Искусство эпохи Возрождения, Высокое Возрождение. Микеланджело.

  • docx
  • 10.07.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Новый документ (16).docx

Искусство эпохи Возрождения, Высокое Возрождение. Микеланджело.

Высокое Возрождение — период в истории итальянского Возрождения, границы которого определяют от конца

15 века, до первой четверти 16 века, отмеченной трагическим событием: разграблением в 1527 году. Этот

краткий период характеризуется необычайной насыщенностью художественной жизни, созданием многих

шедевров мастерами архитектуры, живописи и скульптуры в Риме. Именно в Вечном городе в это время

сложились уникальные условия органичной контаминации форм античного искусства и нового христианского

мировоззрения. Примерно в одно время наиболее выдающихся художников итальянского Возрождения:

Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти.

Микеланджело Буонарроти – один из наиболее выдающихся представителей эпохи Возрождения. Он творил в

эпоху расцвета наук и искусств в Европе в XV – XVI веках. Он был универсальным и многогранным мастером:

Микеланджело работал и скульптором, и живописцем, и архитектором. Он стремился к синтезу всех трех

искусств.

Работы: Автор скульптур «Бахус», «Давид», «Пьета», статуй Лии и Рахили, Моисея и фресок, украшающих

потолок Сикстинской капеллы («Страшный суд», Сотворение Адама, Давид и Голиаф) . Распятие Святого

Петра в Капелле Паолина Апостольского дворца в Ватикане, Мадонна Дони (картина «тондо»), Ангел с

канделябром (гробница)

Истоки возникновения Мстёрской лаковой миниатюрной

живописи. Материалы и оборудование Мстёрской лаковой

миниатюрной живописи. Основные технологические приёмы.

В XVIII веке Мстёра являлась одним из центров русской иконописи. К

середине XVIII века появились так называемые «мелочные письма» – иконы с миниатюрными сценами и

множеством деталей. О широкой известности мстёрских мастеров свидетельствуют коллекции икон Эрмитажа,

Русского музея, Третьяковской галереи. В начале XX в. были заложены принципы нового вида декоративно-

художественного искусства – лаковой миниатюры Мстёры. Шкатулки и ларцы из папье-маше украшены

разнообразными живописными сюжетами, которые выполнены темперными красками, изготовленными, как и в

иконописи, старинным способом на яичной эмульсии.

Последовательность приемов живописи аналогична иконописи. Сначала рисунок с помощью «припороха»

переносится с кальки на крышку коробки. Затем производится «роскрышь» – нанесение композиции. После

этого начинается детальная длительная «роспись». За ними следуют «плави» – приведение цвета к единству.

Заканчивает письмо «бликовка» белилами либо творёным золотом. Готовая вещь покрывается шестью слоями

прозрачного лака, сушится в печи и полируется.

Характерная особенность мстёрской живописи – Искусство обладает характерным стилем, который невозможно

перепутать с иным направлением. Его отличительная черта – понимание композиции. Она строится на

взаимодействии человека и природы, особой культуре цветов. С помощью градации тоновых переходов мастера

добиваются невероятного многообразия оттенков.

Ковровая декоративность, разнообразность и утонченность колористических оттенков с единством общего тона

композиции. Цветовая гамма – голубовато-серебристая, охристо-желтая и красная. В изделиях сочетаются

 

растительные и геометрические узоры. В тематике преобладают русские сказки, бытовые сюжеты,

исторические и архитектурные памятники. Художники Мстёры предпочитают изображать людей в привычной

обстановке: за полевыми или крестьянскими работами, рыбалкой, рукоделием и т.д. Один из самых любимых

элементов художника при составлении миниатюры в бытовом жанре является хлеб.

Будущий шедевр начинается с создания папье-маше. На болванку, которая по размеру соответствует

параметрам изделия, нанизывают картон, тщательно промазанный клеящим веществом. Затем заготовку

отправляют под пресс, пропитывают маслом и ставят в специальную печь. Отдельно создают дно изделия и

крышку для него. После того как элементы будут готовы, шкатулку собирают в единое целое и наносят

несколько слоев грунтовки и лака. Каждый раз покрытие тщательно просушивают и отшлифовывают. Затем

картинку переносят на кальку, оборотную сторону скопированного пейзажа натирают сухим коричневым

порошком. После этого рисунок прикладывают на поверхность шкатулки и с помощью цировки (игла со

сглаженным острием) переводят его. Следующим этапом становится раскрытие цветовой гаммы. Мастера

называют процесс термином «роскрышь». Он задает живописную основу будущего произведения. Это

своеобразный прием у художников, заключающийся в первичной раскладке оттенков в пределах имеющего

изображения. С помощью теневой росписи выполняется моделирование картинки. Потом мастер проводит

работу в светлых областях заготовки. Заключительным шагом создания шедевра является покрытием лаком в

несколько слоев и полировка.