Искусство 19 века. Франция. Эдуард Мане, Дега. Произведения, особенности живописи.
В последние десятилетия XIX века художественная жизнь Франции являла собой весьма пеструю картину.
Медленно, постепенно ослабевали позиции официального салонно-академического искусства. Продолжали
успешно работать импрессионисты - именно с них на рубеже 60-70-х годов началось радикальное обновление
искусства.
Эдуар Мане родился в Париже 23 января 1832 года. Является «отцом импрессионизма». Художественное кредо
Мане сформировалось в основном под влиянием разочарования, вызванного поражением буржуазной
революции 1848 г. Первым шагом на пути к новому искусству, явились две картины, прозвучавшие как вызов
официальному искусству: "Завтрак на траве" (1863, Музей Орсэ, Париж) и "Олимпия"(1863, Музей Орсэ,
Париж). Так называемый импрессионизм Э. Мане более близок живописи японских мастеров. Он упрощает
мотивы, уравновешивая в них декоративное и реальное, создает обобщенное представление о виденном: чистое
впечатление, лишенное ненужных подробностей, выражение радости ощущения. Вершиной творчества Э.Мане
является его знаменитая картина "Бар в Фоли Бержер" (1882, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон),
которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных
импрессионизму, и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в
искусстве. Четкий передний план картины противопоставлен заднему - неясному и почти фантастическому
зеркальному отражению.
Эдгар Дега (19 июля 1834, Париж — 27 сентября 1917) — французский живописец, один из виднейших и
оригинальнейших представителей импрессионистского движения. Дега не принимал стремление
импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафе-шантана. Он
использовал неожиданные ракурсы и укрупненные планы. Особый драматизм образов очень часто рождается из
неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию.
Работы (Голубые танцовщицы, Хлопковая контора, Танцевальный класс, Абсент, Репетиция).
Понятие «Русские художественные лаки» и история возникновения промыслов лаковой
живописи. Лаковая миниатюрная живопись. Общие сведения о материалах и технологиях.
Русские художественные лаки — одно из важных явлений искусства художественных промыслов России.
На территории РСФСР наибольшей известностью пользуются шесть центров производства художественных
лаков: Федоскино, Палех, Мстера, Холуй — изделия с миниатюрной живописью и Жостово, Нижний Тагил —
лакированные подносы с росписью.
В России искусство лаковой живописи зародилось в XVIII в. Так, все работы по оформлению «лакового
кабинета» в загородном дворце Петра I были выполнены русскими «лакирных дел» мастерами. От XVIII в. до
нас дошли расписные лакированные шкатулки, шкафчики-поставцы. Во второй половине XVIII в. в России
появляется лаковая живопись на металле (Нижний Тагил). В конце XVIII в. возникает промысел
художественных лаков в с. Данилково под Москвой, слившемся позднее с соседним селом Федоскино.
Основателем федоскинского промысла был купец П. И. Коробов.
Технология изготовления лаковой миниатюры:
Палехские лаковые миниатюры пишутся на изделиях - шкатулках, баульчиках, пластинах, брошах, пудреницах,
- изготовленных из папье-маше. Процесс создания заготовки состоит из следующих операций: Самая первая
операция - это раскрой картона. Пластины картона смазываются мучным клейстером и наклеиваются одна на
другую. Затем заготовки обжимаются прессом. После просушки заготовки пропитываются подогретым
льняным маслом. После этого заготовки двое-трое суток сушатся в герметичном шкафу при температуре 100°C.
Потом заготовки тщательно отбираются и передаются столярам. Грунтовки и шпатлёвки изготавливаюся
вручную с применением традиционных приспособлений. Приготовленная из красной глины, масла и сажи
шпатлёвка пропускается через краскотёрку. После высыхания шпатлёвка зачищается пемзой, излишки которой
смахиваются гусиным пером. Внешняя сторона палехских изделий покрывается чёрным лаком №42 (ранее
использовался масляный лак с сажей). Изнутри изделия раньше покрывались масляным лаком с киноварью. В
настоящее время для этого применяется красная эмаль №223. Последняя операция перед росписью - на изделие
снаружи и изнутри в несколько слоёв наносится светлый лак. Ранее для этой цели использовался масляный лак.
В настоящее время используется лак промышленного производства марки 4С (ПФ-283). Каждый слой
просушивается в печи в течение 9 часов при температуре 90°C. Когда полуфабрикаты готовы, их передают
художникам. Краски в Палехе разводят на яичной эмульсии. Перед росписью поверхность изделия
обрабатывается пемзой. Затем художник наносит на полуфабрикат рисунок тонко отточенным карандашом.
Затем изображение прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисточки. По белилам в
строгой последовательности наносятся нужные краски. Закончив работу красками, художник берётся за золото.
Роспись золотом также производится тончайшей кисточкой. В качестве связующего в этом случае используется
гуммиарабик. Иногда используется серебро или алюминиевая пудра. Чтобы нанесённое на изделие золото
приобрело блеск, его необходимо отполировать. Для этого применяется зуб волка. После того, как художник
поставил свою подпись на изделии, оно покрывается лаком и просушивается. Затем изделие полируется.
Окончательная доводка при полировке выполняется только рукой. Поверхность покрывается салом и
обрабатывается в течение часа ладонью, смоченной водой. От трения поверхность лака нагревается,
выравнивается окончательно и приобретает зеркальный блеск
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.