителей, крепостные   или   государственные   крестьяне   здесь   жили,   биографические данные   знаменитых   уроженцев).   В   Калаче   стоит   памятник   посвященный хуторам и селам, которые исчезли с карты района. Такая же работа ведется в селах   Верхняя   Хава,   Верхний   Карачан   и   в   других   населенных   пунктах области. Предлагаемые   формы   работы   в   реализации   внеурочной   деятельности «Исчезнувшее   село»   включают   в   орбиту   поиска   родственников,   знакомых, широкие слои населения района. В ходе работы обучающихся предполагается изучение   архивных   материалов,   краеведческой   литературы,   организация экспедиций,   походов   по   местам   исчезнувших   населенных   пунктов, интервьюирование   старожилов.   Во   время   выхода   на   место   изучаемого населенного   пункта   опрос   старожилов   проводится   согласно   прилагаемому плану описания истории села и анкете.           По   итогам   работы   экспедиции   составляется   план   населенного пункта, с отметкой его местоположения на карте района и соответствующей исторической справкой. Как начать поиск? Цель поиска состоит в том, что бы создать историческую  реконструкцию исчезнувшего населенного пункта на карте района.  Задачи   поисковой   работы   состоят   в   том,   чтобы   установить   границы исчезнувшего населенного пункта, его роль в административно­хозяйственной жизни   района   и   причины   его   ликвидации.   На   основании   документов   и рассказов коренных жителей исчезнувших сел восстановить опись полученных экспедиционных   материалов   к   передаче   в   школьный   музей   (дневники, чертежи, схемы, фотоматериалы, аудио  и видеозаписи, собранные предметы материальной культуры и др.)  3. По результатам полевых (экспедиционно­экскурсионных)  исследований   готовятся   доклады   на   заседания   краеведческих объединений, школьные и районные краеведческие конференции. План камерального этапа (осуществляется в течение учебного года) 1. На основе полевых условий составляется отчет: план с описанием населенного   пункта,   в   который   полученные   данные   во   время   экспедиции систематизируются   по   направлениям: экономическая.    социальная,   культурная, 2.   Изучение   документов   вышестоящих   административных   органов   и местной   администрации   о   строительстве   новых   поселений,   объединения населенных пунктов и их ликвидация. Работа с картами административно­ территориального деления муниципального   района за последние пятьдесят лет с целью выявления изменений в составе населенных пунктов. При этом необходимо установить причины приводящихся изменений. 3. Для выявления уроженцев и жителей исчезнувшего села, выступить с краткой информацией о цели и задаче поиска в районной газете. 4.   Подготовить   для   работы   с   жителями   исчезнувшего   населенного пункта:   тетрадь   (дневник)   рассказов   жителей   бывшего   села   (название населенного пункта); тетрадь рассказов о месте нахождения улиц, площадей, зданий,   административно­хозяйственных   учреждений;   тетрадь   для   записи учреждений культурного и экономического назначения. 5. На плане зафиксировать улицы и здания (план, если он существует, взять в районной администрации). Необходимо установить, чем занимались жители     села,   их   культурное   наследие,   знаменитые   уроженцы,   установить памятный знак на месте исчезнувшего населенного пункта. Экспедиционно­экскурсионный   этап   (посещение   бывшего местоположения   изучаемого   населенного   пункта),   в   рамках   выполнения которого   преимущественно   выполняются   те   задачи,   которые   можно реализовать   в   полевых   условиях   и   второй   –   камеральный   (обработка   работа   с   краеведческой полученных   экспедиционных   материалов, литературой,   архивными   материалами).   Таким   образом,   имеется   большой справочный   материал   для   подготовки   к   проведению   экспедиций   по выявлению исчезающих сельских поселений. План   экспедиционно­экскурсионного   этапа   (предусматривает исследовательскую работу на период летних школьных каникул.) 1.   Организация   экспедиции   на   место   исчезнувшего   поселения   для работы   над   его   планом,   с   указанием   площадей,   улиц   и   зданий,   как общественного   пользования,   так   и   сектора   индивидуального   проживания. Выявление   проживающего     населения   и   сбор   полевой   информации   о   нем. Экспедиция (экскурсии) будут наиболее продуктивными, если к ним заранее подготовиться (изучить предварительную информацию, подготовить фото и видеотехнику,   диктофон,   назначить   ответственных   по   использованию   этих технических средств (поставить перед ними конкретные задачи), подготовить вопросы,   которые   легче   выяснить   при   посещении   объекта   исследования,   а также   организовать   выезд   старожилов   –   ваших   интервьюируемых респондентов).  2. На основании собранного материала подготовить отчет о  работе по выявлению   исчезнувшего   села:   примерный   план   населенного   пункта, установить   границы   поселения,   на   плане   указать     улицы   и   усадьбы   села, занятия   жителей   используя   для   этого   сведения   из   рассказов   уроженцев исчезнувшего   поселения.   В   отчете   указать,   что   было   найдено   в   процессе поиска   (предметы   материальной   культуры,   продукты   ремесел,   документы, фото и т.д.).  Примерная анкета социологического опроса уроженца исчезнувшего села. 1. Ф.И.О. 2. Где и когда родился? 3. Ваши предки (бабушки, дедушки и т.д.) жили со дня основания села или приехали? Когда и кто из них? 4. Год и место рождения Ваших предков?  5. Чем занимались Ваши предки (ремесло, профессия, промыслы)? 6. В какой школе Вы учились? Какое получили специальное  образование? 7. Чем Вы занимались в свободное от работы и учебы время (участие в общественной жизни села, посещение кружков и т.д.). 8. Кто Ваш супруг (супруга) местные уроженцы или приезжие? Сколько членов в Вашей семье? 9.   Где   и   кем   работали   члены   Вашей   семьи?   Награждены   ли Правительственными наградами или имеют Почетные звания? 10. Какое у Вас было жилье в исчезнувшем населенном пункте  (дом, квартира)? 11. Где сейчас проживаете (назовите место жительства), какова  Ваша семья, чем занимаются члены семьи? 12. Кто были Ваши соседи, их занятия? 13.   Какие   ремесла   были   в   Вашем   селе   (деревообработка,   плетение кружев, гончарство, ткачество и др.). 14. Каких знаменитых людей села Вы помните, и какой вклад  они внесли в его экономическое и культурное развитие? 15. Знаете ли, какой вклад внесли жители села в разгром оккупантов в годы Великой Отечественной войны 1941­1945 гг.? 16.   Если   Ваше   село   было   оккупировано   в   период   с   июля   1942г.   по январь 1943 г., то расскажите о жизни села в это время. 17. Что Вам известно об истории села? (Когда возникло, кто основал, какое было название, и менялось ли оно; какие события происходили в селе, повлиявшие на быт населения борьба за землю, гражданская война, установление советской власти, были ли артели или колхозы в селе, что происходило в 90­е годы ХХ в.). 18. Почему исчезло Ваше село? И считаете ли Вы необходимым  его восстановление? Методические   рекомендации   при   написании   истории   населенного пункта необходимо выяснить и учесть следующие пункты: 1.Называние населенного пункта, история его происхождения,  если были изменения названия, то выяснить их причины. 2. Дата основания (какие были улицы и их названия). 3. Дата и причина исчезновения. 4. Сословная принадлежность жителей до 1917 года, если таковая  имелась   (крепостные,   государственные   крестьяне,   однодворцы); вероисповедание, основные и дополнительные занятия. 5.   Духовная   жизнь   населения:   грамотность,   наличие   школ,   их   тип, проведение местных праздников, этнографические особенности (особенности построек, народных традиций, предметов быта, одежды и т.д.)  6.   Экономическое   развитие:   наличие   торговых   заведений,   ярмарок, артелей,   колхозов,   совхозов,   промышленной   кооперации,   фермерских хозяйств; 7.   Какие   знаменитые   уроженцы   родились   или   работали   в   данном населенном   пункте?   Как   были   отмечены   заслуги   этих   людей: правительственные и другие награды, их имена в  названии улиц, на памятных и мемориальных досках. 8.  Постановление местных органов  власти  о ликвидации   населенного пункта или о его слияния с другими (документы райисполкомов, районных администраций и статистических органов).  9. Указать места переселений жителей.

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области

Исчезнувшие населённые пункты Воронежской области
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2017