Искусство эпохи Возрождения, Высокое Возрождение. Микеланджело.
Высокое Возрождение — период в истории итальянского Возрождения, границы которого определяют от конца
15 века, до первой четверти 16 века, отмеченной трагическим событием: разграблением в 1527 году. Этот
краткий период характеризуется необычайной насыщенностью художественной жизни, созданием многих
шедевров мастерами архитектуры, живописи и скульптуры в Риме. Именно в Вечном городе в это время
сложились уникальные условия органичной контаминации форм античного искусства и нового христианского
мировоззрения. Примерно в одно время наиболее выдающихся художников итальянского Возрождения:
Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти.
Микеланджело Буонарроти – один из наиболее выдающихся представителей эпохи Возрождения. Он творил в
эпоху расцвета наук и искусств в Европе в XV – XVI веках. Он был универсальным и многогранным мастером:
Микеланджело работал и скульптором, и живописцем, и архитектором. Он стремился к синтезу всех трех
искусств.
Работы: Автор скульптур «Бахус», «Давид», «Пьета», статуй Лии и Рахили, Моисея и фресок, украшающих
потолок Сикстинской капеллы («Страшный суд», Сотворение Адама, Давид и Голиаф) . Распятие Святого
Петра в Капелле Паолина Апостольского дворца в Ватикане, Мадонна Дони (картина «тондо»), Ангел с
канделябром (гробница)
Истоки возникновения Мстёрской лаковой миниатюрной
живописи. Материалы и оборудование Мстёрской лаковой
миниатюрной живописи. Основные технологические приёмы.
В XVIII веке Мстёра являлась одним из центров русской иконописи. К
середине XVIII века появились так называемые «мелочные письма» – иконы с миниатюрными сценами и
множеством деталей. О широкой известности мстёрских мастеров свидетельствуют коллекции икон Эрмитажа,
Русского музея, Третьяковской галереи. В начале XX в. были заложены принципы нового вида декоративно-
художественного искусства – лаковой миниатюры Мстёры. Шкатулки и ларцы из папье-маше украшены
разнообразными живописными сюжетами, которые выполнены темперными красками, изготовленными, как и в
иконописи, старинным способом на яичной эмульсии.
Последовательность приемов живописи аналогична иконописи. Сначала рисунок с помощью «припороха»
переносится с кальки на крышку коробки. Затем производится «роскрышь» – нанесение композиции. После
этого начинается детальная длительная «роспись». За ними следуют «плави» – приведение цвета к единству.
Заканчивает письмо «бликовка» белилами либо творёным золотом. Готовая вещь покрывается шестью слоями
прозрачного лака, сушится в печи и полируется.
Характерная особенность мстёрской живописи – Искусство обладает характерным стилем, который невозможно
перепутать с иным направлением. Его отличительная черта – понимание композиции. Она строится на
взаимодействии человека и природы, особой культуре цветов. С помощью градации тоновых переходов мастера
добиваются невероятного многообразия оттенков.
Ковровая декоративность, разнообразность и утонченность колористических оттенков с единством общего тона
композиции. Цветовая гамма – голубовато-серебристая, охристо-желтая и красная. В изделиях сочетаются
растительные и геометрические узоры. В тематике преобладают русские сказки, бытовые сюжеты,
исторические и архитектурные памятники. Художники Мстёры предпочитают изображать людей в привычной
обстановке: за полевыми или крестьянскими работами, рыбалкой, рукоделием и т.д. Один из самых любимых
элементов художника при составлении миниатюры в бытовом жанре является хлеб.
Будущий шедевр начинается с создания папье-маше. На болванку, которая по размеру соответствует
параметрам изделия, нанизывают картон, тщательно промазанный клеящим веществом. Затем заготовку
отправляют под пресс, пропитывают маслом и ставят в специальную печь. Отдельно создают дно изделия и
крышку для него. После того как элементы будут готовы, шкатулку собирают в единое целое и наносят
несколько слоев грунтовки и лака. Каждый раз покрытие тщательно просушивают и отшлифовывают. Затем
картинку переносят на кальку, оборотную сторону скопированного пейзажа натирают сухим коричневым
порошком. После этого рисунок прикладывают на поверхность шкатулки и с помощью цировки (игла со
сглаженным острием) переводят его. Следующим этапом становится раскрытие цветовой гаммы. Мастера
называют процесс термином «роскрышь». Он задает живописную основу будущего произведения. Это
своеобразный прием у художников, заключающийся в первичной раскладке оттенков в пределах имеющего
изображения. С помощью теневой росписи выполняется моделирование картинки. Потом мастер проводит
работу в светлых областях заготовки. Заключительным шагом создания шедевра является покрытием лаком в
несколько слоев и полировка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.