Искусство 19 века. Франция. Импрессионизм (Клодт Моне, Ренуар). Произведения,
особенности живописи.
В последние десятилетия XIX века художественная жизнь Франции являла собой весьма пеструю картину.
Медленно, постепенно ослабевали позиции официального салонно-академического искусства. Успешно
работали импрессионисты - именно с них на рубеже 60-70-х годов началось радикальное обновление искусства.
Слово «импрессионизм» появилось в 1872 году. Его придумал журналист Луи Леруа увидев картину на
выставке «Общества анонимных живописцев» на бульваре Капуцинок (Картина «Восход солнца. Впечатление»
К. Моне. Впечатление по-французски «impression»). Импрессионисты первые вышли из мастерских на улицу,
чтобы писать свои работы с натуры (пленэр). Законы импрессионизма: Никакой черноты. Работы отличаются
радостной цветовой гаммой. Оказалось, что тени можно создавать с помощью дополнительных тонов: синий
— оранжевый, красный, зеленый, желтый — фиолетовый. Линия тоже часто растворяется в легкой дымке.
Никаких деталей, подробностей, тщательной прорисовки.
Клод Моне (1840–1926). Главными сюжетами картин Клода Моне были свет и воздух, а главным принципом
работы – быстрое изображение увиденного состояния природы на пленэре. Он изобрел и довел до совершенства
метод написания серий пейзажей с одним и тем же сюжетом, изменяющимся в зависимости от времени дня,
погоды и времени года. В последние 25 лет жизни Моне пишет цветы, японский мостик, кувшинки и пруд в
своем саду и создает уникальные масштабные панно для музея Оранжери, которые предвосхищают новое,
современное искусство.
Известные картины Клода Моне: «Впечатление. Восход солнца», «Стог сена на закате», «Вокзал Сен-Лазар в
Париже, прибытие поезда», «Лягушатник», «Женщина с зонтиком», «Водяные лилии», «Руанский собор».
Пьер Огюст Ренуар (1841-1919). Французский художник-импрессионист редко бывал на пленэре, игра света и
солнечные пятна были интересны ему, когда падали на нежную женскую кожу или на золотистые волосы
ребенка. Ренуара всегда интересовали люди – и все главные принципы импрессионизма он реализовал в
портретах. Особенности творчества художника Пьера Огюста Ренуара: эмоциональность, мимолетность,
быстрый живописный набросок, создаваемый по первому впечатлению – все те задачи Ренуар решал в
масштабных многофигурных картинах и в камерных семейных портретах.
Известные картины Пьера Огюста Ренуара: «Бал в Мулен де ла Галетт», «Завтрак гребцов», «Портрет
Жанны Самари», «На качелях», «Зонтики», «Портрет госпожи Шарпантье с детьми».
Истоки возникновения художественной росписи по металлу. Технологические и композиционные
особенности Нижнетагильских и Жостовских подносов.
В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид
промысла. Интересно, что такие мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли
старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы. Это Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск,
основанные в 1722 году. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы,
курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий. С целью
обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль
тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю —
выпускнику Императорской Академии художеств В.И. Албычеву. Самой удачной такой попыткой стала
организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы,
изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века. С тех пор этот вид промысла получил
наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем
Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону (изредка по красному, синему,
зеленому). Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие
полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть
людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению (под самовар, для сервировки
обеда), либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные,
овальные.
Традиционный тагильский расписной поднос:
галантные, мифологические или исторические сцены как изобразительное повествование;
рамка, образуемая с помощью тонкого золотого трафаретного орнамента;
четкая фиксация уголков формы вазонами с пышными букетами;
ритм рисунка – как активное движение и композиционное равновесие работы;
четкое следование законам соотношения рисунка, мотива и пространственного фона;
нюансировка – работа прописывается до мельчайших деталей;
следование правилам сочетания цветов;
вариативность фона – цветные, под малахит, с эффектом копчения и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.